ФИЛОСОФИЯ
Введение. В статье обращено внимание к анализу различных исторических примеров символических пространств – пространств бытования образа, – чтобы рассмотреть, как устроены в них системы репрезентации и как они задают тон сложному процессу создания образа человека. Автор не полагает образ сознательным конструктом, полностью зависящим от этой внешней системы, но считает важным рассмотреть ее для более глубокого понимания всех сложных и взаимосвязанных процессов. Приводятся теоретические основания для легитимного сравнения практик репрезентации в Интернете и социальных сетях с практиками прошлого, которые разворачивались в специфических, семиотически нагруженных топосах: египетских гробницах, античном городе, средневековом храме и новоевропейском тексте.
Методология и источники. Теоретическая основа исследования находится на соприкосновении ряда подходов к анализу образа и образных систем: репрезентационистской, феноменологической, философско-антропологической, постструктуралистской. В качестве источников информации по отдельным пространствам репрезентации прошлого автор использует признанные исторические, культурологические и искусствоведческие исследования по соответствующим эпохам (B. Manley, М. Бирд, Д. Ю. Дорофеев, Р. В. Светлов, С. Зотов, М. Майзульс, М. Фуко и др.). Автор опирается на подробные описания публичных пространств, выделяет и сравнивает их характерные черты.
Результаты и обсуждение. Рассмотрев основные черты ряда символических пространств прошлого, автор показывает, как они неизбежно влияют на процесс построения образа, создавая саму систему репрезентации. В этом смысле и «город» и «текст» представлены в статье именно как концепты, смысловые поля и структуры, а не физические объекты. Автор приходит к выводу, что часто декларируемая новизна современных процессов символического обмена в Интернете может быть поставлена под сомнение. Полифоничность, высокое значение визуального компонента, адресация сообщений один ко многим и многие ко многим, активное использование «готовых» маркеров и символических «заготовок», иконичность используемых знаков – эти черты современной коммуникации в интернет-пространстве кажутся новыми лишь по сравнению с коммуникацией в рамках новоевропейского текста, тогда как и к античному городу, и к средневековому храму эти черты вполне применимы.
Заключение. Автор показывает сильное сходство современного Интернета именно с античным городом и средневековым храмом, в то время, как текст Нового времени сильно отличается от них, что и создает «новизну» актуальной ситуации. Это не снижает интереса к современным практикам репрезентации, поскольку их специфичность совсем не обязательно должна выстраиваться через позицию новшества, ценную в культуре Нового времени.
Введение. Архитектура, являясь пространственным искусством, связана с прошлым, настоящим и, благодаря своей монументальности, закреплена в обозримом будущем. Исследование категорий пространства и времени в истории философии и науки показывает нам, насколько значимым может стать параллельное изучение этих категорий. Это дает возможность получить наиболее качественные результаты. В современных исследованиях по философии архитектуры мы чаще всего сталкиваемся с пристальным вниманием к категории пространства, что вполне закономерно, однако проблема темпоральности имеет неменьшее значение для понимания архитектурного наследия.
Методология и источники. Методологической базой работы являются исторический, культурологический, семиотический анализ. Основной подход в работе – междисциплинарный. В качестве источников были использованы философские тексты, связанные с проблемой времени (П. П. Гайденко, В. И. Уколова, А. Я. Гуревич, А. Н. Лой, К. Н. Павлюц, В. Н. Финогентов), теоретические работы по архитектуре (А. В. Некрасов, К. Норнберг-Шульц, Н. А. Ладовский, З. Гидион, А. Раппопорт), а также материалы, в которых архитекторы раскрывают сущность и специфику своей профессиональной деятельности (Р. Бофилль, Д. Либескинд).
Результаты и обсуждение. В философии темпоральность понимается как собирательное понятие, включающее в себя несколько компонентов. Результатами исследования становятся следующие выводы: для восприятия архитектурного пространства важны темпоральные характеристики как объекта, так и субъекта; к понятию исторической памяти, заключенной в наследии зодчества, необходимо подходить максимально аккуратно; в храмовом зодчестве вследствие стабильности пространственных решений сохраняются темпоральные характеристики объекта; в переходные моменты времени часто происходит смена стиля и его темпоральных характеристик.
