ФИЛОСОФИЯ
Введение. В статье предпринята попытка проанализировать попытки политических лидеров различных типов выстраивать политические коммуникации в условиях новой социальной реальности – в сети Интернет. В качестве материала исследования были взяты элементы сторителлинга трех лидеров в социальных сетях периода первых попыток создания элементов символической политики. В процессе анализа этой наррации мы задавались вопросом – насколько связан традиционный образ конкретного политического лидера с его отражением в социальных сетях? Актуальность авторского подхода заключается в анализе сторителлинга как инструмента формирования символической политики и социальной реальности. Политические лидеры перешли в виртуальную среду вслед за своими целевыми аудиториями.
Методология и источники. Методологическая основа работы – верификация на практическом материале социально-философских концептов и моделей политических аналитиков, культурологов, социологов (П. Штомпки, В. А. Ядова, О. Ю. Малиновой, Г. Л. Тульчинского и др.). В статье используются нарративы, полученные из социальных сетей с открытым доступом. Для выяснения формирования социальной реальности был проведен сравнительный анализ нарративов публичных лидеров в части создания пространства символической политики.
Результаты и обсуждение. В результате исследования были верифицированиы теоретические модели, описывающие поведенческие паттерны политических лидеров в информационном обществе. В современном информационном обществе основное внимание переносится в социальные сети, где и проводят свое время целевые аудитории политических деятелей. Политические лидеры следуют за своей целевой аудиторией, по-разному проявляя свое присутствие в социальных сетях, как количественное, так и качественное. В результате проведенного исследования выяснены отличительные особенности сторителлинга публичных политиков, сходство и различия в технологиях создания полноценного образа лидера в массовом сознании целевой аудитории, сходство и отличия между имиджем политического лидера, складывающемуся в традиционных СМИ и в интернете.
Заключение. Мы наблюдаем в 2018 г. феномен вхождения в пространство социальных сетей политиков с целью событийного формирования элементов символической политики. В процессе исследования сторителлинга как процесса формирования публичных коммуникаций определены роли источников, акторов. В современном цифровом обществе социальные сети играют важнейшую роль в процессах генерации социальной реальности. Механизмы формирования нарративов, возможно, потребуют дополнительного исследования, но уже сейчас можно определить их влияние на политическую, социально-культурную и деловую среду.
Введение. В статье рассматриваются философские проблемы при анализе наиболее сложных явлений во вселенной: происхождение вселенной в целом, возникновение жизни на планете и появление разума. Научная актуальность проводимого исследования определяется как неослабеваемым интересом к проблемам происхождения вселенной и жизни в ней. В частности связью между параметрами крупномасштабной вселенной и и локальными условиями возможности возникновения жизни во вселенной. Наиболее трудной проблемой является возникновение разумной жизни во вселенной. Это подтверждается неослабеваемым интересом к проблеме SETI. Научная новизна исследования состоит в том, что авторы связывают в один интеллектуальный кластер три фундаментальные проблемы, связанные с возникновением сложности во вселенной.
Методология и источники. Исследование базируется на анализе современных данных из космологии, астробиологии и антропологии в контексте представлений о сложных системах и предельной чувствительности режимов сложности по отношению к неконтролируемым начальным условиям. В частности речь идет о «точной настройке» космологических параметров для того, чтобы выполнялись необходимые условия для возможности образования жизни на Земле. Отклонение этих параметров на несколько процентов исключало бы образование сложных биологических систем. Однако сфера необходимых условий таких параметров не гарантирует выполнения достаточных условий образования сложных систем и возможности жизни. Такие условия не детерминированы физикой или биологией систем и предполагают для их интерпретации обращение к философским представлениям. Методологической основой исследования как раз и является выявление границ действия необходимых условий образования сложности и попыток дать в ряде случаев интерпретацию возможных достаточных условий.
