ФИЛОСОФИЯ
Посвящается исследованию проблемы неопределенности в классической термодинамике и механике. Подробно рассматривается взаимосвязь понятий определенности и неопределенности как противоречий, лежащих в основе становления любых систем. Приводится ретроспектива данной проблемы в науке. Сделан вывод, что, как и в классической механике, в термодинамике состояние неопределенности можно интерпретировать как скачок в поведении системы, где под поведением системы следует понимать не механическое перемещение как один из видов физической формы движения материи, а изменение физических свойств в пределах качества системы, т. е. изменение самого качества. Таким образом, подкрепляется утверждение, что скачок поведения системы можно рассматривать как переход к другому ее качеству.
Посвящается проблемам, связанным со стремительным развитием науки и техники в XXI в. Перед автором стоит задача не просто показать масштабность изменений в этой сфере, о чем свидетельствует развитие конвергентных технологий, а заострить внимание на последствиях, с которыми предстоит столкнуться человеку и обществу будущего. Дается характеристика формирующего сетевого общества, определяющую роль в развитии которого играют компьютерные сети; раскрывается его сущность и принципы построения; рассматриваются особенности сетевой культуры. Не менее важно показать читателям, что последствия научно-технического развития сопряжены с разными рисками, и не всегда мы вправе ожидать исключительно положительных последствий. Тем не менее человеку предстоит принять и освоить парадигмы и смыслы, на которых будет выстроено общество будущего.
Понятие справедливости – одна из центральных социально-философских категорий, так как позволяет собрать в единый сплав фундаментальные устои и нормативные требования социального бытия. Исследуя феномен справедливости, автор обращается к мыслителям России с середины XIX столетия до наших дней. Понятие справедливости рассматривается ими в контексте полемики по наиболее острым вопросам, волновавшим российское общество в этот период. Особый интерес представляет анализ связи справедливости как явления в системе общественных отношений и развития социума в целом. Делается вывод, что понимание справедливости в российском общественном сознании не является безусловным и абсолютным; оно всегда сфокусировано на конкретных событиях или явлениях жизни людей и зависит от содержания как индивидуальных, так и групповых, классовых интересов, а также степени присвоения субъектами отношений материальных или духовных ценностей.
Рассматривается формирование понятия научного мировоззрения, его специфика. Анализируются принципы и пути развития науки, предложенные В. И. Вернадским. Показано, что его подход к этому процессу может быть источником методологической рефлексии в современной философии науки. Особое внимание уделяется методологии взглядов В. И. Вернадского, в частности, тому, что наука и философия должны не противоречить друг другу, а напротив, дополнять друг друга. Подчеркивается особый статус научного знания, при котором, с одной стороны, существует реальная необходимость охватить все многообразие научных концепций, фактов и т. д., а с другой – нет такого специалиста, который, оставаясь ученым, был бы способен знать все это многообразие как специалист.
СОЦИОЛОГИЯ
По данным Европейского социального исследования (ESS 2006–2016 гг.) уровень удовлетворенности жизнью в России на протяжении последних десяти лет постепенно растет, но все еще остается ниже среднеевропейского. Чтобы понять причины межстрановых различий в удовлетворенности жизнью, в статье анализируются наиболее значимые социально-демографические и психологические, а также внешние факторы, характеризующие положение и развитие общества и общественных институтов, которые могут оказывать влияние на восприятие людьми качества своей жизни. Анализ показал, что структура детерминантов удовлетворенности жизнью в России в целом очень схожа с подобной структурой в странах Европы. Наиболее важными оказываются показатели физического и душевного здоровья, материальное положение, а также оценка общеэкономической и политической ситуации – состояния национальной экономики и эффективности работы правительства. Значимость одного из ключевых факторов, связанных с удовлетворенностью жизнью (материального положения), в среднем по Европе значительно выше, чем в России, и эти различия стабильны уже на протяжении ряда лет. В середине 2000-х гг. отношение и взгляды людей на экономическую и политическую ситуацию в стране оказывали более серьезное влияние на удовлетворенность жизнью, чем личные обстоятельства, а в нынешнем десятилетии их значимость упала и приблизилась к общеевропейскому уровню.
Взаимодействие социальных субъектов и институтов государственной и муниципальной власти и некоммерческого сектора в контексте предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов получает все большее развитие с каждым годом. Растет количество грантов на такого рода деятельность социально ориентированным некоммерческим организациям. В статье рассматривается состояние такого взаимодействия власти и некоммерческого сектора по вопросам работы с социальными конфликтами, включая распределение проектов по субъектам РФ, согласования направлений деятельности, целевой аудитории, применяемых технологий и определения места альтернативных способов разрешения конфликтов в рамках таких проектов. Дается авторская оценка особенностей нынешнего взаимодействия власти и некоммерческого сектора в области изучения, предупреждения, урегулирования и разрешения социальных конфликтов.