Заключение. Наряду с категорией пространства категория времени в архитектуре имеет существенное значение и не должна занимать второстепенное место при анализе, разработке, реновации или сохранении любых построек. История архитектуры показывает нам всю глубину и многослойность проблемы темпоральности на разных уровнях. Изучать это вопрос оказывается перспективным именно в междисциплинарном подходе, так как подход только с точки зрения объективно-реальных форм существования материи оказывается уже недостаточным. Существует необходимость рассматривать темпоральность как с философской точки зрения, так и в социально-культурной интерпретации.
Введение. В статье рассматриваются современные психологические телесериалы как один из способов удовлетворения жажды потребления и стремления к поиску смысла. В качестве объекта анализа выступают общество потребления и жажда потребления как его неотъемлемое свойство и привычка современного человека, возникающая вследствие изобилия товаров и услуг, а также присутствующей в жизни индивида экзистенциальной фрустрации. Акцент делается на том, что объектом потребления становятся «объекты», принадлежащие и к материальной, и к духовной культуре, с той особенностью, что в самом потребительском выборе отсутствует рефлексия как его основание. Предметом исследования выступает феномен современного психологического телесериала.
Методология и источники. Для исследования феномена психологического телесериала в контексте современной массовой культуры используются методы феноменологического анализа, исторических параллелей, ценностный, диалектический; применяются междисциплинарный и компаративистский подходы. В основе исследования лежит анализ трудов видных философов, исследователей: К. Маркса, Э. Фромма, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, В. Франкла и др.
Результаты и обсуждение. В результате рассмотрения современного психологического телесериала как феномена культурного потребления выделяется множество причин, по которым люди могут смотреть сериалы – отдых от рутины, желание расслабиться, определенный способ проведения досуга и т. д. Однако основная задача состояла в рассмотрении сериала как популярного явления в обществе потребления, а также ситуации, когда просмотр сериалов является целью самой по себе, своеобразным вариантом эскапизма, ухода от действительности и заполнения своего времени. Была поставлена задача выявить естественные и социальные причины популярности современных психологических сериалов, которые становятся звеном в цепочке духовного потребления.
Заключение. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что современные высококачественные телесериалы выполняют триединую задачу. С одной стороны, они увлекают сюжетом и позволяют отдыхать и снимать стресс, избегая сильной концентрации, с другой – заключают в себе претензию на интеллектуальность, с третьей – отвлекают от повседневности, при этом избавляя от необходимости ежедневного выбора способа проведения досуга. Несмотря на высокое качество (которое отражается как на материальной стороне производства, так и в транслируемых идеях, уровне юмора и т. д.), современные психологические телесериалы являются продуктом общества потребления, и потому заключенная в них предпосылка к рефлексии далеко не всегда реализуется, и сам сериал становится для человека лишь очередным способом потратить собственное время и заполнить внутреннюю пустоту.
СОЦИОЛОГИЯ
Введение. Масштабные реформы в системе отечественного школьного образования последних лет привели к повышению значимости роли родителей как субъектов образовательной политики. Современная школа, реагируя на произошедшие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения, стала активно обращаться с исследовательскими запросами к родителям с целью уточнения их мнений о различных сторонах работы школы и учебы детей. Цель статьи, таким образом, состоит в иллюстрировании примеров исследовательских запросов школ Санкт-Петербурга с характеристикой при этом факторов выбора родителями учебного заведения, их информированности о различных сторонах жизни ребенка, оценки величины учебной нагрузки и отношения ученика к школе. Научная новизна работы обусловлена содержанием использованного инструментария, особенностями построения выборочной совокупности, примененной при сборе данных, а также длительностью проведения исследования.
Методология и источники. Эмпирической базой исследования выступают результаты многолетних опросов родителей школьников 4, 9, 11-х классов из 73 школ Санкт-Петербурга. Опросы проводились в период с 2013 по2019 г. по единым для образовательных учреждений методике и инструментарию. Общий массив данных включает 4278 респондентов. Отбор школ для опросов осуществлялся случайным образом в каждый год исследования. Из выборки были исключены коррекционные школы различных профилей.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали, что близость школы к дому и наличие в ней, по мнению родителей, сильного педагогического коллектива являются наиболее значимыми факторами, которые имеют решающее значение при выборе образовательного учреждения. Почти половина опрошенных не высказывает переживаний относительно величины школьной нагрузки, считая ее оптимальной. Лишь 10,8 % родителей признают современную школьную нагрузку чрезмерно великой. Более 20,0 % респондентов не имеют достаточной информации об отношениях ребенка с учителями, столько же слабо осведомлены о его друзьях и знакомых.
