ФИЛОСОФИЯ
В статье анализируются концептуальные основы «пророческого» социализма Макса Шелера (1874–1928). Рассматриваются основные принципы новой по тем временам политически-идеологической доктрины, призванной стать, по замыслу ее создателя, «противоядием» марксизму. Автор анализирует аргументацию Шелера, направленную, с одной стороны, против социализма в марксистской трактовке, с другой – на доказательство правомерности использования терминов «христианский социализм» и «христианский пророческий социализм». Социализм Шелер противопоставляет в первую очередь индивидуализму, который он истолковывает в социально- и нравственно-философском смыслах, и лишь во вторую – либерализму и капитализму. Социализм и индивидуализм, предстающие ныне как антагонистические тенденции социокультурного развития, – это для него два одинаково необходимых и взаимосвязанных сущностных начала общественного бытия человека, понимаемого как духовно-телесное социальное существо. Индивидуалистические тенденции, считает Шелер, возобладали над социалистическими на Западе в Новое время, поэтому социализм в его марксистской трактовке и оказался столь востребованным в конце XIX и начале XX вв. Но уничтожение частной собственности противно христианству. «Принудительный коммунизм» несет с собой не рай на Земле, а катастрофу и культурную деградацию, предвещает он. Опираясь на учения отцов церкви и отталкиваясь от католической социальной доктрины, Шелер предлагает свое видение идеального социума в форме «личностной общности» (Personengemeinschaft), соответствующей истинному предназначению человека. В нем индивидуальное и социальное начала находятся в гармонии и взаимообусловленном развитии. «Пророческий» метод постижения социально-исторической действительности, применяемый, исходя из христианско-солидаристского идеала, Шелер противопоставляет материалистическому пониманию истории. Он указывает на три преимущества своей методологии: она учитывает свободу человека, неповторимость исторического события, соединяет в себе все виды и способы человеческого познания, не абсолютизируя научную форму знания. Автор раскрывает глубокое содержание шелеровской дефиниции марксизма как «протестной идеологии угнетенных классов», привлекая к анализу «социологическое учение об идолах» позднего Шелера. В нем он выявляет дорефлексивные предпосылки формирования классовых идеологий. Автор указывает на сущностное родство классовых предрассудков, о которых писал немецкий философ, и национально-ментальных предрассудков политических элит ведущих стран Запада. В заключение он ставит вопрос о том, насколько проблемы, поднятые в статье Шелера, актуальны сегодня в контексте современных российских реалий.
Вниманию читателей предлагается первый русский перевод статьи Макса Шелера (1874‒1928) «Пророческий либо марксистский социализм?», которая была впервые опубликована в октябре 1919 г. в журнале «Хохланд» (Hochland) и в 1924 г. переиздана в т. III «Христианство и общество» «Сочинений по социологии и учению о мировоззрении» (т. I назывался «Moralia», т. II – «Нация и мировоззрение»). Немецкий философ и социолог выдвигает концепцию «пророческого христианского социализма» как средство политически-идеологического противодействия марксизму. Концепция выражает его религиозно-философские взгляды, развитые в более ранних работах, прежде всего в главном труде «Формализм в этике и материальная этика ценностей». Шелер сравнивает собственные взгляды на социализм, понимание истории, возможность предвидения исторических процессов со взглядами на эти реалии К. Маркса. Критика учения К. Маркса перемежается у Шелера с признанием его частичной правоты.
Введение. Цель статьи состоит в том, чтобы показать действие закона соответствия как фактора устойчивости социальной системы и актуальность этой проблемы для древнеиндийской философии. Проблема устойчивости социума ни в древнеиндийской философии, ни в современной литературе подробно не рассматривалась, тем более через призму действия закона соответствия.
Методология и источники. В работе применяется контент-анализ, системный подход, диалектика и синергетика. Кроме того, основной анализ проблемы устойчивости, которая может быть отражена в древнеиндийской философии, осуществляется на основе предложенного В. В. Тузовым закона соответствия между реальными отношениями, связывающими людей в данный момент, и сущностью «социального». Сущность «социального» можно условно выразить через понятия «равенство», «гуманизм», «взаимопомощь», «справедливость». Реальные отношения могут отклоняться от сущности, но на определенную величину, меру. Выход за пределы меры лишает систему устойчивости, и она становится неуправляемой. Основным источником анализа являются академическое издание текста Артхашастра (древнеиндийского политического и экономического трактата), а также «История политических и правовых учений», «Развитие идей об управлении в философской мысли».
