Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Учредителем журнала является Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»

Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ПИ № ФС77-62347 от 14.07.2015 г.).

Журнал выходит 6 (шесть) раз в год (февраль, апрель, июнь, сентябрь, ноябрь, декабрь).

Основные положения редакционной политики.

Журнал «ДИСКУРС» публикует результаты научных исследований российских и зарубежных учёных и ориентирован на публикацию материалов по социогуманитарным проблемам развития общества.

Цели журнала – ознакомление российского и международного научного сообщества с результатами научных исследований различных научных школ, равно как и самостоятельных исследователей, по широкому спектру философской и социогуманитарной проблематики; расширение профессионального коммуникационного пространства для осуществления междисциплинарного диалога, а также генерирование благоприятной информационной среды для поддержки инновационных направлений развития фундаментальных и прикладных исследований в современной гуманитаристике; содействие становлению молодых исследователей и формированию кадрового потенциала для гуманитарных подразделений вузов и научных организаций.

Задачи журнала

  • ознакомление широкой научной и педагогической аудитории с актуальными тенденциями в онтологии, эпистемологии и методологии социально-гуманитарного знания в эпоху метамодерна;
  • рефлексия динамики исследований в сфере философии, культурологии, социологии, политологии и лингвистики, предоставленных широким кругом авторов – как признанных ученых и специалистов, так и начинающих свой путь в профессии молодых исследователей из высших учебных заведений и научных организаций России и зарубежных стран;
  • публикация материалов, имеющих просветительское и учебно-методическое значение для преподавателей учебных заведений разных уровней, молодых ученых и всех заинтересованных читателей;
  • интеграция российских и зарубежных научных школ и отдельных ученых, работающих в фокусе мультидисциплинарного подхода в проблемных полях философии, социологии и лингвистики;
  • соблюдение высоких мировых стандартов этики научных публикаций и сохранение ответственного отношения к публикованию результатов научных исследований.

Журнал выходит по трём направлениям, соответствующим группам научных специальностей и входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, в соответствии с требованиями Минобрнауки России (Перечень ВАК) по следующим специальностям:

СОЦИОЛОГИЯ

  • 5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки),
  • 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки),
  • 5.4.5. Политическая социология (социологические науки),
  • 5.4.6. Социология культуры (социологические науки),
  • 5.4.7. Социология управления (социологические науки),

ФИЛОСОФИЯ

  • 5.7.1. Онтология и теория познания (философские науки),
  • 5.7.2. История философии (философские науки),
  • 5.7.3. Эстетика (философские науки),
  • 5.7.4. Этика (философские науки),
  • 5.7.5. Логика (философские науки),
  • 5.7.6. Философия науки и техники (философские науки),
  • 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки),
  • 5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские науки),
  • 5.7.9. Философия религии и религиоведение (философские науки)

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

  • 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (филологические науки),
  • 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки)

В журнале, в основном, публикуются оригинальные статьи (объемом 7-15 страниц), представляющие собой теоретические положения проводимых исследований, результаты проведенных исследований и их анализ, обзорные статьи (объемом 18-25 страниц) могут быть опубликованы в виде исключения по решению редакционной коллегии.

Каждой статье, опубликованной в научном журнале, присваивается идентификатор цифрового объекта DOI (Digital Object Identifier) через сервис ссылок DOI – CrossRef.

С целью обеспечения содержания высокого уровня статей, они публикуются только после рецензирования (двойное слепое) и редакторской доработки в соответствии с принципами редакционной этики.

К публикации принимаются статьи, написанные на русском и английском языках.

Наименования, краткое содержание (аннотация) всех русскоязычных статей, ключевые слова и список литературы переводятся на английский язык. Также полностью переводятся на английский язык статьи имеющие наибольшую, с точки зрения редакционной коллегии, ценность для международного научного сообщества.

Журнал предоставляет непосредственный открытый доступ к своему контенту, исходя из следующего принципа: свободный открытый доступ к результатам исследований способствует увеличению глобального обмена знаниями. Журнал поддерживает лицензию Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0). Это означает, что материал статей можно копировать и распространять на любом носителе и в любом формате, а также адаптировать его и создавать новое в любых целях, включая коммерческие при обязательном соблюдении следующих условий: необходимо обеспечить соответствующее указание авторства, предоставить ссылку на лицензию и обозначить изменения, если таковые были сделаны. При этом никто не вправе применять юридические ограничения или технологические меры, создающие другим юридические препятствия в выполнении чего-либо из того, что разрешено лицензией.

