Preview

Дискурс

Расширенный поиск
Том 9, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1

ФИЛОСОФИЯ

5-17 421
Аннотация

Введение. В статье показывается, какими средствами в теории аргументации может уточняться абдуктивный шаг диалога. Для этой цели задействуются аргументативные схемы, т. е. стереотипные образцы наиболее употребляемых естественных рассуждений. Основная задача работы – предложить уточненную версию аргументативной схемы абдукции и сопроводить ее набором критических вопросов.

Методология и источники. В начале статьи рассматриваются аргументативные схемы абдукции Д. Уолтона, а также C. Ю и Ф. Ценкера, разбираются их достоинства и недостатки. Затем систематизируются особенности абдукции, которые выделяют новейшие логико-эпистемологические исследования. Особый акцент ставится на логической модели, предложенной Д. Габбаем и Дж. Вудсом.

Результаты и обсуждение. Оба подхода (Д. Уолтон, C. Ю и Ф. Ценкер) не лишены проблем. Несколько нивелировать их позволяют последние результаты исследований абдукции, полученные в области логики и эпистемологии. Ключевыми для понимания оказываются идеи Дж. Вудса: абдукция предполагает сохранение незнания и основывается на отношении заключаемости. Это слабое рассуждение, которое не может быть отделено от других аргументов. Все это позволяет уточнить почти неизвестную (с интеррогативным заключением) схему абдукции, которая была предложена еще Ч. С. Пирсом.

Заключение. Автор предлагает собственный вариант формулировки аргументативной схемы абдукции, которая базируется на малоизвестном предложении Ч. С. Пирса. Ее формальную составляющую задает переход от консеквента к антецеденту с заключением для исследования (investigand mood), а материальная составляющая отражает рассуждение от удивления к исследованию. Спорные аспекты схемы поясняет модель Д. Габбая и Дж. Вудса. Она же уточняет и возможности критических вопросов, которые, сопровождая схему, несколько теряют свою традиционную функцию оценки.

18-28 485
Аннотация

Введение. Кризис капиталистической общественно-экономической формации обуславливает актуальность проектирования посткапиталистического общества. В статье выявляется преимущество социально-онтологического подхода над идеологическим подходом к этому проектированию. При этом ставится новая проблема социокультурной концептуализации посткапиталистической реальности на языке капиталистической культуры.

Методология и источники. Проблема посткапиталистического межформационного перехода, зародившаяся в рамках марксизма, может быть решена только путем его социально-философской самокритики. Лидерами такой самокритики по вопросу об идеологическом выражении посткапиталистических проектов стали А. А. Коряковцев, С. В. Вискунов, П. Н.Кондрашов, Д. А. Давыдов, И. Яхот и Дж. Холлоуэй. Любой научный социально-онтологический анализ текущего межформационного перехода опирается на обобщенные эмпирические данные частных наук и на общественно-историческую практику.

Результаты и обсуждение. Посткапиталистической повестке соответствует принцип метаполитичности, потенциально позволяющий выйти за рамки влияния широкого спектра идеологий, используемых капиталом для своей защиты. Никакая идеология в принципе не может точно указать пути посткапиталистической трансформации общества, так как общественное бытие всегда более содержательно и более непредсказуемо, нежели общественное сознание. В конечном счете, новое – это объективный процесс и результат самой жизни, а не насилие над жизнью со стороны человеческой мысли. То, что в духовной сфере действительно способно вывести за рамки капитализма, должно казаться как минимум странным тем людям, которых капитализм сформировал. А наиболее важные из посткапиталистических идей вообще не должны концептуализироваться на языке капиталистической культуры. Объективное содержание движущих сил развития общества концептуализировано марксистской социальной онтологией с помощью понятия «производительные силы». Важнейшей из производительных сил выступает человек. Общественно-экономическая формация является особым способом организации сущностных сил человека, и потому межформационный переход имеет антропологическую природу. Развитие труда до состояния всеобщего труда и становление других сущностных сил ведет к разложению капитализма.

Заключение. Условием общественного успеха посткапиталистических проектов является смена идеологической мотивации на онтологическую – следует пересмотреть всю актуальную социальную проблематику «под углом зрения» развития производительных сил.

