Preview

Дискурс

Расширенный поиск
Том 5, № 3 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3

ФИЛОСОФИЯ

5-11 401
Аннотация

Введение. Цель данной статьи показать медицину как многогранную науку, на которую влияют социально-культурные маркеры, определяющие ее структуру и национальные особенности.

Материалы и методы. Инструментами исторического и литературного дискурса в определении ее социально-культурных особенностей выбраны историческая, художественная и интеллектуальная проза. Выявленные особенности патографического характера медицинского дискурса были взяты из многочисленных примеров медицинской практики, описанных в художественной и интеллектуальной литературе.

Результаты исследования. Фокусируясь на доктрине двойного эффекта, ставилась задача показать исторический путь формирования российской государственной медицины, начиная с XVI в., и осмыслить ее с помощью современных подходов, выработанных в современной науке – биомедицинской этике.

Обсуждение. Одна из задач – показать, почему современная медицина имеет такие специфические аспекты и почему русские люди имеют специфическое отношение к медицине и врачам. Особое внимание уделено одной из самых популярных исторических личностей России – Петру Великому, который обладал многими навыками и профессиями. Он показан не только как монарх, но и как человек, увлеченный практической медициной и экспериментальной медицинской наукой, поскольку его в полной мере можно было назвать анатомистом, хирургом, врачом, стоматологом и интеллектуальным коллекционером.

Заключение. Проанализированы социально-культурные особенности, повлиявшие на становление официальной медицины согласно видению ее идеолога Петра I.

12-23 387
Аннотация

Введение. Современное социокультурное пространство Запада отличается от предшествующих ему исторических эпох отсутствием институализированных практик катарсиса. Такое положение дел создает трудности для представителей современной культуры, так как в отсутствие адекватных очистительных практик обостряется проблема очищения от страданий. В силу этого, приобретает особую значимость исследование существовавших в культурной традиции Европы моделей катарсиса.

Материалы и методы. Методологически работа базируется на культурфилософском анализе первоисточников и исследовательской литературы.

Результаты. Катарсис понимается как временное очищение субъекта от страданий за счет особого опыта исчерпания самости. Самость несет в себе негативность и ограниченность, а также продуцирует значительную часть страданий, переживаемых человеком. Автор, используя терминологию Ф. Ницше, выделяет «дионисийскую» и «аполлоническую» техники достижения катарсиса. «Дионисийская» модель предполагает преодоление самости и единение со всей совокупностью бытия в иррациональном акте экстаза. «Аполлоническая» катартическая техника, напротив, связана с аскезой и сосредоточением. Она предполагает развитие способностей к созерцанию с тем, чтобы впоследствии пресечь спонтанную активность ума и «умертвить» самость. Катартические практики рассматриваются на примере античных мистерий, неоплатонической философии и исихазма.

Обсуждение. Таким образом, результатом исследования является выделение двух моделей катарсиса в культурной традиции Европы.

Заключение. Будучи противоположными по методу, они совпадают по цели, каковой является достижение состояния недвойственности – отсутствия разделенности на субъект и объект по исчерпании самости. Такой опыт автор полагает предельным для человеческой экзистенции и называет его «антропологическим максимумом».

24-33 709
Аннотация

Введение. Под вопрос ставится корректность понятия «киноязык» как наиболее распространенного обозначения специфических кинематографических приемов, следствием которого стало формирование определенных зрительских установок в отношении фильма.

Материалы и методы. Предлагается определить три основных значения слова «киноязык» и проследить их формирование на материале классической и современной теории кино.

Результаты исследования. Излагаются основные кинотеоретические подходы, ориентированные на поиск аналогий между кино и языком (лингвистические, семиотические), приводится пример критики их основных положений на материале современной англо-американской философии кино, делается вывод о его теоретической несостоятельности.

Обсуждение. Намечаются возможные направления кинотеоретического движения по ту сторону языковых аналогий. Предлагается обратить внимание на те технические приемы кино, которые принципиально не имеют функции означивания; приводится пример минимальных кинематографических элементов, относящихся к аудиовизуальному полю самого кино; для дальнейшего обсуждения предлагается тезис о смене зрительской установки при просмотре с интерпретирующего «понимания» на чувственное «столкновение».

Заключение. Подчеркивается необходимость продолжения теоретической работы, для которой отказ от языковых аналогий и интерпретирующей позиции теоретика и зрителя сделает возможным движение в стороны разговора об автономном режиме существования кино.

