Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Научная иллюстрация: от информационного сопровождения к культуре участия

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-95-105

Полный текст:

Аннотация

Введение. Визуализация научного знания, насчитывающая уже не одно столетие, для каждого нового поколения ученых продолжает оставаться темой остроактуальной. Это связано с постоянно изменяющимися техническими и технологическими средствами презентации научных данных, а также с изменением самого коммуникативного пространства науки. Современная научная жизнь и деятельность ученых находятся постоянно в зоне острого конфликта между сохранением свойственных науке принципов элитарности, герметичности, исключительности и столь же необходимых для ее существования принципов открытости, общедоступности, массовизации. Анализ места и роли визуализации научного знания, на наш взгляд, позволяет обнаружить ресурсы и модели управления указанным конфликтом в сфере научной коммуникации. Цель исследования – раскрыть возможности научной иллюстрации в снятии противоречий между рациональным и образно-художественными формами, что приобретает особое значение для решения задачи популяризации науки в современном обществе.

Методология и источники. Методологическими принципами исследования стали культурологический подход при описании этапов развития научной иллюстрации, а также методы сравнительного, типологического, контекстуального анализа. Для написания работы мы использовали источники, позволявшие анализировать историю становления и современное состояние научной иллюстрации, а также видовое разнообразие визуализации научного знания (работы Аши Ребекки Зуриты, Мартина Кемпа и Дерека Дж. Росса). Информационными источниками стали исследования Science Art в контексте решения задач популяризации научного знания и массовизации науки, проведенные А. Резниковой и Л. Архиповой.

Результаты и обсуждение. В предлагаемой статье научная иллюстрация рассматривается как визуальная практика, нацеленная на преодоление границ между наукой, искусством и образованием. Рассматриваются четыре принципиально различных периода эволюции научной иллюстрации: иллюстрация как инструмент работы с информацией, труднодоступной для человеческого глаза (изначально в интересах медицины); с появлением и развитием фотографии - дрейф научной иллюстрации в направлении изобразительного искусства при возрастающем значении художника (рисующего), а не предмета изображения; с усложнением видового разнообразия визуальной репрезентации научной информации – стимулирование образной составляющей в поиске и представлении научного знания как специфическая задача научно-иллюстрации; научная иллюстрация как необходимая составляющая процесса конвергенции научно-познавательных и художественно-изобразительных приемов научной коммуникации.

Заключение. В XXI в. научные иллюстрации представляют собой технологические продукты, создаваемыми совместно учеными, художниками, их прямыми заказчиками и обществом в целом. Представляя собой один из видов визуализации научного знания, научная иллюстрация выполняет свойственные только ей образовательные и коммуникативные функции. Либерализация инструментов работы с изображениями, развитие образовательных комиксов, визуализация информации и визуализация данных, а также появление движения SciArt - все эти факторы делают актуальной проблему профессиональной самоидентификации научных иллюстраторов.

Об авторе

Д. К. Лисовский
Национальный исследовательский университет ИТМО
Россия

Лисовский Дмитрий Константинович - магистр (2020), иллюстратор. Автор 2 научных публикаций. Сфера научных интересов: научная коммуникация, научная иллюстрация, журналистика

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Zurita A. R. The Evolution and Influence of Art in Scientific Illustration. 2016. URL: https://digitalcommons.bard.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1111&context=senproj_s2016 (дата обращения: 16.05.2020).

2. Harcourt G. Andreas Vesalius and the Anatomy of Antique Sculpture // Representations. 1987. № 17. P. 28–61. DOI: https://doi.org/10.2307/3043792.

3. Kemp M. Style and non-style in anatomical illustration: From Renaissance Humanism to Henry Gray // J. of Anatomy. 2010. Vol. 216, iss. 2. P. 192–208. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7580.2009.01181.x.

4. Derek G. R. The Role of Ethics, Culture, and Artistry in Scientific Illustration // Technical Communication Quarterly // 2017. Vol. 26, iss. 2. P. 145–172. DOI: https://doi.org/10.1080/10572252.2017.1287376.