29-42 277
Аннотация

Введение. Проблемы референции, истины и реализма являются очень значимыми для современного философского дискурса. Интересные трактовки данных проблем дали такие мыслители, как Поль Рикёр и Хилари Патнэм. Будучи изначально представителями разных философских традиций, они оба тем не менее пришли к схожим выводам по ряду обозначенных выше вопросов, что позволяет говорить о возможной перспективе плодотворного философского синтеза позиций двух авторов. Целью работы является обоснование теоретической возможности подобного синтеза, а именно того, как разные элементы теории Патнэма могут быть улучшены привлечением подхода Рикёра, изложенного в его концепции метафорической истины. Несмотря на очевидную близость двух авторов, на данный момент не существует работ, где концепция метафорической истины Рикёра была бы сопоставлена с философией Патнэма.

Методология и источники. Чтобы решить эти задачи мы прибегли к изучению авторских первоисточников, в которых раскрывается методология обоих философов. Особая актуальность статьи связана с необычным ракурсом рассмотрения проблем, важных для философии конца XX – начала XXI в., связанных с осмыслением нашего мышления, роли языка в создании картины мира и вытекающей отсюда возможности построения онтологии особого толка.

Результаты и обсуждение. В результате исследования было выявлено множество пересечений в рассмотрении авторами концепции истины, проблемы реализма и теории референции, а также в том, как философы определяют связь между языком и реальностью. Больше всего сходств обнаружено в соотношении между концепцией метафорической истины Рикёра и философией Патнэма периода внутреннего реализма.

Заключение. В статье делается вывод о том, что в философских подходах обоих мыслителей очень много общих интуиций относительно того, в каком направлении можно развивать исследования теории истины и референции, а также проблемы реализма как одной из фундаментальнейших проблем философии на протяжении всей ее истории.

43-52 275
Аннотация

Введение. Современность, характеризуемая рамками «неолиберальной доктрины мирового развития», определяет основные векторы развития высшего образования. «Угасание» гуманистического смысла образования, понимание миссии университета исключительно как вклада в общественное благополучие через технологические прорывы и бизнес – все это заставляет вернуться к осмыслению миссии университета. Новое изучение этой миссии определяется влиянием философии коммунитаризма на деятельность университета на треке устойчивого развития.

Методология и источники. Исследование проблем, с которыми сталкивается система высшего образования, изучение миссии университета в контексте устойчивого развития общества и влияние философии коммунитаризма и «capability approach» («подход, основанный на возможностях») опираются на системный подход, позволяющий рассматривать университет в качестве целостной, институционально организованной подсистемы общества. Социокультурный подход дает возможность рассматривать университетскую корпорацию как коллективный субъект образовательной, научной и других видов деятельности, ориентированных на ценности общественного и личного блага.

Результаты и обсуждение. Противостоять господству неолиберализма пытаются концепции коммунитаризма, главная идея которых заключается в моральном совершенствовании общества через возрождение традиционных ценностей и воспитание личности (А. Макинтайр). Схожими идеями по развитию моральных качеств личности, отрицанию «эгоцентричной сущности человека», утверждению приоритета общего над частным обладает философия «capability approach» (А. Сен, М. Нассбаум). Полноценное человеческое функционирование зависит от набора способностей и возможностей, например, способности получить образование, участвовать в общественной и политической жизни, реализовать собственную траекторию развития и т. д. Чем больше набор этих возможностей в жизни каждого человека, тем выше оценивается ее качество. Философия «возможностей» и философия коммунитаризма сопрягаются с концепцией устойчивого развития общества. Модели «устойчивых университетов», реализующие практики взаимодействия с обществом, пытаются воплотить на практике коммунитаристкие идеи, создавая баланс интересов личности и общества, общественного блага и личной свободы.

Заключение. Соединение идей коммунитаризма с идеей устойчивого развития может дать новый импульс развитию университета и изменить содержание его миссии, усилить ее гуманитарную направленность.

СОЦИОЛОГИЯ

53-68 309
Аннотация

Введение. В статье анализируются актуальные возможности диагностики социума в военное время, опирающейся на предметное содержание и методы социологии, как нетривиальной задачи для социологов-преподавателей высшей школы.

Методология и источники. Теоретическими источниками исследования послужили труды классиков социологии (О. Конт, К. Маркс, Э. Фромм, К. Манхейм) и современных российских социологов (М. К. Горшков, С. А. Кравченко, Ж. Т. Тощенко, В. Я. Фетисов), определяющих задачи социологической диагностики. В качестве исторического образца их постановки анализируется «Диагноз нашего времени» К. Манхейма. Эмпирическую базу составили официальные документы Российской Федерации, результаты опросов ВЦИОМ, материалы публичных дискуссий в российских медиа, экспертные оценки и примеры аналитики динамики гражданского общества в условиях специальной военной операции (СВО). Используются методология социокультурного анализа, социального конструктивизма, типологический метод как специфическая исследовательская стратегия, позволяющая формулировать комплексные оценочные суждения.