При подаче статьи автору необходимо подтвердить, что статья не была опубликована или не была принята к публикации в другом научном журнале. При ссылке на опубликованную в журнале «Дискурс» статью издательство просит размещать ссылку (полный URL материала) на официальный сайт журнала.

При использовании автором (авторами) в своих работах отрывков из других статей (на русском, английском или других языках), обязательно их оформление в виде ссылок на источники либо получение разрешения предыдущего издателя или владельца авторских прав.

К рассмотрению допускаются статьи, размещенные ранее авторами на личных или публичных сайтах, не относящихся к другим издательствам.

Журнал не работает с посредниками. Статьи принимаются только от авторов. Публикация в журнале для авторов бесплатна. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов. Редакция журнала не оказывает каких-либо платных и агентских услуг. Ускоренные сроки публикации статей не предусмотрены.

Не допускаются к публикации статьи, в которых присутствует плагиат. Редакционная коллегия журнала «Дискурс» при рассмотрении статьи проводит обязательную проверку материала с помощью системы Антиплагиат. В случае обнаружения заимствований редакция действует в соответствии с принятой Этикой научных публикаций и правилами COPE.

В случае открытия обстоятельств, подтверждающих что опубликованная статья, содержит такие серьезные недостатки или ошибочные данные, которым нельзя доверять редакция обязана принять меры к исправлению оных или отозвать данную статью (подробнее см. раздел «Ретракция»).

Номера журнала архивируются:

  • Российской Государственной Библиотекой
  • Национальный Электронно-Информационный Консорциум
  • Портал учредителя

Публикации в журнале журнала «Дискурс» входят в системы расчётов индексов цитирования авторов и журналов. «Индекс цитирования» — числовой показатель, характеризующий значимость данной статьи и вычисляющийся на основе последующих публикаций, ссылающихся на данную работу.

Журнал индексируется в системах:

  • Российский индекс научного цитирования (РИНЦ)
  • Академия Google (Google Scholar).

Текущий выпуск

Том 9, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ 

5-17 65
Аннотация

Введение. Поднимается  проблема  методологических  оснований  социогуманитарного  знания.  Установившееся  со  времени  конституирования  социальных  и  гуманитарных наук мнение о том, что существуют принципиальные различия в методологии естественно-научного и социогуманитарного знания стало восприниматься как аксиома. Такое положение не способствовало созданию адекватной теории, которая могла бы  в  достаточной  мере  реализовать  объяснительную  и  прогностическую  функции науки в этой сфере.

Методология и источники. Препятствиями в создании адекватной методологии исследований человеческого бытия  является неверно понятый тезис о специфике социогуманитарного знания и неадекватное понимание природы его объекта. Единство критериев и стандартов научного исследования в естественных и социогуманитарных науках  достигается  на  базе  постнеклассической  модели  науки.  Источником  нового подхода к формированию методологии социогуманитарного знания может служить концепция научных парадигм, разработанная В. С. Степиным.

Результаты и обсуждение. Классическая модель научного исследования полагала противоположность метода естественных и социогуманитарных наук на основании противоположности способов освоения объектов исследования: чувственными средствами и интеллигибельным. На этом пути, действительно, невозможно совмещение критериев и стандартов науки применительно к естественно-научному и социогуманитарному исследованиям.

Заключение. В основе постнеклассической модели науки лежит понимание исследовательского объекта с точки зрения его структуры. Это позволяет рассматривать феномены человеческого бытия как обладающие единой природой с объектом естествознания, так как они имеют сложную системную природу и относятся к саморазвивающимся объектам.

18-31 79
Аннотация

Введение. Новые тренды в философском анализе развития высшей школы связаны с перспективами междисциплинарного подхода к организации согласованных процессов в многопрофильном вузе с учетом особенностей информационно-интеллектуальной  технологии  цифровой  культуры.  Университет  в  единстве  его  функциональных связей представляет собой сложную многоуровневую экосистему, состояние которой определяется пересечением интересов различных субъектов, включенных в систему профессиональной подготовки. Цель статьи – исследование процессов конвергенции в экосистеме университета, которые актуальны для планирования образовательной стратегии, в частности, согласование целей вуза с ожиданиями работодателей и выпускников.

