Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Учредителем журнала является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ПИ № ФС77-62347 от 14.07.2015 г.).

Журнал выходит 6 (шесть) раз в год (февраль, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь).

Основные положения редакционной политики.

Журнал «ДИСКУРС» публикует результаты научных исследований российских и зарубежных учёных и ориентирован на публикацию материалов по социогуманитарным проблемам развития общества.

Цели журнала – ознакомление российского и международного научного сообщества с результатами научных исследований различных научных школ, равно как и самостоятельных исследователей, по широкому спектру философской и социогуманитарной проблематики; расширение профессионального коммуникационного пространства для осуществления междисциплинарного диалога, а также генерирование благоприятной информационной среды для поддержки инновационных направлений развития фундаментальных и прикладных исследований в современной гуманитаристике; содействие становлению молодых исследователей и формированию кадрового потенциала для гуманитарных подразделений вузов и научных организаций.

Задачи журнала

  • ознакомление широкой научной и педагогической аудитории с актуальными тенденциями в онтологии, эпистемологии и методологии социально-гуманитарного знания в эпоху метамодерна;
  • рефлексия динамики исследований в сфере философии, культурологии, социологии, политологии и лингвистики, предоставленных широким кругом авторов – как признанных ученых и специалистов, так и начинающих свой путь в профессии молодых исследователей из высших учебных заведений и научных организаций России и зарубежных стран;
  • публикация материалов, имеющих просветительское и учебно-методическое значение для преподавателей учебных заведений разных уровней, молодых ученых и всех заинтересованных читателей;
  • интеграция российских и зарубежных научных школ и отдельных ученых, работающих в фокусе мультидисциплинарного подхода в проблемных полях философии, социологии и лингвистики;
  • соблюдение высоких мировых стандартов этики научных публикаций и сохранение ответственного отношения к публикованию результатов научных исследований.

Журнал выходит по трём направлениям, соответствующим группам научных специальностей:

1. Философские науки
  • Онтология и теория познания
  • История философии
  • Эстетика
  • Этика
  • Логика
  • Философия науки и техники
  • Социальная философия
  • Философская антропология, философия культуры
  • Философия религии и религиоведение

2. Социологические исследования

  • Теория, методология и история социологии
  • Социальная структура, социальные институты и процессы
  • Политическая социология
  • Социология культуры
  • Социология управления

3. Теоретическое и прикладное языкознание

  • Германские языки
  • Теория языка
  • Прикладная и математическая лингвистика

В журнале, в основном, публикуются оригинальные статьи (объемом 7-15 страниц), представляющие собой теоретические положения проводимых исследований, результаты проведенных исследований и их анализ, обзорные статьи (объемом 18-25 страниц) могут быть опубликованы в виде исключения по решению редакционной коллегии.

Каждой статье, опубликованной в научном журнале, присваивается идентификатор цифрового объекта DOI (Digital Object Identifier) через сервис ссылок DOI – CrossRef.

С целью обеспечения содержания высокого уровня статей, они публикуются только после рецензирования (двойное слепое) и редакторской доработки в соответствии с принципами редакционной этики.

К публикации принимаются статьи, написанные на русском и английском языках.

Наименования, краткое содержание (аннотация) всех русскоязычных статей, ключевые слова и список литературы переводятся на английский язык. Также полностью переводятся на английский язык статьи имеющие наибольшую, с точки зрения редакционной коллегии, ценность для международного научного сообщества.

Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями. Журнал поддерживает лицензию Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Это означает, что материал статей можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, а также адаптировать его и создавать новое в любых целях, включая коммерческие при обязательном соблюдении следующих условий: необходимо обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию и обозначить изменения, если таковые были сделаны. При этом никто не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.

При подаче статьи автору необходимо подтвердить, что статья не была опубликована или не была принята к публикации в другом научном журнале. При ссылке на опубликованную в журнале «Дискурс» статью издательство просит размещать ссылку (полный URL материала) на официальный сайт журнала.

При использовании автором (авторами) в своих работах отрывков из других статей (на русском, английском или других языках), обязательно их оформление в виде ссылок на источники либо получение разрешения предыдущего издателя или владельца авторских прав.

К рассмотрению допускаются статьи, размещенные ранее авторами на личных или публичных сайтах, не относящихся к другим издательствам.

