Preview

Дискурс

Расширенный поиск
Том 6, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4

ФИЛОСОФИЯ 

5-21 91
Аннотация

Введение. В статье обосновывается применение эстетической характеристики к рассмотрению образа русских старцев. Для этого предлагается отойти от традиционного понимания эстетики только как философии искусства и красоты и рассмотреть ее как познание уникальной выразительности сущности чувственно-воспринимаемого феномена. Выдвигается положение, что феноменальный образ человека есть следствие его образа жизни, и образ русских старцев, учитывая особый способ их существования, характеризуется своей самобытной эстетикой благообразной красоты.

Методология и источники. Автор показывает взаимодействие и взаимосоотнесенность «внешнего» и «внутреннего» в человеческом образе. Для этого исследуется содержательная близость античного феномена калокагатии и христианского феномена благообразия, каждый из которых, однако, воплощает принципиально разное понимание человека (соответственно космологически-пластическое и личностно-визуальное). Подчеркивается принципиальное для православной антропологии и мистики понимание света в исихазме и единство Истины, Любви и Красоты. Особо подчеркивается положение П. А. Флоренского, что явленная истина есть любовь, а осуществленная любовь есть красота. Общей методологической основой работы являются философско-антропологическая, феноменологическая и культурно-герменевтическая установки в исследовании эстетики человеческого образа на примере благообразной красоты русских старцев.

Результаты и обсуждение. Феномен старчества рассматривается в широком контексте православной и особенно русской истории и культуры, для которой он признается важнейшим архетипическим образом. Рассматриваются его главные составляющие и специфические характеристики. Особо подчеркивается роль в его возникновении и развитии св. Нила Сорского и св. Паисия Величковского. Образ русского старца оценивается как аутентичное воплощение практического осуществления православной мистики любви, света и красоты. Подчеркивается c(, особое значение визуального образа человека в русской культуре. На материале широкого обращения к истории русского старчества, особенно XIX–XX вв., раскрывается особый тип духовной аскетики, антропологии и образовательной коммуникации. Определяемый опытом постоянной любви образ благообразной красоты старцев (таких как, например, Лев, Макарий, Амвросий Оптинские) признается в православии как живая икона Бога, признается способность посредством одного лишь его визуального восприятия преображать и совершенствовать людей, и приводятся характерные свидетельства воспоминания о воздействии эстетики этой благообразной красоты.

Заключение. В завершение статьи автор исследует специфический характер восприятия русских старцев, выделяя визуально-эстетический компонент этого восприятия и подчеркивая значение красоты их душевно-феноменального благообразия как эстетического воплощения любви к людям.

22-38 145
Аннотация

Введение. Digital Humanities (DH) – цифровые гуманитарные науки, сформировавшиеся в середине ХХ в, представляют динамично развивающееся направление социально-гуманитарных дисциплин, использующих компьютерные технологии в научных исследованиях и образовании. Актуальность статьи состоит в определении тенденций развития социально-гуманитарных наук в цифровую эпоху: гибридизации гуманитарных знаний, трансформации предмета и целей исследования, преобладании инструментальной междисциплинарности в методологии исследований. Несмотря на активный рост институтов, технологий, моделей и практик DH, у исследователей отсутствует единство взглядов на данное направление. Задачи исследования, предпринятого авторами статьи, состоят в анализе подходов к определению понятия, типологии и основных характеристик DH. Научная новизна выражается в предложенной типологизации парадигм, моделей и практик данного направления, в определении теоретического статуса DH.

Методология и источники. Используется философская методология сравнительного анализа моделей развития (парадигм) DH, включая анализ текста, квантитативные исследования, оцифровку коллекций изображений, гуманитарную информатику, а также цифровые социально-гуманитарные модели и практики: цифровая философия, цифровая история, цифровые социальные исследования, цифровая самопрезентация, «Art and Science» и др. В совокупности они представляют реализацию глобального сетевого проекта. Исследование осуществлено на материале отечественных и зарубежных хрестоматий цифровых гуманитарных наук, научных публикаций и сайтов.