Результаты и обсуждение. Показана принципиальная невозможность предсказания или контроля исходных условий, которые положены в основу динамики сложных систем и приведших к образованию наблюдаемой вселенной, возникновению жизни на Земле и появлению сознания. Научные методы позволяют сформулировать только необходимые условия для существования биологической жизни и воплощенного сознания во вселенной. Однако эти методы оказываются неприменимыми для раскрытия смысла достаточных условий. На основе аналогии возникновения жизни с так называемой нестабильностью Бернара в сложных физических системах предложена простая иллюстрация чувствительности результата возможного развития сложной системы к неконтролируемым начальным условиям. Если исходить из того, что к таким явлениям как вселенная в целом, биологическая и разумная жизнь могут быть применены теории возникновения сложности, то по-прежнему остается фундаментальная проблема непредсказуемости и онтологической случайности тех «начальных» условий которые предетерминировали фактический результат эволюции сложных систем. Другими словами, существует принципиальный предел на возможность описания с помощью научных методов достаточных условий (достаточного основания) возникновения сложных систем высшего порядка, таких как вселенная и разумная биологическая жизнь.
Заключение. Научное описание наиболее сложных систем, таких как вселенная в целом, биологическая и разумная жизнь показывает свою собственную ограниченность в отношении понимания достаточных условий, лежащих в основании результатов развития таких систем. Исчерпывающее понимание таких явлений становится недостижимым, показывая, что науки о происхождении сложности функционируют в условиях так называемой «позитивной неопределенности».
Введение. Статья посвящена исследованию ценностных установок, определяющих критерии отношения молодого человека к жизни в обществе. Базовые аксиологические установки играют ключевую роль в оценке ситуации индивидуумом, при выборе формы поведения. Цель статьи – структурный анализ системы ценностей молодых людей по возрастному и гендерному признаку. Задачи статьи определяются выявлением ценностных приоритетов молодежи в возрастной группе 15-17 лет, которые являются основанием для конструирования жизненных стратегий в социальной адаптации. Научная новизна исследования заключается в специфике рассмотрения аксиологии социальной адаптации путем измеряемых параметров мотивационной структуры личности и междисциплинарным полем исследования.
Методология и источники. Исследование ведется на теоретической базе социальной философии и психологии в рамках деятельностной концепции личности, с использованием сравнительного анализа, с применением методов психологического тестирования и стандартизированных самоотчетов по опроснику «Терминальных ценностей (ОТеЦ)» И. Г. Сенина. Исследование происходило в г. Санкт-Петербурге в мае 2019 г. В эмпирическом исследовании приняли участие 64 респондента в возрасте 15–17 лет, из которых 38 юношей и 26 девушек.
Результаты и обсуждение. Результаты эмпирического исследования представлены в виде структурной диаграммы, показывающей наглядно средний уровень выраженности базовых ценностей молодёжи в референтной группе. Выявлено, что общим приоритетом в системе терминальных ценностей юношей и девушек обладает ориентация на духовное удовлетворение в реализации жизненных планов (33%). 27 % опрошенных молодых людей в социальной адаптации ценностно ориентированы на сохранение собственной индивидуальности. Представлен сравнительный анализ ценностных приоритетов юношей и девушек, который показал различие ориентаций, мотивирующих жизненную стратегию. Для выбранной группы юношей высокий уровень значимости в процессах социальной адаптации имеют целевые ориентации на собственный престиж, активные социальные контакты и духовное удовлетворение.
Заключение. В заключении подчеркивается явно выраженная аксиологическая установка молодежи на ценность отношений в семье, с которой и юноши, и девушки связывают формирование своего интеллектуального и коммуникативного потенциала жизненной стратегии в социальной адаптации. Результаты данного исследования имеют значение для изучения базовых аксиологических установок, а выделенные типы ценностных ориентаций позволяют наметить программы формирования социальной адаптации, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.
