Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Учредителем журнала является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ПИ № ФС77-62347 от 14.07.2015 г.).

Журнал выходит 6 (шесть) раз в год (февраль, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь).

Основные положения редакционной политики.

Журнал «ДИСКУРС» публикует результаты научных исследований российских и зарубежных учёных и ориентирован на публикацию материалов по социогуманитарным проблемам развития общества.

Цель журнала создание и развитие профессиональной коммуникационной платформы для междисциплинарного диалога и дискуссий по актуальной социогуманитарной проблематике в рамках тематических направлений журнала.

Задачи журнала:

  1. публикация оригинальных результатов научных исследований по различным вопросам философского, лингвистического, культурологического и социологического характера, полученных широким кругом авторов – как признанных ученых и специалистов, так и начинающих свой путь в профессии молодых исследователей и научных организаций России и зарубежных стран.
  2. осуществление коммуникативных связей между российскими и зарубежными специалистами – философами, социологами, лингвистами, работающими в научных организациях разных ведомств;
  3. интеграция возможностей мультидисциплинарного подхода к гуманитарным исследованиям;
  4. усиление возможностей интеграции отечественных научных школ в международное научное сообщество.

Журнал выходит по трём направлениям соответствующим группам научных специальностей:

1. Философские науки
  • Онтология и теория познания
  • Этика
  • Логика
  • Философия науки и техники
  • Социальная философия
  • Философская антропология, философия культуры

2. Социологические исследования

  • Теория, методология и история социологии
  • Социальная структура, социальные институты и процессы
  • Политическая социология
  • Социология культуры
  • Социология управления

3. Теоретическое и прикладное языкознание

  • Германские языки
  • Теория языка
  • Прикладная и математическая лингвистика

В журнале, в основном, публикуются оригинальные статьи (объемом 7-15 страниц), представляющие собой теоретические положения проводимых исследований, результаты проведенных исследований и их анализ, обзорные статьи (объемом 18-25 страниц) могут быть опубликованы в виде исключения по решению редакционной коллегии.

Каждой статье, опубликованной в научном журнале, присваивается идентификатор цифрового объекта DOI (Digital Object Identifier) через сервис ссылок DOI – CrossRef.

С целью обеспечения содержания высокого уровня статей, они публикуются только после рецензирования (двойное слепое) и редакторской доработки в соответствии с принципами редакционной этики.

К публикации принимаются статьи, написанные на русском и английском языках.

Наименования, краткое содержание (аннотация) всех русскоязычных статей, ключевые слова и список литературы переводятся на английский язык. Также полностью переводятся на английский язык статьи имеющие наибольшую, с точки зрения редакционной коллегии, ценность для международного научного сообщества.

Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями. Журнал поддерживает лицензию Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Это означает, что материал статей можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, а также адаптировать его и создавать новое в любых целях, включая коммерческие при обязательном соблюдении следующих условий: необходимо обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию и обозначить изменения, если таковые были сделаны. При этом никто не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.

При подаче статьи автору необходимо подтвердить, что статья не была опубликована или не была принята к публикации в другом научном журнале. При ссылке на опубликованную в журнале «Дискурс» статью издательство просит размещать ссылку (полный URL материала) на официальный сайт журнала.

При использовании автором (авторами) в своих работах отрывков из других статей (на русском, английском или других языках), обязательно их оформление в виде ссылок на источники либо получение разрешения предыдущего издателя или владельца авторских прав.

К рассмотрению допускаются статьи, размещенные ранее авторами на личных или публичных сайтах, не относящихся к другим издательствам.

Журнал не работает с посредниками. Статьи принимаются только от авторов. Публикация в журнале для авторов бесплатна. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов. Редакция журнала не оказывает каких-либо платных и агентских услуг. Ускоренные сроки публикации статей не предусмотрены.

Не допускаются к публикации статьи, в которых присутствует плагиат. Редакционная коллегия журнала «Дискурс» при рассмотрении статьи проводит обязательную проверку материала с помощью системы Антиплагиат. В случае обнаружения заимствований редакция действует в соответствии с принятой Этикой научных публикаций и правилами COPE.

