Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Учредителем журнала является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ПИ № ФС77-62347 от 14.07.2015 г.).

Журнал выходит 6 (шесть) раз в год (февраль, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь).

Основные положения редакционной политики.

Журнал «ДИСКУРС» публикует результаты научных исследований российских и зарубежных учёных и ориентирован на публикацию материалов по социогуманитарным проблемам развития общества.

Цели журнала – ознакомление российского и международного научного сообщества с результатами научных исследований различных научных школ, равно как и самостоятельных исследователей, по широкому спектру философской и социогуманитарной проблематики; расширение профессионального коммуникационного пространства для осуществления междисциплинарного диалога, а также генерирование благоприятной информационной среды для поддержки инновационных направлений развития фундаментальных и прикладных исследований в современной гуманитаристике; содействие становлению молодых исследователей и формированию кадрового потенциала для гуманитарных подразделений вузов и научных организаций.

Задачи журнала

  • ознакомление широкой научной и педагогической аудитории с актуальными тенденциями в онтологии, эпистемологии и методологии социально-гуманитарного знания в эпоху метамодерна;
  • рефлексия динамики исследований в сфере философии, культурологии, социологии, политологии и лингвистики, предоставленных широким кругом авторов – как признанных ученых и специалистов, так и начинающих свой путь в профессии молодых исследователей из высших учебных заведений и научных организаций России и зарубежных стран;
  • публикация материалов, имеющих просветительское и учебно-методическое значение для преподавателей учебных заведений разных уровней, молодых ученых и всех заинтересованных читателей;
  • интеграция российских и зарубежных научных школ и отдельных ученых, работающих в фокусе мультидисциплинарного подхода в проблемных полях философии, социологии и лингвистики;
  • соблюдение высоких мировых стандартов этики научных публикаций и сохранение ответственного отношения к публикованию результатов научных исследований.

Журнал выходит по трём направлениям, соответствующим группам научных специальностей:

1. Философские науки
  • Онтология и теория познания
  • История философии
  • Эстетика
  • Этика
  • Логика
  • Философия науки и техники
  • Социальная философия
  • Философская антропология, философия культуры
  • Философия религии и религиоведение

2. Социологические исследования

  • Теория, методология и история социологии
  • Социальная структура, социальные институты и процессы
  • Политическая социология
  • Социология культуры
  • Социология управления

3. Теоретическое и прикладное языкознание

  • Германские языки
  • Теория языка
  • Прикладная и математическая лингвистика

В журнале, в основном, публикуются оригинальные статьи (объемом 7-15 страниц), представляющие собой теоретические положения проводимых исследований, результаты проведенных исследований и их анализ, обзорные статьи (объемом 18-25 страниц) могут быть опубликованы в виде исключения по решению редакционной коллегии.

Каждой статье, опубликованной в научном журнале, присваивается идентификатор цифрового объекта DOI (Digital Object Identifier) через сервис ссылок DOI – CrossRef.

С целью обеспечения содержания высокого уровня статей, они публикуются только после рецензирования (двойное слепое) и редакторской доработки в соответствии с принципами редакционной этики.

К публикации принимаются статьи, написанные на русском и английском языках.

Наименования, краткое содержание (аннотация) всех русскоязычных статей, ключевые слова и список литературы переводятся на английский язык. Также полностью переводятся на английский язык статьи имеющие наибольшую, с точки зрения редакционной коллегии, ценность для международного научного сообщества.

Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями. Журнал поддерживает лицензию Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Это означает, что материал статей можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, а также адаптировать его и создавать новое в любых целях, включая коммерческие при обязательном соблюдении следующих условий: необходимо обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию и обозначить изменения, если таковые были сделаны. При этом никто не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.

При подаче статьи автору необходимо подтвердить, что статья не была опубликована или не была принята к публикации в другом научном журнале. При ссылке на опубликованную в журнале «Дискурс» статью издательство просит размещать ссылку (полный URL материала) на официальный сайт журнала.

При использовании автором (авторами) в своих работах отрывков из других статей (на русском, английском или других языках), обязательно их оформление в виде ссылок на источники либо получение разрешения предыдущего издателя или владельца авторских прав.