СОЦИОЛОГИЯ
Введение. Исследования коллективной памяти помогают раскрыть глубоко заложенные значения прошлого в настоящем, проследить процесс формирования идентичности различных сообществ, выявить нарративные структуры, определяющие общественные ориентиры. При этом подобные исследования являются проблематичными с эмпирической точки зрения. Научная новизна представленного исследования заключается в том, что до сих пор в академической литературе не были объединены и систематизированы теоретические и методологические подходы к анализу коллективной памяти. Цель данной статьи – сделать подобный обзор и определить наиболее валидные методы исследования в мемори стадиз. Актуальность проведенного исследования заключается в том, что утверждение методологического аппарата мемори стадиз необходимо для его окончательного оформления в самостоятельную область знания.
Методология и источники. Теоретико-методологической основой проведенного исследования стала теория коллективной памяти, позволившая рассмотреть про-шлое не как устоявшуюся данность, а как объект, подвергающийся интерпретации и репрезентации. Данную теорию развивали такие исследователи как М. Хальбвакс, М. Блох, А. Варбург, Ян и Алейда Ассманн, Дж. Олик, А. Эрлл и др. Ряд ученых уделял внимание рассмотрению методов исследования коллективной памяти, среди них М. Буланова, В. Канштайнер, А. Эрлл, Б. Зелизер, А. Конфино, Т. Капитонова, В. Белокрылова и др. Дж. Олик внес значительный вклад в понимание данного вопроса, предложив рассматривать память как процесс, развивающийся во времени, что тре-бовало определить методы анализа, способные учитывать эту характеристику. Однако целостного перечня, а также единой системы и классификации методов на сего-дняшний день в академической литературе не разработано. Возникнув на стыке различных социальных и гуманитарных наук, мемори стадиз заимствует методы проведения эмпирических исследований из социологии, политологии, культурологии, психологии, медиа стадиз, визуальных исследований и т. д. В рамках проведения представленного исследования были проанализированы актуальные эмпирические труды в рамках мемори стадиз ряда зарубежных и российских авторов, таких как Ш. Линд, А. Васильев, Т. Емельянова, А. Тимофеева, В. Касамара, Е. Хакоконгас, Е. Кейтли, М. Мейерс, Б. Зелизер и др. Это позволило выявить наиболее часто используемые для исследования коллективной памяти методы анализа, составить их обзор и разработать авторскую классификацию применяемых методов.
Результаты и обсуждение. Были рассмотрены основные теоретические подходы к исследованию коллективной̆ памяти. К ним относятся функциональный, феномено-логический, постструктурализм, социально-исторический и информационный. Дж. Олик дополнил перечень из пяти теоретических направлений, предложенных М. Булановой, указав на необходимость отметить процессо-релятивистский подход к изучению коллективной памяти. Были выявлены методы исследования, применяемые в мемори стадиз, и разработана классификация основных дисциплинарных традиций, которыми руководствуются академики при выборе метода исследования памяти: социологическая, психологическая, информационная, культурологическая и историческая, а также отдельный блок компьютерных наук.
Заключение. В исследовании был сделан систематический обзор и разработана авторская классификация теоретико-методологических подходов к анализу коллективной памяти. Данные результаты могут быть использованы исследователями проблем построения идентичности групп, способов работы со сложным прошлым, ре-презентации исторических событий в настоящем, функционирования сообществ памяти и т. д. Определение методологического аппарата мемори стадиз выступает в качестве движущей силы эффективного развития, универсализации и приведения к единому пониманию дальнейших исследований формирования и распространения структур коллективной памяти и взаимосвязанных концептов.
Введение. В статье рассматривается эволюция «Фейк-ньюс» и «постправды» в условиях цифрового общества, которые можно квалифицировать в качестве симулякров виртуального пространства. Авторами сформулирована гипотеза о том, что раскрытие особенностей социальной эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» как политических симулякров представляется возможным на основе мультипарадигмального подхода, объединяющего объясняющий потенциал социологии коммуникации, политической социологии, системного, интеракционистского подхода, концепций культивации и повестки дня.
