Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Коммуникативные сценарии непонимания

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-62-72

Полный текст:

Аннотация

Введение. Предметом обсуждения в статье являются коммуникативные ситуации взаимного непонимания вплоть до взаимного отвержения друг друга сторонами. Исследовательское допущение состоит в том, что непонимание в человеческом общении необязательно сопровождается его преодолением. «Коммуникация непонимающих» формирует коммуникативное пространство, раскрывающее многообразие практик персональной самореализации, межгруппового и межкультурного взаимодействия при сохраняющемся восприятии другой стороны как непонятной.

Методология и источники. Анализ ведется в методологических рамках социальноконструкционистского подхода к изучению социальной реальности, предлагающего концептуализацию практических и наблюдаемых действий индивидов или, иначе говоря, того, «что люди делают, когда они действуют». Согласно прагматикоориентированной методологии, мы не можем делать исчерпывающее заключение о внутренних причинах, побуждающих людей действовать так или иначе, но мы можем рассмотреть языковые и неязыковые действия, которые воспринимаются и интерпретируются ими как имеющие определенный смысл и, соответственно, запускают определенную ответную реакцию. Значения, которые коммуникаторы придают сообщению, не заданы заранее, но создаются, производятся, конструируются в ходе коммуникативного взаимодействия посредством дискурсивных процедур и практик, зависимых от контекста и в то же время приводящих в действие специфические социально узнаваемые типы контекстов.

Результаты и обсуждение. Предложен вариант классификации разнообразных видов приобретаемого людьми когнитивного и коммуникативного опыта в ситуациях непонимания. Эмпирическими данными служат имеющиеся в нашем распоряжении записи интервью, разговоров, комментариев. Основанием различения выделенных коммуникативных сценариев непонимания служит ценностная установка в диапазоне «расширение собственного опыта» ↔ «блокировка и закрытость от чужого опыта». Структура описания выделенных ситуаций включает: коммуникативный статус участника; вербальные формулы, определяющие выбор вектора общения участниками коммуникации; характеристику когнитивного и коммуникативного опыта, порождаемого ситуацией непонимания; примеры-иллюстрации, содержащие реплики, комментарии, описание жизненных ситуаций столкновения с непониманием, соответствующие конкретному коммуникативному сценарию.

Заключение. Ситуации, в которых взаимодействующие стороны заявляют или демонстрируют непонимание, разворачиваются по сценариям, обеспечивающим их участников ресурсами совладания с угрозой риска для их персональной или групповой (культурной) идентичности. Диапазон когнитивных и коммуникативных приемов такого совладания распространяется от признания ценности культурного (социального) разнообразия для социального и персонального развития до дискриминирования чужого, включая насилие и исключение непонятного из сферы взаимодействия. Обсуждение задачи «понять непонимание» позволяет вписать непонимание в социальную ткань практики человеческого поведения как жизненный ресурс любого социального сообщества.

Об авторе

Н. В. Казаринова
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Казаринова Надежда Васильевна – кандидат философских наук (1986), доцент (1992), доцент кафедры социологии и политологии 

ул. Проф. Попова, д. 5, Санкт-Петербург,  197376

 



Список литературы

1. Водак Р. Язык. Дискурс. Политика / пер. с англ. и нем. В. И. Карасика, Н. Н. Трошиной. Волгоград: Перемена, 1997.

2. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997–2002 годов. М.: Новое литературное обозрение, «ВЦИОМ-А», 2004.

3. Фролова Е. «Банальный вопрос»: как непонимание современного искусства влияет на зрителя? // 365. 2016. URL: https://365mag.ru/culture/banal-ny-j-vopros-kak-neponimaniesovremennogo-iskusstva-vliyaet-na-zritelya (дата обращения: 28.07.2020).

4. Примеры межкультурного непонимания (особенно для тех, кто живет за границей). URL: http://www.woman.ru/psycho/medley6/thread/3884167/13/ (дата обращения: 28.07.2020).

5. Бабченко А. Право на незнание // Эхо Москвы. 2016. URL: http://echo.msk.ru/blog/ababchenko/1732948-echo/ (дата обращения: 28.07.2020).

6. Эдисон Т. Афоризмы про неудачи и промахи. URL: https://aforisimo.ru/pro-neudachi (дата обращения: 28.07.2020).

7. Куприн А. Ценность непонимания // Medium. 2018. URL: https://medium.com/@kouprin/ценность-непонимания-48fc6e5eaf88 (дата обращения: 28.07.2020).

8. Фарберова К. Москвичи и приезжие о нелюбви друг к другу // The Village. 2014. URL: https://www.the-village.ru/village/people/people/165335-moskvichi-i-priezzhie-o-nelyubvi-drug-k- drugu (дата обращения: 28.07.2020).


Для цитирования:


Казаринова Н.В. Коммуникативные сценарии непонимания. Дискурс. 2020;6(5):62-72. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-62-72

For citation:


Kazarinova N.V. Communication Scenarios of Misunderstanding. Discourse. 2020;6(5):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-62-72

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)