Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Профессиональная идентичность журналиста в условиях гибридной медиасистемы

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу особенностей профессиональной идентичности журналиста в контексте современной медиасистемы. Интеграция новых технологий в журналистику запустила процессы конвергенции способов доставки информации, а на сущностном уровне – гибридизации медиа. Концептуализация профессиональной идентичности журналиста обосновывается интерпретацией особенностей информационной среды как предпосылки и результата формирования личности журналиста в современных условиях. В связи с этим предлагается понятие «гибридная идентичность», означающее сочетание традиционных и новых журналистских практик, возникших в результате слияния журналистики с современными цифровыми технологиями.

Методология и источники. В статье на основе дискурс-анализа теоретических и практических исследований Э. Чедвика, М. Кастельса, Д. Уивера, Н. Фентон, Э. Лаук, П. О’Доннел, Э. Холтона, Х. Орнебринга, анализа документов (докладов и отчетов ЮНЕСКО, Международного института прессы), опросов общественного мнения (ВЦИОМ), включенного наблюдения, контент-анализа англоязычных и русскоязычных текстов общественно-политических изданий моделируется профессиональная действительность современной журналистики и концептуализируется профессиональная идентичность журналиста.

Результаты и обсуждение. Исследования в России, Европе и США показывают, что с размытием границ между сетевой, личной и корпоративной ролями профессиональная самоидентификация затрудняется и формируется гибридная идентичность, состоящая подчас из взаимоисключающих ценностных компонентов. Можно предположить, что трансформация структуры профессиональной идентичности неизбежно повлияет на составляющие профессионализма в будущем.

Заключение. К факторам, влияющим на идентичность современного журналиста, можно отнести профессиональный контекст и специфику организации, в которой трудится журналист, а также технологический компонент, вынуждающий журналиста осваивать новые способы и платформы продвижения информации. В условиях гибридизации медиасистемы смешение традиционных ориентаций с новыми, возникшими в результате интеграции в журналистские практики цифровых технологий, приводит к формированию гибридной идентичности, характеризующейся парадоксальностью ценностных сочетаний.

Об авторе

А. Ю. Колянов
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Колянов Алексей Юрьевич – кандидат политических наук (2007), доцент кафедры социологии и политологии. Автор 26 научных публикаций. Сфера научных интересов: политическая философия, история политических учений, мировая политика, медиафилософия

ул. Профессора Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376, Россия



Список литературы

1. Ruellan D. A Professional. Or How to Recognize One // Brazilian Journalism Research. 2017. Vol. 13, № 1. P. 7–19. DOI: 10.25200/BJR.v13n1.2017.978.

2. Weaver D., Wu W. The global journalist: News people around the world. N. J.: Hampton Press, 1998.

3. Willnat L., Weaver D. H., Choi J. The global journalist in the twenty-first century: A cross-national study of journalistic competencies // Journalism Practice. 2013. Vol. 7, iss. 2. P. 163–183. DOI: 10.1080/17512786.2012.753210.

4. Carbasse R. Doing good business and quality journalism? Entrepreneurial journalism and the debates on the future of news media // Brazilian Journalism Research. 2015. Vol. 11. P. 256–277. DOI: 10.25200/BJR.v11n1.2015.816.

5. Fenton N. Post-Democracy, Press, Politics and Power // The Political Quarterly. 2016. Vol. 87, iss. 1. P. 81–85. DOI: 10.1111/1467-923X.12207.

6. Vartanova E., Lukina M. Russian Journalism Education: Challenging Media Change and Educational Reform // Journalism & Mass Communication Educator, 2017. Vol. 72, iss. 3. P. 274–284. DOI: 10.1177/1077695817719137.

7. Медиа и пандемия: что смотрят и кому доверяют россияне. URL: https://www.sostav.ru/publication/media-i-pandemiya-43356.html (дата обращения: 01.06.2020).

8. Journalism, press freedom and COVID-2019. UNESCO. URL: https://en.unesco.org/sites/default/files/unesco_covid_brief_en.pdf (дата обращения: 10.06.2020).

