Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Цифровой этикет: образовательные стратегии

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-42-50

Аннотация

Введение. Современная цифровая реальность предъявляет свои требования к современной парадигме получения знаний, что с необходимостью объективирует роль и значение социально-гуманитарной и воспитательной составляющих образовательного процесса, в том числе через обучение молодого поколения цифровому этикету – поведенческой культуре в практиках сетевого взаимодействия. В статье анализируется специфика образовательных стратегий применительно к обучению цифровому этикету в рамках школьного и высшего образования.
Методология и источники. Работа базируется на применении методологии аксиологического, междисциплинарного, институционального и системного подходов к рассмотрению процессов обучения цифровому этикету в зависимости от специфики каждой из подсистем образовательного процесса, в частности школьного и высшего образования. Исследование осуществлено на материале отечественных и зарубежных источников, научных публикаций и сайтов. Например, речь идет о таких специалистах, как Д. Стиллман, Дж. Стиллман, П. Доэрти, В. Ши, О. Лукинова, Р. И. Мамина и многих других.
Результаты и обсуждение. На основе представленного в статье анализа специфики образовательных стратегий таких институциональных структур, как школа и высшая школа (ВШ) анализируется специфика обучения цифровому этикету применительно к каждой из указанных подсистем образовательного процесса, определяются основные тенденции развития цифрового этикета как цифрового гуманитарного знания. В качестве основных тенденций можно выделить активные попытки внедрения цифрового этикета в образовательный процесс, а также появление новых стратегий обучения цифровому этикету поколения Z как основного субъекта обучения современной образовательной среды в рамках школьного и высшего образования.

Заключение. В условиях новых реалий актуализируются роль и значение поведенческой культуры в цифровом пространстве современного социума, в первую очередь это касается представителей молодого поколения – поколения Z, которое определило персональную свободу как главную ценность в практиках своего бытия. В этой связи возрастает роль и значение воспитательной компоненты современного образовательного процесса, важной составляющей которой является обучение цифровому этикету в рамках школьного и ВШ-образования. При этом речь идет о разных образовательных стратегиях в школе и ВШ. В целом независимо от специфики образовательных подсистем и их стратегий обучение цифровому этикету – это обучение цифровому гуманитарному знанию, которое представляет собой единство образовательного и воспитательного процессов, что отражает вызовы новой эпохи.

Об авторе

С. Н. Почебут
Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
Россия
Почебут Станислав Николаевич – старший преподаватель кафедры философии ул. Профессора Попова, д. 5Ф, Санкт-Петербург, 197022


Список литературы

1. Стиллман Д., Стиллман И. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык / пер. с англ. Ю. Кондукова. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018.

2. Young A. A 21st-century model for teaching digital citizenship // Educational Horizons. 2014. Vol. 92, iss. 3. P. 9–12. DOI: 10.1177/0013175X1409200304.

3. Что такое фаббинг? // Лайфхакер. URL: https://lifehacker.ru/2017/05/12/phubbing (дата обращения: 26.05.2022).

4. Мамина Р. И. Искусство самопрезентации в эпоху цифры. СПб.: Петрополис, 2020.

5. Лукинова О. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. М.: Эксмо, 2020.

6. Личный бренд в социальных сетях // Yourselfbranding. URL: http://yourselfbranding.com/lichnyi-brend-v-socialnyh-setjah-chto-jeto) (дата обращения: 27.05.2022).

7. Доэрти П., Уилсон Дж. Человек + машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / пер. О. Сивченко, Н. Яцюк. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019.

8. Роботы-курьеры // Tadviser. 2019. URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Продукт:РоботыкурьерыJDcom (дата обращения: 16.06.2022).

9. Чат-боты: настоящее и будущее искусственного интеллекта // Promdevelop. 2020. URL: https://promdevelop.ru/chat-boty-nastoyashhee-budushhee-iskusstvennogo-intellekta/ (дата обращения: 02.06.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Почебут С.Н. Цифровой этикет: образовательные стратегии. Дискурс. 2022;8(4):42-50. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-42-50

For citation:


Pochebut S.N. Digital Etiquette: Educational Strategies. Discourse. 2022;8(4):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-42-50

Просмотров: 351


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)