Результаты и обсуждение. Представлен анализ этапов развития DH, дано обоснование понятия «DH» и его основных аспектов. Выделены критерии и представлена типология DH по основным областям/парадигмам, предмету и целям исследования, и другим критериям. Анализ подходов к определению понятия «DH» выявляет основные тенденции: а) DH – новое междисциплинарное направление исследований, использующее информационные технологии в традиционных гуманитарных областях для достижения содержательных целей; б) DH – способы моделирования и производства инноваций. Их сущностными характеристиками являются: методологическая и инструментальная междисциплинарность, коммерциализация инноваций, трансформация критериев научности (объективности знания), утрата дисциплинарных границ. Определены критерии типологизации основных видов исследований в DH: по основным парадигмам; по предметным областям, по целям исследования, по основным институтам. Представлен анализ основных видов цифровых исследований. Рассматривается проблема амбивалентности DH как фактор рисков: а) для гуманитарных наук - «утрата фокуса» (технизация языка приводит к технизации памяти социума); б) для человека (в результате преобладания сетевых форм коммуникации утрачивается высшая ценность человека – свобода выбора и смысл бытия); в) для общества (трансформация человеческих коммуникаций в сетевые формы социальности).

Заключение. Расширение сферы применения цифровых технологий в области гуманитарных наук обусловлено глобальными технологическими трендами четвертой промышленной революции. Digital Humanities – представляет неоднородное по своему составу междисциплинарное направление исследований в области социальногуманитарных наук, использующих конвергентные технологии. По оценке специалистов определение «цифровой» применительно к различным областям DH не выражает их сути, а характеризует «вычислительные» технологии, используемые в социальных и гуманитарных науках. Соответственно, они не представляют самостоятельных научных дисциплин, а являются моделями и практиками, применяющими информационные технологии как инструментальное средство для решения задач гуманитарных наук и обмена знаниями и методами между учеными, инженерами, дизайнерами, студентами. В целом, эти изменения характеризуют процессы становления нового образа науки сетевого общества.

39-45 84
Аннотация

Введение. В центре внимания автора – философское постижение сущности паттерна и оценка возможностей для интеграции данного понятия в систему научного знания. Ввиду обширности исследуемой темы предметное поле в статье намеренно редуцируется до рамок конфликтного бытия. Аргументируется тезис о том, что паттерны не только артикулируют возможные условия ликвидации остроты конфликтного бытия, но также указывают на эмпирическую вероятность многократного использования алгоритмов, нацеленных на гармонизацию соприсутствия Я и Другого. Научная актуальность состоит в уточнении границ применения термина «паттерн» в системе философского знания. Научная новизна данного материала состоит в авторской проработке аксиологических компонентов паттерна в философском ракурсе.

Методология и источники. Методологически работа базируется на философских текстах по тематике паттернов (Б. Гертцель, Е. Бронфен, А. Бенжамен), моделирования, научного инструментария, феноменологии Гуссерля и Хайдеггера.

Результаты и обсуждение. Паттерн понимается как систематическое повторение элементов конфликтной реальности, происходящее с онтологической необходимостью вне зависимости от вариативных особенностей бытия-в-конфликте. Интеграция паттернов в эпистемологическую сетку позволяет добиться более симметричного расположения элементов в системе философского знания о конфликте. Автор анализирует паттерны в пространстве и времени с учетом аксиологической составляющей в конфликтном ракурсе. Логическим итогом размышления в рамках статьи является определение паттерна с философской точки зрения, формулирование вывода о роли паттернов в структуре конфликтного бытия и уточнение экзистенциальных характеристик конфликтного бытия, отражающихся в паттернах.

Заключение. Философская специфика конфликтного паттерна состоит в онтологической фиксации противоестественного состояния Я и Другого по отношению к исходному пребыванию в обоюдной гармонии. В связи с этим эпистемология конфликта приобретает возможности для качественного обновления структуры знания о методиках различия экзистенциальных механизмов существования Я и Другого. Поэтому характерные искажения гармоничных модусов я-в-конфликтности можно обнаружить в соответствующих паттернах.