Методология и источники. Методологическим основанием выступает мультипарадигмальный подход к исследованию «фейк-ньюс» и «постправды» как «симулякров» виртуального пространства, распространяемых преимущественно «во всемирной паутине» в форме заведомо ложных или искажающих истинное положение вещей сообщений, мэмов, постов, репостов, твитов, ретвитов, троллинга и др., позволяющий объединить эвристические возможности системно-социологического и интеракционистского подходов, теории коммуникативного действия, концепций культивации и повестки дня.
Результаты и обсуждение. Обосновывается авторское положение о том, что «фейк-ньюс» как информационная единица преимущественно политико-коммуникативного пространства является закономерным продуктом развития цифровизации, возникающим на почве «постправды». Делается вывод о том, что сегодня массовый характер приобрело конструирование политических новостных фейков с целью практического воздействия на поведение бизнесменов, общественных деятелей, политических лидеров и др., а также оказания влияния на реальные социально-экономические процессы и политико-правовую сферу в глобальном масштабе. Рассматривается проблема веры «фальшивым новостям», изучение которой на основе мультипарадигмальной методологии позволяет раскрыть её должным образом и найти возможные пути решения.
Заключение. Рассмотрение эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» в цифровом обществе показало, что они действительно выступают в качестве определенных политических симулякров виртуального пространства. При этом активно используются манипулятивные технологии, «внушающие через глаза и уши» некритическое восприятие навязываемых сообщений, установок и ценностных ориентаций. «Фейк-ньюс» и «постправда» представляют собой угрозу для общества в целом, создают «помехи» для их изучения и затрудняют коммуникативное взаимодействие, подменяя реальные социально-политические коммуникации и осязаемые политические действия их имитацией в виртуальном пространстве или, например, в качестве политически удобной правды, формируют в политико-коммуникативной практике некий синтетический симулякр, в котором соединяются PR-шоу и медиа-манипуляции.
Введение. Цель исследования – анализ и обобщение взглядов на трансгуманизм (далее – ТГ), представленных в современном дискурсе, и концептуальных подходов к оценке последствий его распространения. Актуальность социологического анализа ТГ определяется интенсивностью дискуссий и противоречивостью его оценок в социальных медиа и экспертном сообществе, ростом его международного влияния и угроз воплощения новых норм, задаваемых идеологией ТГ. Научная новизна работы состоит в типологической интерпретации понятия ТГ в его деятельностном и информационно-коммуникативном аспектах.
Методология и источники. В работе использованы результаты исследований, представленных в отечественных и зарубежных публикациях о трансгуманизме, материалы публичных страниц онлайн сообществ «Трансгуманизм» и «Трансгуманизм без границ» в социальных сетях «ВКонтакте» и «Живом журнале». Привлекаются объясняющие модели классической и неклассической социологии: теория подражания Г. Тарда, социокультурный подход Э. Дюркгейма, структурно-функциональный анализ Т. Парсонса, генеалогический анализ М. Фуко, теория рациональности Ю. Хабермаса. Используется историко-генетический метод, адекватный индивидуализирующему характеру социально-исторического познания.
Результаты и обсуждение. ТГ – новая глобальная идеология, которая конфигурирует образы социального мира, восходящие к архаичным мифам, с представлениями синтетической теории эволюции, технонауки, социальной философии. ТГ – идеология, адекватная породившим ее условиям и новому типу социального субъекта: ослабление наций-государств и формирование информационного контура глобального общества, новой инфраструктуры коммуникации как пространства всеобщего материального и духовного обмена, нового социального субъекта – «сообществ», мобилизованных для борьбы за личные права и самоопределение в антропологической сфере. Конструируемому в экспериментальном режиме образу жизни придается нормативное значение. ТГ отвечает императиву глобализации как культурная идеология, поскольку культура интерпретируется им как универсум методов, средств и технологий, которые позволяют человеку рационально воздействовать на самого себя. Рациональность в ТГ выступает высшей ценностью, критерием оценки и отбора нормативных конструкций будущего, осваиваемых сообществами (меньшинствами), подчеркнуто лишенными черт этнической принадлежности и культурно-исторического своеобразия.