СОЦИОЛОГИЯ

34-47 405
Аннотация

Введение. В медийной повестке и дискуссиях экспертов цифровизация широко обсуждается в качестве глобальной тенденции современности. В условиях глобализации цифровые технологии – технологии связи, вычислений и управления – уже изменили режимы взаимодействия личности с личностью, семьей, ближним кругом общения, с корпорациями и государством. Анализ социальных последствий их распространения должен быть дополнен анализом условий их возникновения и продвижения.

Материалы и методы. Использованы данные ВЦИОМ, исследования института психологии РАН, ВШЭ и др. Учтены результаты изучения социальных представлений в современной психологии, социологии, культурной антропологии. Применены сравнительно-исторический метод, структурно-функциональный анализ, типологический подход.

Результаты исследования. Конструируемые социологами типологические понятия и выстраиваемая иерархия значимости проблем дают схемы интерпретации социальных изменений и превращаются в социальные представления. Распространение своего рода технократической веры в массовом сознании сигнализирует об утрате понятиями постиндустриального, информационного общества эвристического потенциала. Тем более это касается их новой версии – цифрового общества. В арсенале социологии есть идеально типические конструкции, культурное значение которых резко возрастает. «Гражданское общество» – типологическое понятие, ориентирующее на исследование того, какие социальные силы и в каких исторически конкретных условиях выбирают вектор технологического развития, поощряя одни и блокируя другие научно-технологические разработки.

Обсуждение. Технократизм рассматривается как аналитическая перспектива и мировоззренческая установка, вменяемая современным социальным представлениям. Прослеживается изменение структурно-функциональных и содержательно-морфологических характеристик социальных представлений. Цифровизация соотносится с типологическими понятиями постиндустриального и информационного общества. Обращено внимание на исторический характер типологических понятий социологии.

Заключение. Содержится попытка обоснования актуальности конструирования типологического понятия «гражданское общество» для осмысления социальных альтернатив и роли, которую могут играть высокие технологии в их осуществлении.

48-59 239
Аннотация

Введение. Рассматриваются возможности для выстраивания актуального образовательного процесса в российских вузах сегодня для кадрового обеспечения цифровой экономики в перспективе.

Материалы и методы. Опорой для социологического исследования проблемы послужила авторская стратегия познания – фрейм-анализ «Институциональная социализация студентов», функционально интегрирующий взаимосвязанные слоты социального процесса: государство, институт образования, студент.

Результаты исследования. На основе анализа данных комплексного эмпирического изучения макро-, мезо- и микроуровней системы обеспечения социально-профессионального развития студенческой молодежи в высшем образовании представлены разработки и рекомендации. Предлагается выстраивать учебную, общественную и научную деятельность учащихся на основе идеи структурно-функциональной мобильности академических студенческих групп посредством авторской социальной технологии «Колесо группового развития». Развитие личности студента ассоциировано с развитием самоуправляющейся учебной группы в проектном формате профессиональной подготовки в вузе.

Обсуждение. Объясняется целесообразность усиления направления социального дизайна будущих специалистов механизмом диффузии образовательного процесса с использованием ресурсов искусства и социологии.

Заключение. Развитие человеческого капитала в образовании – это залог успешной позиции на цифровом уровне социума как для образования, так и для личности.

60-65 281
Аннотация

Введение. Монголия, начиная с 2003 г., участвует в международных миротворческих процессах, и в течение 10 лет число миротворцев стабильно увеличивается, несмотря на ежегодные ужесточения мер безопасности и контроля по принятию военнослужащих в миротворческую деятельность.

Материалы и методы. Рассмотрены монгольские миротворцы, проведены оценка и сравнение их миротворческой деятельности, улучшение их условий жизни после завершения миссий и их дальнейшие успехи в военных структурах. Исследовано общественное мнение граждан Монголии об участии военнослужащих в миротворческих операциях ООН.

Результаты исследования. В исследовании мнений граждан затронуты вопросы, касающиеся их позитивного и негативного отношения к проведению миротворческой миссии с участием монгольских солдат, влияния этих мнений на общественные массы, затронуты проблемы рисков, возникающих у монгольских миротворцев во время выполнения их миссии, а также сделано сравнение оценки миротворческой деятельности гражданами и самими военнослужащими.

Обсуждение. Показано, что население и военнослужащие оценивают эту деятельность положительно, хотя имеется и отрицательное восприятие, которое связано с рисками, качеством подготовки военнослужащих, климатическими условиями и семейными отношениями.

