Preview

Дискурс

Расширенный поиск

КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА В АРТ-СООБЩЕСТВАХ

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-3-72-83

Аннотация

В вопросе идентификации компонентов креативного процесса предлагается опираться на представления и концепции, подтверждающие глубокую взаимосвязь между коммуникацией и креативностью. Коммуникативный подход предполагает выделение креативных подпроцессов с помощью анализа коммуникации, происходящей в коллективе, участники которого заняты решением творческой задачи. Используется модель креативного процесса, основными компонентами (подпроцессами) которой являются постановка задачи, эмоциональная активация, генерирование, объективация и оценивание. Анализируется то, как реализуются некоторые из этих подпроцессов в ходе индивидуальной и коллективной творческой деятельности художников, объединенных в сообщества. Эмпирической базой работы послужили данные, собранные с помощью метода слабоструктурированного интервью в ходе полевых исследований, объектом которых являлись четыре арт-сообщества, объединяющих в совокупности более трех десятков художников Санкт-Петербурга, работающих в различных жанрах актуального искусства.

Об авторе

А. М. Пивоваров
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Wallas G. The art of thought. New York: Watts & Co, 1926. 181 p.

2. Sadler-Smith E. Wallas' Four-Stage Model of the Creative Process: More Than Meets the Eye? // Creativity Research J. 2015. Vol. 27 (4). P. 342-352.

3. Stuhlfaut M. W., Vanden Bergh B. G. Creativity is..: A metaphoric model of the creative thought process // J. of Marketing Communications. 2014. Vol. 20 (6). P. 383-396.

4. Hyatt K. S. Creativity Through Intrapersonal Communication Dialog // The J. of Creative Behavior. 1992. Vol. 26. P. 65-71.

5. Isaksen S. G., Treffinger D. J. Creative problem solving: The basic course. Buffalo, New York: Bearly Limited, 1985. 21 5 p.

6. Goldberg C. The Interpersonal Aim of Creative Endeavor // The J. of Creative Behavior. 1986. Vol. 20. P. 35-48.

7. Sales A., Fournier M. Knowledge, Communication and Creativity. London: SAGE Publications, 2007. 192 p.

8. Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные ценности. Харьков: Гуманитарный институт, 2011. 300 с.

9. Woodman R. W., Sawyer J. E., Griffin R. W. Toward a Theory of Organizational Creativity // Academy of Management Review. 1993. Vol. 18, № 2. P. 293-321.

10. Paulus P. B., Nijstad B. A. Group Creativity: An Introduction // Group creativity: innovation through collaboration. New York: Oxford University Press, 2003. P. 2-11.

11. Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Издательский дом Высш. шк. экономики, 2014. 456 с.

12. Kurtzberg T. R., Amabile T. M. From Guilford to Creative Synergy: Opening the Black Box of Team-Level Creativity // Creativity Research J. 2001. Vol. 13 (3-4). P. 285-294.

13. Sawyer R. K. Explaining Creativity: The Scienсe of Human Innovation. New York: Oxford University Press, 2006. 354 p.

14. Busse T. V., Mansfield R. S. Theories of the Creative Process: A Review and a Perspective // The J. of Creative Behavior. 1980. Vol. 14. P. 91-132.

15. Process analytic models of creative capacities / M. D. Mumford, M. I. Mobley, C. E. Uhlman et al. // Creativity Research J. 1991. Vol. 4 (2). P. 91 -122.

16. Lubart T. Models of the Creative Process: Past, Present and Future // Creativity Research J. 2001. Vol. 13 (3-4). P. 295-308.

17. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. М.: Когито- Центр, 2009. 21 5 c.

18. Eindhoven J. E., Vinacke W. E. Creative processes in painting // J. of General Psychology. 1952. Vol. 47, iss. 2. P. 139-164.

19. Amabile T. M. A Model of Creativity and Innovation in organizations // Research in Organizational Behavior. 1988. Vol. 10. P. 123-167.

20. Furst G., Ghisletta P., Lubart T. The Creative Process in Visual Art: A Longitudinal Multivariate Study // Creativity Research J. 2012. Vol. 24 (4). P. 283-295.

21. Csikszentmihalyi M. Society, culture and person: A systems view of creativity / ed. by R. J. Sternberg. New York: Cambridge University Press, 1988. 385 p.

22. Csikszentmihalyi M. Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Innovation. New York: Harper Collins Publishers, 1996. 456 p.

23. Белбин Р. М. Типы ролей в командах менеджеров. М.: HIPPO, 2003. 232 c.

24. Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем коллективного творчества. М.: Наука, 1983. С. 266-279.

25. Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса // Вопр. психологии. 2007. № 3. С. 69-82.

26. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1284 с.

27. Peat F. D. David Bohm 1917-1992 // Encyclopedia of Creativity / ed. by M. A. Runco &S. R. Pritsker. New York: Academic Press, 2011. Vol. 1. P. 159-164.

28. Getzels J. W., Csikszentmihalyi M. The creative vision: A longitudinal study of problem finding in art. New York: Wiley, 1976. 304 p.

29. Cawelti S., Rappaport A., Wood B. Modeling artistic creativity: An empirical study // J. of Creative Behavior. 1992. Vol. 26. P. 83-94.

30. Mace M.-A., Ward T. Modeling the Creative Process: A Grounded Theory Analysis of Creativity in the Domain of Art Making // Creativity Research J. 2002. Vol. 14 (2). P. 179-192.

31. Yin R. K. Case Study Research: Design and Methods. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2009. 240 p.

32. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе // Вопр. психологии. 1986. № 6. С. 77-86.

33. Тросби Д. Экономика и культура. М.: Издательский дом Высш. шк. экономики, 2013. 256 с.


Рецензия

Для цитирования:


Пивоваров А.М. КОММУНИКАТИВНЫЙ АНАЛИЗ КРЕАТИВНОГО ПРОЦЕССА В АРТ-СООБЩЕСТВАХ. Дискурс. 2016;(3):72-83. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-3-72-83

For citation:


Pivovarov A.M. COMMUNICATIVE ANALYSIS OF THE CREATIVE PROCESS IN ART COMMUNITIES. Discourse. 2016;(3):72-83. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-3-72-83

Просмотров: 281


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)