Методология и источники. Исследование опирается на системную методологию и принципы теории коммуникативного действия. В экосистеме университета ключевую роль в организации функциональных связей играют процессы конвергенции в отношении намерений участников взаимодействия в образовательном пространстве, выявление установок, мотивирующих сотрудничество и взаимное подкрепление оптимальных поведенческих стратегий. Эмпирическую основу составляет статистический материал ряда социологических опросов, проведенных в Санкт-Петербургском политехническом  университете  Петра  Великого,  а  также  данных  исследования  целевых установок компаний в организации взаимодействия с вузами.

Результаты и обсуждение. Сравнение уровня согласованности запросов компаний в поиске сотрудников и образовательных целей вуза показало общее стремление к формированию высокого потенциала будущих работников, которое требует педагогических  технологий,  мотивирующих  и  развивающих  способности  к  проективно-конструктивной деятельности. В развитии вуза важным фактором становится формирование общего поля целей и ожиданий, реализуемых в модели выпускника с учетом отраслевых знаний и освоения новых технологий, а также навыков, характеризующих потенциал саморазвития в будущей профессии.

Заключение. Развитие  экосистемного  подхода  в анализе  деятельности  современного  университета  выявило  перспективы  соединения  университетского  знания  с практическими  навыками  в  планировании  разных  форм  партнерских  отношений  с бизнесом  и  другими  представителями  профессионального  сообщества.  Процессы конвергенции  в  университетской  экосистеме  обеспечивают  взаимопроникновение педагогических технологий и стратегий агентов в достижении высокого качества профессиональной подготовки.

32-43 65
Аннотация

Введение. В  статье  предпринимается  попытка  представить  образ  «человека,  ищущего веру в Бога» Сёрена Кьеркегора в виде культурно-антропологического типа, самостоятельно выстраивающего опыт самопонимания в измерении своего собственного существования.

Методология и источники. В работе используются следующие источники: произведения С. Кьеркегора «Страх и трепет», «Евангелие страданий», «Болезнь к смерти»; работы  дореволюционных  и  современных  отечественных  авторов  Л. И.  Шестова, Н. А. Бердяева,  Б. Э.  Быховского,  П. П.  Гайденко,  С.  С.  Хоружего,  Е. Н.  Левичевой, В. А. Подороги, В. Д. Губина, К. В. Зенина, Л. А. Клюкиной; тексты зарубежных ученых У. Хуббена, Т. В. Щитцовой. В ходе исследования и описания опыта становления человека в «движении веры» Кьеркегора использовались идеи оригинального феноменологического подхода М. К. Мамардашвили.

Результаты и обсуждение. В статье демонстрируется, что именно поиск веры, а не сама вера, является целью философии Кьеркегора и смыслом его существования, так как только в таком «движении веры» у человека появляется возможность реализовать свое внутреннее во внешнем, т. е. встретиться с самим собой, ищущим Бога. Примером такого воплощения, по Кьеркегору, является образ Христа. Посредством символа Христа человек может осмыслить бессмертие души как метафизическое измерение человека. В  контексте  феноменологического  подхода  Мамардашвили  автор  статьи  показывает, что понимание символа Христа как реализации человеком себя во всей полноте своих сил может интерпретироваться как опыт различения в области сознания символов времени и вечности. Сама ситуация понимания различения времени и вечности и необходимости выбора между ними обозначается в статье понятием «динамической вечности», которое эквивалентно понятиям «движение веры», «мгновения» Кьеркегора.

Заключение. Автор приходит к выводу, что в ситуации постмодернизма, когда современный человек остро переживает утрату такой фундаментальной ценности, как автономная индивидуальность, а в культуре происходит разрушение личностного начала, что приводит к дегуманизации и дезинтеграции общества, образ «человека, ищущего веру в Бога» С. Кьеркегора может использоваться в качестве ориентира в деле построения индивидуального опыта мышления и обретения целостности личности.

