Русские старцы: эстетика благообразной красоты
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-5-21
Аннотация
Введение. В статье обосновывается применение эстетической характеристики к рассмотрению образа русских старцев. Для этого предлагается отойти от традиционного понимания эстетики только как философии искусства и красоты и рассмотреть ее как познание уникальной выразительности сущности чувственно-воспринимаемого феномена. Выдвигается положение, что феноменальный образ человека есть следствие его образа жизни, и образ русских старцев, учитывая особый способ их существования, характеризуется своей самобытной эстетикой благообразной красоты.
Методология и источники. Автор показывает взаимодействие и взаимосоотнесенность «внешнего» и «внутреннего» в человеческом образе. Для этого исследуется содержательная близость античного феномена калокагатии и христианского феномена благообразия, каждый из которых, однако, воплощает принципиально разное понимание человека (соответственно космологически-пластическое и личностно-визуальное). Подчеркивается принципиальное для православной антропологии и мистики понимание света в исихазме и единство Истины, Любви и Красоты. Особо подчеркивается положение П. А. Флоренского, что явленная истина есть любовь, а осуществленная любовь есть красота. Общей методологической основой работы являются философско-антропологическая, феноменологическая и культурно-герменевтическая установки в исследовании эстетики человеческого образа на примере благообразной красоты русских старцев.
Результаты и обсуждение. Феномен старчества рассматривается в широком контексте православной и особенно русской истории и культуры, для которой он признается важнейшим архетипическим образом. Рассматриваются его главные составляющие и специфические характеристики. Особо подчеркивается роль в его возникновении и развитии св. Нила Сорского и св. Паисия Величковского. Образ русского старца оценивается как аутентичное воплощение практического осуществления православной мистики любви, света и красоты. Подчеркивается c(, особое значение визуального образа человека в русской культуре. На материале широкого обращения к истории русского старчества, особенно XIX–XX вв., раскрывается особый тип духовной аскетики, антропологии и образовательной коммуникации. Определяемый опытом постоянной любви образ благообразной красоты старцев (таких как, например, Лев, Макарий, Амвросий Оптинские) признается в православии как живая икона Бога, признается способность посредством одного лишь его визуального восприятия преображать и совершенствовать людей, и приводятся характерные свидетельства воспоминания о воздействии эстетики этой благообразной красоты.
Заключение. В завершение статьи автор исследует специфический характер восприятия русских старцев, выделяя визуально-эстетический компонент этого восприятия и подчеркивая значение красоты их душевно-феноменального благообразия как эстетического воплощения любви к людям.
Об авторе
Д. Ю. ДорофеевРоссия
Дорофеев Даниил Юрьевич - доктор философских наук (2011), доцент (2006), профессор кафедры философии Санкт-Петербургского горного университета. Автор 110 научных публикаций, из которых 5 – персональные монографии. Сфера научных интересов: современная философская и визуальная антропология, антропологическая эстетика, философия и антропология коммуникаций, теория и история персонализма, античная и средневековая философия
21-я линия, д. 2, В. О., Санкт-Петербург, 199106
Список литературы
1. Аристотель. О чувственном восприятии // Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / пер. Е. В. Алымовой. СПб.: СПбГУ, 2004. C. 100–136.
2. Бибихин В. В. Ранний Хайдеггер о Дунсе Скоте // Мартин Хайдеггер: сб. статей / отв. ред. Д. Ю. Дорофеев. СПб.: РХГИ, 2004. C. 163–185.
3. Лосев А. Ф., Шестаков В. В. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.
4. Платон. Хармид // Платон. Диалоги / пер. С. Я. Шейнман-Топштейн. М.: Мысль, 1986. C. 66–326.
5. Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
6. Бондаренко В. В. Святые старцы. М.: Молодая гвардия, 2020.
7. Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Правда, 1990.
8. Митрополит Трифон (Туркестанов). Древнехристианские и оптинские старцы. М.: Мартис, 1996.
9. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
10. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970.
11. Громов М. Н. Образы философов в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 2010.
12. Сидоров С. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу: О странниках Земли Русской. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2002.
13. Великие русские старцы. Жития, чудеса, духовные наставления / под ред. игумена Аристарха (Лоханова). М.: Ковчег, 2002.
14. Достоевская А. Г. Воспоминания. М.: Правда, 1971.
15. Аверинцев С. С. Поэтика византийской литературы. М.: Coda, 1997.
16. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012.
17. Гёте В. И. Учение о цвете / пер. с нем. В. Лихтенштадта. СПб.: Азбука, 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Дорофеев Д.Ю. Русские старцы: эстетика благообразной красоты. Дискурс. 2020;6(4):5-21. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-5-21
For citation:
Dorofeev D.Yu. Russian Elders: Aesthetics of Good-Imaged Beauty. Discourse. 2020;6(4):5-21. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-5-21