Зевгма как прием прагматического фокусирования в художественном тексте (на материале немецкого языка)
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-118-126
Аннотация
Введение. Цель данного исследования – выявление специфики функционирования в художественной речи зевгмы. Хотя данная риторическая фигура известна еще с античных времен и используется в разных сферах коммуникации, до настоящего времени нет полной ясности относительно сущности этого лингвистического феномена.
Методология и источники. В статье рассматриваются различные трактовки зевгмы,определяется ее место в кругу прочих риторических фигур, проводится структурный анализ зевгматических конструкций, в частности выявляются ее синтактико-морфологические вариации, анализируется стилистический потенциал. В качестве эмпирического материала используются лирические и прозаические тексты немецкоязычной литературы XIX–XX вв., в том числе произведения Г. Гейне, А. Деблина, Г. Тракля, Г. Бенна, К. Эдшмида, Г. Бёлля и других авторов.
Результаты и обсуждение. Как риторическая фигура зевгма строится на конфликте синтаксиса и семантики, представляя собой ряд синтаксически однородных, но семантически разнородных элементов. Зевгма, как правило, имеет в своем составе ядерное слово, в котором в соединении с различными актантами актуализируются разные значения/оттенки значений, хотя встречаются и «безъядерные» зевгмы. В немецком языке в роли опорного элемента чаще всего выступает глагол-сказуемое, реже ядром конструкции становятся прилагательное, причастие, наречие, существительное. Элементы паратактического ряда, как правило, существительные (однородные подлежащие, дополнения, обстоятельства), однако в ходе анализа выявлены и случаи алогичных сочетаний, представленных другими частями речи, а также примеры с разнородными морфологическими формами в рамках одной зевгматической конструкции. Функциональный анализ зевгмы демонстрирует богатый стилистический потенциал данной риторической фигуры, выступающей в художественных текстах средством юмора и сатиры, служащей для передачи эмоциональных состояний, способствующей семантическому насыщению высказывания, приращению новых смыслов.
Заключение. Зевгма выступает в художественном тексте значимым приемом прагматического фокусирования, будучи особенно широко представленной в модернистской литературе, характеризующейся семантической многослойностью и интенсивностью художественного выражения.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. Г. ТимралиеваРоссия
Тимралиева Юлия Геннадьевна – доктор филологических наук (2017), доцент (2005), заведующая кафедрой романо-германской филологии и перевода
ул. Садовая, д. 21, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.
2. Винокур Г. О. Филологические исследования: лингвистика и поэтика. М.: Наука, 1990.
3. Руберт И. Б., Тимралиева Ю. Г. Поэтический язык как объект лингвистических исследований // Изв. СПбГЭУ. 2017. № 3. С. 95–100.
4. Жеребило Т. В. Словарьлингвистическихтерминов.5-е изд., испр.идоп. Назрань:Пилигрим, 2010. URL: https://lingvistics_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 12.01.2021).
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энцикл., 1969.
6. Квятковский А. П. Поэтический словарь. 3-е изд., испр. и доп. М.: РГГУ, 2013.
7. WahrigG. DeutschesWörterbuch. Güterslohn: Bertelsmann, 1971.
8. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Высш. шк., 1990.
9. Ризель Э. Г., Шендельс Е. И. Стилистика немецкого языка. М.: Высш.шк., 1975.
10. KrahlS., KurzJ. Kleines Wörte rbuch der Stilkunde. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1970.
11. Sowinski B. Deutsche Stilistik. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch, 1973.
12. Fleischer W., Michel G. Stilistik der deutschen Gegenwartssprache. Leipzig: VEB Bibliographisches Institut, 1977.
13. Береговская Э. М. Проблемы исследования зевгмы как риторической фигуры // Вопр. языкознания. 1985. № 5. С. 59–67.
14. Riesel E. Stilistik der deutschen Sprache. Moskau: Verlag für fremdsprachige Literatur, 1959.
15. Volker H. Einführung in die Lexikologie. Darmstadt: WBG, 2015.
16. Фридрих Г. Структура современной лирики: от Бодлера до середины двадцатого столетия / пер. с нем. Е. В. Головина. М.: Языки славянских культур, 2010.
17. Тимралиева Ю. Г. Языковая картина мира немецкого литературного экспрессионизма (на основе анализа малоформатных текстов): дис. … д-ра филол. наук / СПбГЭУ. СПб., 2017.
Рецензия
Для цитирования:
Тимралиева Ю.Г. Зевгма как прием прагматического фокусирования в художественном тексте (на материале немецкого языка). Дискурс. 2021;7(2):118-126. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-118-126
For citation:
Timralieva J.G. Zeugma as a Method of Pragmatic Focusing in a Literary Text (Based on the Material of the German Language). Discourse. 2021;7(2):118-126. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2021-7-2-118-126