Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Философия школьного мультилингвизма в эпоху политического мультикультурализма. Опыт Франции

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-5-17

Аннотация

Введение. Политика европейского мультикультурализма включает обязательное изучение двух иностранных языков уже с начальной школы. Во Франции для этого постоянно уменьшаются часы, отводимые, прежде всего, математике. Но все меньше детей справляется с такой «облегченной» и «интересной» программой, и в течение многих лет отмечается снижение уровня общего образования. Целью исследования является выяснение связи этого уровня с мультилингвизмом, как объективным, так и навязываемым школе политическими решениями.
Методология и источники. В исследовании используется методология философской антропологии и философии культуры, посредством которой осуществляется философская рефлексия становления личности. Предложено философское осмысление данных социологии, культурной антропологии, социальной психологии (на примере Франции) по проблеме школьного образования как одного из механизмов трансляции культуры в условиях многоязычия.
Результаты и обсуждение. По итогам изучения данных динамики результатов школьного образования и академических исследований дву- и многоязычия сформулирована гипотеза о корреляции успеваемости детей в школе с их многоязычием и педагогическим сопровождением. Показано, что во Франции за последние сто лет по мере преодоления естественного билингвизма (французский и региональные языки) повышался уровень общего образования. Его понижение началось и продолжается вследствие обратного процесса – распространения с 1990-х гг. многоязычия в результате ускорения иммиграции, а также европейской интеграции, в рамках которой осуществлено политическое решение о тотальном введении в школах изучения двух иностранных языков. В отсутствии необходимого педагогического сопровождения растет количество детей (особенно из малообеспеченных семей), которые не выдерживают такого психологического, интеллектуального и когнитивного давления.
Заключение. Политическая активность в отношении образования во Франции осуществляется в слабом сотрудничестве с наукой. При этом даже среди специалистов по многоязычию имеются противоположные мнения по различным аспектам становления личности в детском и подростковом возрастах. Необходимы дальнейшие исследования, а также изучение потенциальных и латентных рисков проводимой образовательной политики.

Об авторе

Н. В. Литвак
Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия

Литвак Николай Витальевич – доктор социологических наук (2018), профессор кафедры философии им. А. Ф. Шишкина

пр. Вернадского, д. 76, Москва, 119454



Список литературы

1. TIMSS 2019 International Results in Mathematics and Science // IEA. 2019. URL: https://timssandpirls.bc.edu/timss2019/index.html (дата обращения: 01.08.2021).

2. Cedre 2008-2014-2019. Mathématiques en fin d’école : des résultats en baisse // Ministère de l’Éducation nationale, de la Jeunesse et des Sports. 2020. URL: https://www.education.gouv.fr/cedre-2008-2014-2019-mathematiques-en-fin-d-ecole-des-resultats-en-baisse-306336 (дата обращения: 12.10.2020).

3. France, portrait social // Insee. 2020. URL: https://www.insee.fr/fr/statistiques/4928952 (дата обращения: 02.12.2021).

4. Zones urbaines sensibles : 52,6 % des habitants sont issus de l'immigration // Le Point. 2011. 11 janv. URL: https://www.lepoint.fr/societe/zones-urbaines-sensibles-52-6-des-habitants-sont-issus-de-l-immigration-01-11-2011-1391418_23.php (дата обращения: 01.08.2020).

5. Les quartiers pauvres ont un avenir // Institut Montaigne. 2020. URL: https://www.institutmontaigne.org/publications/les-quartiers-pauvres-ont-un-avenir (дата обращения: 06.08.2021).

6. Bijeljac R., Dodane Ch., Del Ré A. Bilinguisme et apprentissage précoce : mythes et réalités // Maledive.ecml.at. 2014. URL: https://maledive.ecml.at/LinkClick.aspx?fileticket=eGqco28j67A%3D&portalid=45&language=en-GB (дата обращения: 10.12.2019).