Заключение. В современном мире СМИ оказывают большое влияние на результат миротворческой деятельности, распространяя положительную информацию среди не только самих военнослужащих, но и граждан, помогая сформировать не столь негативные понятия о миротворческой деятельности. В зависимости от достоверности информации и новостей о миротворческой деятельности СМИ помогают военнослужащим и их семьям воспринимать данную деятельность положительно. Высказываются рекомендации по оптимизации рисков.

66-78 233
Аннотация

Введение. Проанализированы механизмы влияния политических процессов на мировую экономику и роль государств как компоненты политического порядка в данных процессах. Существует ли непреодолимый антагонизм между такими понятиями, как «рынок» и «государство»?

Материалы и методы. Используется социологический анализ процессов формирования рынков в контексте работ крупнейших представителей современной социологической и экономической мысли: Ф. Блока, Д. Коулмана, Ч. Миллса, Н. Флигстина, К. Поланьи, И. Валлерстайна и др.

Результаты исследования. Достаточно часто в российской и зарубежной научной практике указывается на фактор негативного влияния государства на регулирование экономических процессов, но проведенный в работе социологический анализ показывает, что существует громадное количество способов позитивного участия государственных структур в формировании социальных институтов, в том числе и рынков.

Обсуждение. Под принятое в современной социологии определение «субъект экономической деятельности» попадают как отдельные индивиды, так и крупные хозяйственные субъекты. Это могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе и государства. С точки зрения классического социологического подхода, государство по отношению к экономике всегда выступает в роли внешней силы, и его роль сводится главным образом к созданию благоприятных условий для бизнеса, что есть не что иное, как вмешательство в хозяйственную жизнь.

Заключение. Следовательно, в структуре современного капиталистического мира не существует непреодолимого антагонизма между такими понятиями, как «рынок» и «государство», в процессе формирования нового миропорядка они как важнейшие политические институты тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга соответствующее влияние.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

79-89 919
Аннотация

Введение. Рассматривается политическое интервью, которое является эффективным способом воздействия на массовую аудиторию, а также инструментом формирования общественного мнения. Приводятся ключевые стратегии политического интервью – персуазивная и эвазивная. Перечисляются основные тактики, способствующие реализации данных стратегий, в том числе в политическом дискурсе.

Материалы и методы. Использованы транскрипты интервью Д. Трампа, Х. Клинтон и Э. Макрона на английском языке. Транскрипты изучаются в рамках когнитивно-дискурсивного подхода, а именно теории концептуальной интеграции (анализ когнитивной метафоры и ментальных пространств) и дискурсивного анализа (рассмотрение лингвистического и экстралингвистического плана дискурса интервью).

Результаты исследования. Примеры изучения персуазивной и эвазивной стратегий с выявлением соответствующих тактик имплементации персуазивности и эвазивности в ходе построения схем концептуального смешения (для персуазивной стратегии) и разбора отдельных реплик с обращением к общественно-политическому контексту (для эвазивной стратегии).

Обсуждение. Среди персуазивных тактик в рассмотренном материале превалируют тактики этикетирования и дискредитации оппонента. Наиболее распространенные эвазивные тактики: смягчение категоричности ответа, обобщение, согласие с позицией журналиста, признание своей вины. Когнитивная метафора является эффективным средством актуализации персуазивной стратегии, однако в случае с эвазивной стратегией она используется крайне редко. С точки зрения психологического образа политиков, Х. Клинтон и Д. Трамп тяготеют к применению персуазивной стратегии, в то время как Э. Макрон строит диалог с позиций эвазивности, а также использует стратегию создания стабильного эмоционального фона.

Заключение. Приводятся перспективы проведенного исследования. Предполагается дальнейшее изучение персуазивной, эвазивной и других дискурсивных стратегий на материале политических интервью и политического дискурса в целом.

90-98 400
Аннотация

Введение. При том, что наиболее ярким следствием контакта английского языка, принятого в качестве международного в современном мире, с другими языками является поток англицизмов, заполоняющих, в том числе, и русский язык, данное исследование направлено на рассмотрение возможных причин заимствований русизмов на материале англоязычной литературы.

Материалы и методы. Данное исследование охватывает аутентичные англоязычные литературные произведения исторического, антиутопического и фэнтезийного жанров, отмеченные русизмами. Алгоритм анализа включает: 1) выявление русизмов, которые могут быть представлены в тексте с различной степенью прозрачности; 2) определение их стилистической функции.