К рассмотрению допускаются статьи, размещенные ранее авторами на личных или публичных сайтах, не относящихся к другим издательствам.

Журнал не работает с посредниками. Статьи принимаются только от авторов. Публикация в журнале для авторов бесплатна. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов. Редакция журнала не оказывает каких-либо платных и агентских услуг. Ускоренные сроки публикации статей не предусмотрены.

Не допускаются к публикации статьи, в которых присутствует плагиат. Редакционная коллегия журнала «Дискурс» при рассмотрении статьи проводит обязательную проверку материала с помощью системы Антиплагиат. В случае обнаружения заимствований редакция действует в соответствии с принятой Этикой научных публикаций и правилами COPE.

В случае открытия обстоятельств, подтверждающих что опубликованная статья, содержит такие серьезные недостатки или ошибочные данные, которым нельзя доверять редакция обязана принять меры к исправлению оных или отозвать данную статью (подробнее см. раздел «Ретракция»).

Номера журнала архивируются:

  • Российской Государственной Библиотекой
  • Национальный Электронно-Информационный Консорциум
  • Портал учредителя

Публикации в журнале журнала «Дискурс» входят в системы расчётов индексов цитирования авторов и журналов. «Индекс цитирования» — числовой показатель, характеризующий значимость данной статьи и вычисляющийся на основе последующих публикаций, ссылающихся на данную работу.

Журнал индексируется в системах:

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Академия Google (Google Scholar).

Текущий выпуск

Том 6, № 2 (2020)

ФИЛОСОФИЯ

5-14 32
Аннотация

Введение. В статье рассмотрена проблема обоснования профессиональной морали. Акцент сделан на профессионально-этических проблемах деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Целью данной статьи является создание такого варианта обоснования нормативности профессиональной морали (на примере этики сотрудника органов внутренних дел), в котором соединены традиционные источники нормативности и возможности метаэтического дискурса. Необходимость обновленного понимания нормативности профессиональной морали проистекает из потребности новой методологии создания профессионально-этического стандарта сотрудника органов внутренних дел.

Методология и источники. В статье предложено метаэтическое обоснование профессиональной морали сотрудника правоохранительных органов с опорой на идеи К. Корсгаард и Дж. Томсон, предложивших в своих работах различные варианты обоснования нормативности морали. Мы исходим из признания того, что профессионально-этический стандарт, а также его обоснование не являются окончательным вариантом нашего понимания проблем профессиональной морали. Наш подход к их осмыслению основан на тулминовском принципе интеллектуальной инициативы, позволяющем рационально пересоздавать имеющиеся конструкты.

Результаты и обсуждение. Перевод профессионально-этической проблематики в дискурс метаэтики создает предпосылки для обретения убедительности требований профессиональной морали. Нормативная этика как основа профессиональной морали вполне согласуется с метаэтическим ответом на проблему нормативности, обозначаемым как «волюнтаризм». Однако при этом последний мало что добавляет с позиции рефлексивности наших убеждений. Значительно убедительнее выглядит позиция, называемая «призыв к автономии». В ее основе лежат кантианское положение о том, что моральные требования обретают реальность в собственной воле личности. Именно она есть главный источник нормативности. Важным шагом, придающим цельность обоснованию нормативности профессиональной морали, является преодоление абсолютизма этических высказываний. Этому служит анализ нормативных суждений с учетом их отнесения к контексту конкретной сферы деятельности.

Заключение. Сближение дискурсов нормативной этики и метаэтики позволяет выработать обоснование нормативности, в котором формальное описание требований профессиональной морали соединяется с внутренней способностью личности соотносить собственные действия и решения с профессионально-этическими приоритетами. Только формирование самостоятельной свободной личности образует основания нормативности профессиональной морали.

15-28 33
Аннотация

Введение. Современное образовательное пространство в условиях приближения VI технологического уклада трансформируется под влиянием многих факторов. Определяющими из них являются технологические прорывы, качественно изменяющие не только образовательные практики, но и сам характер образовательного пространства. Глобализация рынка образовательных услуг, развивающееся экономическое неравенство и неравенство возможностей в разных регионах заставляют мигрировать значительные массы людей в поисках оптимальных образовательных условий. В свою очередь образовательная миграция все более превращается в экономический механизм извлечения прибыли и становится для региональных образовательных систем своеобразным индикатором их конкурентоспособности. Изучение процессов образовательной миграции становится актуальным. Авторы анализируют современные тенденции и особенности образовательной миграции в России.

