Корпоративное обучение в России: детерминация изменений
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-112-125
Аннотация
Введение. Активизация глобальной кибернетизации и автоматизации бизнеса обусловила появление новых проблем у российских работодателей преимущественно в виде дефицита квалифицированных кадров, способных обеспечить развитие конкурентоспособности бизнеса на мировых рынках. Это детерминировало необходимость изменения системы подготовки новых кадровых ресурсов, удовлетворяющих меняющимся экономическим реалиям.
Методология и источники. Методологически работа основывается на теоретических позициях конструкционизма и коннективизма, а также на критическом анализе отечественной и зарубежной литературы по вопросам образования. Социология образования как социального института развивается с 1970-х гг. Основой ее сегодняшнего теоретического фундамента являются два принципа: 1) принцип взаимной конвергенции социальных институтов (образование – бизнес, образование – государство, образование – семья и т. д.); 2) многообразие образовательных практик как
фактуальное проявление феномена непрерывного образования. Корпоративное обучение сегодня – одна из таких практик, в корне изменяющих экосистему традиционного образования. Для подтверждения установок авторов используется статистический подход.
Результаты и обсуждение. До 90-х гг. прошлого века, до момента распада Советского Союза и начала политических и экономических реформ, в Российской Федерации система высшего образования была одним из самых стабильных и хорошо отлаженных механизмов подготовки кадров для всех секторов экономики. Показателем эффективности данной системы было то, что выпускников российских вузов приглашали на работу известные корпорации многих стран мира.
За годы реформ Россия утратила прежнюю модель образования, что значительно сказалось на качестве подготовки кадров. Многие российские предприятия и бизнес-структуры вынуждены были пойти по пути самостоятельного обучения с дополнительной переподготовкой специалистов. Сначала обучение организовывалось на местах и носило бессистемный характер, но со временем российские предприниматели стали перенимать зарубежный опыт формирования системы знаний в компании и даже создавать корпоративные университеты.
Заключение. На основе проведенного анализа определены издержки формирования такой системы и развития наличного рынка корпоративного образования, приведены актуальные модели накопления знаний и предложена авторская когнитивная модель профессионального развития кадров.
Об авторах
К. Ю. КазанцевРоссия
Казанцев Кирилл Юрьевич – кандидат экономических наук (2017), доцент кафедры политической экономии; ведущий научный сотрудник
ул. Пирогова, д. 1, Новосибирск, 630090
пр. Академика Лаврентьева, д. 17, Новосибирск, 630090
С. И. Черных
Россия
Черных Сергей Иванович – доктор философских наук (2012), доцент (1992), заведующий кафедрой истории и философии
ул. Добролюбова, д. 160, Новосибирск, 630039
Список литературы
1. Kazantsev K. Formation of the knowledge economy in Russia: the role of university science // IOP Con-ference Series: Materials Science and Engineering: XIII International Scientific Conference Architecture and Construction 2020. 22–24 September 2020 / SIBSTRIN. Novosibirsk, 2020. Vol. 953. DOI: 10.1088/1757-899X/953/1/012056.
2. IFR presents World Robotics Report 2020. URL: https://ifr.org/ifr-press-releases/news/record-2.7-million-robots-work-in-factories-around-the-globe (дата обращения: 02.04.2021).
3. Sorgner A. The Automation of Jobs: A Threat for Employment or a Source of New Entrepreneurial Op-portunities? // Foresight and STI Governance. 2017. Vol. 11, no. 3, pp. 37–48. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.37.48.
4. Бондарева Н. Н. Состояние и перспективы развития роботизации: в мире и России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. Т. 7, № 3. С. 49–57. DOI: https://doi.org/10.18184/2079-4665.2016.7.3.49.57.
5. Ван Парайс Ф., Вандерборхт Я. Базовый доход. Радикальный проект для свободного общества и здоровой экономики / пер. с англ. А. Гусева; под науч. ред. С. Моисеева. М.: Изд. дом ВШЭ, 2020. DOI: 10.17323/9785-7598-1784-0.
