Preview

Дискурс

Расширенный поиск
Том 8, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4

ФИЛОСОФИЯ

5-17 330
Аннотация

Введение. Политика европейского мультикультурализма включает обязательное изучение двух иностранных языков уже с начальной школы. Во Франции для этого постоянно уменьшаются часы, отводимые, прежде всего, математике. Но все меньше детей справляется с такой «облегченной» и «интересной» программой, и в течение многих лет отмечается снижение уровня общего образования. Целью исследования является выяснение связи этого уровня с мультилингвизмом, как объективным, так и навязываемым школе политическими решениями.
Методология и источники. В исследовании используется методология философской антропологии и философии культуры, посредством которой осуществляется философская рефлексия становления личности. Предложено философское осмысление данных социологии, культурной антропологии, социальной психологии (на примере Франции) по проблеме школьного образования как одного из механизмов трансляции культуры в условиях многоязычия.
Результаты и обсуждение. По итогам изучения данных динамики результатов школьного образования и академических исследований дву- и многоязычия сформулирована гипотеза о корреляции успеваемости детей в школе с их многоязычием и педагогическим сопровождением. Показано, что во Франции за последние сто лет по мере преодоления естественного билингвизма (французский и региональные языки) повышался уровень общего образования. Его понижение началось и продолжается вследствие обратного процесса – распространения с 1990-х гг. многоязычия в результате ускорения иммиграции, а также европейской интеграции, в рамках которой осуществлено политическое решение о тотальном введении в школах изучения двух иностранных языков. В отсутствии необходимого педагогического сопровождения растет количество детей (особенно из малообеспеченных семей), которые не выдерживают такого психологического, интеллектуального и когнитивного давления.
Заключение. Политическая активность в отношении образования во Франции осуществляется в слабом сотрудничестве с наукой. При этом даже среди специалистов по многоязычию имеются противоположные мнения по различным аспектам становления личности в детском и подростковом возрастах. Необходимы дальнейшие исследования, а также изучение потенциальных и латентных рисков проводимой образовательной политики.

18-28 365
Аннотация

Введение. В статье предпринимается попытка определить основные тенденции развития современных произведений шотландской прозы. Главная цель состоит в последовательном выявлении языковых средств и механизмов реализации характерных черт метамодернизма, осмыслении изменений во взглядах авторов на текст, а также выборе инструментов для взаимодействия с реципиентами.
Методология и источники. Отправной точкой методологии служит определение Робином ван ден Аккером и Тимотеусом Вермюленом ключевых векторов развития современной литературы под эгидой феномена метамодернизма, обнаруживающего как неизбежное родство с постмодернизмом, так и собственные философские и эстетические устремления.
Результаты и обсуждение. Анализ современных текстов шотландских прозаиков обнаруживает при сопоставлении с образцами письма, выявляющими новаторство и традиции иных времен и родственных культур, тенденции к закономерному использованию таких приемов, как интертекстуальность, ризома в качестве структурной модели, отказ от традиционных методов конструирования времени и пространства, переосмысление мотивов и сюжетов культурного фонда. Введение инновационных стилей повествования открывает возможности для обращения к острым социальным вопросам и табуированным ранее темам.
Заключение. Представляется, что именно на материале шотландской литературы возможно ярко проиллюстрировать современные метамодернистские, а в частности и неореалистические тенденции: стремление обращаться к прошлому с целью его деконструировать, экспериментировать с жанром, создавать возможности для свободного чтения. Культура и традиции Шотландии, однако, неизменно проявляются в реализуемых прозаиками литературных практиках. Таким образом, в шотландской прозе уникальным образом сочетаются общие литературные тенденции и культурная специфика страны.