7. Grosjean F. Parler plusieurs langues. Le monde des bilingues. Paris: Albin Michel, 2015.

8. Les Lyriades de la langue française // Les Lyriades.fr. 2021. URL: http://www.leslyriades.fr/spip.php?article35 (дата обращения: 12.12.2021).

9. Ricciardelli L. A. Bilingualism and cognitive development in relation to threshold theory // J. of Psycholinguistic Research. 1992. Vol. 21, iss. 4. P. 301-316. DOI: https://doi.org/10.1007/BF01067515.

10. La place de la langue maternelle dans l’enseignement scolaire // Assemblée parlementaire. 2006. URL: http://www.assembly.coe.int/nw/xml/XRef/X2H-Xref-ViewHTML.asp?FileID=11142&lang=fr (дата обращения: 11.12.2021).

11. Тимачев П. В. Лингвокультурная интерференция как коммуникативная помеха (на материале английского языка): дис. … канд. филол. наук / ВолГУ. Волгоград, 2005.

12. L'enseignement des langues étrangères en France, Rapport d'information n° 63 (2003-2004) // Sénat. 2003. URL: https://www.senat.fr/rap/r03-063/r03-063_mono.html#toc2 (дата обращения: 04.02.2021).

13. De la découverte à l’appropriation des langues vivantes étrangères: comment l’école peut-elle mieux accompagner les élèves ? // Cnesco. 2019. URL: http://www.cnesco.fr/fr/langues-vivantes/ (дата обращения: 11.12.2021).

14. Création de l’Agence de la langue française pour la cohésion sociale // Gouvernement. 2016. URL: https://www.gouvernement.fr/partage/8459-creation-de-l-agence-de-la-langue-francaise-pour-la-cohesion-sociale (дата обращения: 01.08.2020).

15. Ст. 8. Конвенция о правах ребенка. Ч. 1. // ООН. 1989. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 01.10.2020).

16. Ст. 29. Конвенция о правах ребенка. Ч. 1. // ООН. 1989. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 01.10.2020).

17. Pour une meilleure prise en compte des questions relatives à l'identité de genre en milieu scolaire // Ministère de l’Éducation nationale, de la Jeunesse et des Sports. 2021. URL: https://www.education.gouv.fr/bo/21/Hebdo36/MENE2128373C.htm (дата обращения: 11.12.2021).

18. La question transgenre chez les enfants // SOS Éducation, 2021. URL: https://soseducation.org/ (дата обращения: 14.12.2021).

19. Edwards-Leeper L., Anderson E. The mental health establishment is failing transkids // The Washington Post. 2021. 24 Nov. URL: https://www.washingtonpost.com/outlook/2021/11/24/trans-kids-therapy-psychologist/ (дата обращения: 28.11.2021).

20. % des élèves de terminale générale suivent un enseignement optionnel en plus de leurs deux enseignements de spécialité // Ministère de l’Éducation nationale, de la Jeunesse et des Sports. 2021. URL: https://www.education.gouv.fr/39-des-eleves-de-terminale-generale-suivent-un-enseignement-optionnel-en-plus-de-leurs-deux-323285 (дата обращения: 21.01.2022).

21. Réforme du lycée : le blues des profs de maths // Le Monde. 2022. 02 Jan. URL: https://www.lemonde.fr/societe/article/2022/01/04/reforme-du-lycee-le-blues-des-profs-de-maths_6108087_3224.html (дата обращения: 21.01.2022).

22. Биалисток Э. Билингвизм: преимущества владения языками // Постнаука.ru. 2016. URL: https://postnauka.ru/faq/67660 (дата обращения: 14.11.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Литвак Н.В. Философия школьного мультилингвизма в эпоху политического мультикультурализма. Опыт Франции. Дискурс. 2022;8(4):5-17. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-5-17

For citation:


Litvak N.V. Philosophy of School Multilingualism in the Era of Political Multiculturalism. French Experience. Case of France. Discourse. 2022;8(4):5-17. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-5-17

Просмотров: 302


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)