Анализируются коммуникативные проблемы, связанные с активным использованием Интернета в современном обществе. Представлены результаты исследования на основе этнографического подхода с применением метода письменного интервью. Выявлены три основных аспекта изучаемой проблемы: частичная утрата навыков эффективной коммуникации в связи с тем, что при общении в Интернете снижается ответственность собеседников за свои действия, а также полностью не удовлетворяются социальные потребности человека; меняется контекст понятия «дружба» в связи с ритуализацией ряда действий, составляющих дружеское общение и отношения; снижение способностей к критическому восприятию информации и аналитическому мышлению вследствие постоянной доступности информации; падение качества подготовки специалистов. На основе интервью, взятых у студентов, подтверждается гипотеза о том, что Интернет можно рассматривать в качестве социально-коммуникативной проблемы.
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Дается трактовка понятия региональной инновационной инфраструктуры, систематизируются основные подходы к управлению региональной инновационной инфраструктурой и предлагается новый подход к управлению на основе метрик бизнес-процессов региональной инновационной инфраструктуры, сочетающий в себе факторный, процессный и системный подходы и позволяющий решить проблемы, связанные с недостаточной отлаженностью механизмов координации, развития и использования объектов инфраструктуры со стратегическими направлениями деятельности региона, ограниченностью потенциала в области создания и внедрения наукоемких IT-решений в части обеспечения цифровизации региональной экономики, недостаточной обеспеченностью документационного сопровождения регламентированных бизнес-процессов в существующей практике инновационной деятельности, отсутствием четко регламентированных объективных метрик бизнес-процессов региональной инновационной инфраструктуры, обеспечивающих поддержку инновационного процесса на всех его стадиях. В статье также разрабатывается модель управления инновационной инфраструктурой региона на основе предложенного гибридного подхода с использованием аппарата нейронных сетей.
Рассматриваются концептуальные вопросы измерения эффективности и результативности digital маркетинговых коммуникаций. Исследуется взаимосвязь инструментов digital маркетинговых коммуникаций с бизнес-целями, маркетинговыми и коммуникационными целями организации. Описывается классификация показателей эффективности и результативности digital маркетинговых коммуникаций в зависимости от стадии процесса принятия решения о покупке потребителем. Обосновываются порядок сбора данных и общие правила проведения оценки эффективности и результативности digital маркетинговых коммуникаций. Рассматриваются вопросы проведения факторного анализа затрат и результатов, полученных по итогам применения digital маркетинговых коммуникаций.
Логистический подход к управлению информационными и материальными потоками на предприятии позволяет максимально оптимизировать выполнение комплекса логистических операций. Эффект от применения логистического подхода к управлению материальными потоками, в том числе запасами, заключается в достижении экономических выгод для предприятия за счет оптимизации запасов материальных ресурсов и численности персонала, снижении производственных простоев и улучшения использования имеющихся площадей, а также повышения качества продукции. Проведение оптимизации информационных потоков позволяет повысить качество, доступность и своевременность информации в системе материально-технического снабжения предприятия. Рассматриваются основные аспекты построения логистической системы предприятия с учетом взаимодействия информационных и материальных потоков.
Показано значение клиентоориентированности в рыночной деятельности современного предприятия. Обозначены предпосылки рассмотрения политики в области персонала предприятия в контексте маркетинговых инструментов. Определены и раскрыты аналитические и управленческие задачи предприятия в сфере маркетинга персонала для создания клиентоориентированной компании. Особое внимание уделяется формированию положительной репутации предприятия как работодателя у реальных и потенциальных сотрудников и других целевых аудиторий, а также маркетинговым коммуникациям, направленным на персонал предприятия. Предложена модель HR-бренда компании, включающая составляющие ценностного предложения работодателя. Отражены вопросы управления мотивацией персонала и проблемы создания организационных условий, в том числе бизнес-процессов, для повышения клиентоориентированности компании.
Рассматриваются категории «изменения» и «развитие» как переход хозяйствующих субъектов из одного качественного состояния в другое. Обосновываются роль и место маркетингового планирования в деятельности предприятия, являющегося важнейшей функцией управления маркетингом в условиях постоянных и галопирующих изменений. Приводятся авторские определения и раскрывается сущность понятий «маркетинговые изменения» и «маркетинговое планирование». Разработан алгоритм процесса маркетингового планирования, и показано содержание его этапов. Определено место маркетингового планирования в функциях управления маркетингом на различных уровнях, позволяющего своевременно и правильно реагировать на происходящие изменения. Уточнены характеристики маркетинговых изменений и разработана их классификация в зависимости от силы влияния и масштаба корректировки маркетингового плана.
ISSN 2658-7777 (Online)