СОЦИОЛОГИЯ 

44-59 70
Аннотация

Вниманию читателей представляется первая часть перевода интервью, которое было взято в октябре 2020 г. у немецкого историка доктора Маркуса Бьёика. Интервью посвящено  истории  организации  Тройханданштальт  (Treuhandanstalt), через  которую осуществлялась приватизация восточногерманских предприятий после ликвидации ГДР как государственной структуры. В первой части интервью идет речь о том, для чего  изначально  задумывался  Тройханданштальт,  во  что  он  превратился  впоследствии, а также том, с какими проблемами столкнулись восточные немцы в новой объединенной Германии.

60-81 90
Аннотация

Введение. В  статье  рассматривается  проблема  наличия  в  сознании  современной студенческой  молодежи  определенных  социальных  стереотипов  либерального  толка, что представляется актуальным в связи с недавно принятым в Российской Федерации  законом  о  запрете  ЛГБТ-пропаганды  как  опасной  для  общества  тенденции.

Целью  исследования  было  определить  способность  студенческой  молодежи  к  размышлению  о  вопросах  половой  морали  в  социально-психологическом  контексте  и отследить сформированность либерального стереотипа о необходимости легитимации гомосексуальных отношений и возможности их демонстрации и продвижения.  Методология и источники. В статье использован социально-психологический подход  к  изучению  либеральных  стереотипов  современной  молодежи.  Методология определена работами таких авторов, как И. С. Кон, Э. М. Думнова, А. В. Лубский и др. Были рассмотрены работы таких авторов, как М. Регенерус, В. Г. Лысов, Е. А. Мезенцев, А. Г. Щёлкин, Л. М. Богатова и др. Использовался также педагогический подход,  с  позиций  которого  сформулированы  вопросы  эмпирической  части  исследования, что обусловило его новизну.

Результаты  и  обсуждение.  В  эмпирической  части  исследования  было  опрошено 130 студентов петербургских вузов. Ответы на вопросы анкеты свидетельствовали о наличии в  сознании  некоторой  части  молодых  людей  логических сбоев,  вызванных  сформированным  либеральным  стереотипом,  блокирующим  возможность критического  осмысления  вопросов  легитимации  свободы  полового  поведения человека,  в  том  числе  его  девиаций.  Отмечается,  что  свидетельством  закрепляющегося в сознании стереотипа является глухота к доводам разума, а также нелогичность его существования в контексте других суждений человека.

Заключение.  Результаты  исследования  подтвердили  наше  предположение  о  наличии  в  сознании  некоторой  части  студенчества  либеральных  стереотипов,  в  частности,  стереотипа  о  нормальности  однополых  отношений  и  недопустимости  запрета на их пропаганду, что не может не вызывать тревогу.

82-98 84
Аннотация

Введение. Актуальность  исследования  обусловлена  недостатком  информации  для анализа восприятия родителями проблем внедрения дистанционного обучения (ДО) в общеобразовательных школах в условиях COVID-19. Цель исследования – сопоставление специфики восприятия родителями разных регионов России возможностей и проблем осуществления дистанционного обучения в условиях самоизоляции, а также выявление установок, обусловливающих перспективы его дальнейшего внедрения.

Методология и источники. Теоретическая база представлена работами российских авторов о семье (А. И. Антонов, О. М. Здравомыслова, Г. Г. Филиппова). Обзор зарубежных исследований темы родительства сфокусирован на его социализирующей функции (Р. Бенедикт, А. Кардинер, М. Спиро). Отдельный блок работ посвящен проблемам внедрения дистанционного образования (Gül Özüdoğru; Lee; Zhao et al; Garrote et al, Безруких и др., Р. С. Звягинцев, Ю. Д. Керша, М. А. Пинская). Исследование опирается на системный и деятельностный подходы, рассматривающие родителей как один из важнейших факторов повышения результативности ДО. Статья представляет результаты online-анкетирования родителей (N = 1526) в четырех регионах России (Ленинградской и Иркутской областях, Ставрополье и Республике Башкортостан). Обработка данных осуществлена с помощью программы SPSS.