29-41 336
Аннотация

Введение. В современных науках о жизни невозможно игнорировать проблематику вирусов, бактерий, паразитов – их влияние на экосистемы. Но интерфейс – экосистема человека цифровой эпохи, новая формация жизни, а значит ее также необходимо понять из субдискурсивных элементов: цифровых аналогов вирусов, бактерий, паразитов.
Методология и источники. Методологически работа базируется на философском анализе вызовов и прецедентов цифрового поля, примеров исследовательской литературы, применяются методы медиафилософии, анархической эпистемологии, философской эпидемиологии (М. Фуко, К. Куксо).
Результаты и обсуждение. Показано, что эпистемологическое понимание интерфейса следует дополнить эпидемиологическим пониманием, иначе принципы и формы жизни, переведенной в цифру, ускользают от теории.
Интерфейс мыслят как условие возможностей: дискурсивных, инструментальных, демонстративных. С помощью интерфейса возможно осуществить действие, установить контакт, достичь результата. Интерфейс видят как эпистемологическую конфигурацию (от греч. ῐ̔ѧστημῐ, т. е. не просто «владеть знанием», но «владеть» – устанавливать, назначать) – как форму власти, как расширение воли; все это приводит к неверному толкованию или вовсе не замечанию ряда связанных с ним явлений. Гораздо важнее увидеть интерфейс как эпидемиологическую конфигурацию (от греч. ἐπιδήμιος, где δαίομαι в значении «разделения», «деления»), т. е. как ряд мер вынужденных, реагирующих на нечто не до конца определенное, стихийное, но незаметно ограничивающих и транформирующих волю, саму логику акта или прагматику действия.
Заключение. Для понимания интерфейса необходимо сместить внимание с различных плагинов, драйверов, интерактивных механик, обуславливающих эпистемологические возможности, на микропроцессы, выстраивающие интерфейс как пользовательский опыт исходя из эпидемиологических ограничений.

42-50 649
Аннотация

Введение. Современная цифровая реальность предъявляет свои требования к современной парадигме получения знаний, что с необходимостью объективирует роль и значение социально-гуманитарной и воспитательной составляющих образовательного процесса, в том числе через обучение молодого поколения цифровому этикету – поведенческой культуре в практиках сетевого взаимодействия. В статье анализируется специфика образовательных стратегий применительно к обучению цифровому этикету в рамках школьного и высшего образования.
Методология и источники. Работа базируется на применении методологии аксиологического, междисциплинарного, институционального и системного подходов к рассмотрению процессов обучения цифровому этикету в зависимости от специфики каждой из подсистем образовательного процесса, в частности школьного и высшего образования. Исследование осуществлено на материале отечественных и зарубежных источников, научных публикаций и сайтов. Например, речь идет о таких специалистах, как Д. Стиллман, Дж. Стиллман, П. Доэрти, В. Ши, О. Лукинова, Р. И. Мамина и многих других.
Результаты и обсуждение. На основе представленного в статье анализа специфики образовательных стратегий таких институциональных структур, как школа и высшая школа (ВШ) анализируется специфика обучения цифровому этикету применительно к каждой из указанных подсистем образовательного процесса, определяются основные тенденции развития цифрового этикета как цифрового гуманитарного знания. В качестве основных тенденций можно выделить активные попытки внедрения цифрового этикета в образовательный процесс, а также появление новых стратегий обучения цифровому этикету поколения Z как основного субъекта обучения современной образовательной среды в рамках школьного и высшего образования.

Заключение. В условиях новых реалий актуализируются роль и значение поведенческой культуры в цифровом пространстве современного социума, в первую очередь это касается представителей молодого поколения – поколения Z, которое определило персональную свободу как главную ценность в практиках своего бытия. В этой связи возрастает роль и значение воспитательной компоненты современного образовательного процесса, важной составляющей которой является обучение цифровому этикету в рамках школьного и ВШ-образования. При этом речь идет о разных образовательных стратегиях в школе и ВШ. В целом независимо от специфики образовательных подсистем и их стратегий обучение цифровому этикету – это обучение цифровому гуманитарному знанию, которое представляет собой единство образовательного и воспитательного процессов, что отражает вызовы новой эпохи.