Методология и источники. Методологическую основу работы составляет междисциплинарный подход. Ряд установок представлен в рамках социокультурного и деятельностного подходов (Н. Ю. Харари, Дж. Найт), экономического пласта рассмотрения проблематики, связанной с теорией миграционных процессов (Э. Г. Равенштейн, Э. Ли, М. Пиоре, И. Валлерстайн), исследованиях российских экономистов, политологов и социологов (А. Н. Джуринский, И. В. Ивахнюк и др.).

Результаты и обсуждение. История формирования национального академического капитала показывает, что сегодня интернационализация является ведущим трендом в его развитии, наряду с экономической, технологической и интеллектуальной составляющими. Это означает, что образовательная миграция как часть процесса интернационализации становится показателем конкурентоспособности региональных образовательных систем. Общая тенденция прослеживается достаточно четко: чем выше качества предоставляемых образовательных услуг и комфортнее экосистема образовательного пространства, тем актуальнее вектор миграции в этот регион. Этот тренд только начали исследовать в России. Но сегодня уже очевидно, что состояние регионального образовательного пространства России имеет явно «перекошенный» характер, а проводимая государственная образовательная политика, далеко не всегда способствуют его оптимизации.

Заключение. Для реализации позитивного потенциала образовательной миграции и преодолению её негативных последствий необходимо: проведение многофакторного анализа процессов образовательной миграции, не только на уровне отдельных вузов и регионов, но и в общероссийском масштабе; формирование такой экосистемы образования в регионах, которая позволила бы сократить разрыв между «центром и регионами», а также между «вузами - лидерами» и «вузами другой весовой категории».

29-43 27
Аннотация

Введение. Целью данной статьи является анализ прозы Сэлинджера (цикл «Девять рассказов» (1953), на примере рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка» (1948) и повести «Над пропастью во ржи» (1951). Новизна данного исследования определяется тем, что анализ проводится с использованием принципов, лежащих в основе метафизики французского пост-структуралиста Жиля Делеза (в частности, подытоженных в работе «Различие и повторение» (1968). Актуальность исследования определяется тем, что подобный анализ позволяет определить основные тенденции развития нарратива пост-авангарда, определить основные отличия в концепциях, лежащих в основе создания музыки и художественных произведений послевоенной эпохи.

Методология и источники. Применяемый метод исследования обозначен нами как структурно-семантический анализ. В статье используются некоторые положения метафизики Жиля Делеза, которые нашли отражение в книге «Различие-повторение», анализируются в научных работах по теории искусства пост-авангарда. Данные положения позволяют выявить изоморфные связи, на которых строятся произведения Сэлинджера, определить структуру его произведений.

Результаты и обсуждение. Сращивание кристаллообразной, зеркальноизоморфной структуры рассказов и фрагментов реального опыта чувств и ощущений героев создают собственное даже не «изображение», как пишет исследовательница И. Галинская, а «живую, звуковую тень рисунка», что позволяет не трактовать события в произведениях Сэлинджера, а создает особое настроение, ощущение у читателя. В этом смысле забавно замечание известного теоретика постмодернизма Хассана в отношении того, что в постмодернистской литературе место «Бога-Отца» занимает «Дух-Святой», что во многом соответствует концепту «ризомы» Делеза, положениях о ри-зоморфности причинно-следственных связей, «шизоанализе», а, следовательно, и специфик нового типа нарратива. Основные смыслы и значения в прозе Сэлинджера реализуются вне слов и понятий, вне сюжетной линии или композиции, проступают вместе с открытой, но достаточно стройной структурой, словно помимо воли автора. Нарочитая простота, минимальная лексическая загруженность, отсутствие явных причинно-следственных связей создают ощущение «транса», которое заставляет перечитывать рассказ вновь и вновь в попытке найти точную интерпретацию.

