Социологический подход к ценностным ориентациям руководителя
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-82-91
Аннотация
Введение. В данной статье рассматриваются ценностные ориентации современного руководителя с точки зрения социальных процессов, социальной структуры, социологии управления. Авторами ставится задача определить степень значимости таких «параметров», как пол, возраст, стаж управленческой деятельности и другие в системах и процессах управления, уделяя особое внимание профессиональным приоритетам и ценностям, которые способствуют достижению успеха в бизнесе.
Методология и источники. На основании исследований трудов различных авторов анализируется непосредственно механизм управления в контексте современной научной базы и устанавливается связь между личностью и стилем руководства через ценности и ценностные ориентации человека, что определяет теоретико-методологическую базу исследования. Эмпирической базой исследования послужили данные, полученные в ходе глубинного интервью, в рамках которого были опрошены действующие руководители разного возраста, стажа и статуса в занятости, с целью формирования представления о деятельности руководителя в современных российских организациях, а также для определения их профессиональных приоритетов и ценностей, влияющих на успех.
Результаты и обсуждение. В результате исследования было установлено, что, поскольку на формирование ценностей руководителя влияют различные социальные факторы и особенности индивидуального развития, то рассматривать его управленческую деятельность необходимо сквозь призму социологии социальных процессов. Диапазон значимых для руководителя ценностей, личностных и необходимых для достижения успеха в бизнесе, выглядит следующим образом: семья, здоровье, системное мышление, реализация идей и постоянное саморазвитие.
Заключение. Авторы делают вывод о том, что основой успешной деятельности современного руководителя является не только хороший кадровый потенциал, в том числе со схожими ценностями, но и его способность чутко реагировать на все изменения и быть готовым к четкой реорганизации и адаптации частей своего бизнеса. Дополнительное преимущество в связи с этим руководителю может обеспечить добавление в структуру его управленческой роли системного мышления как приоритетной ценности.
Об авторах
Е. С. ГуренкоРоссия
Гуренко Елена Сергеевна – аспирантка кафедры социологии и рекламных коммуникацийу. Автор 12 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология, социология управления.
ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, Москва, 117997
Е. Г. Карпова
Россия
Карпова Елена Григорьевна – доктор педагогических наук (2007), профессор (2010), заведующая кафедрой социологии и рекламных коммуникаций. Автор более 170 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология маркетинга, социология образования, других социальных институтов.
ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, Москва, 117997
Список литературы
1. Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя. М.: Инфра-М, 2016.
2. Конышев В. А. Эффективность менеджера – успех деятельности предприятия / Вестн. ОГУ. № 2 (138). 2012. С. 308–313.
3. Богатырев М. А. Развитие управления в России. Особенности развития современного российского менеджмента // Terra Economicus. 2009. Т. 7, № 2 (ч. 3). С. 85–90.
4. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Особенности менеджмента поколения. СПб.: Питер, 2011.
5. Осипов Г. В. Историческая миссия российской социологии: проблемы и перспективы: мат. Всерос. науч.-практ. конф. «Общество и социология в современной России»: в 3 т., г. Вологда, 13–15 нояб. 2014 г. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. Т. 1. С. 18–26.
6. Корнева Е. В., Еремина И. Ю., Чупрова И. Ю. Организационная структура как основа эффективной системы управления предприятием // Региональные проблемы преобразования экономики. 2020. № 6. С. 92–99. DOI: 10.26726/1812-7096-2020-06-92-100.
7. Тихонова Е. В., Зайцева О. А. Управленческая свобода в системе современной организации. М.: Изд. дом ГУУ, 2017.
8. Шервуд Д. Системное мышление для руководителей. Практика решения бизнес-проблем / пер. с англ. И. Окунькова. M.: Альпина Паблишер, 2016.
9. Полевая Е. В. Эволюция организационных структур управления и их классификация в современном мире // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9, № 5А. С. 436–447.
10. Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. / пер. с англ. И. Бакштейн, Г. Беляевой, Л. Седова, В. Чесноковой. М.: Академический Проект, 2002.
11. Довбенко М. В., Осик Ю. И. Современные экономические теории в трудах нобелиантов. М.: Академия естествознания, 2011.
12. Eddelman R. The Belief-Driven Employee // Edelman. 2021. URL: https://www.edelman.com/trust/2021-trust-barometer/belief-driven-employee/new-employee-employer-compact (дата обращения: 06.02.2022).
13. Halecker B., Hartmann M. H. How can Systems Thinking add Value to Business Model Innovation? // The XXIV ISPIM Conference – Innovating in Global Markets: Challenges for Sustainable Growth in Helsinki, Helsinki. 2013. URL: https://www.researchgate.net/publication/263045917_How_can_Systems_Thinking_add_Value_to_Business_Model_Innovation (дата обращения: 06.02.2022).
14. Gurenko E. S., Karpova E. G. Value orientations of the Modern Manager // II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society, Krasnoyarsk, May 19– 21, 2021 / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Krasnoyarsk, 2021. P. 2421–2429. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.270.
15. Флоровский С. Ю. Ценностно-ориентированная регуляция совместной управленческой деятельности руководителей: динамика в условиях переходного периода // Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений. Москва; Кострома: КГУ, 2003. Т. 2. С. 208–212.
16. Sorokin P. A. Society, culture, and personality: their structure and dynamics, a system of general sociology. NY: Haper & Bros, 1942.
17. Parsons Т. The social system. London: Lowe and Brydone Ltd., 1951.
Рецензия
Для цитирования:
Гуренко Е.С., Карпова Е.Г. Социологический подход к ценностным ориентациям руководителя. Дискурс. 2022;8(3):82-91. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-82-91
For citation:
Gurenko E.S., Karpova E.H. The Sociological Approach to the Values of the Manager. Discourse. 2022;8(3):82-91. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-82-91