Виды и функции повторов в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-162-173
Аннотация
Введение. Вопросы авторского идиостиля, средств и способов построения индивидуальной авторской художественной картины мира всегда находились в фокусе внимания исследователей. Объектом рассмотрения данной статьи являются рассказы Г. Ф. Лавкрафта, относимые к литературе ужасов. Предметом исследования выступает повтор, играющий в художественном тексте особую роль как средство художественной экспрессии. Актуальность проводимого исследования связана с интересом к рассмотрению функциональных аспектов художественного текста в целом и к творчеству Г. Ф. Лавкрафта в частности, поскольку жанр литературы ужасов является одним из самых востребованных в современном обществе. Цель данного исследования – выявление наиболее продуктивных видов повторов и их прагматических функций в рассказах этого автора.
Методология и источники. Основным выступает метод функционально-стилистического анализа повторов, дополненный квантитативным методом. Материалом исследования послужили следующие произведения Лавкрафта: «Dagon», «Beyond the Wall of Sleep», «The Music of Erich Zann», «The Other Gods», «The Hound», «The Rats in the Walls», «The Call of Cthulhu», «The Descendant», «The Dunwich Horror».
Результаты и обсуждение. Повтор является значимым элементов идиостиля Г. Ф. Лавкрафта. В анализируемых произведениях повторы представлены в различных вариантах: простые дословные повторы (контактные и дистанционные), повторы-подхваты, кольцевые повторы, синонимические, синтаксические (лексикосинтаксический параллелизм). Лексико-семантический анализ повторов показал, что наиболее частотными единицами в рассказах Г. Ф. Лавкрафта являются такие лексемы, как «old» (125), «night» (95), «great» (85), «strange» (62), «gods» (48), «horror» (48). Их повторяемость обусловлена желанием автора создать чувство «космического страха», выделить темы древнего и скрытого зла с «божественными» силами. Функциональный анализ показал, что чаще всего повторы используются для выделения наиболее важных элементов текста (прагматическое фокусирование), передачи эмоциональных состояний героев, создания соответствующей эмоциональной атмосферы (ужаса, страха), а также ритмической организации и стилистического подражания религиозному дискурсу.
Заключение. Повтор как стилистическая фигура является важным приемом прагматического фокусирования, значимым элементом авторского идиостиля Г. Ф. Лавкрафта, выступающим в различных структурных вариациях и выполняющим множество функций.
Об авторе
Н. С. ТатаринцевРоссия
Татаринцев Никита Сергеевич – аспирант кафедры романо-германской филологии и перевода
ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1958.
2. Гацалова Л. Б., Парсиева Л. К. Повтор как выразительное средство языка художественного произведения // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2016. № 11 (176). С. 101–104.
3. Стилистика английского языка / А. Н. Мороховский, О. П. Воробьева, Н. И. Лихошерст, З. В. Тимошенко. Киев: Вища школа, 1984.
4. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. 4-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002.
5. Казаева Л. И. Виды и функции повторов в текстах поэтического и художественного жанра // Вестн. Югорского гос. ун-та. 2006. № 5. С. 50–53.
6. Таюпова О. И. Повторы и их роль в текстах различных дискурсов // Вестн. Башкирского ун-та. 2019. Т. 24, № 1. С. 220–224. DOI: https://doi.org/10.33184/bulletin-bsu-2019.1.38.
7. Goho J. The Sickness unto Death in H. P. Lovecraft’s “The Hound” // Journeys into Darkness: Critical Essays on Gothic Horror. Lanham: Rowman & Littlefield, 2014. P. 97–110.
8. Zeller B. E. Altar Call of Cthulhu: Religion and Millennialism in H. P. Lovecraft’s Cthulhu Mythos // Religions. 2019. Vol. 11, no. 1. P. 18. DOI: https://doi.org/10.3390/rel11010018.
9. Козьма М. П. Языковые средства реализации страха в рассказах Г. Лавкрафта (на материале английского языка) // Вестн. Череповецкого гос. ун-та. 2020. № 3 (96). С. 73–83. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-3-96-6.
10. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. М.: КД ЛИБРОКОМ, 2009.
11. Lovecraft H. P. Notes on Writing Weird Fiction // The H. P. Lovecraft Archive. 1937. URL: https://www.hplovecraft.com/writings/texts/essays/nwwf.aspx (дата обращения: 20.10.2020).
12. Wordcount for Lovecraft’s Favorite Words // The Arkham Archivist. 2011. 23 Feb. URL: https://arkhamarchivist.com/wordcount-lovecraft-favorite-words/ (дата обращения: 20.10.2020).
13. Al-Ameedi R., Mehdi M. A Stylistic Analysis of Divine-Prophetic Discourse in Biblical and Quranic Texts // Education and Linguistics Research. 2018. Vol. 4, no. 2. DOI: http://doi.org/10.5296/elr.v4i2.13377.
Рецензия
Для цитирования:
Татаринцев Н.С. Виды и функции повторов в произведениях Говарда Филлипса Лавкрафта. Дискурс. 2021;7(5):162-173. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-162-173
For citation:
Tatarincev N.S. Types and Functions of Repetition in the Works of Howard Phillips Lovecraft. Discourse. 2021;7(5):162-173. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-162-173