Заключение. В одном из самых грустных рассказов Сэлинджера о судьбе послевоенного поколения возникает ощущение потустороннего, иного присутствия. Серия «статических повторений» (сюжетных ходов, мотивов, техник, лексических единиц) дает ощущение «различия», понимания, также как пристальное внимание к ситуации дает новые возможности решений и действий.

СОЦИОЛОГИЯ

44-60 35
Аннотация

Введение. В статье рассматривается российский рынок образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования в условиях продолжающейся трансформации видения системы высшего образования как услуги. Акцентируется необходимость изучения и внедрения профессиональной коммуникационной деятельности при продвижении образовательной организации высшего профессионального образования.

Методология и источники. В качестве теоретико-методологической базы статьи были использованы научные труды отечественных исследователей проблем формирования и управления брендом вуза (Д. А. Шевченко, М. Е. Кудрявцева, А. Д. Криво-носов и др.), в том числе анализировался материал (материалы всероссийских и международных конференций «Общество. Наука. Инновации (НПК-2018)» г. Киров; «Образование и социализация личности в современном обществе» г. Красноярск; «Брендинг как коммуникативная технология XXI века» г. Санкт-Петербург и др.), касающийся брендинга региональных вузов Российской Федерации.

Эмпирическую базу исследования составили региональные вузы-лидеры Российской Федерации, обучающие студентов по направлению «Реклама и связи с общественностью». Основаниями для определения списка региональных вузов-лидеров по данному направлению стали следующие позиции: количество мест, финансируемых за счёт государственного бюджета; баллы ЕГЭ студентов, поступивших в вуз; динамика приёма абитуриентов-контрактников. Также были выявлены регионы России, из которых приезжают студенты для обучения по направлению «Реклама и связи с общественностью» в СПбГЭТУ «ЛЭТИ».

Исследуются элементы формирования ценностных платформ брендов подразделений региональных вузов-лидеров, готовящих бакалавров по направлению 42.03.01 «реклама и связи с общественностью».

Результаты и обсуждение. Результаты эмпирического анализа показали, что профильные образовательные подразделения вузов-лидеров, готовящих бакалавров по направлению «реклама и связи с общественностью», не в полной мере реализуют свой научный и методический потенциал в практической деятельности. При позиционировании указанного направления исследуемые вузы делают акцент на демонстрации объективных количественных показателей, не выделяя ключевые ценностные послания, что не представляется возможным рассматривать в качестве примера брендинга и элемента бренда образовательной организации.

Заключение. По итогам проведённого исследования авторы делают вывод о необходимости применения коммуникативных технологий по формированию и управлению брендом вуза для структурирования конкурентного поля профессионального образования, что оказывает непосредственное влияние на эффективность управления такими организациями и является актуальным требованием для продвижения организации и её продуктов (товаров или услуг) в современном обществе.

61-79 23
Аннотация

Введение. Рассмотрены базовые теоретико-методологические подходы к исследованию социального самочувствия населения мегаполисов как интегрального показателя, а также актуальные направления разработок новых методик диагностики. Представлен опыт эмпирического социологического исследования, показывающий методические алгоритмы системной фиксации и обработки основных индикаторов-показателей.

Методология и источники. Анализ теоретико-методологических оснований диагностики социального самочувствия жителей мегаполиса как интегрального показателя осуществляется на основе комплекса научных подходов, объединяющих в единой исследовательской процедуре характеристики объективных и субъективных индикаторов, обеспечивающих целостность внешних и внутренних характеристик объекта изучения.

Результаты и обсуждение. С точки зрения методической проведение диагностики социального самочувствия выстраивается как системный анализ трех групп данных. Во-первых, защищенность петербуржцев от социальных опасностей и угроз, может быть измерена на основании таких показателей как экологические угрозы; притеснения из-за пола и возраста; произвол чиновников; ущемления из-за национальности и религиозных убеждений; произвол чиновников; преследование по политическим убеждениям; бедность; одиночество; преступность. Во-вторых, удовлетворенность жизнью диагностируется посредством обращения к таким параметрам как отношение к региону проживания; удовлетворенность жизнью в целом. В-третьих, степень социального оптимизма выявляется на основе обращения к таким параметрам как уверенность в будущем; сравнение настоящего и прошлого образа жизни; прогноз жизни в будущем.