Рассматриваются критические аргументы и полемика с ТГ в религиозном дискурсе. Обсуждается идеологический статус ТГ. Прослеживается радикализация в ТГ идей либерализма и коммунизма. ТГ исследуется в качестве платформы, объединяющей идеологические субкультуры сообществ, ориентирующихся на «рациональность», для анализа которой привлекается потенциал неклассической социологии.
Заключение. ТГ – утопия в специфическом смысле: это социально-антропологическая практика, представленная в теоретическом сознании образом будущего, а в практическом – экспериментальным настоящим. Социальные последствия распространения идеологии ТГ мы должны оценивать одновременно методами исторического анализа и футуристического моделирования.
Введение. Применяя метод социального картографирования городского пространства при исследовании молодежи из Республики Дагестан, проживающей в Санкт-Петербурге, автор предпринимает попытку создания карты расселения дагестанской молодежи. Автор также рассматривает факторы, влияющие на географию расселения: экономический, наличие дискриминации в отношении приезжих с Кавказа при попытках снять жилье, привлечение «сетей своих» для поиска жилья и др. Основная исследовательская цель – понять, существует ли в принципе феномен компактного проживания приезжих из Дагестана в Санкт-Петербурге.
Методология и источники. Методологическую основу работы составляют следующие подходы: социально-экологический (Р. Парк, Э. Берджесс), социопространственный (Ч. Бут, О. Трущенко), конструктивистский (Б. Андерсон, Р. Брубейкер). Рассмотрены возможности и ограничения применяемого инструментария при картографировании городского пространства: сделан вывод, что для исследования высокомобильных групп населения, таких как внутренние мигранты, и, несмотря на невозможность подсчета генеральной совокупности, лучше всего подходит анкетный опрос.
Результаты и обсуждение. Карта расселения дагестанской молодежи отражает периферийный тип проживания в активно застраиваемых окраинных районах, тем самым цены на аренду недвижимости в данных районах самые низкие в городе, также была зарегистрирована тенденция компактности расселения, в том числе в зависимости от места исхода. Выявлена высокая степень закрытости среды – 73,3 % опрошенных сталкивались с предвзятым отношением из-за их национальной/религиозной принадлежности при попытках снять жилье. В условиях «закрытости» среды мигранты вынуждены обращаться к более эффективным механизмам первичных групп и искать жилье через социальные сети (т. е. и реальных людей, и интернет).
Заключение. Несмотря на устоявшееся мнение экспертов, что локальное проживание мигрантов нежелательно и даже опасно, поскольку увеличивается нагрузка на социальную сферу, изменяется инфраструктура района, приобретая черты, не свойственные проживающему большинству, увеличивается число конфликтов и т.д., тем не менее, данный процесс никак не контролируется государством: приезжие снимают квартиры или покупают жилье в районах с наиболее низкими ценами, таким образом, локализация проживания мигрантов является закономерным процессом и происходит сама собой.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Введение. Статья продолжает серию публикаций по лингвистике отношений (далее R–лингвистика) и посвящена введение в логику естественного языка применительно к рассматриваемому в рамках серии подходу. Проблема логики естественного языка до настоящего времени сохраняет свою актуальность, поскольку эта логика существенно отличается от традиционной математической логики. Более того, с появлением систем искусственного интеллекта важность этой проблемы только возрастает. В статье анализируются логические проблемы, препятствующие применению методов классической логики к естественным языкам. Это оказывается возможным, поскольку R–лингвистика формирует семантику языка в виде структур модели мира, в которые интерпретируются предложения языка.
Методология и источники. В качестве инструментов исследования используются результаты, полученные в предыдущих частях серии. Для разработки необходимых математических представлений в области логики и семантики использовано сформулированное понятие оператора интерпретации.
Результаты и обсуждение. Проанализированы проблемы, которые возникают при изучении логики естественного языка в рамках R–лингвистики. Эти проблемы обсуждаются в трех аспектах: собственно логическом аспекте; языковом аспекте; аспекте соотнесения с действительностью. Рассмотрен весьма общий подход к семантике языка и сформулированы семантические аксиомы языка. Показаны проблемы языка и его логики, связанные с самым общим взглядом на семантику.
