Preview

Дискурс

Расширенный поиск
Том 7, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2

ФИЛОСОФИЯ 

5-15 48
Аннотация

Введение.Статья посвящена исследованию особенностей теории категорического силлогизма, представленной в работе Дж. Буля «Математический анализ логики». Эта составляющая наследия Буля оказалась маргинальной в историко-логических исследованиях, что обуславливает новизну и актуальность настоящей работы.

Методология и источники.Проводится формальная реконструкция техники алгебраического представления категорического силлогизма, изложенной в оригинальных трудах Буля. Исследуется зависимость особенностей методов, используемых Булем, от принципов символической алгебры и теории сигнификации, заимствованной им у Р. Уэтли. Осуществлен сравнительный анализ сигнификативных подходов, лежащих в основании теорий силлогизма Буля и Брентано, после чего дается объяснение причин расхождения их результатов.

Результаты и обсуждение.Показано, что Буль заимствует принципы сигнификации из работы Р. Уэтли «Элементы логики». В частности, интерпретация содержания терминов суждения как классов в соединении с методами символической алгебры предопределяет ключевые особенности теории силлогизма Буля и ее неожиданные результаты. В отличие от Уэтли, Буль проводит этот подход максимально последовательно, благодаря чему преодолевает ограничения, накладываемые теорией Аристотеля. Это выражается прежде всего в пренебрежении различением терминов суждения на субъект и предикат, порядком посылок, а также возможностью получения заключений с отрицательными терминами. Вместе с тем Буль упустил из виду, что в его теории доказуема правильность модусов Bramantip и Fresison. При внешнем сходстве теорий суждения Буля и Брентано силлогистика Буля оказалась более гибкой. В его теории возможен вывод частного заключения из общих посылок, чего нет у Брентано, а также вывод заключения из двух отрицательных посылок, что не допускается в силлогистике Аристотеля.

Заключение. Последовательная интерпретация Дж. Булем сигнификации терминов как классов в соединении с методами символической алгебры привела к построению очень гибкой и богатой результатами теории силлогизма.

16-27 57
Аннотация

Введение.Цифровой этикет – это новый вид этикета, определяющий правила поведенческой культуры в цифровой среде сети Интернет. Показано, что цифровой этикет представляет собой не только новый вид коммуникативного взаимодействия, но и один из новых социокультурных феноменов цифровой цивилизации, а также современное конвергентное знание теоретико-прикладного характера, которое формируется на стыке гуманитарного и технологического знания и в настоящее время находится в процессе своего оформления.

Методология и источники. Работа базируется на применении методологии историко-философского, культурфилософского, аксиологического и междисциплинарного подходов к рассмотрению цифрового этикета как нового коммуникативного феномена новой реальности.В качестве источниковедческой базы использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные этикетной тематике в цифровой и нецифровой среде, а также современные научные исследования, посвященные цифровым коммуникациям, включая цифровую гуманитаристику.

Результаты и обсуждение.На основе представленного в статье анализа к определению этикета и как явления, и как понятия, его сущностных признаков и отличительных характеристик выявляются специфические особенности цифрового этикета, включая ценностные установки, которые детерминированы свойствами Сети третьего поколения (в частности, такими как Digital- и Phygital-взаимодействие, актуализация репутационной составляющей поведенческой культуры в сети Интернет, персонализация брендинга и др.), в целом обозначившие междисциплинарный характер нового этикета  и общую  тенденцию его развития как цифрового гуманитарного знания.

Заключение.В современных реалиях актуализируются роль и значение поведенческой культуры пользователей Сети персонального и корпоративного уровней. Однако в первую очередь это касается представителей молодого поколения – поколения Z, которое определило персональную свободу как главную ценность своего бытия в социуме. В связи с этим во всей образовательной системе объективируется роль воспитательной компоненты, включая ее этикетную составляющую. В частности, в рамках высшей школы обучение цифровому этикету – это обучение цифровому гуманитарному знанию, которое представляет собой единство образовательного и воспитательного процессов в формировании поведенческой культуры, отражающей вызовы новой эпохи.

