Языковые подходы в теории кино: движение против киноязыка
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33
Аннотация
Введение. Под вопрос ставится корректность понятия «киноязык» как наиболее распространенного обозначения специфических кинематографических приемов, следствием которого стало формирование определенных зрительских установок в отношении фильма.
Материалы и методы. Предлагается определить три основных значения слова «киноязык» и проследить их формирование на материале классической и современной теории кино.
Результаты исследования. Излагаются основные кинотеоретические подходы, ориентированные на поиск аналогий между кино и языком (лингвистические, семиотические), приводится пример критики их основных положений на материале современной англо-американской философии кино, делается вывод о его теоретической несостоятельности.
Обсуждение. Намечаются возможные направления кинотеоретического движения по ту сторону языковых аналогий. Предлагается обратить внимание на те технические приемы кино, которые принципиально не имеют функции означивания; приводится пример минимальных кинематографических элементов, относящихся к аудиовизуальному полю самого кино; для дальнейшего обсуждения предлагается тезис о смене зрительской установки при просмотре с интерпретирующего «понимания» на чувственное «столкновение».
Заключение. Подчеркивается необходимость продолжения теоретической работы, для которой отказ от языковых аналогий и интерпретирующей позиции теоретика и зрителя сделает возможным движение в стороны разговора об автономном режиме существования кино.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. ПоликарповаРоссия
Поликарпова Дарина Александровна – аспирантка кафедры культурологии, философии культуры и эстетики
Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 199034
Список литературы
1. Epstein J. L’Intelligence d’une machine // Epstein J. Critical Essays and New Translations / eds. S. Keller, Paul J. N. Amsterdam Univ. Press, 2012. P. 311–316.
2. Дзига Вертов. Из наследия/ сост. Д. Кружкова. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. Т. 2.
3. Cook D. A. Some Structural Approaches to Cinema: A Survey of Models // Cinema Journal. 1975. Vol. 14, №3. Р. 41–54.
4. Метц К. Воображаемое означающее. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2010.
5. Эко У. О членениях кинематографического кода// Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана/ сост. К. Разлогов. М.: Радуга, 1984. С. 78–100.
6. Эстетика фильма/ Ж. Омон, А. Бергала и др. М.: НЛО, 2012.
7. Делез Ж. Кино. Т. 1–2. М.: Ад Маргинем, 2013.
8. Carroll N. Engaging the Moving Image. Yale Univ. Press, 2003.
9. Gaut B. A Philosophy of Cinematic Art. Cambridge Univ. Press, 2010.
10. Currie G. Image and Mind: Film, Philosophy and Cognitive Science. Cambridge Univ. Press, 1995.
11. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М.: Академ. проект, 2015.
12. Bordwell D. Convention, Construction and Cinematic Vision // Poetics of Cinema. Routledge, 2007. P. 57–84.
13. Carroll N. Theorizing the Moving Image. Cambridge Univ. Press, 1996.
14. Джармен Д. Хрома. Книга о цвете. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.
15. Делез Ж. Различие и повторение. М.: Петрополис, 1998.
16. Брайант Л. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта// Логос. 2014. №4 (100). С. 275–292.
Рецензия
Для цитирования:
Поликарпова Д.А. Языковые подходы в теории кино: движение против киноязыка. Дискурс. 2019;5(3):24-33. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33
For citation:
Polikarpova D.A. Linguistic approaches in film-theory: a movement against film language. Discourse. 2019;5(3):24-33. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33