В случае открытия обстоятельств, подтверждающих что опубликованная статья, содержит такие серьезные недостатки или ошибочные данные, которым нельзя доверять редакция обязана принять меры к исправлению оных или отозвать данную статью (подробнее см. раздел «Ретракция»).

Номера журнала архивируются:

  • Российской Государственной Библиотекой
  • Национальный Электронно-Информационный Консорциум
  • Портал учредителя

Публикации в журнале журнала «Дискурс» входят в системы расчётов индексов цитирования авторов и журналов. «Индекс цитирования» — числовой показатель, характеризующий значимость данной статьи и вычисляющийся на основе последующих публикаций, ссылающихся на данную работу.

Журнал индексируется в системах:

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Академия Google (Google Scholar).

Текущий выпуск

Том 5, № 6 (2019)

ФИЛОСОФИЯ

5-15 33
Аннотация

Введение.В современную эпоху развития медиа с неизбежностью переосмысливается социокультурный статус книги. Доминирующими средствами передачи и сохранения информации как в культуре в целом, так и в системе образования сегодня являются digital-устройства, которые, казалось бы, полностью способны заменить книгу. Исследование направлено на проблематизацию самого понятия «книжная культура», а также на выявление актуальности книжной культуры в условиях медиального поворота последней трети ХХ - начала XXI вв., в частности в системе образования.

Методология и источники. Методологически работа базируется на культурфило-софском анализе исследовательской литературы.

Результаты и обсуждение. Рассмотрен феномен «книжной культуры», трансформирующийся под воздействием новых digital-технологий и digital-устройств. Проанализирована ситуация, когда поколение преподавателей книжной культуры и книжного типа мышления сталкивается с необходимостью овладевать digital-технологиями и осваиваться в цифровой среде в то время, когда в школы и университеты приходит поколение digital native, для которого цифровая культура является не предметом научения, а естественной средой обитания с рождения.

Книжная культура, как и медиакультура или устная традиция, формирует определенный тип восприятия мира, задает логику мышления, что особенно важно в педагогическом процессе, когда формируются навыки осмысленной вдумчивой работы с текстом.

С книгой читатель вступает в диалогические отношения, она индивидуализирована, чего нельзя сказать о digital-устройствах, которые воспринимаются и используются в большей степени исключительно функционально. Наполнение педагогического процесса digital-устройствами и визуальной информацией не исключает по-прежнему огромного значения личности преподавателя, но требует наблюдения и осмысления с тем, чтобы понимать последствия (плюсы и минусы) такой медиатизации.

Заключение. Можно предположить, что книга останется основной формой представления знания и фундаментом процесса образования. Однако книжная культура как целостное и ценностное отношение к миру уступает главенство медиакультуре, что должно повлечь корректировку методов и методик преподавания, а также уточнение целей образования.

16-28 29
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблематизации, актуализации и анализу перспектив развития современной философской антропологии. Автор стремится максимально четко определить понятие, статус и положение философской антропологии среди философских дисциплин, выявляя проблемы в этой области, в том числе связанные с концепцией «смерти человека».

Методология и источники. Подробно исследуется состояние, сложный и неоднозначный путь развития философско-антропологического знания на протяжении XX в.

Для дальнейшего продуктивного развития философской антропологии признается необходимость ее критической проблематизации. Отдельное внимание посвящается проблеме соотношения философской антропологии Макса Шелера и фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера.

Результаты и обсуждение. Выделяются множественные способы понимания философской антропологии и определения ее смыслового горизонта, что затрудняет содержательную конкретизацию этой дисциплины в XX в. Автор статьи подчеркивает, что философская антропология, если она хочет быть philosophia prima, должна не отказываться от онтологического контекста, а стремиться создать новую, персонали-стично ориентированную онтологию, актуализируя личностное понимание человека.

Для этого необходимо критично учитывать опыт православного понимания личности в византийской патристике, русской религиозной философии, феноменологии, философии Шелера и Хайдеггера и даже сочинения французских философов второй половины XX в., прежде всего М. Фуко, который развивал концепцию «смерти человека», но в своих поздних работах подошел к новому продуктивному пониманию человека. Заключение. Современная философская антропология должна критично переосмыслить историю своего развития и открыться актуальным проблемам современности, например интерсубъективности, философии коммуникации и особенно визу-альности, представленной в форме продуктивной эстетики человеческого образа. Автор высказывает сдержанную надежду на то, что философская антропология может стать локомотивом для развития всей современной философии.

