Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Фреймово-концептуальный состав и средства речевого воздействия американского дискурса популярной психологии

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-167-184

Аннотация

Введение. В статье анализируется фреймово-концептуальная структура американского популярно-психологического дискурса и затрагиваются используемые в нем средства речевого воздействия. Указанный дискурс представляет собой набор семиотических произведений, направленных на популяризацию и внедрение идей/концепций, связанных с вопросами практической психологии. Цель статьи – в общих чертах описать фреймово-концептуальную композицию американских популярно-психологических текстов.

Методология и источники. Используются методы тематико-жанрового отбора текстов, контент-анализ. Главный метод – интерпретационный: излагается суть каждого текста, извлекается его смысл, выделяются фреймы и концепты. Материалы варьируются от научных и научно-популярных публикаций до популярных психологических бесед, выступлений TED, коучинга и лекций по терапии. В целом, популярная психология в США происходит из нескольких источников, среди которых наиболее влиятельными являются философия самопомощи; психотерапевтические/психиатрические модели гуманистической психологии; трансперсональная психология, включая мистицизм, паранормальный и религиозный опыт, практики индуизма, буддизма, даосизма, каббалы, теософии и др.

Результаты и обсуждение. Выявлено, что базовыми концептуальными единицами американского популярно-психологического дискурса являются: концептуальный фрейм ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ с субконцептом ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ и субсубконцептами САМООСОЗНАННОСТЬ и ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНА; концептуальный фрейм ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ/РАБОТА/УЧЕБА с субфреймами РАБОТА В КОРПОРЦИИ/ОФИСЕ (с субсубфреймом ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ), ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА/УЧЕБА с субконцептами ОТНОШЕНИЕ К РАБОТЕ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ/ПРОДУКТИВНОСТЬ/ДОСТИЖЕНИЯ; концепт УСПЕХ с разными сценарными субконцептами; концепт ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ со сценарным субконцептом ПРЕВРАЩЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ В ВОЗМОЖНОСТИ. Для популярно-психологического дискурса характерны смешение стилей, множественная адресатность, публичность, нарративность, квазидиалог с реципиентами, эмпирические экземплификации, применимость к повседневной жизни.

Заключение. Этот дискурс развивает собственные концепты и концептуальные фреймы, обладает потенциалом для рефрейминга смысловых конструктов реципиентов. Он генерирует и сценарии (скрипты), например, концепт САМООСОЗНАННОСТИ (MINDFULNESS) становится основой современных американских психологических и психотерапевтических практик. Данный дискурс демонстрирует информативный, аргументативный, персуазивный, иллюстративный (или иносказательный) типы речи; он логичен, идиоматичен, содержит яркие выразительные средства, используемые для речевого воздействия.

Об авторе

Е. В. Шелестюк
Челябинский государственный университет
Россия

Шелестюк Елена Владимировна – доктор филологических наук (2010), доцент (2005), профессор кафедры теоретического и прикладного языкознания 

ул. Братьев Кашириных, д. 129, Челябинск, 454001



Список литературы

1. Starker S. Oracle at the Supermarket: The American Preoccupation with Self-Help Books, NY: Taylor & Francis, 2002.

2. Duke A., Novicevic M. M. Historical foundations of social effectiveness? Dale Carnegie’s principles // Social Influence. 2006. Vol. 3, iss. 2. P. 132–142. DOI: 10.1080/15534510801934556.

3. Sharpley C. F. Research findings on neurolinguistic programming: Nonsupportive data or an untestable theory? // J. of Counseling Psychology. 1987. Vol. 34, no. 1. P. 103–107. DOI: 10.1037/00220167.34.1.103.

4. Ohlsson Th. Scientific evidence base for transactional analysis in the year 2010 // International J. of Transactional Analysis Research & Practice. 2010. Vol. 1, iss. 1. P. 4–11. DOI: 10.29044/v1i1p4.

5. Zeig J. K., Munion M. What is Psychotherapy?: Contemporary Perspectives. Oxford: Jossey-Bass, 2009.

6. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. 3-е изд. М.: Класс, 2001.

7. Шелестюк Е. В. Стилистические и жанровые особенности текстов популярной психологии // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2008. № 12. С. 168–176.

8. Алексеева Л. М. Метафоризация как средство диалогичности научного текста // Антропоцентрический подход к языку. Ч. 1. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1998. С. 89–102.

9. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Изд-во МГУ, 1996.

10. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002.

11. Стернин И. А. Типы значений и концептов // Концептуальное пространство языка / под ред. Е. С. Кубряковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. С. 257–282.

12. Алефиренко Н. Ф. Язык, познание и культура: когнитивно-семиологическая синергетика слов. Волгоград: Перемена, 2006.

13. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. М.: Институт языкознания РАН, 2011.

14. Тарасов Е. Ф. Проблемы информационного общества и прикладная психолингвистика: материалы X Междунар. конгресса междунар. общества по прикладной психолингвистике. М.: РУДН: ИЯ РАН, 2013. С. 34–38.

15. Стернин И. А. Национальное коммуникативное поведение как предмет лингвистического и методического описания // Русское и французское коммуникативное поведение. Т. 1. Воронеж: Истоки, 2002. С. 5–10.

16. Огнева Е. А. Когнитивное моделирование понятий образного текста. 2-е изд. М.: Эдитус, 2013.

17. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепция: формирование антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64–72.

18. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. 2-е изд. М.: Академический проект, 2001.

19. Minsky M. Form and Content in Computer Science // J. of the ACM. 1970. Vol. 17, iss. 2. P. 197– 215. DOI: https://doi.org/10.1145/321574.321575.

20. Hand D. J. Scientific basis of psychiatry. Artificial intelligence and psychiatry. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1985.

21. Perls F., Hefferline S., Goodman R. Gestalt therapy: Excitement and growth in the human personality. NY: Julian Press, 1951.

22. Наранхо К. Гештальт-терапия: отношение и практика атеоретического эмпиризма / пер. с англ. А. А. Рунихина. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.

23. Кабат-Зинн Дж. Куда бы ты ни шел – ты уже там: осознанная медитация в повседневной жизни / пер. с англ. О. А. Кудрявцевой. М.: Эксмо, 2019.

24. Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии. Дубна: Феникс+, 2006.


Рецензия

Для цитирования:


Шелестюк Е.В. Фреймово-концептуальный состав и средства речевого воздействия американского дискурса популярной психологии. Дискурс. 2023;9(1):167-184. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-167-184

For citation:


Shelestyuk E.V. Frame-Conceptual Composition and Speech Impact Means of the American Popular Psychology Discourse. Discourse. 2023;9(1):167-184. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-167-184

Просмотров: 410


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)