28-39 36
Аннотация

Введение. В техногенную эпоху изменилось понимание людьми природы времени. Под влиянием современных технологий сформировался и широко распространился образ высокотехнологичного времени. Сегодня оно определило характер темпоральной экзистенции человека и стало посредством электронных часов инструментом ее дегуманизации. Предвидя эти угрозы, представители экзистенциализма предприняли разработку темпоральной проблематики, начиная еще с середины XIX в. Центральное место в ней занял экзистенциальный анализ категории «мгновение» как специфического измерения темпоральной экзистенции человека. Выявляя различия смысла терминов «мгновение» и «минута» в философских и естественнонаучных интерпретациях, автор предположил возможность гуманизации современных технологических процессов посредством изменения представления о времени у современного человека.

Методология и источники. Методологической основой работы являются герменевтический и ретроспективный методы, методы экзистенциального и сравнительного анализов, применение экзистенциального, культурологического и междисциплинарного подходов. Произведен анализ философских текстов по проблеме изменения восприятия времени человеком в техногенную эпоху (Л. Мамфорд, М. Маклюэн, Дж. Нейсбит), трудов экзистенциальных философов, посвященных темпоральной проблематике (С. Кьеркегор, Н. Бердяев, М. Хайдеггер), теоретических работ по физике (С. Хокинг, Э. Сударшан, Дж. Ваккаро) и ряда работ о гуманитарных проблемах техногенной эпохи (Э. Балас, В. Тихонова, В. Степин, Л. Кузнецова).

Результаты и обсуждение. В статье рассматривается проблема преодоления дегуманизации темпоральности экзистенции человека под влиянием высокотехнологичного времени. Результатами изучения данной проблемы стали следующие выводы: во-первых, выявление причин дегуманизации темпоральной экзистенции человека, действующего в соответствии с высокотехнологичным временем; во-вторых, обоснование необходимости проведения различия между понятиями «минуты» объективного времени и «мгновения» темпоральности экзистенции человека; в-третьих,определение изучения темпоральной проблематики как условия гуманизации научно-технического развития современной эпохи.

Заключение. В техногенную эпоху судьба темпоральной экзистенции человека определяется его свободным выбором между минутами высокотехнологичного времени и мгновениями экзистенциального времени. Совершая свой выбор, человек определяет характер развития техногенной эпохи в направлении дегуманизации человеческого бытия или в направлении гуманизации технического мира. Правильный выбор зависит от широты изучения природы темпоральности человека и темпоральной проблематики в целом.

СОЦИОЛОГИЯ 

40-45 46
Аннотация

© Пашковский Е. А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License.

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

 

Введение. В статье анализируется влияние вынужденной самоизоляции в связи с пандемией коронавирусной инфекции весной 2020 г. на коммуникацию между людьми, проживающими вместе. Актуальность темы, помимо сложившейся в обществе ситуации, определяется тем, что межличностная коммуникация является фактором, оказывающим большое влияние на качество отношений между людьми, а значит, и психологической стабильности каждого индивида.

Цель статьи – рассмотреть влияние режима самоизоляции на коммуникацию между проживающими вместе людьми.

Методология и источники. Сложившаяся в современном обществе ситуация актуализирует ценность применения в практике межличностных коммуникаций методик анализа и управления коммуникативным поведением, таких как ненасильственная коммуникация М. Розенберга, трансакционный анализ Э. Берна, нейролингвистическое программирование. Автор статьи использовал их как источник для выявления ключевых проблем межличностной коммуникации во время самоизоляции.