СОЦИОЛОГИЯ

51-74 381
Аннотация

Введение. Социологическое содержание понятия «социальная атмосфера» остается невыясненным, оно постоянно уточняется и дополняется. Делается попытка рассмотрения социальной атмосферы как совокупности страт социального взаимодействия, в различной степени опосредованных материальными, нематериальными и психологическими (психосоматическими) факторами.
Методология и источники. Концептуальные теоретико-методологические позиции исследования представлены комплексом идей М. Вебера, А. Лефевра, Л. Альтюссера, А. В. Петровского, А. И. Донцова, а также положений и выводов междисциплинарных исследований связи социальных процессов и психосоматики, в частности, высказанных в работах Р. Г. Халитова, В. В. Васиной и др. Социальная атмосфера рассматривается как совокупность страт взаимодействий, складывающихся между субъектами под влиянием самых разнообразных факторов. Использованы данные официальной статистики и вторичные данные за тридцатилетний период турбулентных социальноэкономических преобразований с 1990 по 2020 г.
Результаты и обсуждение. Эмпирически подтверждено, что коэффициент общей смертности находится в зависимости от политических и социально-экономических событий в стране. Выявленные экстремальные точки взлета показателей смертности являются психологической реакцией людей на значимые общественно-политические события (слом общественного строя, государственный переворот, дефолт). После 2000 г. начинался рост доходов населения, но показатель смертности так и не снизился до уровня 1990 г. На протяжении всего анализируемого периода показатели заболеваемости социально значимыми болезнями также остаются высокими.
Заключение. Анализ статистических материалов указывает на значимость нематериальных, ментально-эмоциональных детерминант общественного здоровья и продолжительности жизни, которые связаны с социальной атмосферой.

75-90 332
Аннотация

Введение. В статье рассматривается современное российское казачество как сложный социальный объект в триединстве коммуникаций межличностного, внутригруппового и внутриличностного порядка. Определяются этномаркеры казачества, влияющие на восприятие «свой-чужой», формулируется проблема концепции сетевого капитала казачества.
Методология и источники. Cформулирована конструкция сетевого капитала с точки зрения структурирования социальных отношений в сетевом подходе и с точки зрения культуры интерактивного общения в сетевом пространстве. Показаны основные подходы к определению и измерению сетевого капитала, выявляется его специфика для социальной группы казачьей молодежи. Описывается сетевая модель казачества и казачьей молодежи как целое и его часть. Показана роль государствообразующих ценностей в казачьей среде. Представлены наиболее крупные сетевые казачьи молодежные организации разных регионов России.
Результаты и обсуждение. В статье описывается методология исследования сетевого капитала, организованного на Всероссийском слете казачьей молодежи осенью 2021 года в городе Красноярске. На основе четырех групп ценностей казачьей молодежи, а именно социальных, личных, ценностей казачества и ценностей непосредственной контактной среды, проводится сетевой анализ положительных и отрицательных связей, а также взаимосвязей в подгруппах ценностей. Для сравнительного анализа используются результаты измерений сетевого капитала студентов IT-факультета вечернего отделения, показывающие четкую профессиональную ориентированность и принадлежность к обобщенному наднациональному сообществу IT-специалистов и невысокий командообразующий потенциал. Авторы делают вывод о том, что конструкция «сетевой капитал» чаще используется в эмпирическом значении для получения информации о механизмах доступа к ресурсам или некоторому воздействию через сетевые отношения.
Заключение. В целом, теория «сетевого капитала» находится в процессе своего формирования и требует дальнейшего научного осмысления. В происходящем процессе институционализации казачества нередко возникают противоречия между традициями и ценностями современного общества, которые казачья молодежь стремится разрешить компромиссным путем. Делается вывод о том, что сетевой капитал казачьей молодежи находится в стадии своего активного накопления и непрерывных трансформаций.

