ФИЛОСОФИЯ
Введение. В статье проводится сравнительный анализ релятивистских и концептуалистских моделей семантики суждений личного вкуса. Целью данной работы является исследование свойств предикатов вкуса, основывающихся на чувственном опыте субъекта.
Методология и источники. Ключевую роль для трактовки истинностного значения высказываний играют двумерная семантика Д. Каплана и версия семантики возможных миров Д. Льюиса. Эти теории расширяются и дополняются в современной семантике суждений вкуса, которые рассматриваются в данной статье на примере работ Е. Г. Былининой, М. Гланцберга, Д. Нинана, Х. Пирсон, Т. Стивенсона.
Результаты и обсуждение. Автор приходит к выводу, что концепции релятивизма и контекстуализма стоят на одних тех же онтологических и семантических установках, благодаря которым данные направления стремятся описать феномен безошибочного разногласия, возникающий в языковых данных. При этом ни один из перечисленных подходов так и не смог уловить и объяснить безошибочное разногласие. В попытке определения роли феномена безошибочного разногласия в семантике суждений вкуса автор переходит к рассмотрению роли непосредственного опыта. Отмечается, что требование непосредственного опыта выступает в качестве необходимого в современных семантических теориях, так как интуитивно представляется единственным онтологически обоснованным требованием, используя которое высказывание вкуса останется определенным.
Заключение. Автор статьи устанавливает, что требование непосредственного опыта не всегда является необходимым для семантического анализа предикатов личного вкуса. Для этого в конце работы рассматривается различное прочтение индивидных термов, что позволяет прийти к выводу о том, что высказывания, включающие в себя термины чувственного восприятия, выражают пропозициональное содержание.
Ведение. Статья посвящена эпистемологии коммуникативного знания. Утверждается, что центральной проблемой при анализе такого знания является вопрос о статусе свидетельства. Автор обсуждает редукционизм и нонредукционизм как два традиционных подхода к решению проблемы доверия свидетельству. Цель статьи – описать аргументы обоих подходов и выявить их общие недостатки.
Методология и источники. Автор использует метод концептуального анализа для решения поставленной задачи. К первичным источникам работы относятся сочинения классиков теории познания – Д. Юма и Т. Рида. Ко вторичным источникам относятся работы современных авторов, принадлежащих к англо-американской философской традиции.
Результаты и обсуждение. Редукционизм утверждает, что, хотя свидетельские убеждения могут быть приняты на основании надежности информатора, само свидетельство не обеспечивает обоснование. В конечном итоге редукционизм сводит свидетельство к другому источнику обоснования, такому как восприятие или память. В статье объясняется, что слабым местом редукционизма является учет нормальных социальных взаимодействий, когда надежность говорящего неизвестна. Нон-редукционизм утверждает, что свидетельство не обеспечивает обоснование путем редукции к другим источникам. Само свидетельство является допустимой формой социального доказательства. Информанту не нужны дополнительные позитивные причины, чтобы принять утверждения говорящего как обоснованные. Свидетельство обоснованно по умолчанию, если не доказана его ложность или ненадежность. Однако слабым местом нон-редукционизма являются релятивистские следствия в случаях когнитивной асимметричности информатора и информанта.
Заключение. В статье высказывается предположение, что редукционизм и нонредукционизм основываются на общем тезисе, заключающемся в описании коммуникативного знания без учета характеристик эпистемических агентов, которые это знание продуцируют. Автор считает, что формирование коммуникативного знания не зависит от доверия свидетельствам информатора. Предлагается рассматривать вопрос о доверии самому информатору как эпистемическому агенту. Высказывается предположение, что подобный анализ должен отталкиваться от эпистемологии добродетелей.
Введение. Цель статьи – выявление в российском образовании его особенностей и перспектив, что представляется возможным через исследование образовательных целей, ценностей, идеалов в философско-аксиологическом освещении и рефлексию современных социокультурных реалий как отображение перемен в образовательном пространстве.
Методология и источники. Главные ценности и цели образования анализируются с помощью аксиологии образования, опирающейся на методологический каркас традиционных категорий «образование как ценность» и «ценность образования». Обсуждается проблема выработки нового понятия «образовательный идеал» с целью создания инновационной идеи, содержащей в себе созидательный смысл, который имеет конструктивное значение для переориентации общественного и индивидуального сознания в признании субъектности образования и субъектности в образовании, основанных на принципе самостоятельной институционализации индивида.