Результаты и  обсуждение. Мнение  о  реализации  ДО  изучалось  относительно  не только обучения детей, но и возможностей применения технологии родителями. Исследование показало, что они вполне объективно оценивают проблемы внедрения ДО. Родители не склонны к критике в адрес школы, но сомневаются в перспективности реализации технологии в том формате, как она внедрялась, аргументируя это большими издержками для здоровья, неготовностью технического оснащения и уровнем подготовки  как  учащихся,  так  и  школ.  В  отношении  своего  обучения  с  использованием дистанционных технологий высказывания носили позитивный характер.

Заключение. Сопоставление ответов родителей по регионам показало, с одной стороны, общность мнений, а с другой – существенное влияние на результаты оценки социокультурной  специфики,  связанной  с  доминирующим  типом  хозяйствования, востребованностью цифровых навыков на региональном рынке труда.

99-112 62
Аннотация

Введение. В статье актуальная проблема национализации современной отечественной социологии связывается с прояснением логических и исторических аспектов генезиса русской социологии.

Методология  и  источники.  Теоретическими  источниками  исследования  послужили труды  представителей  русской  традиции  историографии  социологических  учений (Н. И. Кареева, М. М. Ковалевского, П. А. Сорокина) и современных российских историков социологии (А. И. Голосенко, Ю. Н. Давыдова). Для сравнительного анализа понятийнокатегориального  аппарата  русской  социологии  используется  потенциал  биографического метода и привлекаются произведения Н. Я. Данилевского и Н. К. Михайловского. Эмпирическую  базу составили материалы публичных  дискуссий  в российских медиа  о национализации науки и образования, экспертные оценки. Используются методология социокультурного анализа, социального конструктивизма, типологический подход.

Результаты и обсуждение. В статье рассматривается связь теоретических построений первых русских социологов с их историческим видением и аксиологическим сознанием. В «парадигмальных личностях» Михайловского и Данилевского выразилось расщепление эмансипирующейся социальной мысли на науку и управленческую деятельность  и  на  нравственно-педагогическую  практику.  Критика  эволюционистскопрогрессистского прочтения формулы «Россия и Европа» Михайловским выражается в теоретическом различении типов и стадий социальной эволюции. Положенная в основание внерелигиозная нравственно-догматическая установка субъективной социологии  сводит  содержание  этих  категорий  к  комбинаторике  показателей  разделения/интеграции,  однородности/разнородности.  Декларируемая  ею  ориентация  на нравственный идеал вызывала сочувствие русской интеллигенции, в отличие от идей Данилевского, – ученого, передового чиновника, макроэкономиста. Обосновывается актуальность разработанного им типологического подхода к мировой истории и метода  моделирования  сравнительных  типов. Культурно-исторические  типы  – это  деидеологизированные понятия, конструируемые для анализа исторических событий, построения  моделей  и  сценариев  взаимодействия  «исторических  индивидуальностей» и выделения существенных элементов потенциала их будущего развития.

Заключение. Новый этап во взаимодействии России и Европы характеризуется кризисом политической субъектности Европы, снижением ее роли в мир-хозяйственных связях. Обращение к началу русской социологии позволяет выделить точки расхождения в постановках вопроса о типе субъектности России, соразмерном ее природному и культурному потенциалу, и направлениях поиска ответа.

113-133 68
Аннотация

Введение.  Отношения  ИТ-специалистов  c представителями других  профессиональ-ных  групп  выстраиваются  по-разному  – от  сотрудничества  до  конфликтов.  Важное практическое значение анализа проблемы – актуализация разработки теоретических и методологических оснований исследования и диагностики отношений ИТ-специа-листов с представителями других социально-профессиональных групп на основе об-ращения к ценностям, что немаловажно для целостного понимания трендов развития социальной структуры современного общества.

Методология и источники. Мультипарадигмальная платформа работы формируется на  идеях  двух  направлений.  Во-первых,  использованы  фундаментальные  положения теории П. А. Сорокина о социодинамике ценностей в процессе развития социума, идеи Д. А. Леонтьева о связях индивидуальных и групповых ценностей, подходы к построе-нию методических процедур диагностики ценностей, изложенные в работах В. А. Ядова и Н. И. Лапина. Другая часть исследования формируется на положениях теории М. Гранноветера  о  силе  слабых  связей.  Методическая  процедура  исследования  основана  на технологиях оценивания актуальности профессий, предложенных Дж. Голландом.