29-41 39
Аннотация

Введение. Одним из значимых направлений аналитических и прогностических исследований цифрового общества и тенденций его развития специалисты называют поколенческую тематику. Среди факторов, обусловивших актуализацию данной тематики - феномен нового вида взаимодействия, который объединяет мир физический и виртуальный, его определяют, как phygital-взаимодействие. Особенности нового вида взаимодействия показаны на примере поколения Z, которое уже живет в phygital-мире и лучше всех к нему адаптировано. В статье анализируются ценностные ориентиры и приверженности нового поколения, выявляются мировоззренческие и коммуникативные характеристики, а также поведенческие модели, которые это поколение несет с собой в мир повседневных и деловых практик современного социума с целью изучения поколенческой проблематики в условиях новых реалий. Методология и источники. Методологически работа базируется на аксиологическом и культурфилософском анализе поколенческой тематики.

Результаты и обсуждение. На основе представленного в статье обзора основных подходов к определению понятия «поколение», его сущностных признаков и отличительных характеристик выявляются специфические особенности нового поколения, его мировоззренческие и ценностные установки, определяются основные тенденции его развития и функционирования.

Заключение. В реалиях цифровой эпохи актуализируется значение поведенческой культуры нового поколения, которое не просто ориентировано на себя, но и провозгласило персональную свободу как главную ценность в реальных и виртуальных практиках своего бытия. Поэтому, с одной стороны, объективируется задача формирования ценностного каркаса личности у представителей нового поколения, с другой - формирование и культивация в общественном сознании нормативно-этических регулятивов, отражающих как традиционные ценности, так и новые ценности новой эпохи. В целом, формирование системы ценностных оснований современного этапа общественного развития обеспечивает этичное поведение на всех уровнях взаимодействия, а также выступает стабилизирующим фактором. Эти вопросы имеют не только межпоколенческий, но и цивилизационный характер.

42-56 21
Аннотация

Введение. За последние 20 лет изменился масштаб и характер образовательной миграции, изменились ее механизмы, усовершенствовалась управленческая координация. Появление и развитие онлайн-образовательных платформ изменили общую картину и образовательной миграции, заставив исследователей возвратиться к анализу онтологических и теоретико-методологических оснований исследования образовательной миграции как интернационального и регионального феноменов. На сегодняшний день существует потребность в выборе теоретико-методологических оснований для объяснения проблем, возникших у российской науки и системы образования в процессе интернационализации. Авторы решают задачу анализа и синтеза таких необходимых оснований для последующего исследования образовательной миграции, ее форм и последствий, в том числе и для российского общества.

Методология и источники. В качестве методологической основы использованы теоретические конструкции миросистемного подхода (И. Валлерстайн). Также авторы используют идеи М. Деметера о распространении и конкуренции образцов современного образования в мире и результаты исследований Т. Шотта, изучавшего связи между научно-образовательными центрами. Авторы ставят задачу интеграции концепций миросистемного подхода и научного багажа ряда современных теорий (Дж. Найт, П. Коллиер) для постановки вопросов и последующего обсуждения ситуации, сложившейся на сегодняшний день в России.

Результаты и обсуждение. Производство знаний и национальные системы образования не автономны от общей динамики миросистемы, они являются неотъемлемыми частями ее функционирования. Результатом социальных отношений «ядро-полупериферия-периферия» является неравномерность в накоплении транснационального академического капитала. М. Деметер обозначил четыре типа современных обществ, различающихся по возможностям накопления транснационального академического капитала. Научная и образовательная миграция между странами первых трех типов, как правило, носит временный характер и полезна в плане общения высококвалифицированных специалистов. Миграция одаренных людей из периферии и полупериферии в ядро часто становится эмиграцией, что ведет периферийные общества к потерям в человеческом капитале и не оправдывающим себя расходам на образование. Стратегиями преодоления неравенства в накоплении академического капитала и отрицательных последствий эмиграции для образования и науки являются создание «вторичного ядра» на основе общности языка, а также «захват» основных рычагов в сфере организации мировой науки с одновременным развитием национального производства и увеличением рынка труда.