Журнал не работает с посредниками. Статьи принимаются только от авторов. Публикация в журнале для авторов бесплатна. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов. Редакция журнала не оказывает каких-либо платных и агентских услуг. Ускоренные сроки публикации статей не предусмотрены.

Не допускаются к публикации статьи, в которых присутствует плагиат. Редакционная коллегия журнала «Дискурс» при рассмотрении статьи проводит обязательную проверку материала с помощью системы Антиплагиат. В случае обнаружения заимствований редакция действует в соответствии с принятой Этикой научных публикаций и правилами COPE.

В случае открытия обстоятельств, подтверждающих что опубликованная статья, содержит такие серьезные недостатки или ошибочные данные, которым нельзя доверять редакция обязана принять меры к исправлению оных или отозвать данную статью (подробнее см. раздел «Ретракция»).

Номера журнала архивируются:

  • Российской Государственной Библиотекой
  • Национальный Электронно-Информационный Консорциум
  • Портал учредителя

Публикации в журнале журнала «Дискурс» входят в системы расчётов индексов цитирования авторов и журналов. «Индекс цитирования» — числовой показатель, характеризующий значимость данной статьи и вычисляющийся на основе последующих публикаций, ссылающихся на данную работу.

Журнал индексируется в системах:

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Академия Google (Google Scholar).

Текущий выпуск

Том 7, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ

5-16 20
Аннотация

Введение. Данная статья посвящена выявлению специфики аргумента к незнанию и аргумента от тишины. Актуальность работы обусловлена возрастающим интересом научного сообщества к моделированию отменяемых (правдоподобных) рассуждений и проверке их обоснованности.

Методология и источники. Методологически исследование базируется на диалектическом подходе Д. Уолтона, предложившего корпус схем аргументации для правдоподобных аргументов и методику проверки их обоснованности при помощи критических вопросов. Для проверки обоснованности аргументов к незнанию и от тишины мы предлагаем понятие эпистемического бремени, надлежащее исполнение которого выступает необходимым условием обоснованности этих аргументов.

Результаты и обсуждение. Результатом исследования является разработка корпусов критических вопросов к двум схемам аргументации: аргументу к незнанию и аргументу от тишины, куда включены вопросы для проверки исполнения эпистемического бремени рассуждающим или источником информации. Методика проверки аргументов посредством предложенных критических вопросов разобрана на примерах.

Заключение. Различие между двумя видами рассуждений состоит в том, что в аргументе к незнанию эпистемическое бремя возложено на рассуждающих (участников дискуссии), а в аргументе от тишины – на источник информации.

17-31 22
Аннотация

Введение. Прогнозирование в социальной философии направлено на предвосхищение и формирование концептуального образа будущего общества. Методологической основой построения общей схемы развития для достижения желаемого состояния социальной системы являются мировоззренческие и культурно-историчес-кие парадигмы. Философский анализ исторического процесса, несмотря на все его многообразие, позволяет выявить фундаментальные детерминанты, которые являются основой для геополитических сдвигов в мире. Обоснование сценариев и моделей будущего мироустройства предполагает достижение зоны устойчивости благодаря унификации характера взаимоотношений между реальными акторами мировой истории. Унификация характера алгоритмов взаимодействия не означает исключения национальных интересов и нивелирования цивилизационных особенностей акторов. Основная цель формулируется в контексте необходимости достижения приемлемого для всех сторон компромисса в условиях конкуренции на геополитическом пространстве. В ситуации конфронтации мировоззренческие установки, направленные на получение одностороннего выигрыша, будут неизбежно корректировать параметры социального прогноза со стороны акторов, которые рассматриваются как объект такого воздействия.

Методология и источники. Методологическая основа работы – использование философской методологии сравнительного анализа на материале мировоззренческих и политических нарративов в геополитических сценариях, которые являются базовыми для концептуального обоснования способов достижения конкретных политических целей. Анализируются парадигма цивилизационной глобализации и экспертно-прог-ностические рекомендации, обосновывающие механизмы воздействия для осуществления задач, направленных на изоляцию социальных систем, ценности которых, с точки зрения западной политической элиты, несовместимы с либерализмом.