Результаты и обсуждение. В статье проводится анализ древнеиндийских философских текстов для обнаружения в них в скрытой или явной форме озабоченности философов проблемой сохранения стабильности, устойчивости государства и общества. Акцентируется внимание на том, что в рекомендациях для правителей о том, как следует управлять народом, просматривается необходимость соблюдать закон соответствия.
Анализ основного источника древнеиндийской философии, в котором рассматриваются проблемы управления, показывает, что рекомендации царю, излагаемые автором Артхашастры Каутильей, подразумевают в результате необходимость поддерживать баланс интересов между правящим классом и народом, т. е. соблюдать ту меру, за которой общество теряет устойчивость из-за обнищания народа. Другими словами, в рекомендациях по управлению в скрытой форме проявляется закон соответствия, о котором шла речь выше.
Заключение. Проблема устойчивости социальной системы в классовом обществе была и остается крайне актуальной. Философский закон соответствия реальных отношений и сущности социальных отношений, который обеспечивает устойчивость социума при соблюдении меры, требует обоснования. Поскольку принцип формирования отношений и характер взаимодействия на протяжении веков остается неизменным, то размышления древних философов об управлении, о строении общества,
взаимоотношениях в нем различных групп, взаимодействии интересов, с одной стороны, подтверждают действие данного закона, с другой стороны – могут быть полезны для современного менеджмента
Введение. В статье рассматриваются философские проблемы диалога между современной космологией и теологией. Приводятся аргументы в пользу того, что не существует экзистенциального противоречия между двумя взглядами на природу Вселенной, поскольку оба происходят из одного и того же человеческого состояния. Различие между научной космологией и теологическим воззрением на природу космоса происходит из различия в герменевтике опыта существования в мире. Исходя из этого философского вывода обсуждаются некоторые «горячие» проблемы диалога между космологией и теологией и предлагаются пути их интерпретации
Методология и источники. Философский анализ основан на обсуждении эпистемологических проблем современной космологии и их релевантности для теологической картины мира. Используемый метод аналогичен подходу экзистенциальной феноменологии в отношении конституирования концепции Вселенной в космологии и теологии как нескончаемой герменевтики мира.
Результаты и обсуждение. Показано, что не существует экзистенциального противоречия между двумя типами герменевтики, поскольку человек становится центральной темой диалога между космологией и теологией. Исходя из сформулированных выше тезисов, статья обсуждает ряд «горячих» проблем в современном диалоге между космологией и теологией, включая: 1) взаимодополнительность космологии и теологии в обосновании возможности знаний о Вселенной; 2) точную настройку космологических параметров для возможности жизни во Вселенной и антропный принцип; 3) непознаваемость Вселенной и апофатизм в космологии; 4) проблему множественности вселенных и их онтологический статус; 5) жизнь во Вселенной: поиск внеземного разума (SETI), открытие экзопланет и теологические последствия для множественных воплощений; 6) происхождение Вселенной в современной научной космологии и соотношение теорий этого происхождения с теологически понимаемым creatio ex nihilo; 7) сознание и Вселенная: может ли космология обосновать факт своей собственной возможности без обращения к теологически понимаемой способности человека в осуществлении интеллектуального синтеза Вселенной.
Заключение. На основе философских методов, примененных к «горячим» проблемам в диалоге между космологией и теологией, можно заключить, что диалог является нескончаемой попыткой преодолеть принципиальную сокрытость происхождения человека и Вселенной. Различие в герменевтике Вселенной в космологии и теологии не порождает экзистенциального противоречия или напряжения, а отражает дуалистическое положение человека во Вселенной, который является, с одной стороны, ее незначительной частью, а с другой стороны, центром ее раскрытия и манифестации.
СОЦИОЛОГИЯ
Введение. Рассматривается становление сети китайских аналитических центров («мозговых центров» (МЦ)) как особого социально-политического института – исследовательской системы, не только нацеленной на решение задач, поставленных ей государством, но и, в силу специфики этих задач, оказывающей все возрастающее влияние на это свое же государство-заказчик. Этот процесс исследуется с позиции социальной рефлексии, определяемой современным – «текучим» – характером социума, находящегося в процессе становления в условиях возрастающей социокультурной динамики и риска. Сегодня «мозговые центры» как весьма популярный на Западе институт активно обсуждаются в научном сообществе в контексте их ангажированности и утраты экспертной независимости. В то же время в Китае, где подобные структуры появились позже, чем в США и Европе, их влияние на принятие политических и экономических решений оценивается как стабильно высокое. Целями исследования являются классификация ведущих китайских МЦ и анализ их деятельности с позиции социологической рефлексии.