91-108 817
Аннотация

Введение. В данной статье рассматриваются возможности и ограничения применения наработок гражданской науки в социологии на примере конструирования карты расположения инфраструктуры удовлетворения национально-религиозных потребностей дагестанской молодежи, проживающей в Санкт-Петербурге.
Методология и источники. Помимо описания концептуальных наработок зарубежных исследователей гражданской науки (C. B. Cooper, J. Dickinson, T. Phillips, R. Bonney,
K. Purdam, L. Richardson, K. L. Prudic, J. C. Oliver, B. V. Brown, E. C. Long и др.) приведен обзор отечественных публикаций (Е. В. Брызгалина, Ф. Э. Аревало Леон, А. Г. Газоян, Е. Г. Гребенщикова, В. Н. Железняк, Е. В. Середкина и др.). Сделан вывод, что обзор отечественных публикаций демонстрирует аналитику преимущественно зарубежных исследовательских проектов гражданской науки, в то же время самые свежие работы направлены на осмысление опыта российских проектов, включая трудности применения гражданской науки в России. Также составлен обширный обзор направлений проектов гражданской науки в современных научных исследованиях.
Результаты и обсуждение. Сбор данных проходил через социальную сеть ВКонтакте на базе крупной дагестанской группы, ориентированной на проживающих в СанктПетербурге земляков. Результатом проведенного исследования является составление карты пунктов питания и реализации продукции халяль в Санкт-Петербурге. Созданная на базе мнений дагестанской молодежи, карта включает в себя 87 объектов. Исходя из пользы проведенного исследования рассмотрено приобретенное благо для науки, общества и гражданских ученых. В целом попытка создания данной карты с привлечением наработок гражданской науки позволила протестировать ресурсы, предоставляемые гражданской наукой, для исследовательских целей, тем самым мы выявили достоинства и недостатки применения гражданской науки в социологии, внеся вклад в популяризацию применения гражданской науки в практических исследованиях.
Заключение. Сделан вывод, что привлечение гражданских ученых является эффективным способом исследований городских пространств, поскольку гражданская наука, как правило, работает в больших масштабах, опираясь на пространственно рассредоточенных участников, но в то же время обладает серьезными ограничениями; необходимо проведение предварительных исследований, поскольку главный ограничитель ее применения – заинтересованность гражданских ученых в самом исследовании.

109-121 267
Аннотация

Введение. Целью исследования была оценка доли профессорско-преподавательского персонала с различным стажем работы на педагогических должностях в высших учебных заведениях в общем числе преподавателей в организациях системы высшего образования в каждом из регионов России. Научная новизна связана с анализом пространственных аспектов формирования преподавательских коллективов организаций высшего образования с учетом педагогического стажа работников. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью снижения сложившихся диспропорций в кадровом персонале вузов и привлечения к преподавательской деятельности молодых ученых.
Методология и источники. В исследовании использовалась официальная статистическая информация о стаже работы преподавателей вузов по 82 регионам России в 2020 году. Авторский методический подход основывался на использовании в качестве математических моделей функций плотности нормального распределения. В ходе работы были определены показатели, характеризующие долю преподавателей, относящихся к пяти группам по стажу педагогической работы.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали: примерно каждый четырнадцатый преподаватель имел педагогический стаж менее пяти лет, каждый девятый преподаватель работал на таких должностях от пяти до десяти лет, каждый седьмой преподаватель работал на таких должностях от десяти до пятнадцати лет, каждый пятый преподаватель работал на таких должностях от пятнадцати до двадцати лет. Доказано, что число преподавателей со стажем работы до двадцати лет составило 52 % и было немного больше, чем число преподавателей со стажем работы двадцать и более лет. Проведенный анализ показал наличие определенной дифференциации значений рассматриваемых показателей по регионам.
Заключение. Предлагаемый методологический подход и полученные результаты обладают оригинальностью и научной новизной. Они могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке мероприятий по формированию преподавательского персонала организаций высшего образования.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