Результаты и обсуждение. В статье рассматриваются особенности социального прогнозирования, обусловленные наличием объективной ресурсной базы для осуществления намеченных целей и механизмом принятия политических решений. В силу действия в обществе большого числа переменных, влияющих на динамику его функционирования, наличие субъективного фактора позволяет реализовывать вариативность его развития. Конкуренция геополитических интересов основных акторов исторического процесса расширяет диапазон неопределенности в способах и механизмах реализации достижения поставленных целей. Субъектами политического управления определяется специфика формирования адекватного реагирования в ответ на доктрины однополярного стратегического доминирования. Мобилизация экономических и политических ресурсов позволяет сохранять свою цивилизационную идентичность в противостоянии экспансионистским геополитическим стратегиям.

Заключение. В реальном мире либеральные ценности не обладают статусом всеобщей универсальности. Теоретическо-методологические принципы при формировании социального прогноза становятся важнейшим звеном в современных условиях. Россия в сфере геополитики должна позиционировать себя как гуманитарно-ориенти-рованная политическая сила, обеспечивающая сохранение традиций и самобытности всех народов. Это позволит создавать платформу для объединения социальных движений, отстаивающих аналогичные мировоззренческие позиции в политической борьбе.

32-42 17
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются представления о времени и пространстве, изложенные в работах М. Фуко, раскрываются их природа и генезис. Предлагается анализ пространственно-временного континуума исторической ретроспективы в эпистемологических конфигурациях Фуко. Интерпретация представлений французского философа осуществляется в векторе антропологического дискурса. Статья свободна от нюансированности в изложении раскрываемой проблематики, что является результатом спецификации текстов Фуко. Целью данной статьи является аналитика пространственно-временного континуума в оригинальной интерпретации известного французского философа. Необходимость анализа вызвана отсутствием отечественных разработок пространственно-временной проблематики в философском наследии Фуко, стоявшего у истоков постнеклассического знания и оказавшего значительное влияние на становление постмодернистской парадигмы аналитики пространственно-временного континуума.

Методология и источники. Обзор взглядов Фуко на пространство-время осуществлен на основе авторской концепции единства человека и пространственно-временного континуума. Мы исходили из необходимости человеческого измерения пространства-времени, а также из того, что время-пространство рассматривается как антропологический феномен. Наш подход основан на том, что восприятие пространственно-временного континуума соотносится с изменениями человека. В соответствии с исходными идеями обоснованной концепции анализируется время-пространство в эпистемологических конфигурациях Фуко.

Результаты и обсуждение. Дискурс человекомерного пространства-времени и его антропологической природы позволяет представить взгляды Фуко в противоречивой целостности и инкорпорировать в нее те нередко взаимоисключающие посылы, которые формулировал философ. Антропологические основы аналитики позволяют констатировать оригинальность в постановке проблемы времени-пространства в познавательных моделях Фуко.

Заключение. Антропологическая природа в аналитике времени-пространства Фуко явилась одной из основ антропологизации подходов к анализу пространственно-временного континуума в постнеклассическом векторе эволюции французского структурализма и постмодернистской парадигме в целом (Делёз, Деррида и др.).

СОЦИОЛОГИЯ

43-56 18
Аннотация

Введение. Наступающая цифровизация по-особому воспринимается и осознается студентами инженерно-технических факультетов. Это стало более очевидным в условиях пандемии, когда старшее поколение оценивает это наступление чаще негативно, а студенчество – с пониманием, а нередко и с восторгом. С какими достоинствами и с какими проблемами отождествляет наступление цифровизации на социальное пространство общества та часть молодежи, которая ориентируется на инженерно-техническое образование? Насколько осознаны ими преимущества и достоинства цифровизации в профессиональном и социальном смыслах? Ответы на эти вопросы как основная цель исследования обсуждаются в представленной статье.

Методология и источники. Методология исследования формируется как мультипарадигмальная на базе совокупности исследований, посвященных изучению практик формирования социальных отношений студенчества, складывающихся на основе социальных сетей и мобильных устройств, Интернета. Очевидно, что общество столкнулось с революционными изменениями эпохального порядка, направление и характер которых плохо согласуется с некоторыми методологическими принципами, сложившимися ранее в теоретических концепциях. Эти измененные обстоятельства также предопределили стратегию и методику пилотажного эмпирического исследования, которые можно определить как качественные.