Результаты и обсуждение. Для решения задач исследования мы провели анкетирование, в котором приняли участие 217 респондентов. Руководствуясь задачей максимально точно описать характер изменений в коммуникации между людьми, проживающими вместе, автор включил в анкету разные группы вопросов. Первая группа направлена на оценку общения в целом через попытку взглянуть на него со стороны. Далее респонденту предлагалось вспомнить трудности и положительные изменения, привнесенные в коммуникацию новым образом жизни и, возможно, эмоциональным состоянием. Следующие два вопроса были посвящены напряженным и конфликтным ситуациям: респонденту предлагалось оценить изменение их количества, а затем в открытом вопросе написать, как изменились способы решения таких ситуаций во время самоизоляции. Еще два вопроса были направлены на оценку изменений в коммуникативном поведении сожителей и собственном. В последнем, также открытом, вопросе автор интересовался общим характером изменений в общении с родными и друзьями, с которыми респондент не живет вместе.

Заключение. В ходе исследования подтвердилось авторское предположение о том, что в общении между проживающими вместе людьми в период вынужденной самоизоляции весной 2020 г. произошли существенные изменения.

Напряженных и конфликтных ситуаций в общении между сожителями в исследуемый период стало больше, что актуализировало поиск новых стратегий и техник коммуникации для сохранения психологической стабильности межличностных отношений.

Многие респонденты отметили положительное влияние периода самоизоляции на их отношения с проживающими с ними людьми. Среди трудностей наиболее распространенными оказались усталость от общения, сложность в выражении своих эмоций, самораскрытии, а также рост количества конфликтов.

56-80 433
Аннотация

Введение. Родительские меры по предотвращению сексуального насилия над детьми чрезвычайно важны для обеспечения более эффективной защиты детей. Однако основными составляющими превентивных мер со стороны родителей являются информированность и убеждения родителей. Предыдущие исследования показали, что родители склонны считать риск сексуального насилия в отношении своих детей низким, что, в свою очередь, влияет на меры по предотвращению сексуального насилия над детьми. Цель настоящего исследования состоит в изучении родительских убеждений по поводу риска сексуального насилия над детьми, и в особенности связанного с преступником и жертвой риска сексуального насилия в отношении их детей, а также подходов родителей к обеспечению безопасности детей.

Методология и ресурсы. Данные были получены от 22 родителей в ходе интервью фокус-групп (n=6) с применением практических заданий.

Результаты и обсуждение. На основании полученных данных были созданы четыре профиля риска, связанного с преступником, и два профиля риска, связанного с жертвой. Когда родители обнаруживают у своих детей общие характеристики с преступниками или жертвами, это провоцирует эффект защитного отчуждения, который играет роль подсознательного защитного механизма, но часто приводит к неправильной оценке риска и ложной уверенности.  Полученные наблюдения также указывают на то, что родители не обучают своих детей навыкам, связанным с риском сексуального насилия, потому что определяют этот риск как низкий. 

Заключение. Настоящее исследование углубляет наше понимание восприятия риска в связи с сексуальным насилием над детьми и подхода к его предотвращению, предоставляя понятийное дополнение к теории защитной атрибуции. Требуется дальнейшее исследование влияния когнитивных процессов и механизмов психологической защиты на оценку риска сексуального насилия над детьми. Данные настоящего исследования будут использованы в материалах и программах по предотвращению сексуального насилия над детьми.

81-93 38
Аннотация

Введение. Актуальность темы определяется появлением новой для России институции – общероссийского голосования, относительно которого нет единой трактовки со стороны ученого сообщества. Реформа Конституции – внесение поправок в 2020 г. – разрешила назревшие вопросы, касающиеся как ценностно-идеологической сферы, так и социально-экономической, политической. Цель статьи – определить основания, последствия и перспективы общероссийского голосования как института демократии и правового института. Новизна исследования состоит в том, что на основе имеющихся нормативно-правовых актов, научных разработок социологов и юристов предпринята попытка системного анализа феномена общероссийского голосования и определения его значения и перспектив.