Результаты и обсуждение. На основе сетевых моделей отношений ИТ-специалистов показано, что взаимодействие с профессионалами различных профессиональных групп осуществляется по-разному. Показаны профессиональные группы, с которыми у ИТ-специалистов  складываются  напряженные  отношения,  что  обусловлено  спецификой  ихпрофессиональных компетенций. Раскрыта социодинамика изменений профессиональ-ных ценностей по мере изменения статусно-ролевых позиций ИТ-специалистов.

Заключение. Проведенное  исследование  показывает,  что  отношения  ИТ-специалистов с акторами других профессиональных групп внешнего социального взаимодействия  выстраиваются  противоречиво  и  неоднозначно.  Отношения  ИТ-специалистовс представителями других профессий формируются, скорее, как отношения, ориентированные на разные ценности и переменные, и в этом смысле группа ИТ-специалистов может  восприниматься  как  особый  случай.  В  отличие  от  отношений  внутри  самой группы ИТ-специалистов, отношения с профессионалами других специальностей носят преимущественно ситуационный характер и скорее определяются какими-то конкретными условиями и обстоятельствами, конкретными людьми и специфическими факторами, чем единством или солидарностью в профессиональных ценностях и интересах.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

134-149 60
Аннотация

Введение. Темой настоящего исследования является семантико-когнитивный анализ репрезентации  концептов  woman/женщина при  локализации  сериала  «Рассказ  служанки». В связи с растущим интересом к зарубежному кинематографу проблема локализации  кинотекстов  приобретает  особую  значимость.  Актуальность  исследования заключается в необходимости изучения продуктов массовой культуры с лингвистической точки зрения, что позволит сделать выводы о наиболее актуальных проблемах современного общества.

Цель работы состоит в выявлении макроструктуры и полевой организации концептов woman/женщина в рамках заданного кинодискурса.

Методология и источники. В ходе исследования были использованы такие методы, как дефиниционный анализ, лексикографический анализ синонимических рядов, метод сплошной выборки, машинный анализ при помощи программы Antconc, а также семантико-когнитивный и сопоставительный анализ оригинального и локализованного текстов. Материалом исследования является первый сезон сериала «Рассказ служанки» и его русскоязычная адаптация. Объем проанализированного материала составляет 50 тыс. слов.

Результаты  и  обсуждение. Категориальная  структура  концепта  woman включает 23 когнитивные характеристики, формирующие 13 классификационных признаков. Исследуемый  материал  иллюстрирует  равный  уровень  лексического  разнообразия  текстов оригинала и перевода. Наиболее частотной переводческой трансформацией является замена части речи, поскольку не всегда перевод при помощи однозначного соответствия соотносится с нормами переводящего языка. Фразеологические единицы, входящие в состав номинативных полей концептов woman/женщина, подразделяются на 6 категорий и номинируют женщину как объект общественных и личных отношений.

Заключение. Концепты woman/женщина в рамках заданного кинодискурса конструируются вокруг представления о подчиненном положении женщины. Преобладающим компонентом  является  интерпретационное  поле,  в  состав  которого  входят  эмоционально и стилистически окрашенные единицы. Таким образом, можно говорить об оценочном  характере  исследуемого  концепта. В  процессе  локализации  активно используются  переводческие  трансформации,  позволяющие ревербализовать  концепт с минимальными потерями.

150-164 78
Аннотация

Введение. В  статье  представлены  результаты  аналитического  обзора  научных  трудов, отражающих этапы формирования и развития когнитивной поэтики как междисциплинарного научного направления отечественной филологии.

Целью статьи является систематизация и критический анализ подходов, концепций и методологических принципов изучения художественных концептов, составляющих когнитивную основу литературного текста, идиостиля автора и шире – поэтического социолекта и жанра.