Результаты и обсуждение. Показано наличие противоречий между реальной глубокой включенностью студентов инженерно-технического профиля в цифровизацию и некоторое отставание осознания социальных контекстов и социальных смыслов цифровизации. Эмпирические результаты подтверждают, что студенты хорошо осознают следующие аспекты: расширяющийся круг профессий, связанных с ИТ-технологиями; возникновение новых профессиональных групп; профессиональные отличия инженеров, работавших в более ранние периоды, в сравнении с современными инженерами. Однако осознание влияния дигитализации на социальные процессы (в частности на социальную стратификацию и новые формы социального неравенства) и в целом понимание социальных реальностей цифрового общества происходят с некоторым опозданием.

Заключение. Полученные результаты исследования раскрывают неоднозначность восприятия цифровизации студентами инженерно-технического профиля. Реальная динамика процесса цифровизации опережает социальное осознание этих реалий. Более четко студентами осознаются и положительно оцениваются технические и технологические достоинства цифровизации, в то время как социальные последствия оцениваются несколько пассивно и по ограниченному кругу проблем. Осознанность наступившей цифровизации в студенческой среде не отражает всей совокупности многочисленных социальных аспектов цифровизации.

57-68 16
Аннотация

Введение. Одной из опасных тенденций в духовном состоянии современного социума является преимущественная ориентация его наиболее активной и молодой части на упрощенное мифологическое отношение к окружающему миру как к набору внешних условий, существующих вне зависимости от творческой преобразующей активности человека. В статье рассматриваются проявления ментального нездоровья в аспекте индивидуалистического и потребительского отношения молодого человека к жизни.

В научной и философской литературе отмечается высокая роль личностного мифа как своеобразного психологического механизма, благодаря которому сознание работает правильным образом. В то же время массовые мифы, к числу которых относится, в частности, миф о социальном успехе, человек легко употребляет себе во вред. Кроме того, в качестве характеристики мифологического сознания ученые отмечают феномен гипостазирования как приписывание самостоятельного существования отвлеченным понятиям, а также их сакрализацию. Научная новизна статьи обусловлена вниманием к указанным проявлениям мифологического сознания как свидетельствам ментального нездоровья современного человека.

Методология и источники. В данной статье с позиций социологии культуры и духовной жизни анализируются проявления мифологического сознания человека как тревожные симптомы массового общества, свидетельствующие об искажении культурной нормы и девиации в развитии общества. Приводятся результаты интернет-опроса, проведенного среди студентов младших курсов петербургских вузов на предмет определения ориентиров их социального поведения. Интернет-опрос был проведен с помощью платформы Survio, в нем принимали участие 127 респондентов. Исследование носило пилотажный характер, было проведено по выборочной совокупности. Репрезентативность выборки обеспечивается такими параметрами, как возраст и род занятий респондентов.

Результаты и обсуждение. Большинство респондентов (61,4 %) предпочли в качестве наиболее интересного для себя и окружающих миф о достижении личного успеха, а такие понятия, как «права человека», «имидж» и «успех», в сознании большинства респондентов являются гипостазированными, т. е. воспринимаются как внешние условия благополучной жизни. Всего 7,1 % респондентов свойственно личностное осмысление указанных понятий в аспекте ориентиров для личного социального поведения. Понятие субъектного творчества для большинства опрошенных (83,6 %) является сакрализованным, не допускающим ни малейших ограничений своей свободы. Такие результаты подтверждают наше предположение о распространенности среди молодежи мифологических представлений о важных категориях социального бытия.

Заключение. Результаты исследования подтвердили гипотезу о том, что социальное поведение современной молодежи во многом определяется ее приверженностью современным массовым мифам, ориентирующим на потребительское отношение к миру, игнорирование необходимости совместного деятельного участия в его создании, на индивидуалистически понимаемую творческую свободу. Подобное социальное поведение является одним из признаков ментального нездоровья, чреватого снижением чувства социальной ответственности человека и ведущего к пагубным для общества последствиям.

