Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Учебно-воспитательный комплекс мероприятий, направленных на формирование у студентов компетенции межкультурного общения на иностранном языке

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-174-188

Аннотация

Введение. В статье описан опыт разработки и внедрения в практику комплекса мероприятий по формированию у студентов фармацевтического вуза навыков межкультурной коммуникации на иностранном языке. В настоящее время умение проводить переговоры, в том числе на международном уровне, и связанные с этим умением навыки являются несомненным преимуществом выпускников фармацевтического профиля на рынке труда, что обуславливает актуальность разработанного комплекса.

Методология и источники. При разработке комплекса мероприятий авторы применяли такие методы исследования, как контент-анализ, логико-семантический анализ, системный и творческий подход, а также современные методические подходы к обучению иностранному языку с использованием аутентичных материалов.

Результаты и обсуждение. Представленный комплекс включает аудиторные и внеаудиторные занятия, сочетающиеся с практической работой обучаемых: учебный курс на английском языке «Менеджмент фармацевтической организации на английском языке»; рабочие программы дисциплин для всех направлений бакалавриата «Деловые коммуникации на иностранном языке»; дополнительная обучающая общеобразовательная программа «Business Сommunication in English»; дискуссионный клуб на английском языке; творческие конкурсы на иностранных языках для студентов; экскурсии военно-патриотической направленности. В рамках комплекса создано и функционирует молодежное сообщество «Lingvapharm», которое на сегодняшний день объединяет более 400 человек.

Заключение. Студенты фармацевтического профиля, активно участвующие в программах комплекса, ежегодно занимают призовые места в международных олимпиадах и конкурсах на иностранных языках, демонстрируя отличное владение ими, навыки презентации и доклада, умение держаться на публике и аргументированно отвечать на вопросы. 

Об авторах

Г. А. Рожков
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

Рожков Григорий Александрович – кандидат педагогических наук (1989), доцент (2024), директор НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации

ул. Профессора Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022



А. А. Ефимова
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

Ефимова Александра Александровна – старший преподаватель НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации 

ул. Профессора Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022



Е. В. Волкова
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

Волкова Елена Валентиновна – старший преподаватель НОЦ иностранных языков и
межкультурной коммуникации

ул. Профессора Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022



Н. А. Петухова
Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет
Россия

Петухова Наталия Александровна – старший преподаватель НОЦ иностранных языков и межкультурной коммуникации

ул. Профессора Попова, д. 14, Санкт-Петербург, 197022



Список литературы

1. Ефимова А. А., Голубенко Р. А. Проблема профессиональной адаптации молодых специалистов химико-фармацевтической отрасли (на примере выпускников Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета) // Ремедиум. 2024. Т. 28, № 2. С. 183– 191. DOI: 10.32687/1561-5936-2024-28-2-183-191.

2. Ефимова А. А., Ляшко А. И., Цитлионок Е. А. «Менеджмент фармацевтической организации» – практические коммуникативные лекции на английском языке // Вестн. СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 19, № 3. С. 167–178. DOI 10.17673/vsgtu-pps.2022.3.12.

3. Ефимова А. А. Формирование коммуникативной компетенции через междисциплинарный курс на английском языке // Профессионально-ориентированное обучение языкам: опыт и перспективы: сб. материалов ежегодной Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Санкт-Петербург, 14–16 февр. 2023 г. / СПбГЭУ. СПб., 2023. С. 30–35.

4. Ефимова А. А. Опыт реализации проекта «Менеджмент фармацевтической организации на английском языке» в СПХФУ // Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы: сб. науч. тр. / КГМУ. Курск, 2022. С. 82–84.

5. Rozhkov G., Naumova E., Dmitrieva D. English for specific purposes and professional soft skills development: extra-curricular programs // Язык и культура в глобальном мире. Вып. 3. СПб.: ЛЕМА, 2024. С. 422–427.

6. Рожков Г. А. Этические проблемы использования искусственного интеллекта в образовательном процессе – взгляд студентов // Научное мнение. 2024. № 5. С. 53–57. DOI: 10.25807/22224378_2024_5_53.

7. Ефимова А. А. Патриотическое воспитание студентов фармацевтического профиля через изучение иностранного языка // Медицинское образование в XXI веке: современные инициативы России и Кыргызстана: сб. науч. тр.: в 2 т. / КГМУ. Курск, 2025. Т. 1. С. 228–230.

8. Рожков Г. А. Формирование межкультурной толерантности у студентов неязыкового вуза в ходе внеаудиторной работы на иностранном языке. Опыт Санкт-Петербургского химико-фармацевтического университета // Актуальные проблемы экономики и управления в строительстве: материалы II Национальной (всерос.) науч.-практ. конф., СПб., 18–19 апр. 2024 г. / СПбГАСУ. СПб., 2024. С. 507–512.

9. Рожков Г. А. Моя твоя понимает: практическое пособие по обучению искусству бизнес-коммуникаций и переговорному процессу в поликультурной среде. СПб.: АНО РОССИКА «Лики», 2021.

10. Ефимова А. А. Участие в научной конференции как способ формирования профессиональной языковой компетенции у магистрантов химико-фармацевтического вуза // Профессионально-ориентированное обучение языкам: опыт, реальность и перспективы: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. уч., СПб., 20–21 февр. 2024 г. / СПбГЭУ. СПб., 2024. С. 23–29.

11. Рожков Г. А., Наумова Е. В. Кому он нужен этот English? Образовательные и воспитательные аспекты внеаудиторной работы на иностранном языке в современных реалиях // Актуальные вопросы современной фармацевтической науки и медицинского образования: сб. науч. тр. Всерос. науч.-метод. конф., Курск, 27 нояб. 2023 г. / КГМУ. Курск, 2023. С. 169–172.

12. Марченко Е. А. Развитие эмоционального интеллекта на основе военно-патриотического воспитания в студенческой среде // Язык. Образование. Культура: материалы XIX Междунар. науч.-практ. электрон. конф., Курск, 19–23 мая 2025 г. / КГМУ. Курск, 2025. Т. II. С. 91–95.


Рецензия

Для цитирования:


Рожков Г.А., Ефимова А.А., Волкова Е.В., Петухова Н.А. Учебно-воспитательный комплекс мероприятий, направленных на формирование у студентов компетенции межкультурного общения на иностранном языке. Дискурс. 2025;11(6):174-188. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-174-188

For citation:


Rozhkov G.A., Efimova A.A., Volkova E.V., Petukhova N.A. Educational Complex of Measures Aimed at the Formation of Students' Competence of Intercultural Communication in a Foreign Language. Discourse. 2025;11(6):174-188. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-174-188

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)