Поликодовость как стратегия построения современного художественного текста
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-120-132
Аннотация
Введение. Исследование посвящено анализу репрезентации поликодовости в англоязычных текстах современных писателей. Целью данной статьи является рассмотрение поликодовости как стратегии построения художественного текста. Фрагменты художественных текстов анализируются с точки зрения имплицитной и эксплицитной реализации поликодовости. Актуальность работы обусловлена возрастающей ролью поликодовости в современном художественном тексте, при этом статус феномена поликодовости в смысловой структуре художественного текста еще не получил окончательного определения. В статье выдвигается и доказывается гипотеза об актуализации в современных художественных текстах механизмов поликодовости как стратегии текстообразования. Она реализуется авторами художественного текста как в имплицитной форме, издавна присущей художественному тексту, так и в более экспериментальных формах, обозначаемых в работе как эксплицитная поликодовость.
Методология и источники. В работе использованы методы лингвосемиотического, когнитивно-дискурсивного и стилистического анализа. Эмпирической базой исследования служат тексты современной англоязычной литературы.
Результаты и обсуждение. Репрезентация поликодовости как стратегии текстообразования может осуществляться в эксплицитной или имплицитной формах, представленных в структуре современных художественных текстов при помощи связанных (вербально опосредованных) семиотических ресурсов, а также свободных семиотических ресурсов. Если использование вербально опосредованных семиотических ресурсов, таких как шрифт, цвет, дизайн страницы, представляет собой имплицитные механизмы реализации стратегии поликодовости, то введение в художественный текст фотографий, графиков, схем свидетельствует об эксплицитности стратегии поликодовости.
Заключение. Поликодовость в художественном тексте рассматривается в работе в качестве стратегии текстообразования, реализуемой в имплицитной и/или эксплицитной формах. В зависимости от заложенной автором интерпретационной программы поликодовость выполняет в смысловой структуре художественных текстов сюжетообразующую, изобразительно-выразительную, эмотивную, аттрактивную и характеризующую функции, а также функцию создания образности и функцию усиления игровой модальности текста.
Об авторах
А. А. АбдрафиковаРоссия
Абдрафикова Алия Азаматовна – ассистент кафедры английского языка и лингвострановедения
наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186
З. М. Чемодурова
Россия
Чемодурова Зинаида Марковна – доктор филологических наук (2017), доцент (2005),
заведующая кафедрой английского языка и лингвострановедения
наб. реки Мойки, д. 48, СанктПетербург, 191186
Список литературы
1. Ейгер Г. В., Юхт В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы науч. конф. Ч. 1. М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1974. С. 103–109.
2. Некрасова Е. Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов // Вестн. Томского гос. ун-та. 2014. № 378. C. 45–48.
3. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: ИЯз РАН, 2005.
4. Уварова Е. А. Фотомонтаж как средство реализации комического в поликодовом тексте (на примере новостных текстов портала “The onion”) // Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 4. С. 145–153. DOI: 10.18522/2070-1403-2018-69-4-145-153.
5. Чемодурова З. М., Евстигнеева Е. В. Поликодовость как признак постмодернистского художественного текста // Международный научный институт «Educatio». 2015. № 7-1 (14). С. 118–121.
6. Понять другого: проблемы интерпретации текста в современной науке / И. А. Щирова, А. Г. Гурочкина, Е. А. Гончарова и др. CПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2023.
7. Современный художественный текст в зеркале мультимодальной стилистики) // Художественный текст: формулы смысла / Е. А. Гончарова, Е. Ю. Ильинова, В. И. Карасик и др. М.: ФЛИНТА, 2022. C. 112–143.
8. Чернявская В. Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учеб. пособие. М.: Либроком, 2009.
9. Щирова И. А. Текст сквозь призму сложного. СПб.: Политехника-сервис, 2013.
10. Лингвокреативность в дискурсах разных типов: пределы и возможности / В. З. Демьянков, И. В. Зыкова, О. В. Соколова и др. М.: Р. Валент, 2021.
11. Полидискурсивность интернет-мема как реализация его лингвокреативного потенциала / А. В. Полонский, Ю. Н. Шаталова, С. В. Крюкова, С. В. Ушакова // Медиалингвистика. 2023. T. 10, № 2. С. 209–222. DOI: 10.21638/spbu22.2023.204.
12. Ариас А.-М. Поликодовый текст как семиотико-семантическое и эстетическое знаковое единство (на примере немецкой карикатуры) // Известия СПбГУЭФ. 2011. № 6. C. 62–64.
13. Блинова О. А. Обложка журнала как мультимодальный текст // Научный диалог. 2019. № 5. С. 9–24. DOI: 10.24224/2227-1295-2019-5-9-24.
14. Нестерова Т. В. Поликодовый текст как способ коммуникации // Человек в информационном пространстве: сб. науч. статей / под общ. ред. Т. П. Курановой. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 213–219.
15. Рацибурская Л. В. Поликодовость в медийном словотворчестве как средство речевого воздействия // Труды ин-та рус. яз. им. В. В. Виноградова. 2019. С. 215–221.
16. Иссерс О. C. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. 5-е изд. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.
17. Chemodurova Z. M. Visual foregrounding in contemporary fiction // Issues of Cognitive Linguistics. 2021. № 2. P. 5–15. DOI: 10.20916/1812-3228-2021-2-5-15.
18. Jewitt C. Handbook of Multimodal Analysis. London: Routledge, 2009.
19. Van Leeuwen T. Introducing Social Semiotics: An Introductory Textbook. London: Routledge, 2004.
20. Hallet W. Reading Multimodal Fiction: A Methodological Approach // Anglistik: Int. J. of English Studies. 2018. Vol. 29, iss. 1. P. 25–40.
21. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2002.
22. Нефёдов С. Т. Оценка значимости в структуре мультимодального научного текста // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. 2022. Вып. 12. С. 116–135. DOI: 10.21638/spbu33.2022.106.
23. Мельничук О. А., Мельничук Т. А. Стратегии художественного дискурса // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 1 (34). C. 125–135.
24. Gaiman N. Norse mythology. NY: W.W. Norton & Company, 2017.
25. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: Просвещение, 1958.
26. Чернявская В. Е. Типографический ландшафт и прагматика типографической вариативности // Вестн. ВолГУ. Сер. 2. Языкознание. 2023. Т. 22, № 5. С. 89–100. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2023.5.6.
27. Atwood M. The testaments. 1st ed. NY: Nan A. Talese/Doubleday, 2019.
28. Vonnegut K. Breakfast of Champions or Goodbye Blue Monday. 12th ed. NY: Dial Press Trade Paperback, 1999.
29. Zusak M. The book thief. NY: Alfred A. Knopf, 2005.
30. Логинова Е. Г. Семиотический резонанс в моно- и полимодальном дискурсе (на материале русской и английской драмы): дис. … д-ра филол. наук / ИЯз РАН. Москва, 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Абдрафикова А.А., Чемодурова З.М. Поликодовость как стратегия построения современного художественного текста. Дискурс. 2025;11(6):120-132. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-120-132
For citation:
Abdrafikova A.A., Chemodurova Z.M. Polycode Strategy in Contemporary Fiction. Discourse. 2025;11(6):120-132. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-6-120-132
