СОЦИОЛОГИЯ 

46-61 119
Аннотация

Введение. В настоящее время среди городского населения становится популярной социальная практика партисипативности, т. е. активного участия в преобразовании городского пространства в интересах жителей. Изучение данного феномена представляет интерес в связи с его очевидной интегрированностью в управленческие решения. Партисипативность в синонимичных лексемах находит свое отражение во многих эмпирических исследованиях. Расширение практик реализации социальной активности населения и изучение компонентов партисипативности обусловливают постановку цели написания статьи - формирование теоретико-методологического базиса изучения данного феномена.

Методология и источники. В работе представлен аналитико-синтетический обзор классических и современных социологических теорий, которые раскрывают потенциал эмпирического изучения аспектов проявления партисипативности городских жителей. Среди упоминаемых авторами - теории социального действия, социальной солидарности, феноменология, социальный конструктивизм.

Результаты и обсуждение. Зачастую жизнь в городе вскрывает проблемы, затрагивающие многих жителей. Проблемный характер проживания в городах и проникновение этих проблем в повседневное взаимодействие горожан формирует истоки солидарного участия горожан – индивидуально-частные интересы образуют коллективные действия-процессы. Множественные индивидуальные формы активности горожан по городскому благоустройству преобразуются в партисипативность – институционализированную деятельность по совместному управлению, принятию решений по городским проблемам. Ее участники могут занимать позиции в социальной структуре городского сообщества, дифференцированные по критериям наличия разнообразного опыта взаимодействия, т. е. обмена, с городской средой, и различные позиции в структуре управления городом, что определяет уровень регламентируемых полномочий по принятию управленческих решений. Общие для разных категорий горожан проблемы городской жизни и типизация социальной активности по их решению упорядочивают взаимодействия участников, организуют и «производят» городское пространство. В результате анализа теоретико-методологического социологического наследия возникли контуры исследовательской новизны изучаемого проблемного поля – сконструирована модель формирования партисипативного участия горожан в решении проблем городской жизни. В ней отражена последовательность преобразования от индивидуального участия по решению локальной городской проблемы до коллективного солидарного «производства пространства» в интересах реализации права на город.

Заключение. В результате обзора научного вклада ученых представлена теоретическая модель формирования городской партисипативности, которая позволяет проследить преобразование самодеятельной активности городского населения в право на город и формирование благоприятной городской среды.

62-72 178
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу особенностей профессиональной идентичности журналиста в контексте современной медиасистемы. Интеграция новых технологий в журналистику запустила процессы конвергенции способов доставки информации, а на сущностном уровне – гибридизации медиа. Концептуализация профессиональной идентичности журналиста обосновывается интерпретацией особенностей информационной среды как предпосылки и результата формирования личности журналиста в современных условиях. В связи с этим предлагается понятие «гибридная идентичность», означающее сочетание традиционных и новых журналистских практик, возникших в результате слияния журналистики с современными цифровыми технологиями.

Методология и источники. В статье на основе дискурс-анализа теоретических и практических исследований Э. Чедвика, М. Кастельса, Д. Уивера, Н. Фентон, Э. Лаук, П. О’Доннел, Э. Холтона, Х. Орнебринга, анализа документов (докладов и отчетов ЮНЕСКО, Международного института прессы), опросов общественного мнения (ВЦИОМ), включенного наблюдения, контент-анализа англоязычных и русскоязычных текстов общественно-политических изданий моделируется профессиональная действительность современной журналистики и концептуализируется профессиональная идентичность журналиста.

Результаты и обсуждение. Исследования в России, Европе и США показывают, что с размытием границ между сетевой, личной и корпоративной ролями профессиональная самоидентификация затрудняется и формируется гибридная идентичность, состоящая подчас из взаимоисключающих ценностных компонентов. Можно предположить, что трансформация структуры профессиональной идентичности неизбежно повлияет на составляющие профессионализма в будущем.