69-81 18
Аннотация

Введение. В данной публикации приведены результаты социологического мониторинга эффективности ведения официальных аккаунтов органами государственной власти. В 2020 г. пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 вынудила большинство предприятий и организаций перенести свою деятельность в онлайн. Для организаций, работающих с различными группами общественности, представительство в digital-пространстве – насущная необходимость. Поскольку в сложившихся условиях способность к быстрой перестройке форматов коммуникационной активности стала определяющей, социальные сети оказываются ключевым деловым ресурсом. Вместе с тем стало очевидно, что государственные органы, в привычных обстоятельствах реагирующие более реактивно, чем коммерческие структуры и НКО, не показали той же эффективности в интернет-коммуникациях. Исследовательская задача – сбор информации о деятельности федеральных и региональных органов, отвечающих за развитие и управление туристической отраслью, в официальных представительствах в онлайн-пространстве. Туристическая сфера выбрана для исследования как наиболее пострадавшая от пандемии, с одной стороны, и как драйвер экономики в ситуации всеобщего кризиса, с другой.

Методология и источники. Методологическая рамка исследования – структурно-функциональный подход. Предмет анализа – коммуникационная активность официальных аккаунтов органов, занимающихся регулированием туристической отрасли в столице и регионах в социальной сети «ВКонтакте» (как наиболее популярной в России). По 15 параметрам онлайн-активности проанализировано 249 публикаций, размещенных в группах 11 субъектов РФ за две недели 2020 г.

Результаты и обсуждение. Мониторинг официальных аккаунтов показал значительный разброс численности подписчиков – от нескольких сотен до десятков тысяч человек. В двух аккаунтах в исследуемые периоды полностью отсутствовал контент. В остальных группах нет единого подхода к публикационной активности, а именно разная степень периодичности публикаций, а также различный формат подачи материала. По количественным характеристикам и степени вовлеченности аудитории большую активность демонстрирует группа Министерства культуры, туризма и архивного дела Республики Коми, по качеству подготовки и подачи контента, виральности постов (и по высокой степени негативной обратной связи) – аккаунт Федерального агентства по туризму (Ростуризма). В публикации приведена сводная таблица данных.

Заключение. Исследование показало, что ситуация, сложившаяся на фоне пандемии, оказала существенное влияние на коммуникационную активность изучаемых административных структур. Ряд организаций, имея изначально большую аудиторию подписчиков, либо не обновляли контент, либо делали это нерегулярно. Выявлены организации, которые не учитывают интересы аудитории, демонстрируют формальный подход к ведению страниц. Таким образом, можно утверждать, что такой важнейший коммуникационный ресурс, как социальные сети, большинство административных органов сферы управления туристической деятельностью использует неэффективно.

82-91 17
Аннотация

Введение. Проанализированы основные причины усиления турбулентности в политической сфере различных государственных образований. Подчеркнуто, что основной причиной этого явления стало активное формирование новых социальных групп.

Методология и источники. В работе используется социологический анализ различных стратификационных моделей общества, начиная с XIX в. и до наших дней, в контексте работ К. Маркса, М. Вебера, Р. Флориды, Г. Стэндинга, И. Валлерстайна и др.

Результаты и обсуждение. Делается вывод о том, что политическая сфера сама по себе самодостаточна, политические группировки играют в обществе самостоятельную и очень важную роль, а новые тенденции современного глобального рынка существенно изменяют прежние стратификационные модели социума.

По мере формирования новых социальных групп возникают различные факторы риска, к которым можно отнести функциональную гибкость и негарантированность рабочего места. Также можно утверждать, что технический прогресс на современном этапе не признает цивилизационных границ и игнорирует фактор отсталости отдельных стран и регионов, что приводит к неоднозначным результатам и может явиться причиной социальных катаклизмов.

Заключение. Из данных обстоятельств вытекает ряд существенных выводов. Среди активных участников современных протестных движений и акций нет четких классово-стратификационных барьеров. По-прежнему имеют значение показатели материального положения, уровня образования, профессиональной квалификации, но в сочетании с другими факторами. Размытые социальные границы неизбежно предполагают отсутствие прочной идеологической базы, на место которой приходят протестные тренды, зачастую прямо не связанные с политическими событиями и требованиями. В качестве примера можно привести акции «зеленых» экоактивистов или ЛГБТ-сообщества. Проблема заключается в том, что политические субъекты активно реагируют на любые движения, из-за чего сфера принятия политических решений теряет аутентичный характер.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

92-102 16
Аннотация

Введение. Настоящая статья посвящена критическому осмыслению Универсальной класиификации ономатопов, разработанной С. В. Ворониным в 1969 г. За последующие годы классификация была применена к обширному материалу родственных и неродственных языков и в целом оказалась успешной. Однако накопленный языковой материал требует дальнейшей переработки классификации, чему и посвящена настоящая статья. В первой части была представлена сама классификация, во второй (настоящей) части статьи предлагаются возможные решения обозначенных проблем.