На основе полученных результатов авторы предлагают для обсуждения три вопроса о перспективах развития сложившейся ситуации в России. Во-первых, к какому из четырех типов обществ миросистемы (в соответствии с М. Деметером) следует отнести российское общество? Во-вторых, есть ли у России возможности создания «вторичного ядра» или «захвата» ведущих позиций в организации мировой науки и образования? В-третьих, есть ли в России сегодня осознанная стратегия формирования чего-то подобного «вторичному ядру»?

Заключение. Авторы утверждают, что интерпретация интернационализации образования и образовательной миграции на основе миросистемного подхода открывает ряд перспектив для последующих исследований.

СОЦИОЛОГИЯ

57-71 30
Аннотация

Введение. Цель статьи - проверка гипотезы о вхождении в социальные интеракции акторов особого вида - устройств с искусственным интеллектом. Автор предлагает к обсуждению гипотезу о возникновении нового вида субъекта искусственной природы. В основу концепции положены разработанные автором понятия техносубъекта и нового вида субъектности. Анализируется характер нового вида агента взаимодействий, выявляются его разновидности.

Методология и источники. При выявлении признаков подобия между человеческой и машинной субъектностью автор исходит из интерпретаций субъекта и субъектности в работах Дж. Тонони, М. Деланды, Ж. Делеза, Ф. Гваттари, С. Бескаравайного. Источниками выступают исследования Т. Уолша, Р. Брукса, Д. Джордана, Д. Маркоффа, Р. Йонка, Р. Курцвейла, А. Гринфилда, К. Келли, Ш. Теркл. Учтены результаты экспериментов по конструированию социального сообщества роботов в Курчатовском институте и Институте робототехники Университета Карнеги-Меллона, результаты социологических исследований характера взаимоотношений человека с роботами Шерри Теркл из Массачусетского технологического института.

Результаты и обсуждение. Обосновано, что взаимодействие человека с техносубъектом формирует особый тип социальности - гибридный социум. Вскрываются механизм и особенности социальных взаимодействий в социуме гибридного типа. Выявлена специфика интеракций, возникающих между человеком и различными видами техносубъекта. Анализируется процесс возникновения и протекания антропоморфных реакций человека на активность роботов. Прослеживается переход от копирования антропоморфных черт устройствами с искусственным интеллектом к формированию их субъектности. Рассматриваются варианты построения отношений человека с роботами.

Заключение. Делается вывод о высокой степени вероятности нарастания в перспективе конфликта между двумя линиями совершенствования андроидов на основе создания универсального человекоподобного интеллекта: усилением или замещением человека. Рассматривается альтернативная возможность третьего направления: гармонизация отношений между участниками гибридного социума.

72-90 20
Аннотация

Введение. В статье на основе системно-социологической методологии рассматривается содержание антикоррупционной политики в современном российском обществе как системного образования. Несмотря на комплексный характер предпринимаемых властями мер по противодействию коррупции, последняя воспринимается общественным мнением как высокая. В результате это антисоциальное явление, по мнению россиян, в последние годы входит в число пяти самых острых проблем в нашей стране.

Методология и источники. Социологические опросы, включая представленные авторами собственные исследования, свидетельствуют о системном поражении коррупцией целого ряда важных сфер общественной жизни, включая правоохранительные органы, органы власти и управления, медицинскую сферу и др. В контексте рассмотренных в работе социальных детерминантов коррупции предпринимается попытка выявить ключевые институциональные факторы формирования антикоррупционного климата в условиях современных трансформаций.

Результаты и обсуждение. Отмечается, что в современной России необходимо формировать антикоррупционный климат при активном использовании как советского, так и зарубежного опыта. Особого внимания заслуживают изучение и перенос на нашу почву современного китайского опыта. При этом специально акцентируется внимание на выводе, что ключевую роль в формировании антикоррупционного климата играет утверждение релевантного российским условиям антикоррупционного юридического климата, предусматривающего организацию исполнения всей совокупности норм позитивного права социальными субъектами и институтами правовой сферы, включающего такие компоненты механизма правового регулирования, как юридически значимая деятельность и другие практики правоприменения.