Заключение. При всем многообразии проблем, которые сегодня возникают во взаимоотношениях между школой и родителями, в исследовании тем не менее зафиксирован положительный тон родительских ответов, которые по большей части довольны сделанным выбором школы, педагогами, существующим психологическим климатом и пр. Родители, принявшие участие в опросах, транслируя точку зрения учащихся, сообщают, что дети ходят в школу чаще с интересом и радостью, там у них много друзей, и в семье они рассказывают о своем образовательном учреждении больше хорошего, нежели плохого.
Введение. В статье рассматриваются идеи Э. Фромма о психическом здоровье человека, его социальных потребностях и обществе, способствующем и одновременно препятствующем максимальному раскрытию потенциала человека в соответствии с его природой. В противовес социологическому релятивизму Фромм обосновывает позицию нормативного гуманизма, согласно которой, исследуя пути человека к счастью, следует анализировать прежде всего психическое здоровье общества, а не человека, рассматривать, насколько тот или иной социальный строй способствует продуктивному решению стоящих перед человеком задач. Целью статьи является оценка степени актуальности идей Фромма о здоровом обществе в2020 г. в соответствии с реалиями современности. Научная новизна определяется малым количеством аналогичных исследований в современной российской социологии.
Методология и источники. В статье используется предложенный Фроммом подход нормативного гуманизма, описанный им в работах «Здоровое общество», «Искусство любить» и др. Также применяются психоанализ, социально-психологические традиции бихевиоризма и когнитивизма.
Результаты и обсуждение. Человек, по Фромму, обладает двойственной природой: он уже не животное, и даже для полноценного психического здоровья, а тем более для ощущений самореализации и счастья, ему недостаточно лишь удовлетворять биологические потребности, следуя инстинктам. Потеряв гармонию с природой и при этом оставаясь ее частью, получив разум и осознание собственной жизни, он обретает вместе с тем и необходимость разрешать противоречия своего существования. В них выражаются основные социальные потребности, которые могут быть решены более или менее продуктивным способом: приобщенность в противовес нарциссизму, преодоление и созидательность в противовес разрушительности, укорененность и братство в противовес кровосмешению, чувство тождественности и индивидуальность в противовес стадному конформизму, потребность в системе ориентации: разум в противовес иррациональности.
В современном Фромму западном обществе рыночный капитализм все больше проникает в повседневные отношения между людьми, формируя ориентации на непродуктивное решение проблемы человеческого существования. В современном обществе эта тенденция не ослабевает, таким образом, выводы и рекомендации Фромма становятся не менее актуальными, чем несколько десятилетий тому назад.
Заключение. Современное общество ввиду широкого распространения Интернета и социальных сетей, развития массовых социальных движений с радикальными взглядами на повседневность, укрепляющих агрессивную манеру общения, сохранения ранее существовавших противоречий между представителями национальных и других групп способствует поддержанию «рыночного» подхода к человеческим отношениям. В таких условиях раскрытие потенциала человека в соответствии с его природой затруднено, тем не менее каждый имеет возможность, критически относясь к социальным стереотипам и осваивая искусство мыслить действительно рационально, стремиться к счастью.
Введение. Предметом обсуждения в статье являются коммуникативные ситуации взаимного непонимания вплоть до взаимного отвержения друг друга сторонами. Исследовательское допущение состоит в том, что непонимание в человеческом общении необязательно сопровождается его преодолением. «Коммуникация непонимающих» формирует коммуникативное пространство, раскрывающее многообразие практик персональной самореализации, межгруппового и межкультурного взаимодействия при сохраняющемся восприятии другой стороны как непонятной.
