Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Дискурсивные практики онлайн-взаимодействия врачей и пациентов (на примере медицинского интернет-форума «Health.mail.ru»)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-73-86

Полный текст:

Аннотация

Введение. В настоящее время стремительно развиваются и набирают популярность различные онлайн-сервисы медицинской направленности. В рамках реализации государственной программы «Медицинская система 4П» развивается телемедицина. Несмотря на то, что современная социология на данный момент не часто изучает онлайн-взаимодействие врачей и пациентов, интернет-площадки являются ценным ресурсом для исследователей, позволяющим изучить и проанализировать информацию, которую трудно получить другими способами.

Методология и источники. Статья содержит результаты исследования дискурсивных практик взаимодействия врачей и пациентов на медицинских онлайн-форумах на примере платформы «Health.mail.ru». В качестве теоретико-методологической рамки была использована трехмерная модель анализа дискурса Н. Феркло, позволяющая на основе изучения текстовых сообщений делать предположения о социальных практиках. Исследование реализовано в нереактивной стратегии. Эмпирическую базу составили 28 800 сообщений (по 14 400 сообщений врачей и пациентов), размещенных на форуме «Health.mail.ru». Данные были обработаны и проанализированы в программе «R».

Результаты и обсуждение. По результатам исследования были сформулированы выводы о социальных и дискурсивных практиках участников онлайн-ресурса. Так, пациенты обращаются с запросом на форум с целью заменить онлайнкоммуникацией очное посещение врача, а для врачей одной из задач выступает продвижение своих услуг. Взаимодействие происходит в формате «запрос – экспертная оценка». Если пациенты стремятся сохранить свою анонимность, то медики, напротив, подчеркивают свою идентичность, что не только выступает способом поддержания имиджа, но и обеспечивает легитимность экспертизы. Дискурсы врачей и пациентов содержат специальную медицинскую терминологию, которая не расшифровывается, что требует от пациента выступать в роли компетентного субъекта взаимодействия.

Заключение. Онлайн-консультирование представляет собой новый тип взаимоотношений между врачом и пациентом, подразумевающий более демократичную и более симметричную, но в то же время более безличную коммуникацию без глубокого анализа индивидуальной ситуации пациента и формирования устойчивых межличностных связей.

Об авторе

Л. В. Искандерова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Искандерова Лилия Витальевна – магистр социологии (2019)

Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 199034

 



Список литературы

1. Lucivero F., Jongsma K. R. A mobile revolution for healthcare? Setting the agenda for bioethics // J. of Medical Ethics. 2018. Vol. 44, № 10. P. 685–689. DOI: 10.1136/medethics-2017-104741.

2. Swan M. Health 2050: The realization of personalized medicine through crowdsourcing, the quantified self, and the participatory biocitizen // J. of Personalized Medicine. 2012. Vol. 2, № 3. P. 93– 118. DOI: 10.3390/jpm2030093.

3. Синицын В. Скворцова рассказала, как в России будет работать цифровая медицина будущего. URL: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201802221759-lo9l.htm (дата обращения: 11.09.2020).

4. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья».

5. Denton J. A. Medical sociology. Boston: Houghton Mifflin, 1978.

6. Hughes E. C. Book review: Profession of Medicine // Science. 1970. Vol. 169, iss. 3948. P. 846. DOI: 10.1126/science.169.3948.846.

7. Парсонс Т. Профессии и социальная структура / пер. с англ. В. Г. Николаева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология. Реферативный журнал. 2015. № 4. C. 153–170.

8. Парсонс Т. Социальные системы / пер. с англ. В. Г. Николаева // Вопр. социальной теории. 2008. Т. II, вып. 1 (2). С. 38–71.

9. Ахнина К. В. Коммуникативно-речевые особенности сетевого медицинского дискурса // Вестн. РУДН. Сер. Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2015. № 3. С. 7–11.

10. Гущин А. В. Интернет-общение как материал для анализа отношений врача и пациента // Социология медицины. 2012. № 1 (20). С. 38–41.

11. Дайнеко М. П., Ирисханова О. К. Речевые стратегии и тактики конструирования статуса эксперта/специалиста в институциональной интернет-коммуникации // Вестн. МГЛУ. 2010. Вып. 18. С. 118–199.

12. Сидорова И. Г. Медикализация интернет-дискурса: коммуникативно-прагматические характеристики персонального сайта врача // Homo loquens (вопросы лингвистики и транслатологии): cб. ст. Волгоград: ВолГУ, 2017. С. 186–199.

13. Fairclough N. Analysing Discourse: Textual analysis for social research. London, NY: Routledge, 2003.

14. Николаенко Г. А., Федорова А. А. Нереактивная стратегия: применимость незаметных методов сбора социологической информации в условиях Web 2.0 на примере цифровой этнографии и Big Data // Социология власти. 2017. Т. 29, № 4. С. 36–54.


Для цитирования:


Искандерова Л.В. Дискурсивные практики онлайн-взаимодействия врачей и пациентов (на примере медицинского интернет-форума «Health.mail.ru»). Дискурс. 2020;6(5):73-86. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-73-86

For citation:


Iskanderova L.V. Discursive Practices of Doctor-Patient Online-Communication (the Case of “Health.mail.ru”). Discourse. 2020;6(5):73-86. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-73-86

Просмотров: 124


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)