Критерии отбора стимульного материала для исследования визуального восприятия звукоизобразительных слов родного и иностранного языка методом «лексическое решение»
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-97-112
Аннотация
Введение. Целью настоящей статьи является описание этапов отбора стимульного материала для психосемантического исследования визуального восприятия звукоизобразительных слов родного (русского) и иностранного (английского) языка методом «лексическое решение» и уточнения критериев его отбора. Впервые звукоизобразительные стимулы отобраны с учетом стадии деиконизации слова, т. е. исторического распада иконической изобразительной связи между формой и значением.
Методология и источники. Методологическую базу исследования составили как труды основоположника отечественной фоносемантики С. В. Воронина и его последователей, в частности, одного из соавторов данной статьи, М. А. Флаксман, так и работы в области фонотактики английского языка. Авторы также опирались на сформулированные ими ранее критерии отбора стимульного материала для психосемантической методики «лексическое решение». В качестве источников использовались этимологический словарь М. Фасмера, Большой Оксфордский словарь и частотный словарь О. Н. Ляшевской и С. А. Шарова. С целью проведения классификации звукоизобразительной лексики русского и английского языка по стадиям деиконизации применялся метод диахронической оценки звукоизобразительного лексикона.
Результаты и обсуждение. Отобранный стимульный материал (128 лексем) содержит равное количество слов и квази-слов (64). Квази-слова сконструированы в соответствии с правилами фонотактики и с сохранением фонемной структуры соответствующих им слов. Слова, в свою очередь, представлены равным количеством звукоизобразительных и незвукоизобразительных слов (32), отвечающих условию гомоморфизма, т. е. выровненные по количеству слогов, по принадлежности к части речи и по частотности. В число звукоизобразительных стимулов вошли оба вида звукоизобразительных слов, звукоподражания и звукосимволизмы, всех четырех стадий деиконизации. Введение классификации звукоизобразительной лексики по стадиям деиконизации в сочетании с обозначенными критериями позволит уменьшить количество вмешивающихся переменных при проведении эксперимента.
Заключение. Тщательная подготовка стимулов для последующего нейролингвистического эксперимента позволит выявить паттерны реорганизации системной деятельности мозга в процессе визуального восприятия звукоизобразительности в зависимости от ее типа и стадии деиконизации.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. ФлаксманРоссия
Флаксман Мария Алексеевна – кандидат филологических наук (2015), доцент кафедры иностранных языков
ул. Профессора Попова, д. 5, СанктПетербург, 197376
Ю. В. Лавицкая
Россия
Лавицкая Юлия Валерьевна – кандидат филологических наук (2015), ассистент кафедры иностранных языков и лингводидактики
Университетская наб., 11, Санкт-Петербург, 199034
Ю. Г. Седёлкина
Россия
Седёлкина Юлия Георгиевна – кандидат педагогических наук (2006), доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики
Университетская наб., 11, Санкт-Петербург, 199034
Л. О. Ткачева
Россия
Ткачева Любовь Олеговна – кандидат психологических наук (2011), старший преподаватель кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии
наб. Макарова, д. 6, В. О., Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Пирс Ч. С. Избранные философские произведения / пер. с англ. К. Голубович, К. Чухрукидзе, Т. Дмитриева. М.: Логос, 2000.
2. Воронин С. В. Основы фоносемантики. М.: Ленанд, 2006.
3. Iconicity Atlas Project. URL: http://www.iconicity-atlas.com/index.htm (дата обращения: 24.06.2020).
4. Hinton L., Nichols J., Ohala J. (eds.). Sound Symbolism. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1994.
5. Voeltz E. F. K., Ch. Kilian-Hatz (eds.). Ideophones. Typological Studies in Language 44. Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins, 2001.
6. Armoskaite S., Koskinen P. Structuring sensory imagery: Ideophones across languages and cultures // Canadian J. of Linguistics. 2017. Vol. 62, iss. 2. P. 149–153. https://doi.org/10.1017/cnj.2017.12.
7. Sound-meaning association biases evidenced across thousands of languages / D. E. Blasi, Wichmann, H. Hammarström and etc. // Proceed. of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2016. Vol. 113, № 39. P. 10818–10823. DOI:10.1073/pnas.1605782113.