Заключение. К факторам, влияющим на идентичность современного журналиста, можно отнести профессиональный контекст и специфику организации, в которой трудится журналист, а также технологический компонент, вынуждающий журналиста осваивать новые способы и платформы продвижения информации. В условиях гибридизации медиасистемы смешение традиционных ориентаций с новыми, возникшими в результате интеграции в журналистские практики цифровых технологий, приводит к формированию гибридной идентичности, характеризующейся парадоксальностью ценностных сочетаний.

73-94 85
Аннотация

Введение. Диагностика стратегий идентификации в социальных организациях не теряет своей актуальности уже много десятков лет. В современных условиях обсуждение и развитие методологии и методов прикладной диагностики стратегий идентификации получает новое направление развития благодаря разработкам теории и практики сетевых методов. Обусловлено это тем обстоятельством, что в сетевом обществе одновременно развиваются два разнонаправленных процесса: с одной стороны, глобализация, которая интегрирует ценности людей самых разных социальных образований, а с другой стороны - дифференциация, разделяющая общество на множество социальных групп - социальных сетей; тем самым порождается множество стратегий идентификации. В этих условиях сетевая диагностика стратегий идентификации в организациях имеет ряд преимуществ перед традиционными технологиями диагностики. Цель настоящей статьи заключается в разработке методологических принципов и технологии построения сетевой диагностики успешности идентификации, основанной на обращении к ценностям как к индикаторам, раскрывающим стратегию идентификации. В теоретическом отношении задача статьи заключается в обобщении методологических принципов исследования успешности и видов стратегий идентификации. В прикладном отношении задача статьи заключается в проведении эмпирического исследования различных стратегий идентификации и обсуждении полученных результатов.

Методология и источники. Методология исследования сетевой диагностики стратегий идентификации в социальных организациях формируется из совокупности теоретических принципов и методических процедур, объединяющих достоинства ряда социологических теорий: во-первых, теорий, которые рассматривают идентификацию в качестве объекта непосредственного исследования (Э. Эриксон, И. Гофман, П. Лазарсфельд, Е. Б. Шестопал, Н. А. Шматко, В. А. Ядов); во-вторых, теорий, где показана роль и важность стратегий идентификации, влияющей на успешность достижения идентичности (М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, П. Бурдье, Т. Лукман); в-третьих, теорий, в которых показаны методологические принципы и подходы к формированию технологий сетевой диагностики стратегий идентификации (Я. Морено, М. Кастельс, Р. Коллинз, В. В. Радаев, Г. В. Градосельская). Результаты и обсуждение. Сетевая диагностика стратегий идентификации выстраивается как совокупность принципов и технологий исследования, направленных на сбор и анализ информации о целях, средствах и результатах освоения членами социальных групп образцов поведения и подражания. Ее объектом выступает социальный механизм определения направленности и использования средств освоения эталонов, присвоения этих эталонов и формирования установок поведения, которые приобщают и включают личность в социальные группы, достижение на этой основе объединяюще-общего, позволяющего соотносить, сравнивать и объединяться с группами -достигать идентичности. Сетевая диагностика нацелена на изучение ценностей, предполагает изучение стратегий идентификации как процесса, который может быть организован по-разному. В самом общем смысле эти стратегии формируются как осознаваемые или неосознанные эталоны, цели и действия, приводящие к результату – достижению идентичности. Стратегии идентификации в социальной организации могут отличаться по направленности от стратегий идентификации, провозглашенных организациями, в рамках которых складываются, например, малые группы. Эти стратегии также могут отличаться по целям и эталонам от целей и эталонов больших социальных групп.

Заключение. В статье рассмотрены теоретические основания конструирования сетевой диагностики стратегий идентификации в организации, а также проанализирован эмпирический опыт применения такой методики. Сетевая диагностика иденти фикации обладает рядом преимуществ изучения эталонов единства, что позволяет целенаправленно и планово изучать успешность идентификации в социальных организациях.