Методология и источники. Эмпирической базой исследования выступают данные опроса ВЦИОМ, посвященного информированности россиян об общероссийском голосовании по поправкам к Конституции, а также результаты электорального прогноза ВЦИОМ 23.06.2020, материалы официального сайта ЦИК РФ о результатах общероссийского голосования 2020 г. В работе использовались концепции и разработки российских ученых Дзидоева Р. М., Ильина В. А., Морева М. В., Хорунжего С. Н., Христофоровой Е. И., Соколовой Е. А., Чеботарева Г. Н. и др., теория плебисцитарной демократии М. Вебера, теория социального института. В исследовании использовались метод системного анализа, общелогические методы.

Результаты и обсуждение. В связи с проведением общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 2020 г. были приняты новые нормативные правовые акты. Появление феномена общероссийского голосования вызвало дискуссии в научной среде, в обществе по поводу легитимности и последствий данного политико-правового явления. В статье автор рассматривает социологические аспекты общероссийского голосования как института демократии относительно обоснованности, сущности, причин, последствий и перспектив. А именно затрагиваются прогнозы институционализации общероссийского голосования, особенности данного проявления народовластия относительно иных форм демократии в России, его значение для социума.

Заключение. Россия является демократическим государством, и формы проявления демократии закреплены в законодательстве. Общероссийское голосование было проведено в соответствии со специально созданными для его проведения нормативными правовыми актами. Сформировался новый институт демократии. Результат голосования за поправки в Конституцию показал уровень и динамику взаимодействия государства и общества, своевременность вынесенных на голосование вопросов. В то же время имплементация общероссийского голосования в правовую систему России и вопрос окончательной институционализации соответствующих отношений представляются маловероятными.

94-107 29
Аннотация

Введение. В статье рассматривается переход высшей школы к парадигме смарт-образования. Представляются результаты социологического исследования, цель которого заключалась в сопоставлении реального опыта онлайн-обучения студентов с ожидаемыми результатами от воплощения в жизнь принципов новой цифровой образовательной парадигмы.

Методология и источники. В качестве методологической рамки исследования использовались принципы экономики высшего образования, институциональной традиции социологии высшего образования, а также теория социальных представлений.

Результаты и обсуждение. Представлены результаты мониторинга удовлетворенности и самооценки опыта онлайн-обучения студентов одного из ведущих технических университетов России. Авторами статьи выявлены интерес и в целом положительное отношение студентов вне зависимости от наличия или отсутствия у них соответствующего образовательного опыта в онлайн-обучении. Вместе с тем остается открытым вопрос, осуществляется ли на современном этапе цифровизации высшего образования его переход к принципам смарт-парадигмы.

Заключение. Во-первых, пока нет достаточных данных о существенном повышении эффективности образовательной деятельности. Можно зафиксировать лишь рост удовлетворенности студентов своей успеваемостью. Во-вторых, наблюдается проблема самоорганизации системы. Наконец, неясна степень готовности студентов, прошедших онлайн-обучение, к самостоятельному продуцированию знания и решению нестандартных задач. Скорее наоборот, чем сложнее становится осваиваемая профессиональная дисциплина, тем больше обучающиеся нуждаются в помощи преподавателя. Наиболее функциональным вариантом обучения студенты, особенно старших курсов обоих уровней образования, признают гибридные форматы.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

108-117 28
Аннотация

Введение. Рассматриваются особенности технической образной номинации в зарубежных фантастических кинофильмах. Целью статьи является анализ способов передачи технической образности в современных фильмах. Научная новизна состоит в обращении к современному когнитивному подходу к образной концептуализации, осуществляемой в целях демонстрации индивидуальной неповторимой картины мира в кинопроизведении. Объектом исследования выступают технические образы из англоязычных зарубежных кинофильмов о технике и компьютерах. Актуальность изучения технической образности определяется неизменно высоким уровнем популярности техносферы в наши дни по сравнению с иными (природными, биологическими) семантическими сферами.