Методология и источники. Анализ ведется в методологических рамках социальноконструкционистского подхода к изучению социальной реальности, предлагающего концептуализацию практических и наблюдаемых действий индивидов или, иначе говоря, того, «что люди делают, когда они действуют». Согласно прагматикоориентированной методологии, мы не можем делать исчерпывающее заключение о внутренних причинах, побуждающих людей действовать так или иначе, но мы можем рассмотреть языковые и неязыковые действия, которые воспринимаются и интерпретируются ими как имеющие определенный смысл и, соответственно, запускают определенную ответную реакцию. Значения, которые коммуникаторы придают сообщению, не заданы заранее, но создаются, производятся, конструируются в ходе коммуникативного взаимодействия посредством дискурсивных процедур и практик, зависимых от контекста и в то же время приводящих в действие специфические социально узнаваемые типы контекстов.
Результаты и обсуждение. Предложен вариант классификации разнообразных видов приобретаемого людьми когнитивного и коммуникативного опыта в ситуациях непонимания. Эмпирическими данными служат имеющиеся в нашем распоряжении записи интервью, разговоров, комментариев. Основанием различения выделенных коммуникативных сценариев непонимания служит ценностная установка в диапазоне «расширение собственного опыта» ↔ «блокировка и закрытость от чужого опыта». Структура описания выделенных ситуаций включает: коммуникативный статус участника; вербальные формулы, определяющие выбор вектора общения участниками коммуникации; характеристику когнитивного и коммуникативного опыта, порождаемого ситуацией непонимания; примеры-иллюстрации, содержащие реплики, комментарии, описание жизненных ситуаций столкновения с непониманием, соответствующие конкретному коммуникативному сценарию.
Заключение. Ситуации, в которых взаимодействующие стороны заявляют или демонстрируют непонимание, разворачиваются по сценариям, обеспечивающим их участников ресурсами совладания с угрозой риска для их персональной или групповой (культурной) идентичности. Диапазон когнитивных и коммуникативных приемов такого совладания распространяется от признания ценности культурного (социального) разнообразия для социального и персонального развития до дискриминирования чужого, включая насилие и исключение непонятного из сферы взаимодействия. Обсуждение задачи «понять непонимание» позволяет вписать непонимание в социальную ткань практики человеческого поведения как жизненный ресурс любого социального сообщества.
Введение. В настоящее время стремительно развиваются и набирают популярность различные онлайн-сервисы медицинской направленности. В рамках реализации государственной программы «Медицинская система 4П» развивается телемедицина. Несмотря на то, что современная социология на данный момент не часто изучает онлайн-взаимодействие врачей и пациентов, интернет-площадки являются ценным ресурсом для исследователей, позволяющим изучить и проанализировать информацию, которую трудно получить другими способами.
Методология и источники. Статья содержит результаты исследования дискурсивных практик взаимодействия врачей и пациентов на медицинских онлайн-форумах на примере платформы «Health.mail.ru». В качестве теоретико-методологической рамки была использована трехмерная модель анализа дискурса Н. Феркло, позволяющая на основе изучения текстовых сообщений делать предположения о социальных практиках. Исследование реализовано в нереактивной стратегии. Эмпирическую базу составили 28 800 сообщений (по 14 400 сообщений врачей и пациентов), размещенных на форуме «Health.mail.ru». Данные были обработаны и проанализированы в программе «R».
Результаты и обсуждение. По результатам исследования были сформулированы выводы о социальных и дискурсивных практиках участников онлайн-ресурса. Так, пациенты обращаются с запросом на форум с целью заменить онлайнкоммуникацией очное посещение врача, а для врачей одной из задач выступает продвижение своих услуг. Взаимодействие происходит в формате «запрос – экспертная оценка». Если пациенты стремятся сохранить свою анонимность, то медики, напротив, подчеркивают свою идентичность, что не только выступает способом поддержания имиджа, но и обеспечивает легитимность экспертизы. Дискурсы врачей и пациентов содержат специальную медицинскую терминологию, которая не расшифровывается, что требует от пациента выступать в роли компетентного субъекта взаимодействия.
Заключение. Онлайн-консультирование представляет собой новый тип взаимоотношений между врачом и пациентом, подразумевающий более демократичную и более симметричную, но в то же время более безличную коммуникацию без глубокого анализа индивидуальной ситуации пациента и формирования устойчивых межличностных связей.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Введение: Статья посвящена анализу одного из важнейших критериев фонетической типологии – соотношению гласных и согласных фонем в различных языках мира. Вокалические и консонантные системы могут насчитывать разное количество единиц и, по всей видимости, функции гласных и согласных в языке различаются. Актуальность и научная новизна состоит в проведении качественного и количественного анализа и сравнения грамматических и фонологических систем типологически, генетически и исторически различных языков.