Методология и источники. Методологической основой исследования стал подход рефлексивной социологии, при помощи которого была предпринята попытка анализа деятельности современных аналитических центров КНР, их направленности. Эмпирическую базу составили находящиеся в открытом доступе данные о деятельности китайских аналитических центров, вошедших в перечень лучших согласно американскому рейтингу Go Global Think Tank Index Report. На этой базе было проведено исследование природы этих организаций и их тематики.
Результаты и обсуждение. На основании изучения структурной динамики и тематики исследований китайских аналитических центров утверждается, что развитие такой сети с 2000-х гг. обусловлено переориентацией китайской внешней политики с двух «сверхдержав» на Европу и страны, лежащие на «новом шелковом пути» в нее. Вопреки расхожему на Западе мнению о том, что только в демократических обществах западного образца «мозговые центры» способны оказывать влияние на принятие политических решений, анализ направлений деятельности современных аналитических центров Китая демонстрирует, что именно там обсуждаются идеи, которые впоследствии ложатся в основу принятия руководством КНР политических решений.
Заключение. Взаимодействие с Европой как основной внешнеполитической целью привело к социальной рефлексии проблем при построении всестороннего сотрудничества с ней. Такая рефлексия, в свою очередь, в сочетании с социальной же практической рациональностью, обусловила обращение к европейскому же рационализму
с целью как понять Европу, так и попробовать наладить общение с ней с использованием понятного ей дискурса. На решение этой задачи направлена работа, в частности, китайских аналитических центров, значимость которых в формировании внешней политики Китая растет.
Введение. Дается социологический анализ личности взяткодателя на основе изучения данных по Республике Мордовия. Актуальность вопроса обусловлена следующими факторами: усиление негативного влияния коррупции на все стороны жизни общества и государства; социальная мимикрия коррупции; устойчивость представлений в социуме об амбивалентности коррупции. Цель статьи – выделить региональную специфику личности взяткодателя.
Методология и источники. Неоклассическая парадигма изучения коррупции увязывает коррупционные явления с разложением государственного аппарата и разъеданием нравственных устоев общества. Авторы в этом ключе исследуют двоякую сущность коррупции, т. е. ее обусловленность и властью, и социумом. В контексте теории аномии Дюркгейма анализируется мотивационный комплекс взяткодателей.
Результаты и обсуждение. Задачи исследования потребовали проведения массового опроса (n = 400, ∆ ±5 %), которое репрезентировало состав населения региона по полу, возрасту, роду деятельности и типу населенного пункта. В рамках исследования проведено качественно-количественное описание коррупционного поведения взяткодателя, выявлен его мотивационный комплекс, выявлена его субъективная оценка динамики коррупции и эффективности антикоррупционной политики. Выявлены следующие региональные особенности личности взяткодателя: возраст наивысшей экономической и социальной лабильности, средний уровень коррупционной активности, низкий размер средней суммы взятки, выступление в качестве инициатора коррупционной взятки, восприятие взятки как рационального средства решения проблем, выраженный негативизм при оценке власти.
Заключение. Участие в коррупционных сделках накладывает на личность взяткодателя в той или иной степени выраженный отпечаток, заключающийся в деформации практик взаимоотношений с представителями государственных органов, постепенной утрате иммунитета к криминальной или полукриминальной деятельности, частичной деградации социально значимых морально-нравственных ценностей, превращении коррупционных практик из социальной аномии в социальную норму.
Введение. Проблема коррупции приобрела особую важность в свете многочисленных коррупционных скандалов, затрагивающих как развивающиеся, так и наиболее развитые государства. На сегодняшний день выдвигается ряд зачастую противоречащих друг другу гипотез о том, как коррупционные практики влияют на протестный потенциал и стабильность политической системы, а также о роли антикоррупционной политики властей в нейтрализации такого влияния. Целями данной статьи являются обзор и сравнение некоторых исследований в области изучения влияния коррупции и антикоррупционной политики на различные аспекты жизнедеятельности современного общества, в особенности на протестный потенциал и политическую стабильность. Авторская гипотеза состоит в предположении о том, что системная антикоррупционная политика, представляющая собой приоритетное направление политико-управленческой деятельности институтов государственной и муниципальной власти по предупреждению и пресечению коррупционных практик, заметно снижает уровень протестного потенциала и способствует поддержанию политической стабильности в обществе.