Заключение. Все это в единстве должно создать реальные возможности и условия, обеспечивающие воспроизводство и совершенствование антикоррупционного климата на всех уровнях властной иерархии и в разных сферах общества, включая бизнес, а также формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов поведения и развитие соответствующего правосознания и правовой культуры.

91-107 22
Аннотация

Введение. Статья посвящена обзору основных вопросов, которые ставит цифрови-зация перед социологами высшего образования. Вниманию читателей также предлагаются результаты эмпирического исследования, нацеленного на получение ответов на некоторые из этих вопросов путем анализа непосредственного опыта студентов, прошедших онлайн-курсы и выражающих свое представление об их функциональных характеристиках и результативности.

Методология и источники. В качестве методологической рамки исследования авторы использовали полипарадигмальный подход, включающий положения экономики высшего образования, принципы и методы институциональной традиции социологии образования, идеи теоретических концепций социальных представлений и коммуникативного действия.

Результаты и обсуждение. Представлены результаты двух социологических исследований, проведенных в форме анкетных опросов. Целевыми аудиториями опросов стали магистранты первого курса технических направлений подготовки, не имеющие непосредственного опыта смарт-образования в университете, и студенты бакалавриата, прошедшие различные онлайн-курсы в рамках своего учебного процесса.

Согласно результатам опроса, магистранты проявляют явный интерес к смарт-образованию и самостоятельно ищут открытые онлайн-курсы. Вместе с тем они недостаточно ясно оценивают некоторые преимущества цифровых технологий, например, возможность повторить объяснение. Студенты бакалавриата вне зависимости от курса, направления и формы обучения отдают предпочтение гибридному формату перед онлайн-курсами и традиционным аудиторным обучением. В качестве наиболее важных аспектов онлайн-обучения для студентов выявлены: четкость и последовательность изложения учебного материала, полезность курса для специальности, занимательность курса. При этом имиджевая сторона представления материалов преподавателем их интересует в значительно меньшей степени, чем разработчиков курсов.

В результате проведенных исследований наиболее интересными темами для будущих дискуссий о функциональных характеристиках и результативности смарт-образования как новой образовательной парадигмы можно назвать следующие парадоксы: слабый интерес (или даже его отсутствие) студентов к такой возможности цифрового формата обучения, как индивидуальная и коллективная обратная связь; возможность организации форумов и проведения групповых обсуждений изучаемых вопросов без участия/с участием преподавателя; противоречия между целевыми ориентирами преподавателей-разработчиков онлайн-курсов и образовательными потребностями студентов-пользователей онлайн-курсов.

Заключение. Авторами статьи выявлено в целом положительное отношение студентов к смарт-образованию. Большинство отметило, что учиться онлайн интереснее, однако занятия в традиционной форме дают более прочные и ясные знания. Наиболее результативным и функциональным вариантом обучающих практик представляются гибридные курсы, которые позволяют сочетать преимущества «классической» и новой цифровой парадигм образования.

108-119 24
Аннотация

Введение. Опираясь на концепцию пространства мест, автор выявляет и анализирует источники, структуру, динамику и механизм постсоветской трансформации урбанонимов столицы РСО - Алании - Владикавказа. Исходным в исследовании является понимание того, что городская топонимика - это символическая форма обустройства и закрепления в городском пространстве социальных практик по конструированию идентичности и памяти. С функциональной точки зрения, урбанонимы Владикавказа выполняют политическую, идеологическую и социокультурную функцию для региона, местных сообществ и титульного осетинского этноса.

Методология и источники. При изучении заявленной темы исследования автор опирался на признанные в мировой социальной науке подходы: концепцию мест памяти П. Нора; теорию социального пространства П. Бурдье; идеи Й. Терборна о роли столиц в обустройстве символического пространства мест; концепцию антропологии места М. Оже. Анализировались исторические атласы и карты Владикавказа различных периодов, труды региональных специалистов по топонимии.