Результаты и обсуждение. На основе опыта К. Манхейма в статье обсуждаются актуальные возможности социологической диагностики, опирающейся на сущностные характеристики общества. В противоположность технократическим подходам утверждается, что социологический рационализм не сводится к научно-экспериментальному. Он включает в анализ социальной динамики проблематику естественного закона как свой методологический принцип. На этой основе формулируются задачи социологической диагностики: исследование процесса оценивания как фактора социальных изменений, воспроизводящего «кризис оценок». Рассмотрены его механизмы (перенос, преобразование, замена нетрадиционными эквивалентами, создание новых ценностей) и способы обоснования (утилитарное оправдание, вера в лидера, класс, расовоэтническая общность). Показано, что целостное понимание сдвигов в системе оценок достигается посредством конструирования идеально-типических понятий, опирающихся на аксиологическое сознание исследователя. Намечается исследовательская стратегия социологической диагностики: собирание образцов, моделей самоопределения в условиях военного времени и их публичный дискурс. Практическое применение социологического знания связывается с созданием ценностно-вероятностных сценариев развития общества как стимулов социально-экономических и политических преобразований.

Заключение. Социологический диагноз обществу военного времени требует конструирования концептуальных идей, собирающих образы будущего, которые отвечают приоритетам безопасности, личных свобод и инновационности. Весьма перспективной представляется идея «собирающей», в идеале – соборной демократии.

69-83 327
Аннотация

Введение. Статья посвящена изучению того, как ученые формируют в Интернете свой социальный капитал. В академической среде всегда высоко оценивалось его значение, однако тема «оцифровки» социального капитала остается слабо раскрытой в современных исследованиях. Цель статьи заключается в том, чтобы оценить опыт формирования виртуального социального капитала молодыми учеными.

Методология и источники. Методологической базой для исследования стали работы «классиков» в области социального капитала (П. Бурдье, Р. Патнема, Дж. Нахапиета) и тех современных ученых, кто сейчас формирует теорию виртуального социального капитала (Н. Эллисон, С. Стейнфилд, С. Лэмп) и закладывает принципы его измерения (К. Лин, Д. Уильямс, С. Чиу). Опрос методом анкетирования был проведен в январе–апреле 2022 г. Эмпирической базой стало исследование молодых ученых НГТУ (аспиранты, кандидаты наук до 35 лет, доктора наук до 45 лет и сотрудники без степени до 35 лет, занимающиеся научно-исследовательской или научно-педагогической деятельностью). Выборочная совокупность при N = 361 составила 186 респондентов. Тип выборки – стратифицированная, с квотированием по факультетам.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования показывают, что молодые ученые в большей степени переносят в онлайн-среду паттерн офлайн-поведения, где в академических сообществах важны научные достижения и академические связи. Респонденты формируют виртуальный социальный капитал закрытого типа, переносят в интернет-пространство существующие сети академических связей, в большей степени используют академические интернет-платформы для самопрезентации и поиска информации, демонстрируют асимметричную модель поведения, игнорируя нормы взаимности при распределении ресурсов внутри социальной группы.

Заключение. При всех технологических возможностях, социальных предпосылках и ожидаемых выгодах от формирования виртуального социального капитала молодые ученые с осторожностью и не в полной мере реализуют имеющийся в интернет-среде потенциал для его увеличения и использования в научной деятельности.

84-96 333
Аннотация

Введение. В данной статье предпринимается попытка рассмотреть социальную интеграцию национальных меньшинств в Литве. Научная новизна данного исследования заключается в выявлении основных социальных механизмов интегрирования национальных меньшинств. Авторы фокусируют свое внимание на интеграции представителей польского национального меньшинства ввиду их многочисленности и активной политической позиции.

Методология и источники. В ходе исследования большое внимание было уделено работам литовских социологов, благодаря которым изучались понимание термина «социальная интеграция» применительно к кейсу Литвы, идентичность проживающих в Литве поляков, а также интеграция национальных меньшинств в литовское общество посредством системы образования. В рамках исследования были проведены экспертные и нарративные интервью с представителями польского национального меньшинства для более глубокого понимания ситуации.