Результаты и обсуждение. Социокультурный процесс качественных изменений феноменологии общественно-индивидуального самосознания касается в большей степени ценностных координат: массовизации и индивидуализации (персонализации) образовательного пространства, обусловленных пониманием «образования как ценности» (всеобщий уровень) и «ценности образования» (индивидуальный уровень); свободной ценностно-ориентированной институционализации и эффективности для всех в понимании того, что достаточность или недостаточность образования определяет сам индивид. Идеальная матрица общественных и индивидуальных ценностных устремлений в получении образования концентрируется на проблеме представлений об образовательном идеале как философско-аксиологической рефлексии. Образовательная модель современного человека, обусловленная структурой и характером взаимоотношений образования с государством, производством, наукой, культурой, семьей и другими общественными рекреациями, в большей степени ориентирована на принцип свободной институционализации индивида.
Заключение. Конструктивная переориентация субъектности в образовании с государственно-образовательной парадигмы на свободную институционализацию индивида в образовательном пространстве реальна в рамках обсуждения и новой интерпретации категорий «образование как ценность» и «ценность образования».
СОЦИОЛОГИЯ
Введение. Рассматриваются научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ МУ) как особые социальные организации, формирующие один из перспективных социальных институтов России. НОЦ МУ становятся одной из реальных возможностей достижения синергетического эффекта в формировании человеческого капитала. Они анализируются как аналоги мозговых центров, динамично действующих на Западе и набирающих силу в странах Востока.
Методология и источники. Методологическую основу исследования составили принципы анализа социальной институционализации, позволяющие изучать деятельность НОЦ МУ как складывающегося нового социального института. Другая часть методологических принципов касается рассмотрения человеческого капитала как связанного с ценностно-мотивационными установками личности. Эмпирическую базу составили данные открытой печати о структуре и проблематике деятельности, результаты авторских эмпирических исследований и экспертных интервью с руководителями НОЦ МУ.
Результаты и обсуждение. Результат первый заключается в фиксации и анализе направлений и ориентаций деятельности НОЦ МУ, которые на нормативном уровне формируют общую систему маршрутов и стратегий их развития. Второй результат исследования фиксирует векторы обращения деятельности НОЦ МУ в направлении формирования человеческого капитала россиян в регионах. Данные этого результата получены в итоге обобщения материалов авторского эмпирического исследования одного из действующих университетов, включенного в состав НОЦ МУ. Еще один результат исследования, полученный в итоге экспертных интервью с руководителями и менеджерами двенадцати НОЦ МУ, показывает проблемное поле институционализации этих центров.
Заключение. НОЦ МУ как специфический социальный институт проходят стадию своего становления. Для активизации человеческого капитала регионов потребуются дополнительные усилия и потенциалы, разработка и внедрение современных методологий и технологий образовательной деятельности и информационной работы, в частности, со студенческой молодежью. Существующий разрыв между ценностно-мотивационными структурами и исключение их из системы анализа человеческого капитала научно несостоятелен, а в практическом смысле негативно сказывается на реальной деятельности.
Введение. Актуальность социологического анализа традиционных ценностей определяется необходимостью регулирования нарастающих противоречий между ними и правами человека на национальном и международном уровнях. Научная новизна состоит в том, что в статье выделены аналитические перспективы, раскрывающие связь преемственности и преобразования в деятельности общественного субъекта, и обозначены отправные точки для использования потенциала социологического понимания традиционных ценностей в социокультурном проектировании.
Методология и источники. Эмпирическую базу анализа составили официальные документы органов власти Российской Федерации, материалы Совета по правам человека ООН, экспертные оценки, результаты опросов ВЦИОМ, материалы дискуссий в российских медиа. Используется методология системного подхода, социокультурного анализа, социального конструктивизма, типологическое понятие культурно-исторической традиции.
Результаты и обсуждение. В логике социокультурного анализа традиционные ценности – компоненты коллективной организации традиционного типа и отличный от идеологической индоктринации способ их передачи в двусоставном опыте. Социологическая рефлексия позволяет отличать их от ценностей «традиционного общества» как пройденной стадии социальной эволюции. Системная парадигма в социологии концептуализирует нередуцируемую сложность ценностей: они являются культурными объектами, интернализированы личностью, институционализированы в социальной системе. Общественный субъект посредством ценностного отношения к наследию рефлексивно и конструктивно учреждает культурно-исторические традиции по мере реализации в меняющихся условиях отобранных образцов своего развития. Фундаментальные права человека обеспечиваются доступом к ресурсам своей культуры. Защита прав человека включает укрепление традиционных институтов и культурного многообразия как условия гармонии межцивилизационных и внутриобщественных ценностей. Манифестация приверженности традиционным ценностям в условиях кризиса глобализации обусловлена стремлением вскрыть патологический характер и пресечь посредством правовых, военно-политических и идеологических инструментов технически достижимые способы переделки человека, которые перестали подвергаться уголовному преследованию и безоговорочному нравственному осуждению.