Заключение. Показано, что применение математической логики вне зависимости от ее разновидности к изучению логики естественного языка сталкивается с существенными проблемами. Это является следствием несогласованности существующих подходов с моделью мира. Но именно согласование с моделью мира позволяет выстраивать новый логический подход. Согласование с моделью означает семантический подход к логике. Уже самый общий взгляд на семантику позволяет сформулировать важные результаты о свойствах языков, в которых отсутствует смысл. Самые простые примеры семантической интерпретации традиционной логики демонстрируют ее семантические проблемы (прежде всего связанные с отрицанием).
Введение: Эрратология – недавно появившийся раздел лингвистики, связанный с изучением различных ошибок. Особый практический интерес представляет эрратология в сфере переводов в силу того, что переводческие ошибки оказывают особенно сильное влияние на области, даже не связанные с лингвистикой.
Методология и источники. Автор проанализировал результаты проверки итогового тестового задания и разработал типологию основных ошибок начинающих технических переводчиков. Классификация не основывалась на едином принципе, вместо этого был использован комплексный подход. Итоговая классификация выглядит следующим образом: речевые ошибки, смысловые ошибки, бессмыслица, терминологические ошибки (неправильные термины и неединообразное употребление терминов), опущения, грамматические ошибки, опечатки, пунктуационные ошибки. Автор с 2014 г. проводит в режиме вебинаров дистанционные курсы по теории и практике письменного технического перевода для начинающих и опытных переводчиков, которые хотят повысить свою квалификацию. Большинство участников курса уже занимались переводами или планировали начать переводческую деятельность. За 4 года 60 человек выполнило бо́льшую часть домашних заданий и итоговое тестовое задание (перевод технического, медицинского или юридического текста объемом 1,5 переводческой страницы (в среднем 2500 знаков с пробелами)). Были проанализированы результаты проверки итогового тестового задания и выделены основные типы ошибок начинающих технических переводчиков.
Результаты и обсуждение. Итоговые результаты распределения типов ошибок в работах следующие: речевые ошибки – 47; смысловые ошибки – 19; неправильные термины – 15; пунктуационные ошибки – 13; неединообразное употребление терминов – 12; опущения – 11; грамматическое несогласование – 7; неединообразное выражение долженствования – 6; опечатки – 5; бессмыслица – 4. Преобладание речевых ошибок обусловлено низким уровнем филологической грамотности современного российского общества, а также устранением языковых корректоров и редакторов из процесса выпуска письменной продукции из-за сокращения издержек. Смысловые ошибки обусловлены недостаточным уровнем знаний переводчика в конкретной области знания. Остальные ошибки совершаются из-за отсутствия навыков самоконтроля.
Заключение. В результате анализа тестовых работ начинающих переводчиков была выработана практическая типология переводческих ошибок. Как видно из проанализированных примеров, все ошибки начинающих переводчиков можно описать с помощью правила трех «Н»: невнимательность, незнание, неопытность.
Введение. Данная статья построена на основе результатов сравнения ряда сербо-хорватских/словенских лексем с палатальным боковым аппроксимантом [ʎ] и западнославянских лексем с веляризованным боковым аппроксимантом [ɫ] с родственными лексемами в славянских и других индоевропейских (ИЕ) языках. Показано, что балканославянский [ʎ] нерегулярно соответствует фонемам [l'] и [j] других славянских языков и даже некоторых ИЕ языков за пределами славянской группы. Показано также, что западнославянский [ɫ] нерегулярно соответствует фонемам [l] и [w]/[v] других славянских и ИЕ языков. Из-за этой нерегулярности эти фонетические соответствия трудно объяснить местными диалектными особенностями.
Методология и источники. Предлагается модель, основанная на обобщении инструментальных исследований, показавших, что палатальные звуки характеризуются нестабильностью артикуляции. Это ведёт к их дивергентной эволюции, превращению в звуки с различными устойчивыми зонами артикуляции.
