Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Парадигма смарт-образования: ожидаемые результаты и реальный опыт студентов

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-94-107

Аннотация

Введение. В статье рассматривается переход высшей школы к парадигме смарт-образования. Представляются результаты социологического исследования, цель которого заключалась в сопоставлении реального опыта онлайн-обучения студентов с ожидаемыми результатами от воплощения в жизнь принципов новой цифровой образовательной парадигмы.

Методология и источники. В качестве методологической рамки исследования использовались принципы экономики высшего образования, институциональной традиции социологии высшего образования, а также теория социальных представлений.

Результаты и обсуждение. Представлены результаты мониторинга удовлетворенности и самооценки опыта онлайн-обучения студентов одного из ведущих технических университетов России. Авторами статьи выявлены интерес и в целом положительное отношение студентов вне зависимости от наличия или отсутствия у них соответствующего образовательного опыта в онлайн-обучении. Вместе с тем остается открытым вопрос, осуществляется ли на современном этапе цифровизации высшего образования его переход к принципам смарт-парадигмы.

Заключение. Во-первых, пока нет достаточных данных о существенном повышении эффективности образовательной деятельности. Можно зафиксировать лишь рост удовлетворенности студентов своей успеваемостью. Во-вторых, наблюдается проблема самоорганизации системы. Наконец, неясна степень готовности студентов, прошедших онлайн-обучение, к самостоятельному продуцированию знания и решению нестандартных задач. Скорее наоборот, чем сложнее становится осваиваемая профессиональная дисциплина, тем больше обучающиеся нуждаются в помощи преподавателя. Наиболее функциональным вариантом обучения студенты, особенно старших курсов обоих уровней образования, признают гибридные форматы.

Об авторах

Е. В. Строгецкая
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Строгецкая Елена Витальевна – кандидат политических наук (2000), доцент (2004), заведующая кафедрой социологии и политологии

ул. Проф. Попова, д. 5, 197376



И. Б. Бетигер
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Бетигер Ирина Борисовна – заместитель руководителя службы социологического и психологического сопровождения учебного процесса 

ул. Проф. Попова, д. 5, 197376



Список литературы

1. Baumol W. J., Bowen W. G. Performing Arts. The Economic Dilemma. A study of Problems common to Theater, Opera, Music and Dance. N. Y.: Twentieth Century Fund, 1966.

2. Bowen W. G. The Economics of the Major Private Universities. N. Y.: McGraw-Hill, 1968.

3. Interactive Online Learning on Campus. Research report / M. Chingos, C. Mulhern, R. Griffiths, R. Spies. 2014. DOI: https://doi.org/10.18665/sr.22522.

4. Kolowich S. How «Open» Are MOOCs? // Inside Higher Ed. 2012. November 8. URL: https://www.insidehighered.com/news/2012/11/08/educause-discussion-about-oer (дата обращения: 07.03.2021).

5. Barriers of Adoption of Online Learning Systems in U. S. Higher Education / L. Bacow, W. Bowen, K. Guthrie, K. Lack, et al. URL: https://sr.ithaka.org/publications/barriers-to-adoption-ofonline-learning-systems-in-u-s-higher-education/ (дата обращения: 07.03.2021).

6. Днепровская Н. В., Янковская Е. А., Шевцова И. В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6 (113). С. 43–51. DOI: https://doi.org/10.21686/1818-4243-2015-6(113-43-51.

7. Learning New Lessons // Economist. 2012. Deсember 22.

8. Moscovici S. Social Representations: Explorations in Social Psychology / ed. by G. Duveen. Cambridge: Polity Press, 2000.

9. Habermas J. The Theory of Communicative Action / transl. by T. McCarthy. Boston: BeaconPress, 1987.

10. К вопросу об эффективности дистанционного обучения: исследование представлений / О. С. Виндекер, Е. А. Голендухина, М. В. Клименских и др. // Педагогическое образование в России. 2017. № 10. С. 41–47.

11. Кузьминов Я. И., Карной М. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия // Вопр. образования. 2015. № 3. С. 8–43. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-3-8-43.

12. Заборова Е. Н., Глазкова И. Г., Маркова Т. Л. Дистанционное обучение: мнение студентов // Социол. исслед. 2017. № 2. С. 131–139.


Рецензия

Для цитирования:


Строгецкая Е.В., Бетигер И.Б. Парадигма смарт-образования: ожидаемые результаты и реальный опыт студентов. Дискурс. 2021;7(2):94-107. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-94-107

For citation:


Strogetskaya E.V., Betiger I.B. The Smart Education Paradigm: Expected Outcomes and Real-Life Student Experience. Discourse. 2021;7(2):94-107. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-94-107

Просмотров: 236


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)