Результаты и обсуждение. Выделяются шесть ключевых направлений топонимических изменений, характерных для осетинской столицы: а) десоветизация; б) деколонизация идеологическая; в) реставрация; г) этнизация («осетинизация», «аланизация»); д) позитивная консервация внутрикавказской матрицы урбанонимов; е) воспроизводство общероссийских культурных и милитарных символов идентичности. Перераспределение структурных компонентов в корпусе столичных урбанонимов осуществляется в пользу антропонимических, этнонимических, культурных и милитарных наименований.

Заключение. Рост количества личностно-именных урбанонимов свидетельствует:

1)            о расширении конкуренции между социальными группами - носителями различных видов капитала за символическое присвоение столичного пространства; 2) об углублении регионализации в топонимических практиках; 3) об ориентации на конструирование осетинской (аланской) идентичности и памяти. Сформирована новая символическая карта осетин, в которой репрезентируются их представления и практики о социальной принадлежности и памяти.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

120-131 65
Аннотация

Введение. По данным Всемирного экономического форума на 2018 г. женщины занимают лишь 34 % управленческих позиций в компаниях по всему миру. Средняя разница в зарплатах между мужчинами и женщинами составляет 63 %, и лишь 67 % женщин занимаются оплачиваемым трудом. Можно назвать множество причин - социальных, культурных и экономических, - по которым женщины не могут устроиться на оплачиваемые должности или преуспеть в карьере, однако в данной статье обсуждаются гендерные особенности профессиональных текстов, как одна из возможных причин. Мы проведем анализ существующих исследований в области гендерной лингвистики, посвященных резюме, объявлениям о работе, профессиональным рекомендациям и оценкам.

Методология и источники. Статья резюмирует исследования в гендерной лингвистике профессиональных текстов на английском языке за последние 10 лет. Используя полученные данные, мы сформулируем и протестируем гипотезы об использовании коммунальной и агентской лексики в рекомендациях менеджеров среднего и высшего звена.

Результаты и обсуждение. Анализ подтверждает, что существуют значительные различия в профессиональных текстах, описывающих мужчин и женщин, занимающих равнозначные позиции. Мужчин чаще характеризуют как лидеров и говорят об их достижениях и чувстве юмора. Женщин описывают как трудолюбивых исполнителей.

Мы не отметили значительной разницы в использовании коммунальных терминов между описаниями мужчин и женщин.

Заключение. Гендерные различия в профессиональных текстах являются одной из возможных причин, препятствующих карьерному развитию женщин. Данное исследование может быть полезным не только для социологов, но и для профессионалов в области набора и развития персонала, консультантов и менеджеров компаний.

132-143 42
Аннотация

Введение. Статья продолжает серию публикаций по лингвистике отношений (далее R-лингвистика) и посвящена анализу проблемы распознавания применительно к рассматриваемому в рамках серии подходу. Распознавание непосредственным образом влияет на языковые формы тем более, что модель, используемая в рамках R-лингвистики, создает существенные особенности в распознавании.

Методология и источники. Методы исследования заключаются в разработке необходимых математических понятий для лингвистики в области идентификации, для чего используется вербальный подход к ранее полученным результатам по идентификации в лингвистических пространствах.

Результаты и обсуждение. В качестве задачи распознавания в R-лингвистике выделены две задачи: распознавание видов и распознавание значений признаков. Каждая из этих задач имеет специфику по размерности, по расширению на кортежи параметров, блокированию ошибок в распознавании и т. д. Кроме того, наличие лингвистической модели способствует упрощению решения указанных задач. В разделе сформулированы особенности и пути решения обоих задач распознавания с учетом изложенной специфики.

На основе материала, изложенного в данной серии публикаций, описываются общие контуры и свойства лингвистической модели мира. Здесь также обсуждаются различные аспекты распознавания, связанные с лингвистическими пространствами: переменные, память, проблемы расширения и т. д.

Заключение. Сформулирован закон созидательного мышления, следующий из лингвистической модели данных.

