Две модели катарсиса в культурной традиции Европы
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-12-23
Аннотация
Введение. Современное социокультурное пространство Запада отличается от предшествующих ему исторических эпох отсутствием институализированных практик катарсиса. Такое положение дел создает трудности для представителей современной культуры, так как в отсутствие адекватных очистительных практик обостряется проблема очищения от страданий. В силу этого, приобретает особую значимость исследование существовавших в культурной традиции Европы моделей катарсиса.
Материалы и методы. Методологически работа базируется на культурфилософском анализе первоисточников и исследовательской литературы.
Результаты. Катарсис понимается как временное очищение субъекта от страданий за счет особого опыта исчерпания самости. Самость несет в себе негативность и ограниченность, а также продуцирует значительную часть страданий, переживаемых человеком. Автор, используя терминологию Ф. Ницше, выделяет «дионисийскую» и «аполлоническую» техники достижения катарсиса. «Дионисийская» модель предполагает преодоление самости и единение со всей совокупностью бытия в иррациональном акте экстаза. «Аполлоническая» катартическая техника, напротив, связана с аскезой и сосредоточением. Она предполагает развитие способностей к созерцанию с тем, чтобы впоследствии пресечь спонтанную активность ума и «умертвить» самость. Катартические практики рассматриваются на примере античных мистерий, неоплатонической философии и исихазма.
Обсуждение. Таким образом, результатом исследования является выделение двух моделей катарсиса в культурной традиции Европы.
Заключение. Будучи противоположными по методу, они совпадают по цели, каковой является достижение состояния недвойственности – отсутствия разделенности на субъект и объект по исчерпании самости. Такой опыт автор полагает предельным для человеческой экзистенции и называет его «антропологическим максимумом».
Ключевые слова
Об авторе
В. А. ЛапатинРоссия
Лапатин Вадим Альбертович – кандидат философских наук (2015), преподаватель кафедры истории и философии
Ждановская ул., 13, Санкт-Петербург, 197082
Список литературы
1. Лапатин В. А. Катарсическое измерение опыта абсурда// Молодой ученый. 2014. №8 (67). С. 960–964.
2. Аристотель. Поэтика. Об искусстве поэзии/ пер. В. Г. Аппельрота; ред. и коммент. Ф. А. Петровского. М.: Худ. лит., 1957.
3. McCauley C. When Screen Violence Is Not Attractive // Why We Watch: The Attractions of Violent Entertainment. NY: Oxford Univ. Press, 1998. P. 144–162.
4. Гадамер Г.-Г. О праздничности театра// Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. С. 156–165.
5. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм// Избр. произведения/ пер. с нем. К. А. Свасьяна и др. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 39–144.
6. Доддс Э. Р. Греки и иррациональное/ пер. с англ. С. В. Пахомова. СПб.: Алетейя, 2000.
7. Порфирий. Жизнь Плотина// Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов/ пер. М. Л. Гаспарова. М.: Мысль, 1986. С. 427–440.
8. Плотин. Четвертая эннеада/ пер. с древнегреч. и послесл. Т. Г. Сидаша. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004.
9. Григорий Палама. Святогорский томос/ пер. Т. А. Миллера// Альфа и Омега. 1995. №3 (6). С. 69–76.
10. Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1998.
11. Хоружий С. С. Концепция совершенного человека в перспективе исихастской антропологии// Православная аскеза – ключ к новому видению человека. Саратов: б-ка Веб-Центра «Омега». 2000, С. 43–67.
12. Платон. Федр// Собр. соч.: в4 т. Т. 2 / пер. с древнегреч. А. Егунова; общ. ред. Л. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1993. С. 135–191.
Рецензия
Для цитирования:
Лапатин В.А. Две модели катарсиса в культурной традиции Европы. Дискурс. 2019;5(3):12-23. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-12-23
For citation:
Lapatin V.A. Two models of catharsis in the cultural tradition of Europe. Discourse. 2019;5(3):12-23. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2019-5-3-12-23