Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Родители о школе: от факторов выбора учебного заведения к реальной информированности о школьной жизни ребенка

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-40-50

Полный текст:

Аннотация

Введение. Масштабные реформы в системе отечественного школьного образования последних лет привели к повышению значимости роли родителей как субъектов образовательной политики. Современная школа, реагируя на произошедшие изменения во взаимодействии семьи и образовательного учреждения, стала активно обращаться с исследовательскими запросами к родителям с целью уточнения их мнений о различных сторонах работы школы и учебы детей. Цель статьи, таким образом, состоит в иллюстрировании примеров исследовательских запросов школ Санкт-Петербурга с характеристикой при этом факторов выбора родителями учебного заведения, их информированности о различных сторонах жизни ребенка, оценки величины учебной нагрузки и отношения ученика к школе. Научная новизна работы обусловлена содержанием использованного инструментария, особенностями построения выборочной совокупности, примененной при сборе данных, а также длительностью проведения исследования.

Методология и источники. Эмпирической базой исследования выступают результаты многолетних опросов родителей школьников 4, 9, 11-х классов из 73 школ Санкт-Петербурга. Опросы проводились в период с 2013 по2019 г. по единым для образовательных учреждений методике и инструментарию. Общий массив данных включает 4278 респондентов. Отбор школ для опросов осуществлялся случайным образом в каждый год исследования. Из выборки были исключены коррекционные школы различных профилей.

Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали, что близость школы к дому и наличие в ней, по мнению родителей, сильного педагогического коллектива являются наиболее значимыми факторами, которые имеют решающее значение при выборе образовательного учреждения. Почти половина опрошенных не высказывает переживаний относительно величины школьной нагрузки, считая ее оптимальной. Лишь 10,8 % родителей признают современную школьную нагрузку чрезмерно великой. Более 20,0 % респондентов не имеют достаточной информации об отношениях ребенка с учителями, столько же слабо осведомлены о его друзьях и знакомых.

Заключение. При всем многообразии проблем, которые сегодня возникают во взаимоотношениях между школой и родителями, в исследовании тем не менее зафиксирован положительный тон родительских ответов, которые по большей части довольны сделанным выбором школы, педагогами, существующим психологическим климатом и пр. Родители, принявшие участие в опросах, транслируя точку зрения учащихся, сообщают, что дети ходят в школу чаще с интересом и радостью, там у них много друзей, и в семье они рассказывают о своем образовательном учреждении больше хорошего, нежели плохого.

Об авторе

К. Ю. Белоусов
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Россия

Белоусов Константин Юрьевич – кандидат социологических наук (2003), доцент кафедры социально-педагогических измерений

ул. Ломоносова, д. 11–13, Санкт-Петербург, 191002



Список литературы

1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/60fe09c87bb91e8dc7f6b7bd271f0a70597bdd28/ (дата обращения: 03.04.2020).

2. Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования // Петербургское образование. 2020. URL: https://petersburgedu.ru/content/view/category/413/ (дата обращения: 04.04.2020).

3. Родители и школа – партнеры / А. В. Бояринцева, А. В. Иванов, Н. Б. Крылова и др. // Новые ценности образования. 2004. № 1 (16). С. 12–21.

4. Власова Т. А., Макарова М. Н. Как родители включены во внутришкольные формы взаимодействия? // Журн. социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX, № 2. С. 74–87.

5. Заславская О. В., Сальникова О. Е., Кожурова О. Ю. Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания: векторы взаимодействия // Изв. ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 786–790.

6. Эрлих О. В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 34–37.

7. Максимцова Т. А., Лебедева Л. Ю. Дополнительное образование детей в Санкт-Петербурге в оценках родителей // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 149–152.

8. Яшина М. Н. Показатели доступности качественного образования в школах Санкт-Петербурга // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 4. С. 58–61. DOI: 10.20339/AM.04-19.058.

9. Конюхова К. Учебная нагрузка школьников // Газ. Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchebnaya-nagruzka-shkolnikov/ (дата обращения: 07.04.2020).


Для цитирования:


Белоусов К.Ю. Родители о школе: от факторов выбора учебного заведения к реальной информированности о школьной жизни ребенка. Дискурс. 2020;6(5):40-50. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-40-50

For citation:


Belousov K.Yu. Parents about School: from Factors Choice of Educational Institutions to the Real Information Children's School Life. Discourse. 2020;6(5):40-50. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-40-50

Просмотров: 47


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)