Особенности функционирования табуированной лексики в современном зарубежном кинематографе
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-130-141
Аннотация
Введение. Рассматриваются особенности функционирования табуированной лексики, которая является многообразной и неустранимой особенностью современного кинематографа. Цель исследования – анализ функционирования табуированной лексики в языковом аспекте для совершенствования применения зарубежного контента в соответствии с цензурными требованиями. Для этого ставится задача проанализировать корпус табуированных единиц, выявить основные закономерности допустимого применения табуированной лексики и охарактеризовать возможные пути оптимизации ее применения.
Методология и источники. Статья представляет результаты анализа табуированной лексики в западном кинематографе, основанного на комплексном семантико-дискурсивном и прагматическом подходе. Частнолингвистические методы наблюдения, описания и количественного подсчета используются наряду с общелингвистическими методами сравнения. Информационную базу исследования составили более 300 примеров табуированной лексики, подобранные методом сплошной выборки из 19 фильмов западного кинематографа и интернет-источника scripts.com, а также словари сленга и жаргона.
Результаты и обсуждение. Принимая во внимание многостороннее исследование табуированной лексики, статья выявляет более 30 единиц, описывающих гендерные и социальные особенности табу в лексике английского языка, несущие директивный характер. Подобные единицы повсеместно используются в западном кинематографе, снижая регистр речи киногероев и общий культурный уровень киноиндустрии. Анализ демонстрирует, что, несмотря на недопустимость сниженного регистра, табу способно создавать правдоподобные образы киногероев и их сценарного поведения.
Заключение. Как показало обращение к проблеме табуированности, ее применение носителями английского языка в кинофильмах вызвано соображениями повышения эмоциональной и оценочной выразительности высказываний. Обращает на себя внимание маргинализированная среда и тематика общения на темы преступлений и нетрудовых доходов, с помощью табу обусловливающая директивность дискурса и языковую игру.
Об авторе
С. А. ПанкратоваРоссия
Панкратова Светлана Анатольевна – доктор филологических наук (2014), доцент (2018), профессор кафедры иностранных языков
ул. Правды, д. 13, Санкт-Петербург, 191119
Список литературы
1. Ayto J. The Oxford Dictionary of Modern Slang. Oxford: Oxford Univ. Press, 1996.
2. Crystal D. The Penguin Dictionary of Language. London: Penguin, 1999.
3. Green Jo. The Slang Thesaurus. London: Penguin Books, 1999.
4. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков / пер. с фр. А. М. Сухотина, Д. Н. Кудрявского. М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1938.
5. Фрейд З. Тотем и табу: сходство между психической жизнью дикарей и невротиков / пер. с нем. М.: АСТ, 2004.
6. Кацев А. М. Языковое табу и эвфемия. Л.: ЛГПИ, 1988.
7. Маковский М. М. Феномен ТАБУ в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность – формы – развитие. М.: КомКнига, 2006.
8. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М.: Наука, 1991.
9. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня / пер. с нидерл. М.: Прогресс, 1992.
10. Степанов Ю. С. Язык и Метод. К современной философии языка. М.: Языки русской культуры, 1998.
11. Демьянков В. З. Понимание как интерпретирующая деятельность // Вопросы языкознания. 1983. № 6. С. 58–67.
12. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.
13. Alpha Dog, 2005 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/alpha_dog_2596 (дата обращения: 27.07.2022).
14. Sweet Sixteen, 2002 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/sweet_sixteen_19228 (дата обращения: 26.07.2022).
15. The Wolf of Wall Street, 2013 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/the_wolf_of_wall_street_44 (дата обращения: 25.07.2022).
16. Residue, 2017 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/residue_16816 (дата обращения: 26.07.2022).
17. Summer of Sam, 1999 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/summer_of_sam_19094 (дата обращения: 26.07.2022).
18. Running Scared, 2006 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/running_scared_17259 (дата обращения: 25.07.2022).
19. Вяльяк К. Э. Синтаксические средства интенсификации эмфатических структур (на материале испанского языка) // Альманах современной науки и образования. 2008. № 2 (9). Ч. II. C. 51–52.
20. End of Watch, 2012 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/end_of_watch_7651 (дата обращения: 26.07.2022).
21. Filth, 2013 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/filth_8166 (дата обращения: 26.07.2022).
22. Joker, 2019 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/joker_24303 (дата обращения: 27.07.2022).
23. Heat, 1995 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/heat_9763 (дата обращения: 26.07.2022).
24. Going in Style, 2015 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/going_in_style_9114 (дата обращения: 24.07.2022).
25. Twin Town, 1997 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/twin_town_22399 (дата обращения: 26.07.2022).
26. Hollow Man, 2000 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/hollow_man_305 (дата обращения: 26.07.2022).
27. Pulp Fiction, 1994 // Scripts. URL: https://www.scripts.com/script/pulp_fiction_75 (дата обращения: 25.07.2022).
28. Белова Т. М. Гендерная метафора как отражение культурного концепта «маскулинность» во французском языке: автореф. дис. … канд. филол. наук / КемГУ. Кемерово, 2007.
Рецензия
Для цитирования:
Панкратова С.А. Особенности функционирования табуированной лексики в современном зарубежном кинематографе. Дискурс. 2023;9(1):130-141. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-130-141
For citation:
Pankratova S.A. Peculiarities of the Functioning of the Taboo Lexicon in the Modern Western Cinematography. Discourse. 2023;9(1):130-141. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-130-141