Заключение. Настоящая статья фиксирует важный момент методологического и методического единства в подходах. В методологии исследования интегральный характер социального самочувствия предполагает обращение к теоретико-концептуальным принципам, которые нацелены на исследование такого единства. Далее этот же тренд продолжен в комплексных методиках интегральной диагностики социального самочувствия.

80-96 40
Аннотация

Введение. Целью статьи является обоснование возможности разработки онтологии дополненной реальности как особой сферы социального пространства. Проводится сравнительный анализ подходов к интерпретации реальности в философии и теоретической социологии. Сформулированы исходные положения концептуальной модели социальной реальности и социальной действительности. Вводятся и анализируются понятия актуального и виртуального социальных действий.

Методология и источники. В качестве методологического основания исследования используются основные положения феноменологической социологии: интерпретация А. Щюцем социальной реальности как фрагмента бытия, переведенного в мир интерсубъективного, и характеристика П. Бергером и Т. Лукманом реальности общества как процесса его конструирования в практической деятельности. Учтены черты дополненной реальности, выявленные в работах Р. Азумы, П. Милграма, А. Д. Кисино, Х. Папагианнис, Э. М. Ларсен, С. А. Глазковой, О. Н. Кисловой и других исследователей. Описания характеристик устройств дополненной реальности получены из отчетов руководителей исследовательских центров, занятых разработкой и внедрением цифровых технологий: университетов Лондона, Торонто и Токио, института Хассо-Платтнера в Германии, финской компании Senseg, компании Disney Research, компании High Fidelity, лаборатории самосборки MIT, группы Media Lab из MIT, стартапа Detour из Сан-Франциско, компаний Google и Microsoft и др.

Результаты и обсуждение. Среда, формируемая дополненной реальностью, гораздо сложнее, чем представляется в непосредственном ее восприятии. Она включает четыре пространства: 1) предметного мира, 2) психического мира и 3) гибридного мира как симбиоза реального и воображаемого миров, или же 4) симбиоза фрагментов реального мира - разорванного в пространстве и времени и совмещенного с помощью технологий в устройствах, дающих возможность индивиду присутствовать при наблюдении их совмещенного существования.

Заключение. Дополненная реальность усложняет виртуальную реальность, внося в ее содержание помимо вымышленных характеристик содержание практических действий. Дополненная реальность, используя ресурс виртуальной реальности, переходит в действительность как основа практики. Дополненная реальность не только «постигает» мир, но находится с ним в непосредственном практическом контакте, становясь, тем самым, особой стороной социальной действительности.

97-106 26
Аннотация

Введение. Актуальность заявленной темы обусловлена поисками выхода из затянувшегося кризиса в украинском социуме и российско-украинских отношениях. Цель статьи - теоретическое осмысление цивилизационнного выбора граждан Украины в период «революции достоинства».

Методология и источники. При изучении данной темы автор опирается на признанные в социологии и иных гуманитарных науках цивилизационный и формационный подходы, объясняющие развитие обществ и государств. Кроме этого, события 2014 г. интерпретируются с учетом теории революций. При этом автор обращается как к теориям, разработанным задолго до «революции достоинства» на Украине, так и к современным российским и зарубежным авторам, исследующим данную проблему. Автор акцентирует внимание на результате данного процесса, рассматривает очередную «цветную революцию» на Украине как этап в определении цивилизационного будущего Украины, как «цивилизационную революцию».

Результаты и обсуждение. В научной среде признаки «классической революции» обычно понимаются авторами довольно однозначно, хотя не без исключений. Автором приводятся определения и интерпретации категории «революция», которые широко применяются в настоящее время для объяснения революционных социальных потрясений конца ХХ - начала XXI в. Анализируется общее и особенное в приведенных трактовках для объяснения украинских событий 2014 г. Помимо этого, положения цивилизационного подхода теории государств экстраполируются на украинские события 2014 г. с целью определения их социальной значимости и характера.

