Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Мотивационный портрет абитуриента цифрового поколения

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-97-115

Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена потребностью в разработке принципов и методов социологического сопровождения процесса профессионального самоопределения молодежи в цифровой среде. В статье представлены результаты исследований социально-профессиональных устремлений, ценностных ориентаций и мотивации к получению профессии у современных абитуриентов. Проведен анализ некоторых когнитивных особенностей выпускников школ, влияющих на их выбор специализации и вуза.

Методология и источники. Методологическая база включала деятельностные теории мотивации А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского, психологию установки Д. Н. Узнадзе, современные социологические исследования рационального выбора вуза абитуриентами (Л. Абдрахманова, Э. Никонова, J. Kinzie, M. Palmer, J. Hayek, D. Hossler, S. A. Jacob и др.). Для решения задач анализа конструирования реальности высшего образования с помощью зрительных образов авторы опирались на традиции визуальной социологии.

Результаты и обсуждение. Эмпирической базой при написании статьи стали результаты семилетнего мониторинга (2015–2021 гг.) «Мотивы и факторы выбора вуза абитуриентами технических специальностей» (N = 3700 чел.) одного из ведущих вузов России – Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). Анализ динамики ценностно-мотивационного портрета молодежи продемонстрировал, что абитуриентов, принадлежащих поколению Z, отличают мобилизационная мотивация и прагматические ценности. Подтвердилась гипотеза о влиянии принципа получения результата «здесь и сейчас» на решения, принимаемые будущими инженерами цифрового поколения. Полученные результаты приводят к выводу о том, что для повышения уровня профессиональной мотивации и привлечения к поступлению в вуз поколения Z необходима кардинальная смена поля коммуникативного взаимодействия с офлайн на онлайн.

Заключение. В заключении авторы статьи на основании результатов своих исследований предлагают некоторые направления развития коммуникационных стратегий в работе с абитуриентами цифрового поколения, особо отмечая, что важной составляющей успеха коммуникационной стратегии современного вуза во взаимодействии с молодежью является качественная, быстрая и регулярная обратная связь с использованием средств визуализации сообщения.

Об авторах

Е. В. Строгецкая
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Строгецкая Елена Витальевна – кандидат политических наук (2000), доцент (2004), заведующая кафедрой социологии и политологии 

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



И. Б. Бетигер
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Бетигер Ирина Борисовна – заместитель руководителя службы социологического и психологического сопровождения учебного процесса 

ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022



Список литературы

1. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I: The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford: Blackwell Publishing, 2010.

2. Шестакова И. Г. Человеческий капитал в цифровую эпоху // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 1. С. 56–63. DOI: 10.17586/2310-11722018-11-1-56-63.

3. Бхалла А., Чакраворти Б., Чатурведи Р. Ш. Самые цифровые страны мира: рейтинг 2020 года // Большие идеи. 12.01.2021. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/853688/ (дата обращения: 09.12.2022).

4. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения: 09.12.2022).

5. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 09.12.2022).

6. Bauman Z. Universitias: Old, New and Different // The Postmodern University? Contested Visions of Higher Education in Society. Buckingham: Open Univ. Press, 1997. P. 78–87.

7. Кулакова А. Б. Поколение Z: теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42). DOI: 10.15838/tdi.2018.2.42.6.

8. Федотова Н. Н. На пути к процессуальной теории идентичности // Философские науки. 2014. № 11. С. 70–81.

9. Доля пользователей интернета в России среди молодежи приблизилась к 100 % // РБК. 12.01.2021. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/12/01/2021/5ffde01e9a79478eb5230426 (дата обращения: 09.12.2022).

10. Строгецкая Е. В., Бетигер И. Б. Парадигма смарт-образования: ожидаемые результаты и реальный опыт студентов // Дискурс. 2021. Т. 7, № 2. С. 94–107. DOI 10.32603/2412-8562-2021-7-294-107.

11. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн // Think with Google. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer-insights/consumer-trends/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privycheki-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения: 09.12.2022).

12. Ректоры российских вузов признали приемную кампанию успешной // Минобрнауки России. 17.08.2021. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=38487 (дата обращения: 09.12.2022).

13. Ярошевский М. Г. Л. С. Выготский: в поисках новой психологии. СПб.: Международный фонд истории науки, 1993.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977.

15. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.

16. Абдрахманова Л. В., Никонова Э. И. Основные факторы, влияющие на выбор вуза абитуриентом // Вестн. экономики, права и социологии. 2017. № 3. С. 113–116.

17. Fifty Years of College Choice: Social, Political and Institutional Influences on the Decision-making Process / J. L. Kinzie, M. Palmer, J. Hayek, et al. Indianapolis: Lumina Foundation for Education, 2004.

18. Богданова Н. М. «Визуальная социология» – новая наука или особый угол зрения? // Социол. журн. 2012. № 3. С. 67–79.

19. Миков Ю. В., Табала О. В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студента // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 119–124.

20. Авакова Э. Б., Кузнецов А. А. Взаимодействие образовательных учреждений и организаций-работодателей в условиях цифровизации // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 1. С. 82–88. DOI 10.51692/1994-3776_2021_1_82.

21. Волегов В. С. Анализ представлений обучающихся основной школы Пермского края о социально-профессиональной структуре как элемент готовности к профессиональному самоопределению // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2019. № 2. С. 273–283. DOI: https://doi.org/10.17072/2078-7898/2019-2-273-283.

22. СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – как поступить? | Первый электротехнический – 10 фактов. 2020 // Навигатор поступления. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Xt_DZtyXNzg (дата обращения: 09.12.2022).

23. «ЛЭТИ» Электротехнический институт| Как поступить в СПбГЭТУ? 2019 // Вперед за высшим! Образование и вузы Петербурга. YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MCze5DHbhIk (дата обращения: 09.12.2022).

24. Битва Университетов (ЛЭТИ vs ИТМО). 2017 // ВОЙС STANDUP. YouTube. URL: https://youtu.be/56OYyi5kBFY (дата обращения: 09.12.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Строгецкая Е.В., Бетигер И.Б. Мотивационный портрет абитуриента цифрового поколения. Дискурс. 2023;9(1):97-115. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-97-115

For citation:


Strogetskaya E.V., Betiger I.B. Motivational Portrait of Digital Generation Applicant. Discourse. 2023;9(1):97-115. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-97-115

Просмотров: 274


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)