Репрезентация «мягких навыков» в англоязычных и русских песнях
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-92-104
Аннотация
Введение. Целью данного исследования является анализ песен британской группы «Битлз», а также песен русского артиста, поэта и исполнителя В. Высоцкого на предмет репрезентации в них «мягких навыков». Актуальность работы обуславливается всеобщим пристальным интересом к процессу формирования и совершенствования социальных компетенций как основы развития успешных межличностных отношений в XXI в. Новизна исследования заключается в том, что впервые изучение «мягких навыков» было произведено на материале творчества ярких представителей российской и британской музыкальной культуры пошлого столетия.
Методология и источники. В связи с тем, что музыкальное творчество группы «Битлз» и В. Высоцкого рассматривалось, прежде всего, с позиции языкового материала, в основу методологии исследования легли принципы лингвистического анализа текста, такие как методы компонентного, когнитивного и дискурсивного анализа. Кроме того, в работе проанализированы труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные основным принципам формирования и развития «мягких навыков» современного человека.
Результаты и обсуждение. Статья демонстрирует новый, нестандартный подход при работе с овладением и тренировкой «мягких навыков». Развитие творческих способностей человека напрямую зависит от эмоционального отклика, который вызывает материал. Музыкальные композиции обладают более интенсивным воздействием, так как совмещают в себе две составляющие: текст и мелодию. Поэтому разбор и анализ песен могут служить дополнительным источником совершенствования креативного мышления. Сравнение репрезентации «мягких навыков» в русских и англоязычных музыкальных произведениях не выявило ярких отличительных национальных признаков рассматриваемых навыков, что еще раз доказывает их универсальность.
Заключение. Исследование художественных образов и метафор, представленных в текстах песен как русских, так и зарубежных исполнителей, может лечь в основу нового методологического подхода, направленного на развитие нестандартного, творческого мышления, который может применяться на различных уровнях образовательного процесса.
Ключевые слова
Об авторах
М. В. ПетроваРоссия
Петрова Марина Валерьевна – старший преподаватель НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации. Автор 10 научных публикаций. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, когнитивная лингвистика.
ул. Проф. Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022
С. В. Приступа
Россия
Приступа Станислава Васильевна – студентка (4-й курс) факультета промышленной технологии лекарст. Соавтор 5 научных публикаций, член языкового клуба Linguapharm. Сфера научных интересов: химическая технология, иностранные языки, мотивация студентов, межкультурная коммуникация.
ул. Проф. Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022
Г. А. Рожков
Россия
Рожков Григорий Александрович – кандидат педагогических наук (1989), директор НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации. Автор 25 научных публикаций. Сфера научных интересов: теория и практика формирования у студентов межкультурных компетенций на иностранном языке в ходе внеаудиторной работы в неязыковом вузе.
ул. Проф. Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022
А. П. Туманова
Россия
Туманова Александра Павловна – студентка (4-й курс) факультета промышленной технологии лекарств, лаборант НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации. Соавтор 6 научных публикаций, член языкового клуба Linguapharm. Сфера научных интересов: межкультурная коммуникация, иностранные языки, мотивация студентов, химическая технология.
ул. Проф. Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. The soft skills disconnect // National Soft Skills Association. 13.02.2015. URL: https://www.nationalsoftskills.org/the-soft-skills-disconnect/ (дата обращения: 13.09.2021).
2. Hyder H., Mahmood Z., Hasan S. H. Soft skills: a research study on outdoing academics and conquer the world // Palarch’s J. of Archaeology of Egypt / Egyptology. 2020. Vol. 17, no. 7. P. 7805–7815.
3. Developing soft skills: exploring the feasibility of an Australian well-being program for health managers and leaders in Timor-Leste / K. Tsey, S. M. Lui, M. Heyeres et al. // SAGE Open. 2018. Vol. 8, iss. 4. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1177/2158244018811404
4. Dewi J. R. Open and distance education systems: do they enhance graduates’ soft skills? The results from 2009 Universitas Terbuka Tracer study // Open Praxis. 2013. Vol. 5, iss. 4. P. 289–299. DOI: 10.5944/openpraxis.5.4.85/.