Результаты и обсуждение. На основании данных, полученных в ходе исследования, авторы приходят к выводу, что существующее в Литве законодательство создает благоприятные условия для защиты прав национальных меньшинств, а также способствует сохранению их идентичности и развитию культур. Однако несмотря на это, представители национальных меньшинств изъявляют желание обладать отдельным законом о национальных меньшинствах, который бы четко определял и регулировал их права. Важным показателем интегрированности национальных меньшинств является владение литовским языком.

Заключение. Система образования создает возможности для национальных меньшинств приобрести необходимые компетенции и хорошо овладеть государственным литовским языком. А коммуникация способствует совершенствованию языковых навыков. Именно хорошее владение государственным литовским языком способствует обогащению круга общения и интеграции в литовскую социальную систему.

97-115 355
Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке принципов и методов социологического сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи в цифровой среде. В статье представлены результаты исследований социально-профессиональных устремлений, ценностных ориентаций и мотивации к получению профессии у современных абитуриентов. Проведен анализ некоторых когнитивных особенностей выпускников школ, влияющих на их выбор специализации и вуза.

Методология и источники. Методологическая база включала деятельностные теории мотивации А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского, психологию установки Д. Н. Узнадзе, современные социологические исследования рационального выбора вуза абитуриентами (Л. Абдрахманова, Э. Никонова, J. Kinzie, M. Palmer, J. Hayek, D. Hossler, S. A. Jacob и др.). Для решения задач анализа конструирования реальности высшего образования с помощью зрительных образов авторы опирались на традиции визуальной социологии.

Результаты и обсуждение. Эмпирической базой при написании статьи стали результаты семилетнего мониторинга (2015–2021 гг.) «Мотивы и факторы выбора вуза абитуриентами технических специальностей» (N = 3700 чел.) одного из ведущих вузов России – Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). Анализ динамики ценностно-мотивационного портрета молодежи продемонстрировал, что абитуриентов, принадлежащих поколению Z, отличают мобилизационная мотивация и прагматические ценности. Подтвердилась гипотеза о влиянии принципа получения результата «здесь и сейчас» на решения, принимаемые будущими инженерами цифрового поколения. Полученные результаты приводят к выводу о том, что для повышения уровня профессиональной мотивации и привлечения к поступлению в вуз поколения Z необходима кардинальная смена поля коммуникативного взаимодействия с офлайн на онлайн.

Заключение. В заключении авторы статьи на основании результатов своих исследований предлагают некоторые направления развития коммуникационных стратегий в работе с абитуриентами цифрового поколения, особо отмечая, что важной составляющей успеха коммуникационной стратегии современного вуза во взаимодействии с молодежью является качественная, быстрая и регулярная обратная связь с использованием средств визуализации сообщения.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

116-129 228
Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено изучению лингвокультурной специфики и особенностей функционирования темпоральных маркеров, моделирующих художественное пространство стихотворения М. Эминеску «Pe aceeași ulicioară». Универсальная категория темпоральности представляет собой объект исследований на стыке разнообразных научных дисциплин: лингвистики, психолингвистики, литературоведения и культурологии. Таким образом, актуальность данного исследования в первую очередь связана с его междисциплинарностью. Новизна исследования заключается в том, что лингвокультурный анализ темпоральных маркеров в стихотворении М. Эминеску «Pe aceeași ulicioară» проводится в рамках антропоцентрической парадигмы. Цель исследования состоит в выявлении специфики темпоральной структуры стихотворения «Pe aceeași ulicioară» с учетом смыслообразующей функции темпоральных маркеров в его когнитивном сценарии, моделирующих темпоральную перспективу стихотворения и эмоциональный мир лирического героя.

Методология и источники. Теоретическая основа исследования представлена работами лингвистов, занимавшихся анализом сущности категории темпоральности, а также лингвокультурной специфики эмоциональных концептов в антропоцентрической парадигме. В данной статье при анализе языкового материала были использованы метод концептуально-фреймового анализа, описательный метод, контекстуальный и интерпретационный методы.

Результаты и обсуждение. В центре художественного пространства лирических произведений М. Эминеску находится его лирический герой с богатым внутренним миром – эмоциональный человек, ностальгирующий по прошлому и чутко откликающийся на смену настроений в современном ему обществе. В статье представлены результаты категоризации лексем-маркеров темпоральности, структурирующих временные планы настоящего и прошлого в контексте описания эмоционального мира лирического героя.

