Психологические телесериалы как феномен общества потребления XXI века
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-29-39
Аннотация
Введение. В статье рассматриваются современные психологические телесериалы как один из способов удовлетворения жажды потребления и стремления к поиску смысла. В качестве объекта анализа выступают общество потребления и жажда потребления как его неотъемлемое свойство и привычка современного человека, возникающая вследствие изобилия товаров и услуг, а также присутствующей в жизни индивида экзистенциальной фрустрации. Акцент делается на том, что объектом потребления становятся «объекты», принадлежащие и к материальной, и к духовной культуре, с той особенностью, что в самом потребительском выборе отсутствует рефлексия как его основание. Предметом исследования выступает феномен современного психологического телесериала.
Методология и источники. Для исследования феномена психологического телесериала в контексте современной массовой культуры используются методы феноменологического анализа, исторических параллелей, ценностный, диалектический; применяются междисциплинарный и компаративистский подходы. В основе исследования лежит анализ трудов видных философов, исследователей: К. Маркса, Э. Фромма, Э. Тоффлера, Ж. Бодрийяра, В. Франкла и др.
Результаты и обсуждение. В результате рассмотрения современного психологического телесериала как феномена культурного потребления выделяется множество причин, по которым люди могут смотреть сериалы – отдых от рутины, желание расслабиться, определенный способ проведения досуга и т. д. Однако основная задача состояла в рассмотрении сериала как популярного явления в обществе потребления, а также ситуации, когда просмотр сериалов является целью самой по себе, своеобразным вариантом эскапизма, ухода от действительности и заполнения своего времени. Была поставлена задача выявить естественные и социальные причины популярности современных психологических сериалов, которые становятся звеном в цепочке духовного потребления.
Заключение. В результате проведенного анализа был сделан вывод о том, что современные высококачественные телесериалы выполняют триединую задачу. С одной стороны, они увлекают сюжетом и позволяют отдыхать и снимать стресс, избегая сильной концентрации, с другой – заключают в себе претензию на интеллектуальность, с третьей – отвлекают от повседневности, при этом избавляя от необходимости ежедневного выбора способа проведения досуга. Несмотря на высокое качество (которое отражается как на материальной стороне производства, так и в транслируемых идеях, уровне юмора и т. д.), современные психологические телесериалы являются продуктом общества потребления, и потому заключенная в них предпосылка к рефлексии далеко не всегда реализуется, и сам сериал становится для человека лишь очередным способом потратить собственное время и заполнить внутреннюю пустоту.
Об авторе
Д. В. ПрокофьеваРоссия
Прокофьева Диана Владимировна – кандидат философских наук (2012), доцент кафедры философии
ул. Профессора Попова, д. 5, СанктПетербург, 197376
Список литературы
1. Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. М.: АСТ, Хранитель, 2006.
2. Бодрийяр Ж. Общество потребления / пер. с фр. Е. А. Самарской. М.: АСТ, 2020.
3. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М.: АСТ, 2010.
4. Фромм Э. О неповиновении и другие эссе // Э. Фромм. Искусство быть: сб. / пер. с англ. А. Александровой, Р. Семаша. М.: АСТ, 2015. С. 5–155.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 т. 2-е изд. Т. 42. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1955.
6. Ван ден Хааг Э. И нет меры счастью и отчаянью нашему / пер. с англ. Р. Облонской // Иностранная литература. 1966. № 1. С. 240–242.
7. Франкл В. Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / пер. с нем. С. С. Панкова. Новосибирск: Сиб. университетское изд-во, 2015.
8. Page D. What happens to your brain when you binge-watch a TV-series. 2017. URL: https://www.nbcnews.com/better/health/what-happens-your-brain-when-you-binge-watch-tv-series-ncna816991 (дата обращения: 24.07.2020).
9. Kottasz R., Bennett R., Randell T. Post-series depression: scale development and validation // Arts and the Market. 2019. Vol. 9, no. 2. P. 132–151. DOI: 10.1108/AAM-02-2019-0009.
10. Григорьева А. Я прячусь в сериалах // Psychologies Digital. URL: https://www.psychologies.ru/psychotherapy/first-session/ya-pryachus-v-serialah/ (дата обращения: 24.07.2020).
11. Бубер М. Два образа веры / пер. с нем.; под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995.
Рецензия
Для цитирования:
Прокофьева Д.В. Психологические телесериалы как феномен общества потребления XXI века. Дискурс. 2020;6(5):29-39. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-29-39
For citation:
Prokofieva D.V. Psychological TV-series as a Phenomenon of the Consumer Society of the XXI Century. Discourse. 2020;6(5):29-39. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-29-39