Методология и источники. Универсальная классификация ономатопов (звукоподражательных слов) основывается на методе фоносемантического анализа, предложенном С. В. Ворониным. В настоящей статье приводятся эмпирические данные английского и других языков, необходимые для иллюстрации выдвигаемых положений и предложений по исправлению используемой методологии.

Результаты и обсуждение. Подробное рассмотрение классификации, проведенное в первой части статьи, позволило определить ее спорные места, в частности, выявить пересекающиеся классы и гиперклассы. Введение новых, дополнительных гиперклассов, с нашей точки зрения, позволяет снять обнаруженные противоречия. Так, выведение фреквентативов-инстантов и фреквентативов-континуантов из класса «фреквентативы» (и превращение их в самостоятельные гиперклассы) оставляет в классе только «чистые» фреквентативы (по Воронину), что позволяет избежать упомянутых проблем. Также в статье впервые рассматриваются многосложные звукоподражательные слова.

Заключение. Внесенные изменения не нарушают принципов Универсальной классификации, разработанной С. В. Ворониным, а лишь вносят некоторые дополнения в нее и имеют целью упрощение ее практического применения к материалу типологически отличающихся языков.

103-124 25
Аннотация

Введение. Данная статья написана в развитие темы приложения лингвистических методов к историческим исследованиям, более конкретно: к исследованиям обстоятельств возникновения славянского этноса. Эти обстоятельства до настоящего времени не прояснены в той степени, которая не вызывала бы столкновений мнений, вплоть до противоположных. В частности, диапазон предположительных дат появления общеславянского языка разнится от 3-го тысячелетия до н. э. до середины 1-го тысячелетия н. э. В статье описана попытка сужения этого диапазона.

Методология и источники. Основным этноопределяющим признаком выбран общий язык: в древнерусском лексема ɪазыкъ означала и «народ», и «язык». Обычно общий язык, по О. Н. Трубачеву, является результатом конвергенции многих изначально различных диалектов. Поиск вероятного временного диапазона возникновения общеславянского языка был произведен при следующем допущении: фактором, консолидирующим диалекты в общеславянский язык («славянское койне»), являлись виды хозяйственной деятельности, охватывавшие некоторое множество племенных групп, включающее группу носителей собственно протославянского диалекта, которая инициировала эту деятельность.

Виды такой деятельности можно попытаться определить по древнейшим исконно славянским промышленным терминам. Далее, предполагая возможность миграций протославян с территории, где формировался общеславянский язык, на территорию, населяемую иноязычными племенами, мы произвели поиск заимствованных в славянские языки названий местной флоры и фауны, а также иноязычных топонимов; в языках этносов, живущих в настоящее время на территории формирования общеславянского языка, мы, соответственно, должны найти следы славянских названий местной флоры и фауны, а также славянских по происхождению топонимов.

Результаты и обсуждение. В результате изучения славянской лексики в ней обнаружены: а) общеславянские названия меди, свинца и серебра, т. е. металлов, одновременно встречающихся в Древней Европе исключительно на территории Балкано-Карпатской металлургической провинции 4-го тысячелетия до н. э.; б) исконно славянские по происхождению термины, относящиеся к горному делу и металлургии; в) исконно славянские названия сельскохозяйственных культур и ряда других растений с родиной в Восточном Средиземноморье и прилегающих территориях, а также названия сельхозинвентаря; г) финно-угорские заимствования названий североевропейских рыб и финно-угорские топонимы при отсутствии германских заимствований. В языках народов, живущих в Восточном Средиземноморье, обнаруживаются зоонимы, фитонимы и топонимы с неясной конечной этимологией, которые при внимательном рассмотрении могут быть объяснены как заимствования из диалектов протославянского языка.

