Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Особенности и перспективы российского образования: специфика социально-философской рефлексии

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-29-40

Аннотация

Введение. Цель статьи – выявление в российском образовании его особенностей и перспектив, что представляется возможным через исследование образовательных целей, ценностей, идеалов в философско-аксиологическом освещении и рефлексию современных социокультурных реалий как отображение перемен в образовательном пространстве.

Методология и источники. Главные ценности и цели образования анализируются с помощью аксиологии образования, опирающейся на методологический каркас традиционных категорий «образование как ценность» и «ценность образования». Обсуждается проблема выработки нового понятия «образовательный идеал» с целью создания инновационной идеи, содержащей в себе созидательный смысл, который имеет конструктивное значение для переориентации общественного и индивидуального сознания в признании субъектности образования и субъектности в образовании, основанных на принципе самостоятельной институционализации индивида.

Результаты и обсуждение. Социокультурный процесс качественных изменений феноменологии общественно-индивидуального самосознания касается в большей степени ценностных координат: массовизации и индивидуализации (персонализации) образовательного пространства, обусловленных пониманием «образования как ценности» (всеобщий уровень) и «ценности образования» (индивидуальный уровень); свободной ценностно-ориентированной институционализации и эффективности для всех в понимании того, что достаточность или недостаточность образования определяет сам индивид. Идеальная матрица общественных и индивидуальных ценностных устремлений в получении образования концентрируется на проблеме представлений об образовательном идеале как философско-аксиологической рефлексии. Образовательная модель современного человека, обусловленная структурой и характером взаимоотношений образования с государством, производством, наукой, культурой, семьей и другими общественными рекреациями, в большей степени ориентирована на принцип свободной институционализации индивида.

Заключение. Конструктивная переориентация субъектности в образовании с государственно-образовательной парадигмы на свободную институционализацию индивида в образовательном пространстве реальна в рамках обсуждения и новой интерпретации категорий «образование как ценность» и «ценность образования».

Об авторе

И. В. Яковлева
Научный центр Российской академии образования при Новосибирском государственном педагогическом университете
Россия

Яковлева Ирина Владимировна – кандидат философских наук (2004), доцент (2009), научный сотрудник. Автор 90 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная философия, философия образования.

ул. Вилюйская, д. 28, Новосибирск, 630126



Список литературы

1. Villegas-Reimers E. Teacher Professional Development: an international review of literature. Paris: International Institute of Educational Planning, 2003.

2. The Massachusetts Higher Education and Knowledge Cluster: The Microeconomics of Competitiveness // M. Porter, N. Ketelhohn, A. Artiganave et al. Cambridge: Massachusetts Press, 2010.

3. Stan L. Specialist Training in Pedagogy – A Recurring Challenge for Adult Education. Case Study: «Al. I. Cuza» University of Iaşi // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 142. P. 220–226.

4. Gibbs P. The three goods of higher education; as education, in its educative, and in its institutional practices // Oxford Review of Education. 2019. Vol. 45, iss. 3. P. 405–416. DOI: https://doi.org/10.1080/03054985.2018.1552127.

5. Черных С. И., Изгарская А. А. Тенденции и особенности образовательной миграции в современной России // ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 2. С. 15–28. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-2-15-28.

6. Волкова Е. И., Иванов С. С. Российский проект 5-100: конкурентоспособность или совершенное качество? М.: Федеральный институт развития образования, 2015.

7. Очкина А. Образование как фиктивный капитал: кризис социальной значимости знания // Логос. 2018. Т. 28, № 6. С. 105–130. DOI: 10.22394/0869-5377-2018-6-105-130.

8. Стрижакова Е. Н. Эмоциональный капитал: понятие, оценка и использование // Менеджмент в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 48–53.

9. Колесников В. А. От изменяющегося мира – к обновляющейся парадигме образования // Философия образования. 2005. № 3 (14). С. 27–33.

10. Майер Б. О. Знание, навыки, компетенции: эпистемологический анализ // Science for Education Today. 2019. Т. 9, № 2. С. 67–79. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.1902.05.

11. Тыщенко В. П. Философия образования России на мировом рынке образовательных услуг. Какую маркетинговую войну мы ведем? (Заметки по горячим следам Конгресса) // Философия образования. 2004. № 2 (10). С. 52–63.

12. Розов Н. С. Колея и перевал: макросоциологические основания стратегий России в XXI веке. М.: РОССПЭН, 2011.

13. Biesta G. On the two cultures of educational research, and how we might move ahead: Reconsidering the ontology, axiology and praxeology of education // European Educational Research J. 2015. Vol. 14, iss. 1. Р. 11–22. DOI: https://doi.org/10.1177/1474904114565162.

14. Дудина М. Н. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности // Философия образования. 2019. Т. 19, № 2. С. 20–35.

15. Yakovleva I., Kosenko T. Institutionalization of the Individual in the Educational Interaction // Paideia: Philosophical E-Journal of Charles university. 2020. Vol. 17, № 3. Р. 1–8.

16. Gallego J. P. Metodología y contenido axiológico de los programas de educación en valores. Methodology and Axiological Content of Values Education Programs // Foro de Educación. 2016. Vol. 14, № 21. Р. 217–226. DOI: 10.14516/fde.2016.014.021.011.

17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.

18. Яковлева И. В. Аксиология образования и проблемы изучения современного человека. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2018.


Рецензия

Для цитирования:


Яковлева И.В. Особенности и перспективы российского образования: специфика социально-философской рефлексии. Дискурс. 2022;8(3):29-40. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-29-40

For citation:


Yakovleva I.V. Features and Prospects of Russian Education: Specifics of Socio-Philosophical Reflection. Discourse. 2022;8(3):29-40. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-29-40

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)