Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Эволюция политических симулякров в цифровом обществе (на примере «фейк-ньюс» и «постправды»)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-64-77

Полный текст:

Аннотация

Введение. В статье рассматривается эволюция «Фейк-ньюс» и «постправды» в условиях цифрового общества, которые можно квалифицировать в качестве симулякров виртуального пространства. Авторами сформулирована гипотеза о том, что раскрытие особенностей социальной эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» как политических симулякров представляется возможным на основе мультипарадигмального подхода, объединяющего объясняющий потенциал социологии коммуникации, политической социологии, системного, интеракционистского подхода, концепций культивации и повестки дня.

Методология и источники. Методологическим основанием выступает мультипарадигмальный подход к исследованию «фейк-ньюс» и «постправды» как «симулякров» виртуального пространства, распространяемых преимущественно «во всемирной паутине» в форме заведомо ложных или искажающих истинное положение вещей сообщений, мэмов, постов, репостов, твитов, ретвитов, троллинга и др., позволяющий объединить эвристические возможности системно-социологического и интеракционистского подходов, теории коммуникативного действия, концепций культивации и повестки дня.

Результаты и обсуждение. Обосновывается авторское положение о том, что «фейк-ньюс» как информационная единица преимущественно политико-коммуникативного пространства является закономерным продуктом развития цифровизации, возникающим на почве «постправды». Делается вывод о том, что сегодня массовый характер приобрело конструирование политических новостных фейков с целью практического воздействия на поведение бизнесменов, общественных деятелей, политических лидеров и др., а также оказания влияния на реальные социально-экономические процессы и политико-правовую сферу в глобальном масштабе. Рассматривается проблема веры «фальшивым новостям», изучение которой на основе мультипарадигмальной методологии позволяет раскрыть её должным образом и найти возможные пути решения.

Заключение. Рассмотрение эволюции «фейк-ньюс» и «постправды» в цифровом обществе показало, что они действительно выступают в качестве определенных политических симулякров виртуального пространства. При этом активно используются манипулятивные технологии, «внушающие через глаза и уши» некритическое восприятие навязываемых сообщений, установок и ценностных ориентаций. «Фейк-ньюс» и «постправда» представляют собой угрозу для общества в целом, создают «помехи» для их изучения и затрудняют коммуникативное взаимодействие, подменяя реальные социально-политические коммуникации и осязаемые политические действия их имитацией в виртуальном пространстве или, например, в качестве политически удобной правды, формируют в политико-коммуникативной практике некий синтетический симулякр, в котором соединяются PR-шоу и медиа-манипуляции.

Об авторах

В. П. Милецкий
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Милецкий Владимир Петрович – доктор политических наук (1998), профессор (2002), профессор кафедры социологии политических и социальных процессов. Автор 80 научных публикаций. Сфера научных интересов: социология политики, права и коммуникаций.

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034.



О. А. Никифорова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Никифорова Ольга Александровна – кандидат социологических наук (2009), доцент (2018), доцент кафедры экономической социологии. Автор 50 научных публикаций. Сфера научных интересов: экономическая социология и теория коммуникаций.

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034.



Список литературы

1. Мangan L. 'Fake news', 'Insta' & 'Unicorn' – Lucy Mangan's take on #Col-linsWOTY 2017. URL: https://www.collinsdictionary.com/word-lovers-blog/new/fake-news-insta-unicorn-lucy-mangans-take-on-collinswoty-2017,401,HCB.html (дата обращения: 01.12.2018).

2. Нunt A., Gentzkow M. Social media and Fake news in the 2016 Election // Journal of Economic Perspectives. 2017. Vol. 31. № 2. P. 211–236. DOI: 10.1257/jep.31.2.211

3. Vosoughi S., Roy D., Aral S. The spread of true and false news online // Science. 2018. Vol. 359. Iss. 6380. P. 1146–1151. DOI: 10.1126/science.aap9559.

4. Милецкий В. П., Пименов Н. П. Политико-социологическое измерение социодинамики политических коммуникаций в современной России. СПб: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2017.

5. The “Fake-News” Phenomenon and Transformation of Information Strategies in the Digital Society / A. V. Aleinikov, V. P. Miletskiy, N. P. Pimenov, A. I. Strebkov // Scientific and Technical Information Processing, 2019. Vol. 46. Iss. 2. P. 117–122. https://doi.org/10.3103/S0147688219020126.

