Научно-образовательные центры мирового уровня как драйверы формирования человеческого капитала россиян: социологический анализ проблемного поля (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-41-55
Аннотация
Введение. Рассматриваются научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ МУ) как особые социальные организации, формирующие один из перспективных социальных институтов России. НОЦ МУ становятся одной из реальных возможностей достижения синергетического эффекта в формировании человеческого капитала. Они анализируются как аналоги мозговых центров, динамично действующих на Западе и набирающих силу в странах Востока.
Методология и источники. Методологическую основу исследования составили принципы анализа социальной институционализации, позволяющие изучать деятельность НОЦ МУ как складывающегося нового социального института. Другая часть методологических принципов касается рассмотрения человеческого капитала как связанного с ценностно-мотивационными установками личности. Эмпирическую базу составили данные открытой печати о структуре и проблематике деятельности, результаты авторских эмпирических исследований и экспертных интервью с руководителями НОЦ МУ.
Результаты и обсуждение. Результат первый заключается в фиксации и анализе направлений и ориентаций деятельности НОЦ МУ, которые на нормативном уровне формируют общую систему маршрутов и стратегий их развития. Второй результат исследования фиксирует векторы обращения деятельности НОЦ МУ в направлении формирования человеческого капитала россиян в регионах. Данные этого результата получены в итоге обобщения материалов авторского эмпирического исследования одного из действующих университетов, включенного в состав НОЦ МУ. Еще один результат исследования, полученный в итоге экспертных интервью с руководителями и менеджерами двенадцати НОЦ МУ, показывает проблемное поле институционализации этих центров.
Заключение. НОЦ МУ как специфический социальный институт проходят стадию своего становления. Для активизации человеческого капитала регионов потребуются дополнительные усилия и потенциалы, разработка и внедрение современных методологий и технологий образовательной деятельности и информационной работы, в частности, со студенческой молодежью. Существующий разрыв между ценностно-мотивационными структурами и исключение их из системы анализа человеческого капитала научно несостоятелен, а в практическом смысле негативно сказывается на реальной деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
Р. Е. ПоповРоссия
Попов Роман Евгеньевич – аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии. Автор 9 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
И. А. Баруздин
Россия
Баруздин Иван Анатольевич – аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии. Автор 8 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
А. А. Салахутдинов
Россия
Салахутдинов Артур Андреевич – аспирант кафедры прикладной и отраслевой социологии. Автор 5 научных публикаций. Сфера научных интересов: молодежь, массовое сознание, межнациональное согласие, человеческий капитал.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
П. П. Дерюгин
Россия
Дерюгин Павел Петрович – доктор социологических наук (2002), профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии Санкт-Петербургского государственного университета; профессор кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). Автор более 200 научных публикаций. Сфера научных интересов: социальная диагностика, ценности и ценностные ориентации, сетевой подход в социологии.
Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034
ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022
Список литературы
1. Воронов С. И., Воробьева Т. Н. Государственная политика и законодательные рамки в сфере деятельности научно-производственной платформы «Рациональное природопользование» научно-образовательного центра мирового уровня «Инновационные решения в АПК» // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34, № 9. С. 19–24. DOI: 10.24411/0235-2451-2020-10904.
2. Коростелева Л. Ю. Университеты научно-образовательных центров мирового уровня и их значение в показателях деятельности и развитии регионов // Социологическая наука и социальная практика. 2021. Т. 9, № 4. C. 250–263. DOI: https://doi.org/10.19181/snsp.2021.9.4.8618.
3. Формирование инновационной образовательной системы в НИУ «БелГУ» как основы подготовки кадров мирового уровня на базе НОЦ «Инновационные решения в АПК» / О. Н. Полухин, А. В. Маматов, И. В. Спичак, Н. В. Кирий // Достижения науки и техники АПК. 2020. Т. 34, № 9. С. 9–13. DOI: 10.24411/0235-2451-2020-10902.
4. Анисимова В. Ю., Гаффарлы Э. П. Анализ финансирования и роли научно-образовательных центров мирового уровня в РФ // Вестн. Самар. ун-та. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 2. С. 7–18. DOI: 10.18287/2542-0461-2021-12-2-7-18.
5. Купцова И. В., Лактаева Н. Е. Научно-образовательные центры как драйвер развития инновационной экономики России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 70–76. DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-70-76.