122-135 346
Аннотация

Введение. В статье проводится анализ системологической адекватности когнитивного подхода к языку и на этой основе предлагается метод когнитивно-системологической интерпретации языковых фактов. Когнитивный подход хорошо согласуется с функциональной природой объекта языкознания. Вместе с тем теоретико-методологические установки когнитивной лингвистики позволяют более глубоко и целостно раскрыть онтологические свойства языка как системного образования.
Методология и источники. Задачи данного исследования предполагают оценку роли и новизны когнитивной лингвистики в описании языка как системы, в обосновании значимости интерпретации мыслительно-языкового взаимодействия в соотнесении с конкретными параметрами системной природы языка и, как следствие, в разработке возможного метода такой интерпретации. В статье использовался описательный метод с его приемами наблюдения, обобщения, систематизации и интерпретации. Кроме того, на этапе представления метода автор прибегал к моделированию его методики. Материалом исследования послужили методологические принципы когнитивной лингвистики, философской диалектики и общей теории систем, изложенные в отечественных и зарубежных источниках.
Результаты и обсуждение. Анализ методологической и предметной области лингвокогнитологии позволяет говорить о том, что когнитивные модели языка обладают экспланаторностью и полнотой в плане представления языка как естественно развивающейся сложной и большой системы открытого типа. В этом смысле лингвокогнитология предстает как логическое продолжение развития системного подхода в языкознании на новом уровне. В статье предложена структурно-логическая организация метода когнитивно-системологической интерпретации в виде ряда процедур.
Заключение. Автор приходит к выводу о целесообразности когнитивно-системологической интерпретации разноуровневых явлений семантического пространства, что обусловлено, с одной стороны, тесной связью естественного языка с когнитивной средой и, с другой – его общесистемным характером. Системологический аспект рассмотрения когнитивной сущности языка отвечает как онтологии самого объекта, так и ценностным ориентирам философии науки и современной парадигмы языкознания. Исследовательский ракурс, акцентирующий когнитивную причинность системных параметров или системологический статус лингвоментальных фактов, лежит в основе выделения двух версий данного метода.

136-145 348
Аннотация

Введение. В статье диалект анализируется как элемент регионально-культурной специфики через призму семантики лексических единиц. Отмечается, что современная лингвокультурология большей частью сфокусирована на расшифровке национальных культурных кодов, в то время как исследования особенностей региональных лингвокультур в рамках полицентричных языков все еще остаются несистематизированными, что определяет научную новизну и актуальность настоящего исследования.
Методология и источники. Исследовательским материалом стали более 100 лексических единиц с регионально-культурным компонентом из баварского и швабского диалектов, отобранных методом систематической выборки из художественной литературы XX–XXI вв., материалов региональных СМИ и рекламы. Для выявления регионально-культурного компонента используется двухуровневый алгоритм, состоящий из анализа лексикографических источников, материалов интервью и анкетирования 66 носителей диалекта. Актуализированный спектр денотативных и коннотативных значений единиц рассматривается в рамках 10 тематических групп.
Результаты и обсуждение. Основным результатом исследования является демонстрация роли диалекта как репрезентанта истории и традиции южнонемецкого пространства, которые удается проследить во внутренней структуре диалектных единиц. Несмотря на влияние глобализационных процессов, отчасти схожее историческое развитие регионов, а также принадлежность баварского и швабского диалектов к одному диалектному континууму, анализ диалектных единиц показал, что картина мира двух исследуемых регионов южной Германии характеризуется как сходствами, так и различиями.
Заключение. В заключении отмечается, что дальнейшее изучение диалекта с точки зрения междисциплинарности, в том числе с позиции лингвокультурологии и лингвопрагматики, позволит приблизиться к целостному пониманию роли диалекта в современной коммуникации.

146-157 308
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования по установлению звукосимволического статуса отдельных фонотипов и фонестем в обозначениях понятия «глотания», проведенного на материале диалектного русского языка на стыке звукоизобразительности и диалектологии, являющегося непосредственным продолжением совместной работы авторов по изучению звукосимволической роли отдельных фонем в обозначении понятий «кусать, грызть», «чавкать, чмокать» и «всасывать», представленных тремя соответствующими лексико-семантическими группами в диалектах английского языка.
Методология и источники. Материалом для настоящей работы послужил корпус лексем, обозначающих глотание, полученных методом сплошной выборки из словаря русских народных говоров под общей редакцией Ф. П. Филина. Исследование проводилось с применением фоносемантического анализа.
Результаты и обсуждение. Исследование убедительно показало, что лексика русского диалекта, как и диалектная лексика английского языка, представлена внушительным количеством звукоизобразительных единиц и содержит обширные ряды лексем, которые, обладая схожей или фактически совпадающей семантикой, отличаются друг от друга лишь одной или двумя фонемами. Анализ корпуса материала позволил авторам прийти к выводу о том, что в случаях со звукоизобразительной лексикой речь идет не о двух (или более) разных словах, а об одном и том же слове, которое может быть описано в терминах звукосимволических гиперлексем.
Заключение. Диалектная лексика русского языка, как и английская диалектная лексика, обладая такой отличительной чертой, как экспрессивность, предоставляет исследователям особенно богатый и интересный звукоизобразительный материал, который может изучаться в рамках диалектной фоносемантики и внести весомый вклад в развитие теории звукоизобразительности.

