Региональные особенности формирования преподавательского персонала системы высшего образования
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-109-121
Аннотация
Введение. Целью исследования была оценка доли профессорско-преподавательского персонала с различным стажем работы на педагогических должностях в высших учебных заведениях в общем числе преподавателей в организациях системы высшего образования в каждом из регионов России. Научная новизна связана с анализом пространственных аспектов формирования преподавательских коллективов организаций высшего образования с учетом педагогического стажа работников. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью снижения сложившихся диспропорций в кадровом персонале вузов и привлечения к преподавательской деятельности молодых ученых.
Методология и источники. В исследовании использовалась официальная статистическая информация о стаже работы преподавателей вузов по 82 регионам России в 2020 году. Авторский методический подход основывался на использовании в качестве математических моделей функций плотности нормального распределения. В ходе работы были определены показатели, характеризующие долю преподавателей, относящихся к пяти группам по стажу педагогической работы.
Результаты и обсуждение. Результаты исследования показали: примерно каждый четырнадцатый преподаватель имел педагогический стаж менее пяти лет, каждый девятый преподаватель работал на таких должностях от пяти до десяти лет, каждый седьмой преподаватель работал на таких должностях от десяти до пятнадцати лет, каждый пятый преподаватель работал на таких должностях от пятнадцати до двадцати лет. Доказано, что число преподавателей со стажем работы до двадцати лет составило 52 % и было немного больше, чем число преподавателей со стажем работы двадцать и более лет. Проведенный анализ показал наличие определенной дифференциации значений рассматриваемых показателей по регионам.
Заключение. Предлагаемый методологический подход и полученные результаты обладают оригинальностью и научной новизной. Они могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при разработке мероприятий по формированию преподавательского персонала организаций высшего образования.
Об авторе
Ю. С. ПиньковецкаяРоссия
Пиньковецкая Юлия Семеновна – кандидат экономических наук (2011), доцент (2013), доцент кафедры экономического анализа и государственного управления ул. Л. Толстого, д. 42, Ульяновск, 432000
Список литературы
1. Pee S., Vululleh N. Role of Universities in Transforming Society: Challenges and Practices // Innovations in Higher Education Teaching and Learning. 2020. Vol. 32. Р. 67–79. DOI: https://doi.org/10.1108/S2055-364120200000032005.
2. Saha L. J. Educational Sociology // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Amsterdam: Elsevier, 2015. Р. 289–296.
3. Mokyr J. The gifts of Athena: Historical origins of the knowledge economy. Princeton: Princeton Univ. Press, 2002.
4. Шкаратан О. Социология неравенства. Теория и реальность. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012.
5. Markus V., Weber C. The Role of Universities in a Sustainable Society. Why Value-Free Research is Neither Possible nor Desirable // Sustainability. 2020. Vol. 12, iss. 7: 2811. DOI: https://doi.org/10.3390/su12072811.
6. Воробьев В. П., Скворцова А. А. Вузовская интеллигенция как ценностно-детерминируемая общность: опыт социологического исследования // Изв. высших учебных заведений. Поволжский регион. 2015. № 2 (34). С. 145–153.
7. Шереги Ф. Э., Кириллов А. В. Труд преподавателя вуза: творчество или “выживание”? // Социол. исслед. 2017. № 11. С. 87–98. DOI: 10.78 6 8 / S0132162517110101.
8. Jung Cheol Shin. Higher education development in Korea: western university ideas, Confucian tradition, and economic development // Higher Education. 2012. Vol. 64, iss. 1. P. 59–72. DOI: https://doi.org/10.1007/s10734-011-9480-5.
9. Li J. Learner-Centred Learning Tasks in Higher Education: A Study on Perception among // Education Science. 2021. Vol. 11: 230. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci11050230.
10. The Development of Global Higher Education in a World of Transformation / E. G. Mense, P. Lemoine, C. J. Garretson, M. D. Richardson // J. of Education and Development. 2018. Vol. 2, № 3. P. 47–60. DOI: 10.20849/jed.v2i3.529.
11. How Candidate Teachers Experience Coherence in University Education and Teacher Induction: the Influence of Perceived Professional Preparation at University and Support during Teacher Induction / M. Alles, J. Apel, T. Seidel, K. Stürmer // Vocations and Learning. 2019. Vol. 12 (1). P. 87–112. DOI: https://doi.org/10.1007/s12186-018-9211-5.