Заключение. Актуализация в общественно-политическом дискурсе смыслосодержащих образцов культурно-исторических традиций указывает направления для социокультурного проектирования и выполняет идеологические мобилизационные задачи.
Введение. В статье описывается влияние глобальной тенденции цифровизации на самую уязвимую категорию населения. Изучение цифрового разрыва является достаточно новым направлением исследований в социальных науках. Современные технологии являются частью нашей жизни и влияют на социальные процессы – в частности, они могут усиливать или сокращать социальное неравенство. Современные исследователи находят все больше доказательств роста относительных неравенств в интернет-навыках и использовании интернета. Если «набор» типичного пользователя – это смартфон, интернет и ноутбук (или компьютер), то «набор технологий» бездомного может отличаться или вовсе отсутствовать. Исследования цифрового разрыва уже проводились в крупных городах социально и экономически развитых стран.
Методология и источники. Объектом исследования является группа с низким социально-экономическим статусом, бездомные, в том числе вернувшиеся из мест лишения свободы. В исследовании приняли участие 15 респондентов из 24 проживающих на момент проведения интервью.
Результаты и обсуждение. В результате анализа собранных данных удалось выявить некоторые особенности восприятия цифровых технологий и практик их использования. Особенности восприятия объединены в группу дискурсивных паттернов, практики использования цифровых технологий– в группу поведенческих паттернов. Хорошим результатом социологического исследования является опровержение стереотипов, сложившихся в обществе. Так, представляется возможным выделить два основных стереотипа. Считалось, что у бездомных в большинстве своем нет сотовых телефонов, а если есть – для них это скорее статусная вещь. Второй стереотип был связан с репертуаром цифровых технологий: бездомные скорее пользуются неперсонифицируемыми технологиями в виду их маргинального положения. Оба стереотипа были опровергнуты. Неожиданный результат исследования указывает на его безусловную актуальность и на перспективу дальнейшего изучения, в том числе уязвимых групп населения.
Заключение. Перспективой будущих исследований становится продолжение исследования на примере других организаций и изучения других категорий бездомных (обращающихся за ночлегом на одну ночь или не посещающих социальные организации). Также можно обратить внимание на возможность разработки новых практик социальной работы с учетом полученных результатов исследования.
Введение. В данной статье рассматриваются ценностные ориентации современного руководителя с точки зрения социальных процессов, социальной структуры, социологии управления. Авторами ставится задача определить степень значимости таких «параметров», как пол, возраст, стаж управленческой деятельности и другие в системах и процессах управления, уделяя особое внимание профессиональным приоритетам и ценностям, которые способствуют достижению успеха в бизнесе.
Методология и источники. На основании исследований трудов различных авторов анализируется непосредственно механизм управления в контексте современной научной базы и устанавливается связь между личностью и стилем руководства через ценности и ценностные ориентации человека, что определяет теоретико-методологическую базу исследования. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в ходе глубинного интервью, в рамках которого были опрошены действующие руководители разного возраста, стажа и статуса в занятости, с целью формирования представления о деятельности руководителя в современных российских организациях, а также для определения их профессиональных приоритетов и ценностей, влияющих на успех.
Результаты и обсуждение. В результате исследования было установлено, что, поскольку на формирование ценностей руководителя влияют различные социальные факторы и особенности индивидуального развития, то рассматривать его управленческую деятельность необходимо сквозь призму социологии социальных процессов. Диапазон значимых для руководителя ценностей, личностных и необходимых для достижения успеха в бизнесе, выглядит следующим образом: семья, здоровье, системное мышление, реализация идей и постоянное саморазвитие.
Заключение. Авторы делают вывод о том, что основой успешной деятельности современного руководителя является не только хороший кадровый потенциал, в том числе со схожими ценностями, но и его способность чутко реагировать на все изменения и быть готовым к четкой реорганизации и адаптации частей своего бизнеса. Дополнительное преимущество в связи с этим руководителю может обеспечить добавление в структуру его управленческой роли системного мышления как приоритетной ценности.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Введение. Целью данного исследования является анализ песен британской группы «Битлз», а также песен русского артиста, поэта и исполнителя В. Высоцкого на предмет репрезентации в них «мягких навыков». Актуальность работы обуславливается всеобщим пристальным интересом к процессу формирования и совершенствования социальных компетенций как основы развития успешных межличностных отношений в XXI в. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучение «мягких навыков» было произведено на материале творчества ярких представителей российской и британской музыкальной культуры пошлого столетия.