Заключение. Понятие «цивилизационной революции» в настоящее время довольно размыто и неоднозначно. Предложено трактовать события 2014 г. на Украине как «цивилизационную революцию» в контексте цивилизационного подхода типологии государств. В настоящее время наблюдается наиболее острая стадия, сопровождающаяся потерей территории, вооруженным конфликтом между сторонниками западного вектора развития и российского или славянского вектора.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

107-114 19
Аннотация

Введение. Статья продолжает серию публикаций по лингвистике отношений (далее R-лингвистика) и посвящена вопросам формирования языка из лингвистической модели мира. При этом язык рассматривается в самом общем виде без учета грамматической составляющей. Это позволяет сосредоточиться на общих проблемах формирования языков. А именно, это позволяет показать, почему язык адекватно отражает модель мира и в чем особенности перехода от модели к языку. Это новый подход к языку является актуальным в связи с формированием понимания общего ядра во всех естественных языках, а также в связи с потребностями формирования для искусственного интеллекта подсистем взаимодействия с человеком.

Методология и источники. Методы исследования заключаются в формулировке и доказательстве теорем о языковых пространствах и их свойствах. Материалы статьи и приведенные доказательства базируются на изложенных ранее представлениях о лингвистических пространствах и их разложениях в признаки.

Результаты и обсуждение. В работе показано, как в самом общем виде происходит формирование языковых структур. А именно, почему язык адекватно отражает лингвистическую модель, и в чем отличие языковых и лингвистических пространств? Сформулированы понятия открытой и закрытой формы языка, а также закон формы. Приводятся примеры открытой и закрытой форм языка. Показано, что формирование языка позволяет компенсировать недостаток в окружающем мире реальных признаков с сохранением прогностических свойств модели.

Заключение. Любой естественный язык является отражением модели мира человека. При этом все естественные языки схожи в части принципов формирования ядра языка (языкового пространства). Языковые пространства стандартизуют модели мира тем, что уравнивают реальные и вымышленные признаки категорий. Кроме того, переход к языку упрощает некоторые проблемы распознавания образов и открывает дорогу к логике естественного языка.

115-124 33
Аннотация

Введение. Статья посвящена лингвистическим понятиям терминологии и терминосистемы и рассматривает взгляды лингвистов на их определение и дифференциацию, объясняет семантику слова и термина, а также роль когнитивного подхода в современной терминологии. В научном исследовании дается определение понятия и категории, описывается роль процессов концептуализации и категоризации в английской терминологии. Исследование актуально, поскольку обеспечивает более глубокое понимание структуры и содержания понятий, лежащих в основе формирования языковых категорий, механизмов взаимодействия когнитивных и языковых структур в процессе формирования терминологического значения.

Методология и источники. В свете когнитивного подхода к пониманию семантики слова авторами сделан акцент на антропоцентрическом мышлении, языковой картине мира и лексико-семантических вариантах слова. Когнитивный подход позволяет выявить причины и механизмы динамических процессов в сфере профессиональной номинации с учетом меняющихся познавательных и коммуникативных потребностей людей. Исследование проводится на материале корпуса текстов CorpusofContemporatyAmericanEnglish.

Результаты и обсуждение. Установлено, что когнитивные категории связаны с прототипами, которые имеют решающее значение для формирования категорий. Доказана необходимость выявления центральных элементов прототипических категорий, поскольку они делают категорию логичной, понятной и удобной, так как все члены категории отвечают заданному перечню характеристик. В результате исследования было доказано, что в инвестиционной терминологической системе прототип выступает наилучшим представителем категории.

Заключение. В результате исследования сделан вывод о том, что анализ процессов концептуализации и категоризации является чрезвычайно важным при изучении терминосистем языка, в целом, и инвестиционной терминосистемы английского языка, в частности, поскольку позволяет выявлять базовые концепты, лежащие в основе формирования терминологических систем. Изучение принципов и механизмов системной и функциональной категоризации языковых единиц дает возможность выявить и проанализировать их прототипическую семантику с точки зрения их общих свойств с прототипом той категории, членами которой они являются. Эта возможность имеет первостепенное значение для исследований в области когнитивной лингвистики, поскольку именно прототипическая семантика языковых единиц во многом определяет их использование в предложении для передачи того или иного смысла.