Заключение.   Было установлено,   что временные маркеры в стихотворении М. Эминеску «Pe aceeași ulicioară» выполняют функцию локализации описываемых событий в рамках художественного пространства стихотворения, соотнося их с временным планом настоящего или прошлого, и таким образом структурируют мир эмоциональных переживаний лирического героя. Рассматриваемые в статье художественные концепты «прошлое», «настоящее» и «любовь» тесно взаимодействуют друг с другом в рамках когнитивного пространства анализируемого стихотворения. Смыслообразующей доминантой стихотворения является концепт любви, объединяющий выделенные концепты в рамках сюжетной линии стихотворения, являющейся отчасти автобиографичной.

130-141 399
Аннотация

Введение. Рассматриваются особенности функционирования табуированной лексики, которая является многообразной и неустранимой особенностью современного кинематографа. Цель исследования – анализ функционирования табуированной лексики в языковом аспекте для совершенствования применения зарубежного контента в соответствии с цензурными требованиями. Для этого ставится задача проанализировать корпус табуированных единиц, выявить основные закономерности допустимого применения табуированной лексики и охарактеризовать возможные пути оптимизации ее применения.

Методология и источники. Статья представляет результаты анализа табуированной лексики в западном кинематографе, основанного на комплексном семантико-дискурсивном и прагматическом подходе. Частнолингвистические методы наблюдения, описания и количественного подсчета используются наряду с общелингвистическими методами сравнения. Информационную базу исследования составили более 300 примеров табуированной лексики, подобранные методом сплошной выборки из 19 фильмов западного кинематографа и интернет-источника scripts.com, а также словари сленга и жаргона.

Результаты и обсуждение. Принимая во внимание многостороннее исследование табуированной лексики, статья выявляет более 30 единиц, описывающих гендерные и социальные особенности табу в лексике английского языка, несущие директивный характер. Подобные единицы повсеместно используются в западном кинематографе, снижая регистр речи киногероев и общий культурный уровень киноиндустрии. Анализ демонстрирует, что, несмотря на недопустимость сниженного регистра, табу способно создавать правдоподобные образы киногероев и их сценарного поведения.

Заключение. Как показало обращение к проблеме табуированности, ее применение носителями английского языка в кинофильмах вызвано соображениями повышения эмоциональной и оценочной выразительности высказываний. Обращает на себя внимание маргинализированная среда и тематика общения на темы преступлений и нетрудовых доходов, с помощью табу обусловливающая директивность дискурса и языковую игру.

142-153 306
Аннотация

Введение. Целью данной статьи является исследование приема фрагментации человека через рассмотрение использованных автором телесных метафор, а также построение ключевых моделей метафорических переносов на материале романа Т. Моррисон «Возлюбленная». Научная новизна исследования определяется тем, что до настоящего момента не предпринималось попыток когнитивно-семантического исследования телесных метафор в данном романе. Актуальность исследования обусловливается возросшим интересом лингвистов к изучению концептуальных авторских метафор в художественном тексте.

Методология и источники. Проводится семантико-когнитивный анализ телесных метафор, выделяются ключевые денотаты сферы-цели и сферы-источника метафорической проекции. Выявляется связь между характером метафор и главной темой произведения – темой рабства и ее деструктивным влиянием на жизнь человека.

Результаты и обсуждение. Среди денотатов сферы-цели было обнаружено 7 ключевых элементов, участвующих в создании моделей телесных метафор: глаза, голова, сердце, спина, руки, пальцы, кожа. На основе полученных данных построено 26 метафорических моделей. Наибольшее количество денотатов имеет сфера-цель глаза (6), спина (5) и кожа (5).

Заключение. Исследование показало, что телесные метафоры активно используются автором при описании человека. Прием фрагментации способствует выявлению особенностей деструктивного воздействия рабства на личность. Заменяя целостное представление человека фрагментированным, Т. Моррисон выделяет в облике каждого из действующих в романе лиц те фрагменты тела, которые в наибольшей степени характеризуют личность и судьбу каждого из них, и посредством метафоризации наделяет эти фрагменты особым символическим смыслом.