9. COVID-19: Number of Media Freedom Violations by Region. International Press Institute. URL: https://ipi.media/covid19-media-freedom-monitoring/ (дата обращения: 01.06.2020).

10. Deuze M., Witschge T. Beyond journalism: Theorizing the transformation of journalism // Journalism. 2018. Vol. 19, iss. 2. P. 165–181. DOI: 10.1177/1464884916688550.

11. Siebert F. S., Peterson T., Schramm W. Four theories of the press: The authoritarian, libertarian, social responsibility, and Soviet communist concepts of what the press should be and do. Urbana: Univ. of Illinois Press, 1963.

12. McQuail D. Mass communication theory: an introduction. London: Sage Publications, 1987.

13. Chadwick A. The Hybrid Media System: Politics and Power. Oxford: Oxford Univ. Press, 2013. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780199759477.001.0001.

14. Alexander J. C. The Crisis of Journalism Reconsidered: Cultural Power // Fudan J. of the Humanities and Social Sciences. 2015. Vol. 8, iss. 1. P. 9–31. DOI: 10.1007/s40647-014-0056-5.

15. The pandemic of social media panic travels faster than the COVID-19 outbreak / A. Depoux, S. Martin, E. Karafillakis et al. // J. of Travel Medicine. 2020. Vol. 27, iss. 3. P. 1–2. DOI: https://doi.org/10.1093/jtm/taaa031.

16. Van der Haak B., Parks M., Castells M. The Future of Journalism: Networked Journalism Rethinking Journalism in the Networked Digital Age // International J. of Communication. 2012. Vol. 6. P. 2923–2938.

17. Jolley R. Seeing the future of journalism and its power // Index on Censorship. 2014. Vol. 43, iss. 3. P. 3–6. DOI: 10.1177/0306422014550968.

18. Hanitzsch T. Professional Identity and Roles of Journalists // Oxford Research Encyclopedia of Communication. 2017. URL: https://oxfordre.com/communication/view/10.1093/acrefore/9780190228613.001.0001/acrefore-9780190228613-e-95?print=pdf (дата обращения: 01.06.2020). DOI: 10.1093/acrefore/9780190228613.013.95.

19. Ahva L. Public journalism and professional reflexivity // Journalism. 2013. Vol. 14, iss. 6. P. 790–806. DOI: 10.1177/1464884912455895.

20. Lauk E., Harro-Loit H. Journalistic Autonomy as a Professional Value and Element of Journalism Culture: The European Perspective // International J. of Communication. 2017. Vol. 11. P. 1956–1974. URL: http://ijoc.org/index.php/ijoc/article/view/5962/2018 (дата обращения: 01.06.2020).

21. Nikunen K. Losing my profession: Age, experience and expertise in the changing newsrooms // Journalism. 2014. Vol. 15, iss. 7. P. 868–888. DOI: 10.1177/1464884913508610.

22. Sherwood M., O’Donnell P. Once a Journalist, Always a Journalist? // Journalism Studies. 2018. Vol. 19, iss. 7. P. 1021–1038. DOI: 10.1080/1461670X.2016.1249007.

23. Holton A., Molyneux L. Identity lost? The personal impact of brand journalism // Journalism. 2017. Vol. 18, iss. 2. P. 195–210. DOI: 10.1177/146488491560881.

24. Lowrey W., Erzikova E. Post-objectivity and Regional Russian Journalism // News with a View: Journalism beyond Objectivity. Jefferson: McFarland Press, 2012. P. 135–152.

25. Örnebring H. Journalists, PR Professionals and the Practice of Paid News in Central and Eastern Europe: An Overview // Central European J. of Communication. 2016. V. 9, no. 1. P. 5–19. DOI: 10.19195/1899-5101.9.1(16).1.


Рецензия

Для цитирования:


Колянов А.Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях гибридной медиасистемы. Дискурс. 2020;6(4):62-72. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72

For citation:


Kolianov A.Yu. Professional Identity of Journalist in Hybrid Media System. Discourse. 2020;6(4):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-4-62-72

Просмотров: 674


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)