Заключение. Совокупность приведенных лексических данных позволяет сделать вывод о локализации прародины славян в Восточном Средиземноморье. Этим данным не соответствует ни один из прочих индоевропейских языков, кроме балтийских. Это позволяет предполагать, в частности, что только протославяне и протобалты имели прямое отношение к Балкано-Карпатской металлургической провинции 4-го тысячелетия до н. э. и что языки соответствующих групп складывались на Балканах и в Восточном Средиземноморье именно в это время.

125-139 21
Аннотация

Введение. В статье анализируется структура и вариативность устойчивых словосочетаний, представленных в «Старшей Ливонской Рифмованной хронике». Во введении освещаются историографические исследования данного источника и отмечается его недостаточная изученность с точки зрения исторической поэтики, чем и объясняется актуальность и научная новизна настоящего исследования.

Методология и источники. Материалом исследования служит «Старшая Ливонская Рифмованная хроника» (СРХ). Затрагиваются вопросы ее авторства и точки зрения разных ученых на роль устойчивых словосочетаний в данном произведении. Влияние куртуазного эпоса и его стилистических средств, а также В. фон Эшенбаха признается всеми исследователями, хотя и по-разному оценивается. В то же время подчеркивается письменный характер хроники.

Результаты и обсуждение. В результатах исследования рассматриваются наиболее частотные модели устойчивых словосочетаний с точки зрения их воспроизводимости, устойчивости, вариативности и структурообразующей роли в тексте. Учитывается положение, занимаемое устойчивым словосочетанием в тексте и в строке, его конечная рифма, лексическое наполнение каждой реализации модели, а сами модели описываются как логико-синтаксические схемы. Представленные модели проиллюстрированы 32 примерами.

Обсуждение посвящено обобщению исследования и подведению итогов. Делается вывод о том, что, с одной стороны, проанализированные модели репрезентированы достаточным количеством примеров, чтобы говорить об их регулярной воспроизводимости. С другой стороны, многие устойчивые словосочетания используются исключительно для рифмы или для заполнения строки. Отмечается значительная вариативность как лексического наполнения рассматриваемых моделей, так и их структуры, а также регулярные повторы стабильных устойчивых словосочетаний в пределах небольшого отрывка текста.

Заключение. В заключении отмечается, что изучение стилистических особенностей и структуры СРХ позволяет приблизиться к пониманию ее места в литературе Немецкого ордена в частности и в литературе средневерхненемецкого периода в целом.

140-152 30
Аннотация

Введение. В статье исследуется роль родного языка и перевода с иностранного на родной в процессе преподавания иностранного языка как для студентов непрофильных специальностей, так и в профессиональной подготовке студентов-лингвистов, особенно в отношении формирования межкультурной компетенции студентов, специализирующихся в области устного и письменного перевода. Отмечается важность непрерывного совершенствования владения родным языком в процессе овладения иностранным. Значение родного языка как педагогического инструмента в учебном процессе в вузе требует переоценки. Для преодоления существующих на сегодняшний день проблем в преподавания иностранного языка необходимо вести обучение в рамках единого филологического блока.

Методология и источники. Исследование проводилось на материалах практических занятий, подготовленных авторами для проведения занятий со студентами-линг-вистами и студентами технических специальностей. В процессе исследования студенты выполняли предложенные задания, затем результаты обрабатывались и анализировались. Помимо этого, студентам было предложено заполнить опросные листы.

Результаты и обсуждение. Важным результатом проведенного исследования стал вывод о необходимости интегрирования родного языка в процесс обучения иностранному языку для достижения оптимальных результатов в ходе формирования поликультурной личности. Была выявлена однозначная корреляция между степенью владения родным языком и показателями освоения иностранного языка.

Заключение. Принимая во внимание стремительное развитие современного общества и информационных технологий, для успешного решения вышеперечисленных проблем необходимо разработать современные, постоянно обновляемые пособия, желательно электронные, которые не только предоставляют материал для обучения иностранному языку, но и уделяют особое внимание формированию двуязычной межкультурной коммуникативной компетенции.

Также представляется вполне уместным включить в программу подготовки курс по стилистике родного языка (в нашем случае – русского), специально разработанный для студентов, специализирующихся на письменном и устном переводе, и курс по нормативной английской/русской речи для переводчиков.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.