12. Wosnitza M., Helker K., Lohbeck L. Teaching goals of early career university teachers in Germany // International J. of Educational Research. 2014. Vol. 65. P. 90–103. DOI: 10.1016/j.ijer.2013.09.009.
13. King Rice J. Learning from Experience? Evidence on the Impact and Distribution of Teacher Experience and the Implications for Teacher Policy // Education Finance and Policy. 2013. Vol. 8, № 3. P. 332–348. DOI: 10.1162/EDFP_a_00099.
14. Analysis of the institutional building and sustainable development of higher education in transition economies / V. Volchik, A. Zhuk, A. Kurysheva, J. Abrhám // Entrepreneurship and Sustainability Issues. 2019. Vol. 7, № 2. P. 1413–1423. DOI: 10.9770/jesi.2019.7.2(43).
15. Graham R. The Career Framework for University Teaching: background and overview. London: Royal Academy of Engineering Prince Philip House, 2018.
16. Психологические личностные характеристики преподавателя в зависимости от стажа работы / Т. М. Богданова, М. С. Синкеев, М. А. Занкин др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 6. P. 198–202.
17. Barnett R. Constructing the university: Towards a social philosophy of higher education // Education Philosophy Theory. 2017. Vol. 49, iss. 1. P. 78–88. DOI: https://doi.org/10.1080/00131857.2016.1183472.
18. Marginson S. Dynamics of National and Global Competition in Higher Education // Higher Education. 2006. Vol. 52, iss. 2. P. 1–39. DOI: 10.1007/s10734-004-7649-x.
19. Шуклина Е. Преподаватели вузов о социальном благополучии в сфере профессиональной деятельности // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2022. № 1. C. 20–34. DOI: 10.15593/2224-9354/2022.1.2.
20. Крайнов Г. Н. О социальном статусе преподавателей российских вузов // Вестн. МИРБИС. 2019. № 3 (19). С. 174–178. DOI: 10.25634/MIRBIS.2019.3.21.
21. Грибовский М. В., Сорокин А. Н., Ефимова Г. З. Pro et contra. Преподаватели Томского и Тюменского университетов о достоинствах и недостатках своей профессии // Университетское управление: практика и анализ. 2020. Т. 24, № 3. С. 77–89. DOI: https://doi.org/10.15826/umpa.2020.03.027.
22. Шманцарь М. В. Характеристики социально-профессиональной группы преподавателей вузов в условиях изменений в системе высшего образования // Вестн. университета. 2018. № 3. С. 149–152. DOI: https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-3-149-152.
23. Старцев М. В. Социально-экономические аспекты деятельности преподавателя провинциального российского вуза // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2019. T. 18, № 4 (42). С. 82–86. DOI: 10.20310/1810-231X-2019-19-4(42)-82-86.
24. Минзарипов Р. Г., Фурсова В. В., Махамбетова М. А. Влияние содержания труда преподавателей вузов на их социальное самочувствие // Казанский социально-гуманитарный вестн. 2019. № 6. С. 43-49. DOI: 10.24153/2079-5912-2019-10-6-43-49.
25. Сведения об организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры // Министерство науки и высшего образования. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 25.03.2022).
26. Балезина Е. А. Молодые преподаватели в современном вузе: социальная типизация // Вестн. ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 3. С. 65–75. DOI: 10.15593/2224-9354/2019.3.6.
27. Бессонова Т. И., Пароньянц И. В. Особенности восприятия профессии молодыми и пожилыми преподавателями вуза // Гуманитарно-педагогическое образование. 2020. Т. 6, № 1. С. 80–86.
28. Федосюк Д. В. Специфика социальной адаптации преподавателей вузов пред- пенсионного возраста // Вестн. Майкоп. гос. технол. ун-та. 2020. Т. 12, № 4. С. 124–130. DOI: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2020-12-4-124-130.
29. Mathematical modeling on the base of functions density of normal distribution / Pinkovetskaia, Y. Nuretdinova, I. Nuretdinov, N. Lipatova // Revista de la Universidad Del Zulia. 2021. № 12 (33). P. 34–49. DOI: http://dx.doi.org/10.46925/rdluz.33.04.
Рецензия
Для цитирования:
Пиньковецкая Ю.С. Региональные особенности формирования преподавательского персонала системы высшего образования. Дискурс. 2022;8(4):109-121. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-109-121
For citation:
Pinkovetskaia I.S. Regional Peculiarities of the Formation of the Teaching Staff of the Higher Education System. Discourse. 2022;8(4):109-121. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-4-109-121