В предложенной модели праиндоевропейские (ПИЕ) звонкие боковые аппроксиманты *[ɫ] и *[ʎ], образующие оппозицию «твёрдый согласный – мягкий согласный», в процессе фонетической эволюции в ИЕ языках расщеплялись на варианты с более чёткой артикуляцией: веляризованный *[ɫ] > твёрдый альвеолярный боковой [l] и билабиальный фрикатив [w]; палатальный *[ʎ] > мягкий альвеолярный боковой [l'] и палатальный аппроксимант [j]. Помимо этого в ряде языков сохранились и оригинальные согласные.
Результаты и обсуждение. Приведены примеры соответствий, позволяющие предполагать наличие *[ɫ] и *[ʎ] в ПИЕ и общеславянских прототипах. Обсуждаются впервые обнаруженные этимологические связи, например, связи между русскими лексемами баня и балий, бальник 'целитель, колдун'.
Заключение. Нерегулярность фонетических соответствий звонких боковых аппроксимантов в славянских языках может быть единообразно объяснена с помощью механизма дивергентной эволюции палатального бокового аппроксиманта *[ʎ] и веляризованного бокового аппроксиманта *[ɫ].
Кроме того, допущение *[ʎ] и *[ɫ] в ПИЕ фонологии позволяет установить ранее не обнаруженные этимологические связи.
Введение. Настоящее исследование посвящено рассмотрению процессов феминизации языка и создания инклюзивного письма в контексте социальных преобразований в России и Франции, выявлению общих закономерностей для языков двух стран, сложностей адаптации разработанных новых орфографических и пунктуационных правил, а также выявлению источников сопротивления гендерным преобразованиям в изучаемых языках. Актуальность работы обуславливается всё возрастающим интересом социолингвистов и социолингвисток к рассматриваемым вопросам и важностью научной фиксации изменений в русском и французском языках на фоне гендерных процессов последних лет (анализируемый материал охватывает период с 2017 по 2020 гг.). Особенности прямой взаимосвязи между социальными изменениями и изменениями в языке раскрываются в статье не только в контексте взаимосвязи феминизации языка и движения феминизма, но и в историческом аспекте.
Методология и источники. Исследование проводилось на материале статей франкоязычных и русскоязычных интернет-изданий, нормативных актов, регулирующих гендерные лингвистические вопросы в России и Франции, данных статистических исследований, толковых и этимологических словарей, национального корпуса русского языка, учебных пособий по инклюзивному письму, видео-репортажей, официальных обращений, интервью. На этапе отбора языкового материала применялся метод сплошной выборки; анализ примеров проводился с использованием синхронического и диахронического подходов, что позволило проследить историческое развитие языков с точки зрения наличия в них феминитивов. Исследование языковых процессов выполнено в рамках социолингвистического подхода. Основная методология исследования феминизации языка и инклюзивного письма включала в себя сопоставительный, дескриптивный, стилистический методы и семантико-синтаксический анализ.
Результаты и обсуждение. Основным результатом исследования стал обзор гендерно-лингвистических особенностей французского и русского языков. Собранный и проанализированный языковой материал позволил сделать выводы о продолжающемся доминировании мужского грамматического рода над женским в случаях, где использование женского грамматического рода допустимо и логично. Изучены нормативные акты, регулирующие использование феминитивов и инклюзивного письма. Обнаружено несоответствие языковой нормы актуальным потребностям общества, а также наличие в обществе заблуждений на тему феминистского движения, неверное толкование его целей, в том числе связанных с феминизацией языка.
Заключение. Язык есть явление социальное, обеспечивающее успешную коммуникацию между его представителями. На протяжении многих лет мы наблюдаем изменения в языке, которые могут изначально восприниматься предвзято и с неприятием, однако, со временем они нивелируются, становятся незаметными и естественными для носителей и носительниц. Феминизация языка есть закономерный процесс, отвечающий гражданским, политическим и личностным потребностям людей, живущих в XXI в.
ISSN 2658-7777 (Online)