Методология и источники. В связи с тем, что музыкальное творчество группы «Битлз» и В. Высоцкого рассматривалось, прежде всего, с позиции языкового материала, в основу методологии исследования легли принципы лингвистического анализа текста, такие как методы компонентного, когнитивного и дискурсивного анализа. Кроме того, в работе проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные основным принципам формирования и развития «мягких навыков» современного человека.
Результаты и обсуждение. Статья демонстрирует новый, нестандартный подход при работе с овладением и тренировкой «мягких навыков». Развитие творческих способностей человека напрямую зависит от эмоционального отклика, который вызывает материал. Музыкальные композиции обладают более интенсивным воздействием, так как совмещают в себе две составляющие: текст и мелодию. Поэтому разбор и анализ песен могут служить дополнительным источником совершенствования креативного мышления. Сравнение репрезентации «мягких навыков» в русских и англоязычных музыкальных произведениях не выявило ярких отличительных национальных признаков рассматриваемых навыков, что еще раз доказывает их универсальность.
Заключение. Исследование художественных образов и метафор, представленных в текстах песен как русских, так и зарубежных исполнителей, может лечь в основу нового методологического подхода, направленного на развитие нестандартного, творческого мышления, который может применяться на различных уровнях образовательного процесса.
Введение. Статья представляет собой фрагмент исследования, посвященного анализу немецких заимствований в социальном дискурсе норвежского языка. В работе анализируются фонетические и морфологические типы адаптации заимствований, заимствования на морфологическом и лексико-семантическом языковых уровнях.
Методология и источники. Материалом для исследования послужили тексты, размещенные на официальных сайтах норвежских городов (Осло, Тронхейма, Бергена, Саннвика и Тромсё). При исследовании использовались описательный и сравнительный методы, а также элементы статистического анализа количественного подсчета.
Результаты и обсуждение. Были проанализированы около 50 информационных статей, объявлений и постов на сайтах коммун вышеперечисленных городов. В результате было выделено 60 наиболее частотных слов-заимствований из немецкого языка. Общее число проанализированных лексических единиц в исследованных текстах – 60 524. Автором были проанализированы тексты, написанные в период с 2016 по 2021 гг.
Заключение. Несмотря на то, что немецкие заимствования пришли в норвежский язык в основном в IX–XV вв., они по-прежнему активно используются в современном норвежском языке в социальной сфере. Из этого можно сделать вывод, что, несмотря на наблюдаемый рост числа английских заимствований в норвежском языке, социальный дискурс до сих пор находится под влиянием немецкого языка.
Введение. Статья посвящена вопросам исследования лингвокультурных единиц, единиц ценностного характера, как основных объектов культурно-когнитивного анализа в целях получения данных для создания национально ориентированных лексикографических источников – а именно национально ориентированного лингвострановедческого словаря для вьетнамцев, изучающих русский язык. По мнению авторов статьи, обращение к детальному анализу ценностно маркированных фактов и реалий культуры, закрепленных в национальном языковом сознании, является лейтмотивом в современной сопоставительной лексикографии. Научная новизна и актуальность исследования основываются на практическом применении его результатов в области сопоставительной лексикографии – активно развивающегося в настоящее время научного направления.
Методология и источники. Основное внимание уделено сопоставительному рассмотрению фразеологических единиц русской и вьетнамской лингвокультур. Сопоставление осуществляется с применением интерпретационного анализа, а также анализа дефиниций. Используются данные словарей различных типов.
Результаты и обсуждение. Базовыми объектами культурно-когнитивного анализа признаются лингвокультурные единицы, отражающие реалии культуры и ценности того или иного народа. Материал исследования позволил рассмотреть особенности понятийного членения мира, его концептуализации при содействии языка, характерные для русской и вьетнамской лингвокультур. Так, сопоставительный анализ русских и вьетнамских устойчивых словосочетаний, отражающих особенности национального мировидения, позволил сделать выводы о существующих национально-культурных различиях русских и вьетнамцев, и, что особенно важно, о наличии несовпадений в вопросах отношения вьетнамцев и русских к определенным ценностям – обстоятельство, учет которого необходим при создании лингвострановедческой учебной лексикографии.