6. Miletskiy V. P., Cherezov D. N., Strogetskaya E. V. Transformations of professional political communications in the digital society (by the example of the fake-news communication strategy) // 2019 Communication Strategies in Digital Society Workshop (ComSDS). 10 April 2019, SPb., Russia, Vol. 4. Iss. 1. 2019. P. 121–124. DOI: 10.1109/COMSDS.2019.8709404.

7. The science of fake news / D. M. J. Lazer, M. A. Baum, Y. Benkler and etc. // Science. 2018. Vol. 359. Iss. 6380. P. 1094–1096. DOI: 10.1126/science.aao2998.

8. «Политика постправды» и популизм / под ред. О. В. Поповой. СПб.: Скифия-принт, 2018.

9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. с фр. А. Качалова. М.: Изд. дом «ПОСТУМ», 2015.

10. Gerbner G. Mass media and human communication theory // Human Communication Theory / F. E. X. Dance (ed.) / N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1967. P. 40–60.

11. Shaw D. L., McCombs M. E. The Emergence of American Political Issues: The Agenda-Setting Function of the Press. St. Paul, MN: West, 1977.

12. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. C. 112–123.

13. The Stewart/Colbert effect: Essays on the real impacts of fake news / A. Amarasingam (ed.). Jefferson, North Carolina, London: McFarland & Company, Inc., Publishers, 2011.

14. Гершуни М., Майка Р. Политические мемы и новый мировой порядок. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/politicheskie-memy-i-novyy-mirovoy-poryadok/ (дата обращения: 06.03.2020).

15. Антонов Я. B. Электронная демократия как инструмент развития гражданского общества в России // Гражданское общество в России и за рубежом. 2012. № 3. C. 2–5.

16. Кульназарова А. В. Интернет-коммуникации органов государственной власти и общества в России // Вопросы политологии. 2016. № 3 (23). C. 60–66.

17. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 2. С. 143–169. DOI: 10.17150/2308-6203.2017.6(2).

18. Кастельс М. Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич / под науч. ред. А. И. Черных. М.: Изд. дом ВШЭ., 2016.

19. Милецкий В. П., Пименов Н. П. Современный инструментарий исследования политических коммуникаций в трансформирующемся российском обществе // ДИСКУРС. 2016. № 2. С. 122–133.

20. Чудинов А. П. Дискурсивные характеристики политической коммуникации // Политическая лингвистика. 2012. Вып. 2 (40). С. 53–59.

21. Дзялошинский И. М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты: монография. М.: Изд-во АПК и ППРО, 2012.

22. Володенков С. В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015.

23. Festinger L. A Theory of Cognitive Dissonance. Stanford: Stanford Univ. Press, 1957.

24. Katz E., Blumler J. G., Gurevitch M. Utilization of mass communication by the individual // The Uses of Mass Communications: Current perspectives on gratifications research. Beverly Hills: Sage Publ., 1974. P. 19–32.

25. Милецкий В. П., Черезов Д. Н. "Фейк-ньюс" в цифровом обществе как симулякры виртуального пространства // ИНФОРМАЦИЯ–КОММУНИКАЦИЯ–ОБЩЕСТВО. 2020. T. 1. С. 155–159.

26. Hjarvard S. The mediatization of society. A theory of the media as agents of social and cultural change // Nordicom Review. 2008. Vol. 29. № 2. P. 105–134. DOI: 10.1515/nor-2017-0181.

27. Cultural Trauma and Collective Identity / J. C. Alexander, R. Eyerman, B. Giesen and etc. Berkeley, L. A., London: Univ. of California Press, 2004.


Для цитирования:


Милецкий В.П., Никифорова О.А. Эволюция политических симулякров в цифровом обществе (на примере «фейк-ньюс» и «постправды»). Дискурс. 2020;6(3):64-77. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-64-77

For citation:


Miletskiy V.P., Nikifоrova O.A. Evolution of Political Simulacra in Digital Society (on the Examples of “fake news” and “post-truth”). Discourse. 2020;6(3):64-77. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2020-6-3-64-77

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)