Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Языковые подходы в теории кино: движение против киноязыка

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33

Аннотация

Введение. Под вопрос ставится корректность понятия «киноязык» как наиболее распространенного обозначения специфических кинематографических приемов, следствием которого стало формирование определенных зрительских установок в отношении фильма.

Материалы и методы. Предлагается определить три основных значения слова «киноязык» и проследить их формирование на материале классической и современной теории кино.

Результаты исследования. Излагаются основные кинотеоретические подходы, ориентированные на поиск аналогий между кино и языком (лингвистические, семиотические), приводится пример критики их основных положений на материале современной англо-американской философии кино, делается вывод о его теоретической несостоятельности.

Обсуждение. Намечаются возможные направления кинотеоретического движения по ту сторону языковых аналогий. Предлагается обратить внимание на те технические приемы кино, которые принципиально не имеют функции означивания; приводится пример минимальных кинематографических элементов, относящихся к аудиовизуальному полю самого кино; для дальнейшего обсуждения предлагается тезис о смене зрительской установки при просмотре с интерпретирующего «понимания» на чувственное «столкновение».

Заключение. Подчеркивается необходимость продолжения теоретической работы, для которой отказ от языковых аналогий и интерпретирующей позиции теоретика и зрителя сделает возможным движение в стороны разговора об автономном режиме существования кино.

Об авторе

Д. А. Поликарпова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Поликарпова Дарина Александровна – аспирантка кафедры культурологии, философии культуры и эстетики

Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Epstein J. L’Intelligence d’une machine // Epstein J. Critical Essays and New Translations / eds. S. Keller, Paul J. N. Amsterdam Univ. Press, 2012. P. 311–316.

2. Дзига Вертов. Из наследия/ сост. Д. Кружкова. М.: Эйзенштейн-центр, 2008. Т. 2.

3. Cook D. A. Some Structural Approaches to Cinema: A Survey of Models // Cinema Journal. 1975. Vol. 14, №3. Р. 41–54.

4. Метц К. Воображаемое означающее. СПб.: Изд-во Европ. ун-та, 2010.

5. Эко У. О членениях кинематографического кода// Строение фильма: некоторые проблемы анализа произведений экрана/ сост. К. Разлогов. М.: Радуга, 1984. С. 78–100.

6. Эстетика фильма/ Ж. Омон, А. Бергала и др. М.: НЛО, 2012.

7. Делез Ж. Кино. Т. 1–2. М.: Ад Маргинем, 2013.

8. Carroll N. Engaging the Moving Image. Yale Univ. Press, 2003.

9. Gaut B. A Philosophy of Cinematic Art. Cambridge Univ. Press, 2010.

10. Currie G. Image and Mind: Film, Philosophy and Cognitive Science. Cambridge Univ. Press, 1995.

11. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. М.: Академ. проект, 2015.

12. Bordwell D. Convention, Construction and Cinematic Vision // Poetics of Cinema. Routledge, 2007. P. 57–84.

13. Carroll N. Theorizing the Moving Image. Cambridge Univ. Press, 1996.

14. Джармен Д. Хрома. Книга о цвете. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.

15. Делез Ж. Различие и повторение. М.: Петрополис, 1998.

16. Брайант Л. На пути к окончательному освобождению объекта от субъекта// Логос. 2014. №4 (100). С. 275–292.


Рецензия

Для цитирования:


Поликарпова Д.А. Языковые подходы в теории кино: движение против киноязыка. Дискурс. 2019;5(3):24-33. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33

For citation:


Polikarpova D.A. Linguistic approaches in film-theory: a movement against film language. Discourse. 2019;5(3):24-33. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-24-33

Просмотров: 727


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)