Методология и источники. Методологическим основанием данной статьи является мультипарадигмальный подход к изучению коррупции. В рамках данной работы был проанализирован ряд эмпирических исследований отечественных и зарубежных авторов (Э. Усланер, П. Хейвуд, Д. Роуз и др.). Также использованы результаты проведенного авторами в 2020 г. интернет-опроса, в котором приняли участие 580 респондентов (преимущественно студенты российских вузов). Респонденты отбирались методом самоотбора, выборка была стихийная. Многочисленные исследования и социологические опросы свидетельствуют о трудностях в обобщении полученных результатов.
Результаты и обсуждение. Значительное число эмпирических исследований свидетельствует о негативном влиянии коррупционных практик на жизнедеятельность современного общества. Они приводят к снижению темпов роста ВВП, снижению притока внутренних и внешних инвестиций, росту социально-экономического неравенства, снижению налоговых поступлений, недофинансированию социальной политики, уменьшению уровня доверия населения к властным институтам и падению генерализованного доверия в целом. Вместе с тем хотя существует корреляция между высоким уровнем коррупции и политической нестабильностью, однако результаты ряда исследований позволяют усомниться в существенном влиянии коррупции на экономический потенциал и политическую стабильность.
Заключение. В целом проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что высокий уровень распространенности коррупционных практик может как способствовать усилению социальной напряженности и наращиванию протестного потенциала, так и не влиять на политическую активность населения и стабильность политического режима. При этом именно системная антикоррупционная политика властей заметно снижает уровень протестного потенциала и способствует поддержанию политической стабильности в обществе.
Введение. Активизация глобальной кибернетизации и автоматизации бизнеса обусловила появление новых проблем у российских работодателей преимущественно в виде дефицита квалифицированных кадров, способных обеспечить развитие конкурентоспособности бизнеса на мировых рынках. Это детерминировало необходимость изменения системы подготовки новых кадровых ресурсов, удовлетворяющих меняющимся экономическим реалиям.
Методология и источники. Методологически работа основывается на теоретических позициях конструкционизма и коннективизма, а также на критическом анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам образования. Социология образования как социального института развивается с 1970-х гг. Основой ее сегодняшнего теоретического фундамента являются два принципа: 1) принцип взаимной конвергенции социальных институтов (образование – бизнес, образование – государство, образование – семья и т. д.); 2) многообразие образовательных практик как
фактуальное проявление феномена непрерывного образования. Корпоративное обучение сегодня – одна из таких практик, в корне изменяющих экосистему традиционного образования. Для подтверждения установок авторов используется статистический подход.
Результаты и обсуждение. До 90-х гг. прошлого века, до момента распада Советского Союза и начала политических и экономических реформ, в Российской Федерации система высшего образования была одним из самых стабильных и хорошо отлаженных механизмов подготовки кадров для всех секторов экономики. Показателем эффективности данной системы было то, что выпускников российских вузов приглашали на работу известные корпорации многих стран мира.
За годы реформ Россия утратила прежнюю модель образования, что значительно сказалось на качестве подготовки кадров. Многие российские предприятия и бизнес-структуры вынуждены были пойти по пути самостоятельного обучения с дополнительной переподготовкой специалистов. Сначала обучение организовывалось на местах и носило бессистемный характер, но со временем российские предприниматели стали перенимать зарубежный опыт формирования системы знаний в компании и даже создавать корпоративные университеты.
Заключение. На основе проведенного анализа определены издержки формирования такой системы и развития наличного рынка корпоративного образования, приведены актуальные модели накопления знаний и предложена авторская когнитивная модель профессионального развития кадров.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Введение. Исследуется изменение глобальной парадигмы образования в условиях пандемии коронавируса. Говорится о том, что это не только переход на дистанционное обучение с использованием современных технологий. Такой переход взаимодействия студентов и педагогов, которые неожиданно оказались в совершенно новых для них условиях, требуетот преподавателей пересмотра традиционных методик, поскольку при дистанционных занятиях студенты достаточно быстро теряют концентрацию, мотивацию, отвлекаются на посторонние вопросы, и, как следствие, результаты снижаются. Включение игровых приемов в процесс обучения иностранным языкам позволяет создать атмосферу непринужденного общения, повысить мотивацию и интерес студентов к предмету, поднять их самооценку и улучшить результаты.
Методология и источники. Исследование проходило на практических материалах, подготовленных авторами для проведения занятий со студентами-лингвистами и студентами технических специальностей, а также на основании результатов специально разработанных анкет-опросников для студентов.