Результаты исследования. Русизмы присутствуют во всех трех исследуемых жанрах, но их введение обусловлено разными причинами. (1) В исторических романах русизмы используются для воссоздания достоверной культурно-специфической среды, при этом абсолютная номинативная и фактологическая точность не требуется и не соблюдается. (2) В антиутопической литературе элементы русского лингвокультурного контекста являются носителями определенной идеологии и вводятся с целью создания эффекта негативизации. (3) В произведениях жанра фэнтези русизмы выступают в функции экзотизации.

Обсуждение. Проведенное исследование дает ответ на следующие вопросы: 1) почему автор рискует доступностью текста, вводя элементы кодовой неоднородности? 2) как авторы воспроизводят русскую лингвокультуру средствами английского языка?

Заключение. Исследование позволяет показать уникальные отношения между английской и русской лингвокультурой. Отмеченный в ходе исследования жанровый сдвиг позволяет сделать вывод об изменении общего восприятия русской лингвокультуры, утрачивающей постепенно свою идеологическую заряженность.

99-111 444
Аннотация

Введение. Посвящена подробному рассмотрению звукоизобразительной (звукоподражательной и звукосимволической) лексики англо-саксонской поэмы «Беовульф». «Беовульф» является одним из наиболее известных произведений, написанных на древнеанглийском языке. Исследование посвящено количественному и контекстуальному рассмотрению звукоизобразительной лексики в тексте поэмы. В ходе исследования также проводится всесторонний диахронический анализ используемых в «Беовульфе» звукоизобразительных лексем.

Материалы и методы. Исследование проводилось на материале оригинального текста англо-саксонской поэмы «Беовульф», написанной на древнеанглийском языке. Методами исследования являлись метод сплошной выборки, сопоставительный анализ, этимологический анализ. Для установления звукоизобразительного происхождения слов применялся метод фоносемантического анализа.

Результаты исследования. Показано, что текст содержит 43 звукоизобразительные лексемы, использованные 143 раза в трех типах контекста: 1) для описания шума битвы; 2) для описания плача и скорби; 3) для описания пения и игры на музыкальных инструментах. Только 15 (и 35 %) древнеанглийских звукоизобразительных слов сохранились в современном английском.

Обсуждение. Такое массовое исчезновение древнеанглийских звукоподражаний можно объяснить следующими факторами: 1) их последующей заменой французскими звукоподражаниями; 2) их принадлежностью к поэтическому языку; 3) их позднейшей заменой новыми, английскими звукоподражаниями. Последнее кажется наиболее вероятным. Выдвинутая нами ранее гипотеза звукоизобразительного круговорота объясняет смену звукоизобразительной лексики естественными эволюционными процессами, происходящими в языке, – постепенным размыванием подобия между формой и значением звукоизобразительных слов в результате семантического развития и регулярных фонетических изменений, которые вместе приводят к утрате экспрессивности и последующей необходимости создания новых звукоизобразительных лексем.

Заключение. Исследование показало, что звукоизобразительный лексикон английского языка имеет глубокие исторические корни, а также проиллюстрировало его общую тенденцию к изменчивости и развитию.

112-123 273
Аннотация

Введение. Проводится обзор становления и развития фоносемантики – сравнительно молодого направления в языкознании. Рассматриваются предпосылки и состояние языковедческой мысли на момент возникновения данной научной дисциплины, а также анализируются ее актуальность и потенциал взаимодействия с другими областями науки.

Материалы и методы. В качестве материала для исследования выступили существующие работы языковедов, посвященные данному вопросу, анализ которых позволил выделить ключевые этапы процесса формирования фоносемантики, а также особенности данной научной сферы с целью создания наиболее полной, единой картины ее исторического развития. Помимо анализа в работе используется описательный метод.

Результаты исследования. Результатом проведенного исследования можно назвать полученную общую картину становления и формирования учения об иконичности языкового знака, а также перспектив дальнейшего его развития, в том числе на пересечении с другими научными дисциплинами.

Обсуждение. В целом следует обратить внимание на определенную теоретизированность современных фоносемантических исследований, что может трактоваться как проблемная область данной научной отрасли.

Заключение. Фоносемантика имеет огромный исследовательский потенциал как самостоятельная дисциплина, а также при тесном сотрудничестве с другими научными дисциплинами.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)