125-133 36
Аннотация

Введение. Целью статьи является доказательство семантической взаимосвязи значений многозначных слов на основе использования понятий «семантическая сеть» и «лексический инвариант». Актуальность данного исследования заключается в отсутствии достаточной доказательной базы в пользу семантической общности структур многозначных лексем, поскольку появляются противоречивые лингвистические данные о подтверждении так называемой списочной теории репрезентации слов в ментальном лексиконе. Новизна представленного исследования заключается в гипотезе о сетевом структурировании значений слова на основе «лексического инварианта», понимаемого как набор доминантных базовых семантических компонентов, которые в одной из своих конфигураций лежат в основе контекстуальных значений, обуславливая их связь. Впервые приводится характеристика и преимущества сетевой модели функционирования полисемантов, обосновывается ее характеристика как открытой системы, способной достраивать неограниченное число связей.

Методология и источники. В качестве доказательства семантической общности структур многозначных лексем, а также функционирования лексических инвариантов и семантической сети представлен анализ английского субстантива key с использованием эмпирического инвариантно-компонентного метода.

Результаты и обсуждение. Основные результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что обилие переносных значений в структурах многозначных слов, нечеткость их границ являются препятствием на пути понимания контекстуальных смыслов. Показано, что функцию когнитивных доминант в языковом сознании выполняют инвариантные средства репрезентаций знаний в языке, которые выступают в качестве средства языковой классификации, являясь точками внутриязыковой референции при поиске адекватных обозначений реалий и языковых форм передачи необходимого смысла. Наборы инвариантных компонентов образуют кластеры признаков, которые в том или ином сочетании реализуются в контекстуальных значениях.

Заключение. Суммированы доказательства функционирования концептуальной системы человека по принципу семантической сети со многими выходами как сложной многоуровневой системы парадигматических связей, позволяющих эффективно ориентироваться в окружающей среде, адаптироваться к ней и управлять ею. Показано, что для сохранения семантических границ количество значений должно оставаться в пределе основных инвариантных семантических компонентов.

134-143 21
Аннотация

Введение. Рассматривается специфика перевода киноназваний в современном кинодискурсе.

Целью статьи является анализ переводческой стратегии на негативизацию фильмонимов. Научная новизна состоит в новом, когнитивном подходе к анализу переводческой деятельности, осуществляемой на уровне сознания с анализом лежащих за транслятом когнитивных концептов. Объектом данного исследования выступают фильмонимы зарубежного англоязычного кинематографа, переведенные с негативным оттенком. Актуальность изучения негативных фильмонимов определяется требованием грамотного внедрения зарубежного контента в гармоническом балансе с контентом отечественного производства на фоне активной международной конкуренции.

Методология и источники. Используется когнитивно-дискурсивный подход к анализу кинодискурса, осуществляемый путем синхронного сравнения русских и англоязычных вариантов. Методика объективации оценки применяется для демонстрации степени удобства и легкости результирующего перевода в принимающей культуре. Анализ перевода фильмонимов базируется на транскреативном переводческом приеме переосмысления и доместикации фильмонимов на отечественной почве. Источником послужила трехлетняя выборка из 400 неэквивалентно переведенный фильмонимов из периодического издания «Петербургский телезритель» за 2017-2020 гг.

Результаты и обсуждение. Проведен анализ негативно окрашенных переводных фильмонимов в отечественном кинодискурсе, основанный на когнитивно-дискурсивной методике, раскрывающей ценностные суждения, лежащие в основе исходника и транслята. Анализ негативизма в переводе киноназваний показал, что лучшее модифицируется как худшее, степень опасности утрируется, справедливая игра оборачивается несправедливой, в то время как примеры улучшения при переводе единичны. Это объясняется тенденцией к пейорации оценки и ведет к общей зрительской настороженности.

Заключение. Использование когнитивно-дискурсивных методов позволило установить степень оценочной неоднородности перевода фильонимов, установить уклон в пейорацию, отражающий культурную специфику принимающей культуры в контрастивном соположении с позитивной культурой оригинала. Результатом статьи стал вывод о переводческом формировании диалекта кинорынка, искусственно занижающего потребительскую планку предпочтений, ведущего к росту одиночества и «синдрому социальной смерти».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.