95-105 10218
Аннотация

Введение. Визуализация научного знания, насчитывающая уже не одно столетие, для каждого нового поколения ученых продолжает оставаться темой остроактуальной. Это связано с постоянно изменяющимися техническими и технологическими средствами презентации научных данных, а также с изменением самого коммуникативного пространства науки. Современная научная жизнь и деятельность ученых находятся постоянно в зоне острого конфликта между сохранением свойственных науке принципов элитарности, герметичности, исключительности и столь же необходимых для ее существования принципов открытости, общедоступности, массовизации. Анализ места и роли визуализации научного знания, на наш взгляд, позволяет обнаружить ресурсы и модели управления указанным конфликтом в сфере научной коммуникации. Цель исследования – раскрыть возможности научной иллюстрации в снятии противоречий между рациональным и образно-художественными формами, что приобретает особое значение для решения задачи популяризации науки в современном обществе.

Методология и источники. Методологическими принципами исследования стали культурологический подход при описании этапов развития научной иллюстрации, а также методы сравнительного, типологического, контекстуального анализа. Для написания работы мы использовали источники, позволявшие анализировать историю становления и современное состояние научной иллюстрации, а также видовое разнообразие визуализации научного знания (работы Аши Ребекки Зуриты, Мартина Кемпа и Дерека Дж. Росса). Информационными источниками стали исследования Science Art в контексте решения задач популяризации научного знания и массовизации науки, проведенные А. Резниковой и Л. Архиповой.

Результаты и обсуждение. В предлагаемой статье научная иллюстрация рассматривается как визуальная практика, нацеленная на преодоление границ между наукой, искусством и образованием. Рассматриваются четыре принципиально различных периода эволюции научной иллюстрации: иллюстрация как инструмент работы с информацией, труднодоступной для человеческого глаза (изначально в интересах медицины); с появлением и развитием фотографии - дрейф научной иллюстрации в направлении изобразительного искусства при возрастающем значении художника (рисующего), а не предмета изображения; с усложнением видового разнообразия визуальной репрезентации научной информации – стимулирование образной составляющей в поиске и представлении научного знания как специфическая задача научно-иллюстрации; научная иллюстрация как необходимая составляющая процесса конвергенции научно-познавательных и художественно-изобразительных приемов научной коммуникации.

Заключение. В XXI в. научные иллюстрации представляют собой технологические продукты, создаваемыми совместно учеными, художниками, их прямыми заказчиками и обществом в целом. Представляя собой один из видов визуализации научного знания, научная иллюстрация выполняет свойственные только ей образовательные и коммуникативные функции. Либерализация инструментов работы с изображениями, развитие образовательных комиксов, визуализация информации и визуализация данных, а также появление движения SciArt - все эти факторы делают актуальной проблему профессиональной самоидентификации научных иллюстраторов.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

106-120 85
Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено выявлению специфики языковой репрезентации образа изобретателя в англоязычном научно-популярном дискурсе и содержит описание механизмов использования стратегии создания имиджа и стратегии солидаризации. Актуальность статьи обусловлена всевозрастающим интересом общественности к научным знаниям в эпоху технического прогресса и общим развитием научно-популярного направления, а очевидная значимость человеческого фактора в презентации изобретения именно с позиции его создателя указывает не только на возможность неоднозначной интерпретации научной новости, но и определяет общую антропоцентричность медийных материалов данной направленности. Анализируя языковые способы представления научно-технических достижений в тексте и общие стратегии создания образа ученого, авторы статьи таким образом выявляют типичные медийные характеристики современного изобретателя. Особое внимание авторы акцентируют на таких интегративных характеристиках научно-популярного дискурса, как авторитетность и состязательность.