5. Lau Y. Soft skills are essential to the future of work // Forbes. 20.01.2021. URL: https://www.forbes.com/sites/forbeshumanresourcescouncil/2021/01/20/soft-skills-are-essential-tothe-future-of-work/?sh=9c0ff5813416 (дата обращения: 13.09.2021).
6. Abraham T. H., Stewart G. L., Solimeo S. L. The importance of soft skills development in a hard data world: learning from interviews with healthcare leaders // BMC Med Educ. 2021. Vol. 21: 147. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-021-02567-1.
7. Clark S. Why soft skills matter and how to develop them // Reworked. 07.07.2021. URL: https://www.reworked.co/leadership/why-soft-skills-matter-and-how-to-develop-them/ (дата обращения: 13.09.2021).
8. Boyce Avenue. Imagine (J. Lennon piano acoustic cover) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qrpvq6xef2A (дата обращения: 13.09.2021).
9. Cooper J.P. Let it be (The Beatles cover) // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mjZjumldZ0A (дата обращения: 13.09.2021).
10. Рощина А. А. Автор и его персонажи. Проблема соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В. Высоцкого // Мир Высоцкого: исследования и материалы, альманах. Вып. 2. М.: Гос. культур. центр-музей В. С. Высоцкого, 1997. С. 122–135.
11. Ивашкова А. А. К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. 2021. № 1. С. 13–17. DOI: https://doi.org/10.36906/2311-4444/21-1/02.
12. Andrews J., Higson H. Graduate employability, “soft skills” versus “hard” business knowledge: a European study // Higher Education in Europe. 2008. Vol. 33, № 4. P. 411–422. DOI: 10.1080/03797720802522627.
13. Key soft skills in the orientation process and level of employability / A. R Martinez, V. S. Sanchez, C. F. Linares, C. L. Cosculluela // Sustainability. 2021. Vol. 13: 3554. DOI: 10.3390/su13063554.
14. Perna M. C. The top 25 soft skills remote workers need in 2021 – and 3 ways to get them // Forbes. 12.01.2021. URL: https://www.forbes.com/sites/markcperna/2021/01/12/the-top-25-soft-skills-remote-workers-need-in-2021-and-3-ways-to-get-them/?sh=6ceb288fd78b (дата обращения: 13.09.2021).
15. Rockwood K. The hard facts about soft skills // SHRM. 28.05.2021. URL: https://www.shrm.org/hr-today/news/hr-magazine/summer2021/pages/why-soft-skills-are-important.aspx (дата обращения: 13.09.2021).
16. Василиженко М. В. Формирование soft skills у студентов при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. Т. 12, № 1. С. 137–148. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-137–148.
17. Дю Е. В. Формирование soft skills студентов-международников на основе кейс-метода в рамках компетентностного подхода // Образование. Культура. Общество: сб. ст. междунар. науч. конф. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020. С. 25–27.
18. Рожков Г. А. Моя твоя понимает: практическое пособие по обучению искусству бизнескоммуникаций и переговорному процессу в поликультурной среде. СПб.: АНО РОССИКА «Лики», 2021.
19. Шрайбер А. Н. Методика формирования soft skills (мягких навыков) у студентов вузов через систему дополнительного профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 145–147.
20. Яркова Т. А., Черкасова И. И. Формирование гибких навыков у студентов в условиях реализации профессионального стандарта педагога // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Сер. Гуманитарные исследования. Humanities. 2016. Т. 2, № 4. С. 222–234. DOI: 10.21684/2411-197X-2016-2-4-222-234.
21. The Beatles. Complete lyrics of all songs. URL: https://media.oiipdf.com/pdf/f13a110b-f61e-4e28-8549-182f3bb95de8.pdf (дата обращения: 13.09.2021).
22. Высоцкий В. С. Песни из дискоспектакля Алиса в стране чудес // World Art. 1973. URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=857 (дата обращения: 13.09.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Петрова М.В., Приступа С.В., Рожков Г.А., Туманова А.П. Репрезентация «мягких навыков» в англоязычных и русских песнях. Дискурс. 2022;8(3):92-104. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-92-104
For citation:
Petrova M.V., Pristupa S.V., Rozhkov G.A., Tumanova A.P. Soft Skills Representation in English and Russian Songs. Discourse. 2022;8(3):92-104. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-92-104