Методология и источники. Применены частнолингвистические методы лингвистического наблюдения, описательный метод, метод количественных подсчетов и универсальный метод сравнения. Уникальная методика концептуального моделирования позволила реконструировать стоящие за отдельными образами фрагменты действительности. Метод «от противного» ставил вопрос о том, почему некоторые тематические поля не активированы в образной номинации. Информационную базу исследования составили более 500 технических образов современного английского языка, извлеченные методом сплошной выборки из более чем 30 художественных киносценариев, повествующих о мире техники, по данным интернет-ресурса scripts.com.

Результаты и обсуждение. Проведен анализ привлечения технической образности в зарубежном кинодискурсе, основанный на когнитивно-дискурсивной методике, раскрывающей ценностные суждения киногероев, направленные на решение проблем кинопроизведения. Анализ продемонстрировал, что образ, благодаря своей имплицитности, способен ненавязчиво создавать эмоциональное состояние, придавать импульс для размышлений, задавать не лишенную простора свободы программу переработки информации. Оценочные категории экспрессивности и образности привлекаются режиссерами и сценаристами для осмысления и адаптации коллективных знаний и схем в личной концептуальной системе киногероя, ищущего способы объяснения и передачи собственного видения мира.

Заключение. Использование когнитивно-дискурсивных методов позволило установить роль образа в кинопроизведении. Образ не относится к ретуширующему (второстепенному, фоновому) знанию, он расположен в срединной позиции между ретуширующим (второстепенным) и рецептным (существенным), привнося в знание элемент эмоции. Имплицитность образа в кинематографе стимулирует мысль, направляет поиск оборванных сюжетных линий, закладывает фундамент для разгадки режиссерского замысла. Образ делает зрителя активным, процесс просмотра становится сотворчеством, дорисовыванием образа.

118-126 35
Аннотация

Введение. Цель данного исследования – выявление специфики функционирования в художественной речи зевгмы. Хотя данная риторическая фигура известна еще с античных времен и используется в разных сферах коммуникации, до настоящего времени нет полной ясности относительно сущности этого лингвистического феномена.

Методология и источники. В статье рассматриваются различные трактовки зевгмы,определяется ее место в кругу прочих риторических фигур, проводится структурный анализ зевгматических конструкций, в частности выявляются ее синтактико-морфологические вариации, анализируется стилистический потенциал. В качестве эмпирического материала используются лирические и прозаические тексты немецкоязычной литературы XIX–XX вв., в том числе произведения Г. Гейне, А. Деблина, Г. Тракля, Г. Бенна, К. Эдшмида, Г. Бёлля и других авторов.

Результаты и обсуждение. Как риторическая фигура зевгма строится на конфликте синтаксиса и семантики, представляя собой ряд синтаксически однородных, но семантически разнородных элементов. Зевгма, как правило, имеет в своем составе ядерное слово, в котором в соединении с различными актантами актуализируются разные значения/оттенки значений, хотя встречаются и «безъядерные» зевгмы. В немецком языке в роли опорного элемента чаще всего выступает глагол-сказуемое, реже ядром конструкции становятся прилагательное, причастие, наречие, существительное. Элементы паратактического ряда, как правило, существительные (однородные подлежащие, дополнения, обстоятельства), однако в ходе анализа выявлены и случаи алогичных сочетаний, представленных другими частями речи, а также примеры с разнородными морфологическими формами в рамках одной зевгматической конструкции. Функциональный анализ зевгмы демонстрирует богатый стилистический потенциал данной риторической фигуры, выступающей в художественных текстах средством юмора и сатиры, служащей для передачи эмоциональных состояний, способствующей семантическому насыщению высказывания, приращению новых смыслов.

Заключение. Зевгма выступает в художественном тексте значимым приемом прагматического фокусирования, будучи особенно широко представленной в модернистской литературе, характеризующейся семантической многослойностью и интенсивностью художественного выражения.

127-134 35
Аннотация

Введение. Статья продолжает серию публикаций по лингвистике отношений (далее R-лингвистика) и посвящена вопросам семантической интерпретации в рамках лингвистической модели, что является первоначальным этапом к рассмотрению естественной логики языка (внешней логики).