Методология и источники. Статья опирается  на теоретические концепции и подходы  зарубежных  и  отечественных  авторов  (Р. Цура,  П. Стоквелла,  И. А.  Тарасовой, Н. С. Болотновой, Л. О. Бутаковой и др.), послужившие основой для формирования когнитивной  поэтики.  Проводится  сопоставительный  анализ  работ,  направленных  на рассмотрение  структуры  художественных  концептов,  способов  их  текстовой  репрезентации  и  критериев  типологизации.  Методологической  основой  для  аналитического  обзора  стали  также  научные  труды,  посвященные  изучению  художественных текстов  методами  корпусной  лингвистики,  в  том  числе  работы  Б.  Фишер-Старке, Д. Зипманна, А. Стефановича, М. Мальберг и др.

Результаты и обсуждение. В статье охарактеризована эволюция теоретико-методологических подходов к исследованию индивидуально-авторских концептов и концептосфер,  проанализирована  современная  проблематика  лингвоконцептологических исследований художественных текстов. Подчеркивается важность дальнейшего рассмотрения проблемы выделения концептуальных констант идиостиля автора с описанием когнитивных механизмов, лежащих в основе смысловой вариативности индивидуально-авторского концепта. Обсуждается необходимость использования корпусной методологии в изучении художественного дискурса в его синхронном и диахроническом описании.

Заключение. Показано, что, несмотря на то, что моделирующие свойства авторского сознания длительно и интенсивно изучаются в отечественной когнитивной поэтике, дальнейшего осмысления требуют критерии выбора методики моделирования художественного концепта с учетом его типа; вопросы унификации терминологии в существующих подходах; алгоритмы описания структуры художественного концепта на основании его текстовых репрезентаций; методики выделения концептуальных констант идиостиля автора и описания когнитивных механизмов, лежащих в основе смысловой вариативности индивидуально-авторских концептов. Делается вывод о перспективности применения корпусных методов исследования в когнитивной поэтике. Определен спектр задач лингвоконцептологических исследований художественного текста, которые могут быть решены статистическими методами корпусной лингвистики.

165-175 97
Аннотация

Введение. Цель настоящего исследования заключается в получении нового знания о мем-дискурсе на основе реконструкции лингвокогнитивной модели актуальных для интернет-коммуникантов свойств и характеристик мемов.

Методология  и  источники.  Для  реконструкции  модели  мем-дискурса  авторы  используют  метод  лингвокогнитивного  моделирования  в  сочетании  с  техникой  фрагментации ответов респондентов и введения такой единицы измерения полученных данных, как мотивировочная экспликация. Модель мем-дискурса построена на основе ответов 100 студентов АлтГТУ им. И. И. Ползунова на открытый вопрос: «Почему вы используете мемы при общении?». Выбор респондентов обусловлен тем, что они обучаются на факультете информационных технологий и являются продвинутыми интернет-пользователями.

Результаты и обсуждение. Мотивировочные экспликации интернет-коммуникантов служат языковым материалом для выведения когнитивных оснований использования мемов. Самым значимым когнитивным основанием для использования мемов коммуникантами является результативность их воздействия (47,3 %). Второе по значимости когнитивное  основание  связано  с  продуктивностью  общения  посредством  мемов: они помогают устанавливать и поддерживать коммуникацию (20,9 %). Третьим основанием  становится  функциональность  мемов,  облегчающая  передачу  контента (17,1 %, четвертым – формат мемов как наиболее подходящий для передачи мыслей и чувств (14,7 %). Опираясь на концепцию дискурса, предложенную Т. ван Дейком, в сочетании с реконструированной с учетом когнитивных оснований моделью свойств и характеристик мемов, авторы раскрывают специфику природы мем-дискурса.

Заключение. Основной концептуальный вывод относительно мем-дискурса заключается в том, что, будучи сложным коммуникативным явлением, он предстает как важный  для  его  участников  компонент  социокультурного  взаимодействия,  поскольку  и целью, и результатом этого взаимодействия является создание позитивного социального контекста. Его поддержание и сохранение осуществляется посредством достижения взаимопонимания между коммуникантами, которые стремятся находить общие точки соприкосновения, передавая свои мысли в «упаковке» из положительных эмоций. Таким способом коммуниканты продуцируют мем-дискурс как актуальный референциальный контекст для трансляции фрагментов своей картины мира.