6. Акбердина В. В., Василенко Е. В. Инновационная экосистема: теоретический обзор предметной области // Журнал экономической теории. 2021. Т. 18, № 3. С. 462–473. DOI: https://doi.org/10.31063/2073-6517/2021.18-3.10.
7. A Multi-level Perspective on Innovation Ecosystems for Path-breaking Innovation / В. Walrave, M. Talmar, K. S. Podoynitsyna et al. // Technological Forecasting & Social Change. 2018. Vol. 136. P. 103– 113. DOI: 10.1016/j.techfore.2017.04.011.
8. Konietzko J., Bocken N., Hultink E.J. Circular ecosystem innovation: An initial set of principles // J. of Cleaner Production. 2020. Vol. 253. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0959652619348127 (дата обращения: 22.12.2021). DOI: DOI: 10.1016/j.jclepro.2019.119942.
9. Adner R. Match your Innovation Strategy to Your Innovation Ecosystem // Harvard Business Rev. 2006. Vol. 84 (4). P. 98–107.
10. Pellikka J., Ali-Vehmas T. Managing Innovation Ecosystems to Create and Capture Value in ICT Industries // Technology Innovation Management Rev. 2016. Vol. 6, iss. 10. P. 17–24. DOI: 10.22215/timreview/1024.
11. Radziwon A., Bogers M. Open innovation in SMEs: Exploring inter-organizational relationships in an Ecosystem // Technological Forecasting & Social Change. 2019. No. 146. P. 573–587. DOI: 10.1016/j.techfore.2018.04.021.
12. Iansiti M., Levien R. Strategy as Ecology // Harvard Business Review. 2004. Vol. 82 (3). P. 68–78.
13. Mercan B., Göktaş D. Components of Innovation Ecosystems: A Cross-Country Study // International Research J. of Finance and Economics. 2011. Iss. 76. P. 102–112.
14. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А. Н. Сорокин, Е. И. Яковлева, И. Ф. Фильченкова и др. // Вестн. Мининск. ун-та. 2021. Т. 9, № 1. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1182 (дата обращения: 14.01.2022). DOI: 10.26795/2307-1281-2021-9-1-4.
15. Каменских М. А. Исследование сущности и особенностей научно-образовательных центров мирового уровня // Экономическое возрождение России. 2020. № 4 (66). C. 135–141. DOI: 10.37930/1990-9780-2020-4-66-135-141.
16. Куракова Н. Г., Черченко О. В. Подходы к определению ключевых функций и целевых индикаторов региональных научно-образовательных центров // Экономика науки. 2020. Т. 6, № 4. С. 212–224. DOI: https://doi.org/10.22394/2410-132X-2020-6-4-212-224.
17. Социодинамика ценности деловых качеств в структуре человеческого капитала за период обучения в вузе: стратегия социологической диагностики / П. П. Дерюгин, Л. А. Лебединцева, О. В. Ярмак и др. // Социология науки и технологий. 2020. Т. 11, № 4. С. 139–160. DOI: 10.24411/2079-0910-2020-14008.
18. Социодинамика цифрового капитала студентов в условиях эпидемиологического кризиса COVID-19: опыт смешанной стратегии эмпирического исследования / П. П. Дерюгин,О. С. Баннова, Е. А. Камышина и др. // ДИСКУРС. 2021. Т. 7, № 4. С. 45–57. DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-4-45-57.
19. Купцова И. В., Лактаева Н. Е. Перспективы имплементации зарубежного опыта к формированию экосистем научно-образовательных центров мирового уровня // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 2. С. 18–27. DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-2-18-27.
Рецензия
Для цитирования:
Попов Р.Е., Баруздин И.А., Салахутдинов А.А., Дерюгин П.П. Научно-образовательные центры мирового уровня как драйверы формирования человеческого капитала россиян: социологический анализ проблемного поля (к 300-летию Санкт-Петербургского государственного университета). Дискурс. 2022;8(3):41-55. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-41-55
For citation:
Popov R.E., Baruzdin I.A., Salakhutdinov A.A., Deryugin P.P. World-Class Scientific and Educational Centers as Drivers of the Formation of the Human Capital of Russians: Sociological Analysis of the Problem Field (to the 300th Anniversary of Saint Petersburg State University). Discourse. 2022;8(3):41-55. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-3-41-55