Методология и источники. В качестве инструментов исследования используются результаты, полученные в предыдущих частях серии. В частности, для представления понятий и глаголов применяется глагольный способ категоризации. Для разработки необходимых математических представлений в области логики и семантики естественного языка используется сформулированное ранее понятие оператора интерпретации. Оператор интерпретации отображает предложения языка в модель с учетом ранее интерпретированных предложений.

Результаты и обсуждение.На примерах перевода текста и алгебры высказываний проанализированы проблемы, которые возникают при работе оператора интерпретации естественного языка. Источником проблем является зависимость интерпретации предложений от уже накопленных результатов интерпретации. Проанализированы особенности интерпретации отрицания и двойного отрицания в языке. В частности, отрицание предложения оказывает влияние на интерпретацию предшествующих предложений, а двойное отрицание, как правило, обозначает одиночное отрицание с указанием области его действия. Показано, что даже с точки зрения классической логики языковое отрицание не является безусловным, а операция конкатенации (приписывания) не является коммутативной и ассоциативной. Сформулированы общие правила интерпретации текста в виде пошагового отображения элементов предложения в лингвистическую модель.

Заключение. Из рассмотренных примеров реализации оператора интерпретации следует, что отрицание предложения требует изменения смысла операции приписывания предложений в тексте. По этой причине отрицательная частица «не» в языке фактически является меткой изменения правила интерпретации. Правило двойного отрицания в логике предложений не выполняется, поэтому предложения, содержащие двойные отрицания, скорее всего, содержат информацию об области действия отрицания предложения в тексте. На основе проведенного анализа обозначены контуры оператора интерпретации для лингвистической модели.

135-155 89
Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено раскрытию особенностей и основных задач феминистской лингвистики. Научной новизной является впервые проводимое противопоставление феминистской лингвистики и гендерного языкознания, выявление их принципиальных отличий, а также аргументов в пользу научной и практической значимости именно феминистских лингвистических исследований. Актуальность исследования объясняется категорической недостаточностью научных трудов по теме, а также все возрастающим интересом к изучению языка как антропоцентрического социокультурного феномена и увеличивающимся значением феминистского движения во всем мире.

Методология и источники. Теоретическую базу исследования составили отечественные и зарубежные работы по гендерным исследованиям (А. В. Кирилина, А. М. Кузнецов), по феминистским исследованиям в социологическом и социолингвистическом аспекте (Л. Н. Казнин, Р. Лакофф, М. Фуко), а также по феминистским лингвистическим исследованиям (Н. А. Антропова, Е. Горшко, О. А. Воронина, Е. Здравомыслова, А. В. Толстокорова). В качестве методов исследования следует рассматривать метод анализа и синтеза теоретического материала, метод опроса респондентов, метод анализа фактического материла.

Результаты и обсуждение. Последние научные результаты в области феминистcкой лингвистики все более выявляют несостоятельность попыток доказать существование «языка женщин» или «языка мужчин», и тем более гендерлекта. Речь идет исключительно о социокультурном феномене воспроизведения речевых шаблонов женского и мужского поведения в той или иной культуре. Феминистская лингвистика использует в своих исследованиях более глубокий подход и обращается непосредственно к системе языка, выявляет в нем гендерную асимметрию, выражаемую в языковой андроцентричности, предлагает стратегии по борьбе с языковым сексизмом, разрабатывает конкретные способы его устранения: создание гендернонейтральных лексем, внедрение феминитивов, применение инклюзивного письмен-ного языка. Это становится возможным лишь при условии проведения языковых феминистских реформ и осуществлении грамотного языкового феминистского планирования.

Заключение. Анализ достижений традиционного гендерного языкознания позволяет утверждать, что феминистские лингвистические исследования привносят в языковедение множество новых идей, имеющих особую ценность. Феминистская критика языка является прогрессивным направлением в современной лингвистике, обращает внимание на наиболее насущные языковые проблемы общества и предлагает пути их эффективного разрешения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)