Методология и источники. Исследование проводилось на материале англоязычных научно-популярных интернет-изданий технического профиля – Popular Mechanics, Mit News Education, Science Daily, Interesting Engineering, SciTechDaily. Для отбора текстов применялся метод сплошной выборки, который позволил представить наиболее типичные и вместе с тем интересные случаи презентации изобретения и самопрезентации изобретателя. Работа выполнена в рамках дискурсивного подхода. Основная методология исследования языковой специфики актуализации стратегии создания имиджа и стратегии солидаризации включала в себя метод семантического анализа, метод семантико-стилистического анализа, элементы коммуникативно-прагматического метода.

Результаты и обсуждение. Стратегия формирования имиджа и стратегия солидаризации актуализируются в научно-популярном дискурсе на лексико-грамматическом и синтаксическом уровнях и предполагают обращение к стилистическим приемам. Каждая из вышеупомянутых стратегий соответствует одному из двух типов научно-популярных текстов об открытиях и изобретениях. В первом случае речь идет о самопрезентации изобретателя, которая имеет свою языковую специфику. Во втором случае представление изобретения, дополненное комментариями о его создателе, осуществляется научной общественностью и носит преимущественно профессионально оценивающий характер, что также выражено на уровне языка и до- ступно изучению. Важным результатом проведенного исследования стал вывод о многоликости медийного образа современного изобретателя, что позволяет говорить о тенденции формирования реалистичного образа ученого.

Заключение. Изучение специфики языкового представления изобретателя дает возможность понимания глубокой антропоцентрической природы самого изобретения, поскольку последнее неотделимо от изобретателя, являясь результатом его научной деятельности и профессиональных амбиций, а также условием личностного роста. Методология проведенного анализа может быть применима не только к дальнейшим исследованиям статуса ученого, но и к подобным исследованиям на материале другого профиля для анализа языковой репрезентации создающего субъекта во взаимосвязи с его произведением.

121-130 112
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются теоретические вопросы термина и терминологий с точки зрения общей теории терминологии и когнитивного подхода. Область английской экономической терминологии предоставляет терминоведам обширный материал для исследований, чтобы углубить и уточнить теоретические постулаты, помогающие понять природу научных и профессиональных номинаций. Процесс образования терминов рассматривается с позиции когнитивного подхода в тесной связи с процессами концептуализации и категоризации, тем самым помогая выявить модели терминотворчества, используемые маркетологами, что является актуальным в связи с антропоцентрическим направлением в лингвистике.

Методология и источники. Классическое терминоведение основано на принципах, в которых природе концептов, концептуальных отношений в предметных областях, взаимоотношениям и взаимосвязям между терминами и концептами придается первостепенное значение. Кроме того, терминологии тесно связаны с профессиональной деятельностью, осуществляемой в конкретной области специальных знаний и, следовательно, неотделимы от социального контекста и практического применения. Методы когнитивного анализа, которые используются при изучении терминов, способны преодолеть логические противоречия, накопленные в предшествующее столетие изучения терминологии. Изучаемые английские термины маркетинга извлечены методом сплошной выборки из толковых терминологических словарей и оригинальной литературы.

Результаты и обсуждение. Оригинальность номинации в терминологии маркетинга заключается в применении идеи постоянно изменяющихся автономных и самодостаточных моделей потребителей, которые выражаются в микротерминосистемах терминов, вербализующих целостные авторские концепции. Номинация типичных индивидуумов терминами, которая обсуждается в настоящей статье, основана на глубоком знании различных психологических характеристик людей. Предполагается, что все психологические параметры, вербализованные терминами, образуют основу профессиональной области современного маркетинга в соответствии с существующими концептуальными знаниями.

Заключение. Актуальность работы обусловлена тем, что изучение процессов концептуализации и категоризации в профессиональных сферах знания представляет собой недостаточно изученную область. Исследование показывает, что при ярко выраженной междисциплинарности профессиональной области возрастает специфика терминологической номинации и усложняются терминообразовательные парадигмы, используемые профессионалами.