Заключение. Концепция национально ориентированной учебной лексикографии как специального направления в ряду лингвоориентированных дисциплин призвана реализовать задачи приобретения инокультуры, свободного от возможной культурной интерференции. Значимость национально ориентированной учебной лексикографии обусловлена необходимостью создания таких средств обучения, которые будут наиболее адекватно способствовать процессу овладения инофоном (в конкретном случае – вьетнамцем) другим (русским) языком как средством межкультурной коммуникации.
Введение. Авторы статьи рассматривают одну из интересных технологий в сегменте диджитализации – чат-бота – с лингвистической точки зрения. Тема представляет особый интерес для лингвистов, поскольку активное развитие цифровой среды ведет к появлению новых средств и форм речепорождения и речевосприятия, со своими отличительными особенностями, закономерностями и правилами конструирования. Речевые акты в системе интернет-дискурса в рамках данной работы имеют ключевое значение: объект исследования находится на стыке нескольких дисциплин (IT, Реклама и PR), однако с лингвистической точки зрения практически не рассматривается.
Методология и источники. Для прояснения некоторых теоретических неточностей в научной работе применяется корпусный анализ текстов англоязычных и русскоязычных веб-корпусов. Англоязычные веб-корпуса: «NOW» (News on the Web), «iWeb», «GloWbE» (Global Web-based English). Русскоязычные веб-корпуса: «ruTenTen11» и ГИКРЯ. Анализ особенностей построения речевых актов в чат-бот коммуникации проводится на языковом материале английских и русских чат-ботов в разных социальных сетях и мессенджерах.
Результаты и обсуждение. Корпусный анализ текста помогает рассмотреть объект исследования с лингвистической точки зрения и дополнить уже имеющиеся знания языковыми данными. Анализ эмпирического материала на базе двух языков позволяет провести сопоставление, выявить характеристики текстов чат-бот коммуникации, проследить сходства и различия в когнитивном восприятии речи, а также найти ошибки при построении речевых актов.
Заключение. Систематизация данных и более детальный анализ такого понятия как «чат-бот коммуникация» поможет в дальнейшем создать универсальные лингвокогнитивные модели для ботов с конечным сценарием, что поможет избежать ошибок и сделать коммуникативный акт максимально успешным. Чат-боты с точки зрения коммуникативной функции при организации речевых актов должны пользоваться специальными правилами и лингвистическими моделями, чтобы привести речевой акт к успеху. Как самообучающиеся боты в категории искусственного интеллекта создаются при активном участии лингвистов, так и чат-боты в социальных сетях и мессенджерах должны быть подчинены единым лингвистическим законам.
Введение. Цель данного исследования состоит в проведении последовательного семантико-когнитивного анализа концепта PANDEMIC на материале актуальных медиатекстов периода пандемии. Актуальность исследования лингвокогнитивной репрезентации концептов кризисного дискурса пандемии не вызывает сомнений, поскольку события и явления кризисного периода находят непосредственное отражение в когнитивных единицах, при помощи которых в общественном сознании конструируются определенные образы и, как следствие, происходит формирование общественного мнения по ключевым социально значимым вопросам.
Методология и источники. При построении номинативного поля PANDEMIC применялись методы дискурсивного и концептуального анализа, включая обращение к анализу словарных дефиниций и синонимических рядов, а также интерпретативный анализ контекста на материале медиатекстов англоязычных периодических изданий в период с марта 2020 г. по январь 2022 г. Настоящая статья представляет собой фрагмент масштабного исследования, посвященного комплексному лингвокогнитивному анализу кризисного дискурса пандемии.
Результаты и обсуждение. В результате проведенного исследования концепта PANDEMIC были выявлены многочисленные когнитивные признаки. Ядро концепта в рассмотренном материале составляют два признака: вред для здоровья и распространение на обширные территории. В состав ближней периферии концепта вошли следующие когнитивные признаки: побуждение и принуждение к вакцинации; использование средств индивидуальной защиты; социальная изоляция или введение карантина; борьба с инфекцией. Дальнюю периферию концепта PANDEMIC составляют признаки: страх и тревога, вызванные вирусом; отрицательное влияние пандемии на бизнес и мировую экономику; положительное влияние пандемии на бизнес и мировую экономику; изменение привычного уклада жизни.
Заключение. Семантико-когнитивный анализ позволяет осуществить поэтапный переход от семантики единиц языка к содержанию концепта. Границы интерпретации когнитивной единицы и конструирования образа пандемии существенно расширяются посредством анализа стилистических и фразеологических единиц, составляющих образный слой и интерпретационное поле концепта.
ISSN 2658-7777 (Online)