Методология и источники. Для определения типа языка вводится понятие «вокалический коэффициент» (vocalic ratio), обозначающий отношение количества гласных к количеству согласных, выражаемое формулой: vk = V / C. С учетом данного коэффициента предложено разделение языков на вокалические – vk > 1.3, консонантные – vk < 0.7 и смешанные – 0.7 > vk > 1.3. В статье используются концепции Ф. де Соссюра (структура индоевропейского корня) и А. В. Исаченко (фонетическая типологическая классификация).
Результаты и обсуждение. Автор предпринял сравнительный анализ фонологических систем и фонетический анализ отрывков текста на нескольких языках разной степени родства и относящихся к разным историческим периодам: готского, древнеанглийского, древнеисландского, английского, датского, французского, финского. Отмечается факт определенного соответствия между строем языка и соотношением гласных и согласных фонем в нем, т. е. связь фонетической и морфолого-синтаксической классификаций.
Заключение. Как показало проведенное исследование, проявление аналитических тенденций на фонетическом уровне связано с распределением гласных и согласных фонем в языке и речи, а также с исторически обусловленным различием роли согласных и гласных фонем в языке. По всей видимости, тенденция развития языка от флективно-синтетического к аналитическому или агглютинативному (агглютинативно-аналитическому) должна затрагивать различные уровни языка, и, в частности, фонетический. Согласные звуки более устойчивы и реже подвергаются изменениям, они несут в основном смыслоразличительную функцию, поэтому родственные слова так похожи. По-видимому, развитие системы гласных фиксирует развитие аналитических функций, которые не могут не отражаться на организации системы языка. Возможно, увеличение количества гласных, появление дифтонгов и трифтонгов связано со становлением аналитизма в языке.
Введение. Целью настоящей статьи является описание этапов отбора стимульного материала для психосемантического исследования визуального восприятия звукоизобразительных слов родного (русского) и иностранного (английского) языка методом «лексическое решение» и уточнения критериев его отбора. Впервые звукоизобразительные стимулы отобраны с учетом стадии деиконизации слова, т. е. исторического распада иконической изобразительной связи между формой и значением.
Методология и источники. Методологическую базу исследования составили как труды основоположника отечественной фоносемантики С. В. Воронина и его последователей, в частности, одного из соавторов данной статьи, М. А. Флаксман, так и работы в области фонотактики английского языка. Авторы также опирались на сформулированные ими ранее критерии отбора стимульного материала для психосемантической методики «лексическое решение». В качестве источников использовались этимологический словарь М. Фасмера, Большой Оксфордский словарь и частотный словарь О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова. С целью проведения классификации звукоизобразительной лексики русского и английского языка по стадиям деиконизации применялся метод диахронической оценки звукоизобразительного лексикона.
Результаты и обсуждение. Отобранный стимульный материал (128 лексем) содержит равное количество слов и квази-слов (64). Квази-слова сконструированы в соответствии с правилами фонотактики и с сохранением фонемной структуры соответствующих им слов. Слова, в свою очередь, представлены равным количеством звукоизобразительных и незвукоизобразительных слов (32), отвечающих условию гомоморфизма, т. е. выровненные по количеству слогов, по принадлежности к части речи и по частотности. В число звукоизобразительных стимулов вошли оба вида звукоизобразительных слов, звукоподражания и звукосимволизмы, всех четырех стадий деиконизации. Введение классификации звукоизобразительной лексики по стадиям деиконизации в сочетании с обозначенными критериями позволит уменьшить количество вмешивающихся переменных при проведении эксперимента.
Заключение. Тщательная подготовка стимулов для последующего нейролингвистического эксперимента позволит выявить паттерны реорганизации системной деятельности мозга в процессе визуального восприятия звукоизобразительности в зависимости от ее типа и стадии деиконизации.