158-171 953
Аннотация

Введение. В статье представлен синхронный срез в развитии лексики немецкого языка в период пандемии COVID-19: рассматриваются источники и состав неологизмов, выявляются специфические особенности текущих деривационных процессов, анализируются особенности функционирования языковой метафоры при осмыслении новых реалий.
Методология и источники. Методологической основой исследования являются теория неологии, когнитивное словообразование и теория концептуальной метафоры. Источником языкового материала послужил онлайн-словарь пандемических неологизмов, созданный в институте немецкого языка им. Лейбница в Мангейме (LeibnizInstitut für Deutsche Sprache, IDS), а также тексты новостного и публицистического характера в немецких интернет-СМИ.
Результаты и обсуждение. Исследование дало возможность выявить семантическое наполнение неологизмов и заимствований, характер их употребления в речи. Анализ механизмов словообразовательной категоризации пандемической действительности показал продуктивность традиционных словообразовательных моделей и активное использование терминологических элементов «Corona», «Covid» при образовании лексики повседневного общения. Авторы утверждают, что новые слова быстро осваиваются носителями языка и подстраиваются под национальную языковую систему, приобретая грамматические признаки немецкого языка.
Заключение. Результатом рассмотрения стал вывод о том, что новая и метафорически переосмысленная лексика является способом адаптации к современной реальности, выражения эмоционального отношения к ней, а также способом преодоления страха перед опасностью заражения.

172-186 528
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема моделирования фрейма HEALTHY LIFESTYLE с использованием методов корпусной лингвистики. Научная новизна исследования определяется тем, что до настоящего момента не предпринималось попыток описания фреймовой структуры концепта HEALTHY LIFESTYLE. Актуальность исследования обусловлена тем, что в нем выявляется национальная специфика данного концепта в американской лингвокультуре, а также тем, что для получения верифицированных выводов о фреймовой структуре концепта авторы применяют анализ коллокаций, полученных из корпуса.
Методология и источники. Исследование выполнено в русле методологии фреймового моделирования концепта на основе анализа его дискурсивных репрезентаций. С целью выявления фреймовой структуры концепта применяется метод выделения коллокаций, основанный на анализе частотности совместной встречаемости языковых единиц. Эмпирической основой исследования стали коллокации, отобранные из корпуса текстов Corpus of Contemporary American English (COCA).
Результаты и обсуждения. В статье представлена иерархическая модель фрейма HEALTHY LIFESTYLE, выделены следующие основные слоты (субфреймы) в его структуре: «healthy/unhealthy eating», «physical activity», «healthy/unhealthy habits», «healthy lifestyle promotion», «keeping healthy lifestyle», «healthy/unhealthy relationships». В результате анализа коллокаций, репрезентирующих каждый из выделенных слотов фрейма HEALTHY LIFESTYLE в корпусе COCA, была выявлена структура подчиненных субфреймов.
Заключение. Было установлено, что каждый слот (субфрейм) описываемого фрейма, в свою очередь, имеет сложную структуру, включающую терминальные узлы-слоты и нетерминальные узлы. Структуру терминальных узлов на любом из иерархических уровней фрейма можно представить в виде радиальной модели, при этом каждый из подчиненных терминальных узлов (слотов) в разной степени удален от центра поля. Выводы о степени удаленности слотов фрейма от центра радиальной модели можно сделать на основании частотности коллокаций, репрезентирующих тот или иной слот. К перспективам исследования авторы относят дальнейшее детальное рассмотрение подчиненных слотов фрейма и уточнение иерархической модели концепта HEALTHY LIFESTYLE.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)