6. Любжин А. Н. Сумерки всеобуча. Школа для всех и ни для кого. М.: Русский Фонд Содействия образованию и науке, 2019.
7. Изотова Г. С. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». 2020. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/Work_materials_disscusion/sp.pdf (дата обращения: 30.10.2020).
8. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития? / под ред. А. Я. Кузьминова, Н. Д. Фрумина, П. С. Сорокина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. DOI: 10.17323/978-5-7598-1995-0.
9. Исследование по сравнительному образованию: подходы и методы. 2-е изд. / пер. с англ. М. Л. Ваховского, И. В. Разнатовского; под ред. М. Брэя, Б. Адамсона, М. Мейсона. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. DOI: 10.17323/978-5-7598-1790-1.
10. Васин Е. К. О теоретических основаниях смешанного обучения на основе функционирования деятельного треугольника // Мир науки. Интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 1. URL: http://mirnauki.сom/ 29PDMN116.pdf (дата обращения: 13.05.2021).
11. Мамина Р. И., Почебут С. Н. Цифровой этикет и его специфика: философско-методологический аспект // ДИСКУРС. 2021. Т. 7, № 2. С. 16–27. DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-2-16-27.
12. Черных С. И., Паршиков В. И., Вышегуров С. Х. Корпоративное образование в России: состояние и перспективы развития (социально-философский анализ). Новосибирск: Новосиб. гос. аграр. ун-т, 2016.
13. Hays Global Skills Index 2019/20. URL: https://www.hays.ae/documents/63363/4368091/HAYS+GLOBAL+SKILLS+INDEX+2019-20.pdf (дата обращения: 21.03.2021).
14. Global talent Competitiveness Index. URL: https://gtcistudy.com/wp-content/uploads/2020/01/GTCI-2020-Report.pdf (дата обращения: 21.03.2021).
15. Удовлетворенность выпускников образовательных организаций высшего образования и представителей объединений работодателей качеством полученного образования. URL: https://asu.edu.ru/images/File/2020-Otchet-udovletvorennost-vipusknikov-i-rabotodateley.PDF (дата обращения: 21.03.2021).
16. Степанов А. А. Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки рабочих кадров в Российской Федерации // Ars Administrandi (Искусство управления). 2018. Т. 10, № 4. С. 531–547. DOI: 10.17072/2218-9173-2018-4-531-547.
17. Черных С. И., Аллахам Я. С., Паршиков В. И. Образование как деструктор социального порядка // Science for Education today. 2021. Т. 11, № 2. С. 81–101. DOI:10.15293/2658-6762.2102.04.
18. Дополнительное профессиональное образование в России: масштабы рынка, основные игроки, позиционирование Сколтеха. 2020 // Сколковский институт науки и технологий. URL: https://www.skoltech.ru/app/data/uploads/2013/12/Analiz-rynka-DPO_1803_zashhishhennyj.pdf (дата обращения: 21.03.2021).
19. Корпоративные университеты. 2016 // После работы. URL: http://www.ceo.ru/news/business/school/korporativnye-universitety (дата обращения: 21.03.2021).
20. Исследование индустрии корпоративного обучения & развития в России // Theory and practice. 2019. URL: https://intercomm.media/wp-content/uploads/2020/03/tpresearch-1.pdf (дата обращения: 24.03.2021).
21. Teltech.News. URL: https://teltech.com/news/ (дата обращения: 24.03.2021).
22. Хачатурян М. Как корпоративный университет формирует культуру компании. 2019 // HR-tv.ru. URL: https://hr-tv.ru/articles/kak-korporativnyj-universitet-formiruet-kulturu-kompanii.html (дата обращения: 01.04.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Казанцев К.Ю., Черных С.И. Корпоративное обучение в России: детерминация изменений. Дискурс. 2021;7(5):112-125. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-112-125
For citation:
Kazantsev K.Yu., Chernykh S.I. Corporate Education in Russia. Prerequisites for Development, Current Tasks, Construction Models. Discourse. 2021;7(5):112-125. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-5-112-125