144-154 31
Аннотация

Введение. Институциональный правительственный дискурс можно анализировать в рамках диалогической схемы, где акторы (политики и пресса), а также такие параметры, как время и место, играют важную роль в формировании жанровых характеристик. Жанровые типы институционального дискурса представляют собой открытые системы, в которых процесс стереотипизации позволяет выявлять разные формы убеждения. Цель настоящей статьи - определить жанровые типы как приоритетный формат коммуникативной интеракции между ее основными участниками - политиками и прессой.

Методология и источники. Типы диалогических жанров современного американского политического дискурса анализируются в рамках диалогической схемы, в которой участники коммуникации, вовлеченные в регламентированный формат общения в борьбе за власть, соблюдают все внешние экстралингвистические формы общения. Несмотря на быстрое развитие такого инновационного фактора, как интернет-коммуникации, жанровая специфика американского политического дискурса остается достаточно жестко структурированной.

Материалом для исследования послужили так называемые замороженные сайты трех последних президентов США до Д. Трампа (Б. Клинтона, Дж. Буша, и Б. Обамы) и действующий сайт Д. Трампа, где отразились «жанры» Белого дома. Для анализа были выделены диалогические форматы, позволившие выявить соотношение интерактивных характеристик политического диалога.

Результаты и обсуждение. Диалогические жанры могут быть поделены на четыре больших класса с учетом статуса и количества собеседников: 1) любое мероприятие с участием доступных СМИ, где право распространять информацию предоставляется всем СМИ (press availability); 2) интервью, где право получать и распространять информацию предоставляется эксклюзивно интервьюирующей организации (interview);

3) встреча аудитории с политиком (town hall meeting), политик без посредства СМИ общается с определенной группой людей; 4) дебаты (debates).

Заключение. Проанализированный материал позволяет установить, что формат жанровых типов диалогического общения соблюдается жестко и они устойчивы к изменениям, несмотря на существующие динамичные процессы, проходящие в цифровой коммуникации. В этом отношении американский политический дискурс достаточно консервативен и устойчив.

155-165 25
Аннотация

Введение. В эпоху глобализации и межкультурной интеграции содержание понятия семьи как социокультурной значимости вызывает повышенный интерес. Семья является универсальной ценностью и важнейшим социальным институтом. Цель настоящего исследования - лингвокультурологический анализ сложного концепта «семья», основанный на сопоставительном изучении лингвистической репрезентации указанного концепта в медиатекстах различных лингвокультур - русской, датской и финской. Ввиду стремительно меняющихся мировых тенденций сопоставительное лингвосоциокультурное исследование концепта «семья» представляется своевременным и значимым.

Методология и источники. Рассмотрение современных медиатекстов различных языковых общностей - русской, датской и финской - построено на базе лингвокультурологического анализа. Лексема «семья» (датск. - «familie», фин. - «perhe») выбрана в качестве ключевого слова. Материалом исследования послужили статьи в интернет-изданиях России, Дании и Финляндии. Это более 300 статей российских интернет-изданий - «Ведомости» и «Российская газета»; датских - «Berlingske» и «Avisen.dk»; финских -«Helsingin Sanomat» и «Iltalehti». Выборка статей осуществлялась на основе вхождения в них лексемы «семья» с учетом возможных морфологических изменений, а также соответствия содержания статьи рассматриваемой тематике.

Результаты и обсуждение. В исследовании выдвинуто предположение, что именно межкультурное исследование ценностного концепта в аспекте рассмотрения принадлежащих к разным языковым группам лингвокультур позволит увидеть в лингвистической репрезентации данного концепта отражение не только социокультурных факторов его формирования, но и более глубинных - этнопсихологических. Лингвокультурологический анализ концепта «семья» в текстах исследуемых СМИ был проведен на разных уровнях - грамматическом (морфология и синтаксис) и лексическо-семантическом. В результате были выявлены особенности актуализации концепта «семья» в медийном дискурсе отечественных и зарубежных СМИ.

Заключение. Сравнительный анализ семантической актуализации сложного концепта «семья» позволяет обнаружить в лингвистических особенностях его репрезентации сущностные характеристики социокультурного фона, присущего современному российскому, датскому и финскому обществу.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.