131-149 226
Аннотация

Введение. С момента публикации «Универсальной классификации звукоподражательной лексики» Станиславом Васильевичем Ворониным в 1969 г. прошло 50 лет. За это время классификация была опробована на материале ряда (в том числе неродственных) языков, изменена и дополнена (как самим автором, так и рядом других исследователей-лингвистов). Целью настоящей статьи является полное описание принципов и параметров классификации (которая впервые полностью публикуется на английском языке), а также критическое осмысление ее отдельных положений. Общий объем лингвистических данных, собранных за последние годы, требует внесения некоторых изменений в классификацию. Так, нами было выявлено логическое противоречие между классом ономатопов-фреквентативов и гиперклассом фреквентативов(квази)-инстантов-континуантов. Подклассы внутри этих выделенных С. В. Ворониным категорий оказались пересекающимися. Эта, а также ряд других незначительных проблем подробно освещаются в настоящей статье.

Методология и источники. Метод, использованный при анализе класcификации – это метод фоносемантического анализа, предложенный самим С. В. Ворониным. В статье также приводятся эмпирические данные английского и других языков, необходимые для иллюстрации выдвигаемых положений.

Результаты и обсуждение. Критическое осмысление принципов, заложенных в основу рассматриваемой классификации, обнаружило ряд существующих внутри нее логических противоречий и других незначительных недочетов. Выявленные сложности, однако, не противоречат теоретическим основам классификации, а новые типологические данные позволяют внести в нее некоторые необходимые коррективы.

Заключение. Универсальная классификация ономатопов (звукоподражательных слов), предложенная С. В. Ворониным уже более полувека назад, продолжает быть действующим инструментом фоносемантики и лингвистической типологии. Предложенные изменения, на наш взгляд, позволят сделать ее применение более эффективным. В первой части статьи приводится сама классификация С. В. Воронина, обсуждаются ее достоинства и недостатки. Во второй части статьи (будет опубликована в одном из ближайших номеров) предлагаются возможные решения выявленных проблем.

150-164 101
Аннотация

Введение. Фоносемантическая интерференция - это явление из области примарного звукоизобразительного словообразования, при котором звуковая форма одного звукоизобразительного знака может определяться несколькими категориально разными мотивами номинации. Данный эффект был зарегистрирован в нескольких исследованиях из области фоносемантики. Тем не менее до сих пор осутствуют четкое определение самого понятия и описание существующих моделей сочетания мотивов номинации, а также возможных причин описанного феномена. Целью настоящей статьи является попытка сформулировать определение термина и описать механизмы фоносемантической интерференции, используя новый языковой материал (искусственно сконструированную лексику).

Методология и источники. Исследование проведено в русле фоносемантического подхода на материале хорошо известных вымышленных языков - лэпина, клингона, эльфийского и нави. В качестве методов исследования были использованы метод сплошной выборки, метод типологического сравнения и метод фоносемантического анализа.

Результаты и обсуждение. На материале искусственно сконструированной лексики в статье приводятся примеры сочетания нескольких мотивов номинации для одного звукоизобразительного языкового знака и рассматриваются сами мотивы номинации. Типологическое стравнение искусственно сконструированных слов с звукоизобразительными словами из естественных языков позволило обнаружить сходные модели в искусственном и естественном словообразовании, что позволяет считать множественную номинацию регулярным способом примарной номинации. В статье также предложено определение термина «фоносемантическая интерференция».

Заключение. Множественность мотивов номинации отражает сложную природу интермодального восприятия экстралингвистических объектов. В случае фоносемантической интерференции фонетическая форма слова формируется как результат взаимодействия нескольких источников ощущений. Отражение нескольких денотатов в одном звукоизобразительном знаке увеличивает разнообразие примарных форм и значений слова и позволяет выразить тонкие семантические контрасты. Понятие фоносемантической интерференции позволяет анализировать, описывать и глубже понимать механизмы сложных случаев звукоизобразительного словообразования, не меняя уже существующую хорошо зарекомендовавшую себя фоносемантическую таксономию.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)