Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Пространство бытования образа. Что общего у Интернета, античного города и средневекового храма?

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-5-15

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье обращено внимание к анализу различных исторических примеров символических пространств – пространств бытования образа, – чтобы рассмотреть, как устроены в них системы репрезентации и как они задают тон сложному процессу создания образа человека. Автор не полагает образ сознательным конструктом, полностью зависящим от этой внешней системы, но считает важным рассмотреть ее для более глубокого понимания всех сложных и взаимосвязанных процессов. Приводятся теоретические основания для легитимного сравнения практик репрезентации в Интернете и социальных сетях с практиками прошлого, которые разворачивались в специфических, семиотически нагруженных топосах: египетских гробницах, античном городе, средневековом храме и новоевропейском тексте.

Методология и источники. Теоретическая основа исследования находится на соприкосновении ряда подходов к анализу образа и образных систем: репрезентационистской, феноменологической, философско-антропологической, постструктуралистской. В качестве источников информации по отдельным пространствам репрезентации прошлого автор использует признанные исторические, культурологические и искусствоведческие исследования по соответствующим эпохам (B. Manley, М. Бирд, Д. Ю. Дорофеев, Р. В. Светлов, С. Зотов, М. Майзульс, М. Фуко и др.). Автор опирается на подробные описания публичных пространств, выделяет и сравнивает их характерные черты.

Результаты и обсуждение. Рассмотрев основные черты ряда символических пространств прошлого, автор показывает, как они неизбежно влияют на процесс построения образа, создавая саму систему репрезентации. В этом смысле и «город» и «текст» представлены в статье именно как концепты, смысловые поля и структуры, а не физические объекты. Автор приходит к выводу, что часто декларируемая новизна современных процессов символического обмена в Интернете может быть поставлена под сомнение. Полифоничность, высокое значение визуального компонента, адресация сообщений один ко многим и многие ко многим, активное использование «готовых» маркеров и символических «заготовок», иконичность используемых знаков – эти черты современной коммуникации в интернет-пространстве кажутся новыми лишь по сравнению с коммуникацией в рамках новоевропейского текста, тогда как и к античному городу, и к средневековому храму эти черты вполне применимы.

Заключение. Автор показывает сильное сходство современного Интернета именно с античным городом и средневековым храмом, в то время, как текст Нового времени сильно отличается от них, что и создает «новизну» актуальной ситуации. Это не снижает интереса к современным практикам репрезентации, поскольку их специфичность совсем не обязательно должна выстраиваться через позицию новшества, ценную в культуре Нового времени.

Об авторе

М. А. Васильева
Санкт-Петербургский горный университет
Россия

Васильева Марина Александровна – кандидат философских наук (2017), ассистент кафедры философии 

21-я линия, д. 2, В. О., Санкт-Петербург, 199106



Список литературы

1. Дорофеев Д. Ю., Савчук В. В., Светлов Р. В. Иконография античных философов: история и антропология образов. СПб.: Платоновское философское общество, 2017.

2. Manley B. Egyptian art (World of art). London: Thames & Hudson Ltd, 2017.

3. Большаков А. О. Эрмитаж. Древний Египет. СПб.: Альфа-Колор, 2009.

4. Сурова Е. Э. Идентичность. Идентификация. Образ. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

5. Шапинская Е. Н. Образ Другого в текстах культуры. М.: URSS, 2012.

6. Бирд М. SPQR. История Древнего Рима / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2020.

7. Зотов С., Майзульс М, Харман Д. Страдающее Средневековье. М.: АСТ, 2018.

8. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / пер. с фр. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015.

9. Фуко М. Рождение клиники / пер. с фр. М.: Смысл, 1998.

10. Сурова Е. Э., Васильева М. А. «Идентификационные композиции» современной социокультурной реальности // Культура культуры. 2014. Вып. 4. URL: http://cult-cult.ru/identification-compositions-of-the-contemporary-socio-cultural-reality/ (дата обращения: 20.08.2020).

11. Говердовская М. А. Социальные медиа как феномен современного общества // Державинский форум. 2019. Т. 3, № 10. C. 50–55.

12. Литвинский В. М. От толерантности к отчуждению в цифровом формате // Антропологические и аргументационные основы межкультурной коммуникации. СПб.: Книжный дом, 2020. C. 103–109.

13. Утилова Н. И. Визуальная картина мира в отражении современных медиа // Вестн. ВГИК. 2019. Т. 11, № 1 (39). C. 110–119. Https://doi.org/10.17816/VGIK111110-119.

14. Assmann A. The Printing Press and the Internet: From a Culture of Memory to a Culture of Attention // Globalization, Cultural Identities, and Media Representations, in Genz, N. and Kramer, S. (eds.). NY: State Univ. of NY Press, 2006. P. 11–25.


Для цитирования:


Васильева М.А. Пространство бытования образа. Что общего у Интернета, античного города и средневекового храма? Дискурс. 2020;6(5):5-15. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-5-15

For citation:


Vasilyeva M.A. The Space of an Image Existence. What do the Internet the Ancient City and the Medieval Temple Have in Common? Discourse. 2020;6(5):5-15. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-5-5-15

Просмотров: 35


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)