5. Ware C. Information Visualization: Perception for Design. 2019. URL: https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=3-HFDwAAQBA J&oi=fnd&pg=PP1&dq=+Information+Visualization:+Perception +for+Design,&ots=o_aqJwkgH7&sig=aOG2RynK-aQjBsWEE9JHMwRrH2U&redir_esc=y#v=onepage& q&f=false (дата обращения: 18.05.2020).

6. Образовательные комиксы // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_комиксы (дата обращения: 24.05.2020).

7. Eilam B., Poyas Y. External Visual Representations in Science Learning: The case of relations among system components // Int. J. of Science Education. 2010. Vol. 32, iss. 17. P. 2335–2336. DOI: https://doi.org/10.1080/09500690903503096.

8. Symons C. S., Johnson B. T. The self-reference effect in memory: A meta-analysis // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 121, iss. 3. P. 371–394. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.121.3.371.

9. Anderson P. F., Wescom E., Carlos R. C. Difficult Doctors, Difficult Patients: Building Empathy // J. of the American College of Radiologi. 2016. Vol. 13, iss. 12. P. 1590–1598. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jacr.2016.09.015.

10. McNicol S. Humanising illness: presenting health information in educational comics // Medical Humanities. 2014. Vol. 40, iss. 1. P. 49–55. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/medhum-2013-010469.

11. Wang J. L., Acevedo N., Sadler G. R. Using Comics to Promote Colorectal Cancer Screening in the Asian American and Pacific Islander Communities // J. of Cancer Education. 2018. Vol. 33, iss. 6. P. 1263–1269. DOI: 10.1007/s13187-017-1241-4.

12. Грушевская И. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 38–44.

13. Резникова А. Использование комиксов в обучении французскому языку и формировании межкультурной компетенции // Дискуссия. 2015. № 5 (57). C. 159–164.

14. Архипова Л. Комиксы как инновационный метод активизации познавательной сферы учащихся с задержкой психического развития в процессе обучения истории // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. II, № 4. С. 106–110.

15. Онкович Г. В., Онкович А. Д. Комикс как средство медиаобразования // Медиаобразование. 2016. № 2. С. 52–60.

16. Christiansen J. Visualizing Science: Illustration and Beyond. 2018. URL: https://blogs.scientificamerican.com/sa-visual/visualizing-science-illustration-and-beyond/ (дата обращения: 16.05.2020).

17. Fuchs Сhr. Social Media: A Critical Introduction. London: Sage, 2014. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781446270066.

18. @Sci_Art. Twitter. URL: https://twitter.com/sci_art (дата обращения: 24.05.2020).

19. Goldsmith A. The SciArt Movement: Why Facebook, MIT And Autodesk Use Art To Drive Innovation // Forbes. 2018. URL: https://www.forbes.com/sites/andrewgoldsmith/2018/07/23/thesciart-movement-why-facebook-mit-and-autodesk-use-art-to-drive-innovation/#4a7c30b03911 (дата обращения: 24.05.2020).

20. Art of now // BBC. 2019. URL: https://www.bbc.co.uk/sounds/play/m0002rkb (дата обращения: 24.05.2020).

21. Wiggins B. E., Bret G. Memes as genre: A structurational analysis of the memescape // New Media & Society. 2014. Vol. 17, iss. 11. P. 1886–1906. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444814535194.

22. Confronting the challenges of participatory culture: Media education for the 21st century. Cambridge / Jenkins H., Purushotma R., Weigel M. et al. Cambridge: MIT Press, 2019. URL: https://www.macfound.org/media/article_pdfs/JENKINS_WHITE_PAPER.PDF (дата обращения: 24.05.2020).


Для цитирования:


Лисовский Д.К. Научная иллюстрация: от информационного сопровождения к культуре участия. Дискурс. 2020;6(4):95-105. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-95-105

For citation:


Lisovsky D.K. Scientific Illustration: from Informational Support to a Culture of Participation. Discourse. 2020;6(4):95-105. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-95-105

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)