Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Философия коммунитаризма в миссии устойчивого университета

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-43-52

Аннотация

Введение. Современность, характеризуемая рамками «неолиберальной доктрины мирового развития», определяет основные векторы развития высшего образования. «Угасание» гуманистического смысла образования, понимание миссии университета исключительно как вклада в общественное благополучие через технологические прорывы и бизнес – все это заставляет вернуться к осмыслению миссии университета. Новое изучение этой миссии определяется влиянием философии коммунитаризма на деятельность университета на треке устойчивого развития.

Методология и источники. Исследование проблем, с которыми сталкивается система высшего образования, изучение миссии университета в контексте устойчивого развития общества и влияние философии коммунитаризма и «capability approach» («подход, основанный на возможностях») опираются на системный подход, позволяющий рассматривать университет в качестве целостной, институционально организованной подсистемы общества. Социокультурный подход дает возможность рассматривать университетскую корпорацию как коллективный субъект образовательной, научной и других видов деятельности, ориентированных на ценности общественного и личного блага.

Результаты и обсуждение. Противостоять господству неолиберализма пытаются концепции коммунитаризма, главная идея которых заключается в моральном совершенствовании общества через возрождение традиционных ценностей и воспитание личности (А. Макинтайр). Схожими идеями по развитию моральных качеств личности, отрицанию «эгоцентричной сущности человека», утверждению приоритета общего над частным обладает философия «capability approach» (А. Сен, М. Нассбаум). Полноценное человеческое функционирование зависит от набора способностей и возможностей, например, способности получить образование, участвовать в общественной и политической жизни, реализовать собственную траекторию развития и т. д. Чем больше набор этих возможностей в жизни каждого человека, тем выше оценивается ее качество. Философия «возможностей» и философия коммунитаризма сопрягаются с концепцией устойчивого развития общества. Модели «устойчивых университетов», реализующие практики взаимодействия с обществом, пытаются воплотить на практике коммунитаристкие идеи, создавая баланс интересов личности и общества, общественного блага и личной свободы.

Заключение. Соединение идей коммунитаризма с идеей устойчивого развития может дать новый импульс развитию университета и изменить содержание его миссии, усилить ее гуманитарную направленность.

Об авторе

Т. А. Балмасова
Сибирский государственный университет путей сообщения
Россия

Балмасова Татьяна Анатольевна – старший преподаватель кафедры английского языка 

ул. Дуси Ковальчук, д. 191, Новосибирск, 630049



Список литературы

1. Шабага А. В. Эссе о неолиберализме // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2019. Т. 19, № 3. С. 553–562. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-3-553-562.

2. Хайек Ф. А. фон. Дорога к рабству / пер. с англ. М. Гнедовского, И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2005.

3. Макинтайр А. После добродетели: исследования теории морали / пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

4. Давыдов О. Б. Очевидность блага: этика коммунитаризма // Вопросы философии. 2017. № 4. С. 18–25.

5. Сен A. Развитие как свобода / пер. с англ. Е. Полецкой; под ред. P. M. Нуреева. М.: Новое издательство, 2004.

6. Nussbaum M. Creating Capabilities: The Human Development Approach. Cambridge: Belknap Press of Harvard Univ. Press, 2013.

7. Остром Э. Управление общим. Эволюция институций коллективного действия / пер. с англ. Т. Монтян. Киев, 2013.

8. Шалыгина И. В. Парадигма коммунитаризма для открытой образовательной среды вуза // Совет ректоров. 2012. № 9. С. 36–40.

9. Сохраняева Т. В., Волкова Т. П. Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 45–48.

10. Грановская О. Л., Давыдов О. Б., Ячин С. Е. Перспективы коммунитаристского движения в странах Восточной Азии // Ойкумена. 2018. № 3. С. 18–26.

11. Барлыбаев Х. А. Солидарология. Философия солидарности. Уфа: Китап, 2016.

12. Мантатов В. В., Мантатова Л. В. На пути к устойчивому развитию мира: коммунитаристская стратегия жизнеустройства сообществ людей // Вестн. БГУ. Сер. Философия. 2020. Вып. 1. С. 4–12. DOI: 10.18101/1994-0866-2020-1-4-12.

13. Фадель Ч., Бялик М., Триллинг Б. Четырехмерное образование: компетенции, необходимые для успеха / пер. с англ. М.: Точка, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Балмасова Т.А. Философия коммунитаризма в миссии устойчивого университета. Дискурс. 2023;9(1):43-52. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-43-52

For citation:


Balmasova Т.A. The Philosophy of Communitarianism in the Mission of a Sustainable University. Discourse. 2023;9(1):43-52. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-1-43-52

Просмотров: 271


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)