Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Специфика экспликации понятия «коронавирус» для детей в рамках медицинского дискурса

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-161-172

Аннотация

Введение. Весной 2020 г. в мире была объявлена пандемия коронавируса – заболевания, вызываемого новым типом коронавируса SARS-CoV-2. В связи с прогрессирующим психоэмоциональным напряжением в обществе в литературе и средствах массовой информации предпринимаются попытки в простой и доступной форме разъяснить населению причины этого заболевания и методы профилактики. Несмотря на то, что детский контингент был наименее подвержен заболеванию, эта тема широко освещалась в детских книгах, плакатах и брошюрах. Целью данной статьи является анализ и изучение различных способов вербализации знаний о коронавирусной инфекции посредством лексических единиц. В статье описаны результаты анализа понятия «коронавирус», отражающего «детское» видение заболевания.

Методология и источники. Для того чтобы создать представление о понятии «коронавирус», требуется проведение фрейм-анализа и построение концептов понятий, вообще доминирующих в дискурсе. Для этого необходимо провести корпусный анализ детских текстов, концептуальный анализ и метод моделирования с использованием теории когнитивной метафоры. Также для составления фреймов потребуется проведение дефиниционного, этимологического, компонентного и контекстологического анализа.

Результаты и обсуждение. В рамках данной статьи представлена роль метафоры как

основного механизма репрезентации информации о заболевании и его профилактике. В результате проведенного исследования выявлены стратегии вербализации знаний о коронавирусной инфекции, способствующие обучению и социализации.

Заключение. Значимость представляемой работы определяется возможностью использования результатов исследования в теоретических и практических курсах по когнитивной лингвистике, теории дискурса, текстовой лингвистике и метафорологии. Кроме того, результаты исследования могут применяться в теоретической и практической медицинской деятельности, для того чтобы оптимизировать связь в области педиатрии.

Об авторах

С. В. Киселева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Киселева Светлана Владимировна – доктор филологических наук (2010), профессор кафедры английской филологии и перевода

наб. канала Грибоедова, д. 30-32, Санкт-Петербург, 191023



Н. А. Трофимова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Трофимова Нэлла Аркадьевна – доктор филологических наук (2010), профессор кафедры английской филологии и перевода

наб. канала Грибоедова, д. 30-32, Санкт-Петербург, 191023



Ю. С. Ананьева
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Ананьева Юлия Сергеевна – кандидат филологических наук (2012), доцент кафедры английской филологии и перевода 

наб. канала Грибоедова, д. 30-32, Санкт-Петербург, 191023



Е. Ю. Скрябина
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Скрябина Екатерина Юрьевна – кандидат филологических наук (2022), доцент кафедры лингводидактики 

ул. Букирева, д. 15, Пермь, 614990



Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю. Б. Психология для детей. Добро и его друзья. М.: АСТ, 2020.

2. Саралиева З. Х., Балабанов С. С. Дети как жизненная ценность россиян // Россия реформирующаяся. Вып. 8. М.: Ин-т социол. РАН, 2009. С. 390–403.

3. Covid-19 as a linguistic phenomenon and its influence on the development of modern regional terminology / S. A. Pesina, S. V. Kiselev, N. A. Trofimova et al. // J. of pharmaceutical negative results. 2022. Vol. 13, special iss. 8. P. 2985–2991. https://doi.org/10.47750/pnr.2022.13.S08.375.

4. Алексеева Л. М., Мишланова С. Л. Медицинский дискурс: теоретические основы и принципы анализа. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2002.

5. Ананьева Ю. С., Мишланова С. Л. Дефиниционное моделирование медицинской терминологии. СПб.: СПбГЭУ, 2014.

6. Углов Ф. Г. Советы столетнего хирурга. М.: АСТ, 2017.

7. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / пер. с англ. А. Н. Баранова, А. В. Морозовой. М.: Едиториал УРСС, 2004.

8. Красных В. В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: курс лекций. М.: Гнозис, 2001.

9. Вежбицкая А. Сопоставление культур через посредство лексики и прагматики / пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001.

10. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2006.

11. Приключения Тима в мире бактерий / М. Косовская, А. Тяхт, Д. Алексеев, С. Тяхт. М.: Клевер-Медиа-Групп, 2021.

12. Фарндон Дж. Большое путешествие по телу человека / пер. с англ. Ю. В. Музалевской. М.: Лабиринт, 2022.

13. How to Explain Coronavirus to Kids: 5 Common Questions // Lingokids. 20.03.2020. URL: https://lingokids.com/blog/posts/how-to-explain-coronavirus-to-kids (дата обращения: 12.11.2022).

14. Tomlin C. M. Facts about coronavirus // National Geographic. 21.07.2021. URL: https://kids.nationalgeographic.com/science/article/facts-about-coronavirus (дата обращения: 12.11.2022).

15. Ульева Е. А. Сказочный учебник по медицине для малышей. Все, что нужно знать дошкольнику о здоровье. Ростов н/Д.: Феникс, 2021.

16. О рекомендациях как говорить с детьми о коронавирусе // Роспотребнадзор. 26.03.2020. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14109&ysclid=l8co598j2e404870666 (дата обращения: 05.10.2022).

17. Нерини Э., Лонго Д. Галактический путеводитель по коронавирусу для любопытных детей / пер. Т. Храмовой. URL: https://www.cmverona.it/wp-content/uploads/2020/03/ITA-RU-GUIDA-GALATTICA-AL-CORONA-VIRUS.pdf (дата обращения: 01.11.2022).

18. Фриц З., Дэйнс К. Волшебные створки. Секреты медицины / пер. с англ. М.: Робинс, 2019.

19. Молина М. Книга о коронавирусе для детей. URL: https://660919d3-b85b-43c3-a3ad3de6a9d37099.filesusr.com/ugd/64c685_a99da63af9be4a8ca0f119d527fb23be.pdf (дата обращения: 15.10.2022).

20. The ultimate kids' guide to the new coronavirus // Live Science. 13.03.2020. URL: https://www.livescience.com/coronavirus-kids-guide.html (дата обращения: 12.11.2022).

21. Стоуэлл Л. Волшебные створки. Секреты человека / пер. с англ. М.: Робинс, 2016.

22. Пирогов Н. И. Вопросы жизни. Дневник старого врача. Санкт-Петербург, ноябрь 1879 г. – ноябрь 1881 г. СПб.: Типография П. П. Сойкина, 1907.

23. Суворова М. В. Трансдискурсивная модификация модели метафоры (на материале научного, научно-популярного, популярного дискурсов): дис. … канд. филол. наук / ПермГУ. Пермь, 2019.

24. Чудинов А. П. Прагматический потенциал метафоры в педагогической коммуникации // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 167–175.

25. Баранов А. Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. М.: Помовский и партнеры, 1994.

26. Мишланова С. Л., Уткина Т. И. Метафора в научно-популярном медицинском дискурсе: семиотический, когнитивно-коммуникативный, прагматический аспекты. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2008.


Рецензия

Для цитирования:


Киселева С.В., Трофимова Н.А., Ананьева Ю.С., Скрябина Е.Ю. Специфика экспликации понятия «коронавирус» для детей в рамках медицинского дискурса. Дискурс. 2023;9(6):161-172. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-161-172

For citation:


Kiseleva S.V., Trophimova N.A., Ananyeva Yu.S., Skryabina E.Yu. Explicative Specificity of the Concept of “Coronavirus” for Children in the Framework of Medical Discourse. Discourse. 2023;9(6):161-172. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-6-161-172

Просмотров: 202


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)