Результаты и обсуждение.Важным результатом проведенного исследования стал вывод о необходимости пересмотра традиционных методик преподавания иностранных языков в условиях пандемии коронавируса и адаптации курсов преподавания к новым дистанционным технологиям, включение в них игровых методик, которые способствуют повышению мотивации студентов и улучшению их самооценки.
Заключение.Языковые игры являются ценным ресурсом для адаптации курсов обучения иностранному языку в условиях пандемии коронавируса и переходу на дистанционное обучение. Они могут быть эффективным инструментом обучения по всем аспектам иностранного языка в аудитории с любым уровнем подготовки.
Ключевые слова:мотивация, обучение иностранному языку, современные технологии в обучении, языковые игры.
Введение. В настоящем исследовании рассматривается прагмастилистический потенциал миграционного дискурса на материале выступлений современных британских политиков. Актуальность избранной темы заключается в остросоциальной специфике миграционного дискурса и его манипулятивной составляющей. В современном мире процессы миграции приобрели глобальный масштаб, и их влияние на развитие принимающей культуры становится все более очевидным. До сих пор не существует выработанной стратегии интеграции мигрантов в новое общество, что создает конфликтогенную среду и определяет враждебность коренного населения по отношению к мигрантам. Миграционный дискурс как одно из направлений политического дискурса становится эффективным инструментом управления общественным мнением. Различные персуазивные тактики актуализируются в речи политиков при помощи лингвостилистических средств, закономерности использования которых в британском миграционном дискурсе рассматриваются в данной статье.
Методология и источники. Ключевые задачи исследования заключаются в выявлении дискурсивных тактик, при помощи которых в британском миграционном дискурсе реализуется персуазивная стратегия, и анализе стилистических приемов, используемых для имплементации обнаруженных тактик. В ходе исследования был использован прагмастилистический анализ, применение которого предполагает обращение к следующим частным методам лингвистического исследования: метод сплошной выборки, метод количественного анализа, описательный и сопоставительный методы, метод стилистического анализа, дискурсивный анализ. Материалом исследования послужили выступления современных британских политиков с 2004 по 2021 гг.
Результаты и обсуждение. Анализ миграционного дискурса на материале текстов выступлений современных британских политиков позволяет говорить о стилистической насыщенности материала и средствах экспрессивности, используемых в рамках рассматриваемого дискурса. Основной тактикой противников свободной миграции является сопоставление по линии «хороший/плохой» приезжий, которое актуализируется при помощи антитезы. В рассмотренном корпусе лексических стилистических средств следует отметить использование эпитета, который также является способом актуализации тактики противопоставления. Сходная тактика актуализируется и в рамках промиграционной риторики, а именно: при сопоставлении местной элиты и приезжего населения, которое выполняет всю работу, необходимую для функционирования общества. В большинстве случаев применения тактики сопоставления основным стилистическим приемом ее актуализации является антитеза (или комбинация антитезы и эпитета). Также сторонники промиграционной политики используют такие рычаги давления на аудиторию, как метафора (тактика описания политического процесса) и синтаксический параллелизм (тактика описания преимуществ миграции). Наконец, наиболее распространенной тактикой, присущей обоим полюсам миграционного дискурса, является тактика генерализации, общий смысл которой заключается в приравнивании оратора к его аудитории, в «сращении» спикера и слушателя. Указанная тактика, как правило, реализуется при помощи гиперболы.
Заключение. Миграционный дискурс является мощным идеологическим оружием, которое может использоваться как в целях интеграции, так и для разжигания межнациональной ненависти. Стилистические средства играют ключевую роль в реализации персуазивной стратегии, которая активно используется как в миграционном, так и в политическом дискурсе в целом. Основными тактиками миграционного дискурса современных британских политиков являются противопоставление и обобщение, используемые как в про-, так и в антимиграционной риторике.
Введение. Вопросы авторского идиостиля, средств и способов построения индивидуальной авторской художественной картины мира всегда находились в фокусе внимания исследователей. Объектом рассмотрения данной статьи являются рассказы Г. Ф. Лавкрафта, относимые к литературе ужасов. Предметом исследования выступает повтор, играющий в художественном тексте особую роль как средство художественной экспрессии. Актуальность проводимого исследования связана с интересом к рассмотрению функциональных аспектов художественного текста в целом и к творчеству Г. Ф. Лавкрафта в частности, поскольку жанр литературы ужасов является одним из самых востребованных в современном обществе. Цель данного исследования – выявление наиболее продуктивных видов повторов и их прагматических функций в рассказах этого автора.