8. Dingemanse M. Advances in the Cross-Linguistic Study of Ideophones // Language and Linguistics Compass. 2012. Vol. 6, iss. 10. P. 654–672. Https://doi.org/10.1002/lnc3.361.
9. Oda H. An embodied semantic mechanism for mimetic words in Japanese: Ph.D. dissertation / Indiana Univ. Indiana, 2011.
10. Cross-linguistic sound symbolism and crossmodal correspondence: Evidence from fMRI and DTI / K. P. Revill, L. L. Namy, L. C. DeFife, L. C. Nygaard // Brain and Language. 2014. Vol. 128, iss. 1. P. 18–24. DOI: 10.1016/j.bandl.2013.11.002.
11. Tkacheva L. O., Sedelkina Y. G., Nasledov A. D. Possible Cognitive Mechanisms for Identifying Visually-presented Sound-Symbolic Words // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 12, iss. 1. P. 188–200. DOI: 10.11621/pir.2019.0114.
12. Флаксман М. А. Диахроническое развитие звукоизобразительной лексики английского языка: дис. ... канд. филол. наук / СПбГУ. СПб., 2015.
13. Седёлкина Ю., Ткачева Л., Наследов А. К вопросу о визуальном восприятии звукоизобразительности родного и иностранного языка // Актуальные проблемы языкознания: мат. VIII межвуз. науч.-практ. конф. с междунар. уч., 22–23 апр. 2019 г. Т. 1. СПб.: СПбГЭТУ, 2019. C. 261–266.
14. Воронин С. В. О методе фоносемантического анализа // Лингвометодические аспекты семантики и прагматики текста. Курск, 1990. С. 98–100.
15. Ladefoged P. A Course in Phonetics, 3rd ed. Fort Worth: Harcourt Brace College Publishers, 1993.
16. Roca I., Johnson W. A Course in Phonology. Oxford: Blackwell, 1999.
17. Broselow E., Finer D. Parameter setting in second language phonology and syntax // Second language research. 1991. Vol. 7, iss.1. P. 35–59. Https://doi.org/10.1177/026765839100700102.
18. Giegerich H. J. English Phonology. An Introduction. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2006.
19. Halle M. The Sound Pattern of Russian: A Linguistic and Acoustical Investigation (Description and Analysis of Contemporary Standard Russian). Paris: De Gruyter Mouton, 1971.
20. Redford M. A. The mandibular cycle and reversed-sonority onset clusters in Russian / J. J. Ohala, Y. Hasegawa, M. Ohala, D. Granvill, A. C. Bailey (eds.) // Proceed. from the 14th International Congress of Phonetic Sciences, American Institute of Physics. (ICPhS-99 San Francisco, USA). 1999. P. 1893–1896.
21. Флаксман М. А. Словарь английской звукоизобразительной лексики в диахроническом освещении / Ин-т иностранных языков, РХГА. СПб., 2016.
22. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / пер. О. Н. Трубачева. М.: Астрель, АСТ, 2009.
23. Ляшевская О. Н., Шаров С. А. Частотный словарь современного русского языка (на материалах Национального корпуса русского языка). М.: Азбуковник, 2009. URL: https://dict.ruslang.ru/freq.php (дата обращения: 18.06.2020).
24. Oxford English Dictionary. 2020. URL: https://www.oed.com (дата обращения: 18.06.2020).
25. Фоломкина С. К. Обучение чтению (текст лекций по курсу «Методика преподавания иностранных языков»). М.: МГПИИЯ, 1980.
26. Cutler A. Native listening. Language experience and the recognition of spoken words. Cambridge, MA: MIT Press, 2012.
27. Иванов В. В. Лингвистика третьего тысячелетия: вопросы к будущему. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Рецензия
Для цитирования:
Флаксман М.А., Лавицкая Ю.В., Седёлкина Ю.Г., Ткачева Л.О. Критерии отбора стимульного материала для исследования визуального восприятия звукоизобразительных слов родного и иностранного языка методом «лексическое решение». Дискурс. 2020;6(5):97-112. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-97-112
For citation:
Flaksman M.A., Lavitskaya Yu.V., Sedelkina Yu.G., Tkacheva L.O. Stimuli Selection Criteria for the Experiment “Visual Perception of Imitative Words in Native and Non-Native Language by the Method Lexical Decision”. Discourse. 2020;6(5):97-112. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-97-112