Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Цифровой этикет и его специфика: философско-методологический аспект

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-16-27

Полный текст:

Аннотация

Введение.Цифровой этикет – это новый вид этикета, определяющий правила поведенческой культуры в цифровой среде сети Интернет. Показано, что цифровой этикет представляет собой не только новый вид коммуникативного взаимодействия, но и один из новых социокультурных феноменов цифровой цивилизации, а также современное конвергентное знание теоретико-прикладного характера, которое формируется на стыке гуманитарного и технологического знания и в настоящее время находится в процессе своего оформления.

Методология и источники. Работа базируется на применении методологии историко-философского, культурфилософского, аксиологического и междисциплинарного подходов к рассмотрению цифрового этикета как нового коммуникативного феномена новой реальности.В качестве источниковедческой базы использованы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные этикетной тематике в цифровой и нецифровой среде, а также современные научные исследования, посвященные цифровым коммуникациям, включая цифровую гуманитаристику.

Результаты и обсуждение.На основе представленного в статье анализа к определению этикета и как явления, и как понятия, его сущностных признаков и отличительных характеристик выявляются специфические особенности цифрового этикета, включая ценностные установки, которые детерминированы свойствами Сети третьего поколения (в частности, такими как Digital- и Phygital-взаимодействие, актуализация репутационной составляющей поведенческой культуры в сети Интернет, персонализация брендинга и др.), в целом обозначившие междисциплинарный характер нового этикета  и общую  тенденцию его развития как цифрового гуманитарного знания.

Заключение.В современных реалиях актуализируются роль и значение поведенческой культуры пользователей Сети персонального и корпоративного уровней. Однако в первую очередь это касается представителей молодого поколения – поколения Z, которое определило персональную свободу как главную ценность своего бытия в социуме. В связи с этим во всей образовательной системе объективируется роль воспитательной компоненты, включая ее этикетную составляющую. В частности, в рамках высшей школы обучение цифровому этикету – это обучение цифровому гуманитарному знанию, которое представляет собой единство образовательного и воспитательного процессов в формировании поведенческой культуры, отражающей вызовы новой эпохи.

Об авторах

Р. И. Мамина
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Мамина Раиса Ильинична – доктор философских наук (2007), профессор кафедры философии 

ул. Проф. Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



С. Н. Почебут
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия

Почебут Станислав Николаевич – старший преподаватель кафедры философии 

ул. Проф. Попова, д. 5, Санкт-Петербург, 197376



Список литературы

1. Козьякова М. И. Этикет как феномен культуры // Культура культуры. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiket-kak-fenomen-kultury/viewer (дата обращения: 10.10.2020).

2. Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л.: Наука, 1990.

3. Лихачева Л. С. Этикет как культурная универсалия // Фундаментальные проблемы культурологии: сб. ст. по материалам конгресса. Т. 6. Культурное наследие: от прошлого к будущему. М.: Новый хронограф: Эй-дос, 2009. С. 146–156.

4. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. М.: Мысль, 1974.

5. Семушкин А. В. Античная калокагатия как общечеловеческий идеал совершенства // Вестн. РУДН. Сер. Философия. 2007. № 3. С. 52–59.

6. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования / пер. с нем. А. М. Руткевич. Т. 2. М., СПб.: Университетская книга, 2001.

7. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры / пер. Н. Г. Яцюк. М.: Эксмо, 2011.

8. Стиллман Д., Стиллман Дж. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. c нем. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

9. Каган М. С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.

10. Кодекс поведения в Интернет // IT-Labs. URL: http://it-labs.narod.ru/part10.htm#a1 (дата обращения: 25.02.2021).

11. Кузьменкова М. А. Phygital-технологии – инновация в мире коммуникаций // Медиаскоп. 2014. № 3. URL: http://www.mediascope.ru/1570 (дата обращения: 23.02.2021).

12. Мамина Р. И. Искусство самопрезентации в эпоху цифры. СПб.: Петрополис, 2020.

13. Элькин А., Пащенко М. НеоЭтикет: новая грамотность в цифровом веке. СПб.: Дом рекламы, 2014.

14. Лукинова О. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: ОДРИ, 2020.

15. Тапскотт Д., Тапскотт А. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня / пер. с англ. К. Шашковой, Е. Д. Ряхиной. М.: Эксмо, 2017.

16. Цифровые гуманитарные науки: хрестоматия / под ред. М. Террас, Д. Найхан, Э. Ванхутта, И. Кижнер. Красноярск: Изд-во СФУ, 2017.

17. Можаева Г. В. Digital humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/digital-humanities-tsifrovoy-povorot-v-gumanitarnyh-naukah (дата обращения: 15.03.20).

18. Самостиенко Е. В. Digital Humanities в русскоязычном контексте: траектория институализации и механизмы формирования автономных зон // Вестн. Вятского гос.ун-та. 2018. № 4. С. 37–45. DOI: 10.25730/VSU.7606.18.035.

19. Володин А. Ю. Digital Humanities (Цифровые гуманитарные науки): в поисках самоопределения // Вестн. Пермского ун-та. Сер. История. 2014. № 3 (26). C. 5–12.


Для цитирования:


Мамина Р.И., Почебут С.Н. Цифровой этикет и его специфика: философско-методологический аспект. Дискурс. 2021;7(2):16-27. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-16-27

For citation:


Mamina R.I., Pochebut S.N. Digital Etiquette and Its Specification (Philosophical and Methodological Aspect). Discourse. 2021;7(2):16-27. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-16-27

Просмотров: 133


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)