Методология и источники. Основным выступает метод функционально-стилистического анализа повторов, дополненный квантитативным методом. Материалом исследования послужили следующие произведения Лавкрафта: «Dagon», «Beyond the Wall of Sleep», «The Music of Erich Zann», «The Other Gods», «The Hound», «The Rats in the Walls», «The Call of Cthulhu», «The Descendant», «The Dunwich Horror».
Результаты и обсуждение. Повтор является значимым элементов идиостиля Г. Ф. Лавкрафта. В анализируемых произведениях повторы представлены в различных вариантах: простые дословные повторы (контактные и дистанционные), повторы-подхваты, кольцевые повторы, синонимические, синтаксические (лексикосинтаксический параллелизм). Лексико-семантический анализ повторов показал, что наиболее частотными единицами в рассказах Г. Ф. Лавкрафта являются такие лексемы, как «old» (125), «night» (95), «great» (85), «strange» (62), «gods» (48), «horror» (48). Их повторяемость обусловлена желанием автора создать чувство «космического страха», выделить темы древнего и скрытого зла с «божественными» силами. Функциональный анализ показал, что чаще всего повторы используются для выделения наиболее важных элементов текста (прагматическое фокусирование), передачи эмоциональных состояний героев, создания соответствующей эмоциональной атмосферы (ужаса, страха), а также ритмической организации и стилистического подражания религиозному дискурсу.
Заключение. Повтор как стилистическая фигура является важным приемом прагматического фокусирования, значимым элементом авторского идиостиля Г. Ф. Лавкрафта, выступающим в различных структурных вариациях и выполняющим множество функций.
Введение. Рассматриваются случаи отсутствия подлежащего в безличном английском предложении. Многие лингвисты считают, что в этих случаях мы имеем дело с имплицитным подлежащим, поскольку предложение не утрачивает свою предикативность. Также в безличном английском предложении подлежащее it иногда заменяется формальной частицей there. Однако вопрос, выполняет ли эта частица функцию подлежащего, на сегодняшний остается открытым. В этой связи весьма актуальным представляется рассмотрение всех случаев подлежащего, эксплицитного и имплицитного, включая случаи, когда в предложении присутствует формальная частица there. Целью работы является построение формально-логической модели имплицитного подлежащего в безличном английском предложении. Имплицитное подлежащее довольно часто называют нулевым подлежащим.
Методология и источники. Методология исследования основана на традиционных подходах к изучению феномена нулевого подлежащего, а также на идее двухчастности, разрабатываемой с 1993 г. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». На примере английского языка изучено современное состояние вопроса о правомочности рассмотрения имплицитного подлежащего как нулевого. Для поиска примеров, иллюстрирующих особенности функционирования имплицитного подлежащего в английском предложении, использовался метод сплошной выборки из семи корпусов. Для представления структурных особенностей имплицитного подлежащего применен метод формальнологического моделирования.
Результаты и обсуждение. В статье представлено разнообразие структур подлежащего в английском предложении. Рассмотрен вопрос о функциях формальной частицы there, а также о возможном сопоставлении ее с формальной частицей it. В этих целях проводится формально-логическое моделирование английского подлежащего в предложениях различных типов – повествовательных и вопросительных, при этом моделируются как независимые, так и зависимые предложения. Вопросы к подлежащему не входят в круг обсуждаемых проблем. Высказывается предположение, что имплицитное подлежащее является «следом» эксплицитного подлежащего и не может считаться абсолютно нулевым.
Заключение. Лингвистика выработала множество оригинальных взглядов на причины появления «неполноценных» подлежащих. Наши языковые модели, однако, позволили прийти к еще более оригинальным (и, надеемся, объективным) выводам. В зависимости от своего окружения подлежащее в английском языке может быть имплицитным полностью или частично. Если подлежащее имплицитно полностью, оно представляет собой сильный или слабый имплицитный семифинитив, зафиксированный в слабом уточнителе. Если подлежащее имплицитно частично, оно являет собой слабый имплицитный семифинитив, зафиксированный в сильном уточнителе. Подлежащее в английском языке бывает полностью имплицитным гораздо реже, чем частично имплицитным. Полное имплицирование подлежащего осуществляется посредством дополнительных элементов. Частичное имплицирование подлежащего осуществляется посредством сильного уточнителя there, при этом дополнительные элементы необязательны.
ISSN 2658-7777 (Online)