154-166 472
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования способов реализации квалификативной категории оценочности в структуре оценочных субжанров экспертной и профессиональной сетевой кинорецензии. Автор исходит из положения о том, что оценочность является средством экспликации ценностного отношения индивида к содержанию кинокартины. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью способов манифестации позиции автора в структуре оценочного жанра сетевой кинорецензии. Рассматривается взаимосвязь категорий оценки и оценочности с фактором субъекта и модусом как средством экспликации субъективных смыслов высказывания.

Методология и источники. Методология исследования базируется на типологизации оценочных смыслов Н. Д. Арутюновой. Методика исследования сводится к частеречной разметке текстов рецензий, идентификации оценочных единиц, включающих качественные прилагательные и наречия, а также описанию и сопоставлению доминирующих типов оценки, реализующих категорию оценочности в текстах кинорецензий и актуализирующих авторскую позицию. Материалом исследования послужили тексты экспертных и профессиональных кинорецензий, отобранных из сетевого архива издания Film Criticism и интернет-портала metacritic.com.

Результаты и обсуждение. С использованием частеречной разметки текста и метода квантитативного анализа были описаны и сопоставлены доминирующие оценочные категории, реализованные в текстах сетевых профессиональных и экспертных кинорецензий. Показано, что наиболее репрезентативным типом оценки в рамках данных оценочных субжанров является категория эмоциональной оценки. Установлено, что в экспертном оценочном дискурсе наиболее часто реализуются значения нормативной и этической оценки, в то время как в текстах профессиональных кинорецензий преобладают общеоценочные предикаты.

Заключение. Исследование позволило заключить, что рассматриваемые жанры характеризуются повышенной экспрессивностью и эмотивностью, однако реализация авторской позиции в дискурсе экспертной кинорецензии имплицирует ориентированность на осмысление структурного содержания нормы и осуществление детального анализа содержания фильма, в то время как в профессиональных кинорецензиях наблюдается стремление к генерализации оценочных признаков, что указывает на более низкий уровень компетенции авторов.

167-184 411
Аннотация

Введение. В статье анализируется фреймово-концептуальная структура американского популярно-психологического дискурса и затрагиваются используемые в нем средства речевого воздействия. Указанный дискурс представляет собой набор семиотических произведений, направленных на популяризацию и внедрение идей/концепций, связанных с вопросами практической психологии. Цель статьи – в общих чертах описать фреймово-концептуальную композицию американских популярно-психологических текстов.

Методология и источники. Используются методы тематико-жанрового отбора текстов, контент-анализ. Главный метод – интерпретационный: излагается суть каждого текста, извлекается его смысл, выделяются фреймы и концепты. Материалы варьируются от научных и научно-популярных публикаций до популярных психологических бесед, выступлений TED, коучинга и лекций по терапии. В целом, популярная психология в США происходит из нескольких источников, среди которых наиболее влиятельными являются философия самопомощи; психотерапевтические/психиатрические модели гуманистической психологии; трансперсональная психология, включая мистицизм, паранормальный и религиозный опыт, практики индуизма, буддизма, даосизма, каббалы, теософии и др.

Результаты и обсуждение. Выявлено, что базовыми концептуальными единицами американского популярно-психологического дискурса являются: концептуальный фрейм ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ с субконцептом ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ и субсубконцептами САМООСОЗНАННОСТЬ и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА; концептуальный фрейм ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/РАБОТА/УЧЕБА с субфреймами РАБОТА В КОРПОРЦИИ/ОФИСЕ (с субсубфреймом ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ), ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА/УЧЕБА с субконцептами ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ/ПРОДУКТИВНОСТЬ/ДОСТИЖЕНИЯ; концепт УСПЕХ с разными сценарными субконцептами; концепт ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ со сценарным субконцептом ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ВОЗМОЖНОСТИ. Для популярно-психологического дискурса характерны смешение стилей, множественная адресатность, публичность, нарративность, квазидиалог с реципиентами, эмпирические экземплификации, применимость к повседневной жизни.

Заключение. Этот дискурс развивает собственные концепты и концептуальные фреймы, обладает потенциалом для рефрейминга смысловых конструктов реципиентов. Он генерирует и сценарии (скрипты), например, концепт САМООСОЗНАННОСТИ (MINDFULNESS) становится основой современных американских психологических и психотерапевтических практик. Данный дискурс демонстрирует информативный, аргументативный, персуазивный, иллюстративный (или иносказательный) типы речи; он логичен, идиоматичен, содержит яркие выразительные средства, используемые для речевого воздействия.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)