Введение. Настоящее исследование посвящено рассмотрению особенностей языковой политики в отношении французского языка во Франции, Бельгии, Канаде и Швейцарии. Научная новизна определяется тем, что данный вопрос изучается с учетом неизвестных ранее обстоятельств, позволяющих считать французский язык плюрицентрическим. Актуальность представляется авторам в необходимости изучения социально-политического контекста функционирования языков, анализе тенденций к распространению плюрицентрических языков, а также в выявлении механизмов использования одного языка для позитивного объединения разных стран, или же для негативного манипулирования ими.
Методология и источники. Методологическим основанием выступает комплексный подход, заключающийся в соотношении множества лингвистических и социальных переменных. Исследование проводилось на материале официальных сайтов франкофонных организаций, описывающих официальные институции и учреждения, отвечающие за проведение языковой политики, а также на материале статей из различных изданий (Le soir, The Guardian, Ethnologies), посвященных обсуждению проблем регулирования нормы французского языка.
Результаты и обсуждение. Основным результатом исследования является обзор плюрицентрического положения французского языка в мире, в частности, в странах, в которых французский является официальным языком и которые считаются центрами развития его особых вариантов. В статье раскрываются основные характеристики плюрицентрического языка, а также факторы, превращающие моноцентрический язык в плюрицентрический (на примере французского языка) и описываются различные действия Международной организации Франкофонии, деятельность которой направлена на укрепление отношений между франкофонными странами и продвижение французского языка по всему миру. Рассматривается зависимость периферийных языковых центров от Франции. Отдельное внимание отводится политике, проводимой Французской академией и направленной на унификацию французского языка во всех странах, где он занимает положение официального. Высказывается предположение о причинах разной степени отклонения вариантов французского языка в Канаде, Бельгии и Швейцарии от стандартного французского языка.
Заключение. Язык обслуживает потребности социума, поэтому его нельзя назвать самостоятельно существующим и развивающимся феноменом. Органы, проводящие языковую политику, имеют возможность напрямую воздействовать на его развитие, но в ситуациях с плюрицентрическими языками единого центра языкового регулирования становится недостаточно. Возникают локальные институции, политика которых может идти вразрез с языковой политикой центра. При этом гендерные реформы могут стать новой волной языковых изменений, способных привести к еще большему отклонению одного языкового варианта от другого.Введение. Цель статьи – установление влияния категориальной принадлежности слова и его семантики на синтаксическое поведение языковой единицы. Актуальность исследования определяется отсутствием в англистике системного описания особенностей функционирования слов, обладающих общностью семантики, но принадлежащих к разным частям речи.
Методология и источники. Рассматриваются однокоренные имена существительные и прилагательные, соотнесенные по семантике. Исследуемые существительные, входящие в эту группу, являются абстрактными существительными и предикатными словами; их адъективные корреляты, наряду со всеми прилагательными, также представляют собой предикатные знаки. Опираясь на классификацию семантических типов предикатов, предложенную А. Г. Елисеевой, О. Н. Селиверстовой, мы относим исследуемые предикаты к предикатам состояния. Данные языковые единицы анализируются в рамках падежной грамматики: проводится классификация исследуемых предикатов по количеству открываемых ими мест для аргументов, затем данные предикаты сопоставляются в плане актуализации при них семантических ролей. При определении семантических падежей предикатов мы, в основном, опираемся на набор семантических падежей, предложенных В. В. Богдановым.
Результаты и обсуждение. Близость семантики однокоренных существительных и прилагательных обусловливает реализацию при них идентичного аргументного состава. Однако, несмотря на наличие одних и тех же аргументов при анализируемых предикатах, у них наблюдаются расхождения в актуализации требуемых по семантике аргументов: анализируемые существительные чаще, чем коррелирующие с ними прилагательные, имеют абсолютивную поверхностно-синтаксическую реализацию в тех случаях, когда выражают данную, известную информацию или имплицируют обобщенного носителя признака. Исследуемые существительные и прилагательные отличаются и разнооформленностью своих аргументов.
Заключение. Выявленные особенности функционирования однокоренных существительных и прилагательных, обусловленные спецификой их частеречной принадлежности, свидетельствуют о значительном влиянии формы языковой единицы на ее синтаксическое поведение и показывают, что построение синтаксических структур определяется не только семантикой.
ISSN 2658-7777 (Online)