176-187 67
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются заимствования как один из путей пополнения словарного состава, отношение к иноязычным единицам в немецком языковом сообществе,  в  частности  пуристические  движения  и  борьба  за  чистоту  языка,  проводится краткий анализ заимствований в современном немецком языке. В настоящий момент заимствования, особенно из английского языка, играют значительную роль в процессе эволюции словарного состава. Анализ сути этого явления и отношения к нему  носителей  на  разных  этапах  развития  языка  и  общества  может  позволить предположить дальнейшие пути становления немецкого языка.

Методология  и  источники.  В  ходе  исследования  были  проанализированы  и  описаны такие понятия, как «языковая эволюция», «заимствования», «пуризм», «борьба за чистоту языка». Материалами для исследования послужили статьи, посвященные развитию лексики и пополнению словарного состава, в частности немецкого языка, таких авторов, как Е. Д. Поливанов и М. Д. Степанова, социолингвистические труды Л. П. Крысина и И. В. Беликова, связанные с языковой эволюцией, а также современные исследования немецкого языка.

Результаты  и  обсуждение.  В  статье  освещены  современные  социолингвистические  представления  о  языковой  эволюции,  рассмотрены  заимствования  как  значимая часть этого процесса. Проведен диахронический и синхронический анализ иноязычных элементов в словарном составе немецкого языка, представлены основные вехи развития пуризма в Германии. Развитие языка, как и развитие общества, неизбежно  оказывается  под  влиянием  сторонних  культур,  привносящих  нечто  новое; изолированное развитие оказывается практически невозможным. На разных этапах язык заимствует недостающие элементы из языков тех сообществ, которые добились большего  успеха  в  той  или  иной  области.  Восприятие  заимствованных  элементов оказывается под непосредственным влиянием настроений в языковом сообществе, политической  ситуации  и  иных  экстралингвистических  факторов.  Проведенное  исследование позволяет предположить, что, несмотря на не всегда положительное отношение  членов  языкового  сообщества  к  заимствованиям,  процесс  включения  в лексику слов из других языков неизбежен.

Заключение. Заимствования – это следствие языковой эволюции, происходящей в тесном контакте с другими языками и культурами. На настоящий момент заимствования представляют собой неотъемлемую часть словарного состава немецкого языка и являются необходимым элементом его развития.

188-198 50
Аннотация

Введение. Статья  посвящена  проблеме  фреймового  моделирования  концепта HEALHTY/UNHEALTHY EATING с использованием корпусных методов. Научная новизна исследования определяется тем, что ранее не предпринималось попыток моделирования  фрейма  HEALHTY/UNHEALTHY EATING,  репрезентированного  в  современном американском  медиадискурсе.  Актуальность  исследования  обусловлена  применением метода коллокаций для исследования фреймовой структуры концепта.

Методология  и  источники.  В  основу  анализа  структуры  концепта  HEALTHY/ UNHEALTHY EATING были положены метод фреймового моделирования и метод выделения коллокаций. Коллокации, отобранные в текстах корпуса News on the Web (NOW), послужили  эмпирической  основой  исследования.  Корпус  NOW  содержит  тексты  из веб-газет и журналов, включающие более 16 млрд слов.

Результаты  и  обсуждение.  В статье представлена иерархическая модель фрейма HEALHTY/UNHEALTHY EATING,  выделены его следующие терминальные слоты: «healthy/unhealthy food(s)»,  «healthy/unhealthy cooking»,  «healthy/unhealthy weight», «eating regularity»,  «eating moderation», «eating balance»,  «eating mindfulness», «eating irregularity»,  «eating excessiveness»,  «eating imbalance»,  «eating mindlessness»,  «eating disorders». Анализ полученных коллокаций, вербализующих каждый отдельный слот фрейма  HEALHTY/UNHEALTHY EATING в  корпусе  NOW,  позволил  сделать  выводы  о структуре подчиненных субфреймов.

Заключение. Исследование показало, что каждый отдельный слот рассматриваемого фрейма  имеет  сложную  структуру,  включающую  терминальные  узлы-слоты.  В  свою очередь,  анализ  отобранных  коллокаций  раскрывает  те  аспекты  концепта HEALHTY/UNHEALTHY EATING, которые чаще всего обсуждаются в медийном дискурсе. Сюда входят представления об осознанности в питании, регулярности, умеренности, пищевых расстройствах и различного вида диетах.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.