Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Структура сферы культурного потребления на примере г. Архангельска и ее социальное значение

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-126-143

Аннотация

Введение. Центральным элементом культурного потенциала современного общества выступает сфера потребления культурных благ. В Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция роста интереса к национальному культурному продукту, воспринимаемому в качестве уникального наследия. Однако динамика данного процесса остается недостаточной, поскольку уровень развития многих сегментов культурных индустрий не всегда отвечает запросам, сформировавшимся у аудитории. Методология и источники. В работе использована трехуровневая модель анализа структурных элементов социокультурного пространства. Указанная методика была создана научным коллективом лаборатории проблем развития территорий ФИЦКИА УрО РАН при непосредственном участии авторов. Результаты и обсуждение. В рамках работы был осуществлен анализ структуры сферы культурного потребления г. Архангельска. В качестве эмпирической базы взяты актуальные запросы жителей, а также репертуар наиболее значимых культурных институций, событий и проектов. Среди основных способов повышения уровня культурной сферы в целом и культурного потребления в городе, предлагаемых информантами, можно выделить доступность, информированность и просвещение. Самые узнаваемые достопримечательности г. Архангельска, по мнению информантов: Гостиные дворы, Малые Карелы, памятник тюленю-спасителю, Высотка (Здание проектных организаций), набережная Северной Двины. Заключение. Рассуждая о том, каких культурных событий не хватает Архангельску, ряд респондентов ответили, что мероприятий проводится очень много и всего хватает, скорее, не хватает освещения в СМИ, рекламы. Кроме того, отмечалась нехватка культурных мероприятий в разных округах города. Называя наиболее яркие городские культурные события текущего года, большая часть информантов в равной степени выделили фестиваль уличных театров и фестиваль «Белый июнь». Также в оценках опрошенных лидировали такие мероприятия, как Ночь музеев, День города и День Победы. Среди наиболее часто посещаемых учреждений в ответах информантов на первом и втором местах лидирует Театр драмы им. М. В. Ломоносова, на третьем месте – музеи (в целом, без конкретизации).

Об авторах

Т. А. Блынская
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова УрО РАН
Россия

Блынская Татьяна Анатольевна – кандидат сельскохозяйственных наук (2009), магистр социологии (2017), старший научный сотрудник лаборатории проблем развития территорий

Никольский пр., д. 20, Архангельск, 163020



К. О. Малинина
Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова УрО РАН
Россия

Малинина Кристина Олеговна – кандидат социологических наук (2013), ведущий научный сотрудник лаборатории проблем развития территорий

Никольский пр., д. 20, Архангельск, 163020



Список литературы

1. Кравченко С. А. Словарь новейшей социологической лексики: теории, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: Изд-во МГИМО, 2011.

2. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и право: словарь-справочник. М.: Вуз и школа, 2004.

3. Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д. И. Валентей. М.: Сов. энциклопедия, 1985.

4. Корсунова В. И. Культурное потребление в социологических исследованиях: обзор подходов к измерению понятия // Экономическая социология. 2019. T. 20, № 1. С. 148–173. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-1-148-173.

5. Вебер М. Хозяйство и общество. Очерки понимающей социологии / пер. с нем. А. Н. Беляева, А. Ю. Антоновского. М.: ИД ВШЭ, 2019.

6. Chaney D. C. From Ways of Life to Lifestyle: Rethinking Culture as Ideology and Sensibility // Culture in the Communication Age / ed. by J. Lull. London: Routledge, 2012. P. 75–88.

7. Giddens A. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Redwood City, CA: Stanford Univ. Press, 1991.

8. Бурдьё П. Различение: социальная критика суждения / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В. В. Радаев. М.: РОССПЭН, 2004. C. 537–565.

9. Peterson R. A., Kern R. M. Changing Highbrow Taste: From Snob to Omnivore // American Sociological Review. 1996. No. 61 (5). P. 900–907.

10. Sullivan O., Katz-Gerro T. The Omnivore Thesis Revisited: Voracious Cultural Consumers // European Sociological Review. 2006. Vol. 23, no. 2. P. 123–137. DOI: 10.1093/esr/jcl024.

11. Trienekens S. “Colourful” Distinction: The Role of Ethnicity and Ethnic Orientation in Cultural Consumption // Poetics. 2002. Vol. 30, iss. 4. P. 281–298. DOI: 10.1016/S0304-422X(02)00025-6.

12. Skrbis Z., Woodward I. The Ambivalence of Ordinary Cosmopolitanism: Investigating the Limits of Cosmopolitan Openness // The Sociological Review. 2007. No. 55, iss. 4. P. 730–747. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-954X.2007.00750.x.

13. Gans H. Popular Culture and High Culture: An Analysis and Evaluation of Taste. NY: Basic Books, 2008.

14. Van Eijck K., Lievens J. Cultural Omnivorousness as a Combination of Highbrow, Pop, and Folk Elements: The Relation between Taste Patterns and Attitudes Concerning Social Integration // Poetics. 2008. Vol. 36, iss. 2–3. P. 217–242. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2008.02.002.

15. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005.

16. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Сидельника, Н. Федо ровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

17. Benzecry C., Klinenberg E. Cultural Production in a Digital Age // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 2005. Vol. 597, iss. 1. P. 6–18. DOI: 10.1177/0002716204270420.

18. Lamont M., Molnár V. The Study of Boundaries in the Social Sciences // Annual Review of Sociology. 2002. Vol. 28. P. 167–195. DOI: 10.1146/annurev.soc.28.110601.141107.

19. Шлыкова О. В. Цифровое потребление культурного контента в условиях «новой нормы» дистанцированного мира // Вестн. МГУКИ. 2020. № 5 (97). С. 160–169. DOI: 10.24412/1997-0803-2020-597-160-169.

20. Велединский В. Г. Социально-культурный сервис: эволюция понятия в контексте сервисологии // Мир человека. 2008. Т. 8, № 4. С. 89−103.

21. Мальшина Н. А. Услуги культуры – основные классификации // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. № 3. С. 42–55.

22. Chan T. W., Goldthorpe J. H. Social Stratification and Cultural Consumption: The Visual Arts in England // Poetics. 2007. No. 35 (2–3). P. 168–190. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2007.05.002.

23. Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А. Гасилина. М.: РИПОЛ классик, 2019.

24. DiMaggio P., Mukhtar T. Arts Participation as Cultural Capital in the United States, 1982–2002: Signs of Decline? // Poetics. 2004. Vol. 32, iss. 2. P. 169–194. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2004.02.005.

25. Emmison M. Social Class and Cultural Mobility: Reconfiguring the Cultural Omnivore Thesis // J. of Sociology. 2003. Vol. 39, iss. 3. P. 211–230. DOI: https://doi.org/10.1177/00048690030393001.

26. Shepherd J. Music Consumption and Cultural Self-Identities: Some Theoretical and Methodological Reflections // Media, Culture & Society. 1986. Vol. 8, iss. 3. P. 305–330. DOI: https://doi.org/10.1177/01634438600800300.

27. Savage M., Gayo M. Unravelling the Omnivore: A Field Analysis of Contemporary Musical Taste in the United Kingdom // Poetics. 2011. Vol. 39, iss. 5. P. 337–357. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2011.07.001.

28. Daenekindt S., Roose H. Ways of Preferring: Distinction through the “What” and the “How” of Cultural Consumption // J. of Consumer Culture. 2017. Vol. 17, iss. 1. P. 25–45. DOI: 10.1177/1469540514553715.

29. Berghman M., van Eijck K. Visual Arts Appreciation Patterns: Crossing Horizontal and Vertical Boundaries within the Cultural Hierarchy // Poetics. 2009. Vol. 37, iss. 4. P. 348–365. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2009.06.003.

30. Соколов М. М., Соколова Н. А., Сафонова М. А. Статусные культуры, биографические циклы и поколенческие изменения в литературных вкусах читателей петербургских библиотек // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. T. 19, № 3. С. 116–135.

31. Lizardo O., Skiles S. Cultural Consumption in the Fine and Popular Arts Realms // Sociology Compass. 2008. Vol. 2, iss. 2. P. 485–502. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2008.00101.x.

32. Purhonen S., Gronow J., Rahkonen K. Nordic Democracy of Taste? Cultural Omnivorousness in Musical and Literary Taste Preferences in Finland // Poetics. 2010. Vol. 38, iss. 3. P. 266–298. DOI: https://doi.org/10.1016/j.poetic.2010.03.003.

33. Бокова А. В. Культурный контент как инструмент формирования идентичности сообществ (к постановке проблемы) // Вестн. ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2020. № 38. С. 5–11. DOI: 10.17223/22220836/38/1.

34. Ушкарев А. А. Статусная мотивация потребления искусства // Культура и искусство. 2018. № 6. С. 1–12. DOI: 10.7256/2454-0625.2018.6.26694.

35. Абрамов Р. Н., Зудина А. А. Культурное потребление и досуговые практики «социальных инноваторов»: социологический анализ // Вестн. Удмуртского ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 1. С. 64–76.

36. Большаков Н. В., Максимова А. С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. № 4. С. 105–121. DOI: 10.35852/2588-0144-2019-4-105-121.

37. Великая К. В., Круглова Е. Л. Культурное потребление как фактор формирования социального статуса студента // Вестн. финансового ун-та. Гуманитарные науки. 2020. T. 10, № 3. С. 92–96. DOI: 10.26794/2226-7867-2020-10-3-92-96.

38. Рубинштейн А. Я. Театр, зритель и государство: 12 комментариев экономиста // Экономическая социология. 2019. T. 20, № 5. С. 98–149. DOI: 10.17323/1726-3247-2019-5-98-149.

39. Throsby D. The Production and Consumption of the Arts: A View of Cultural Economics // J. of Economic Literature. 1994. Vol. 32, no. 1. P. 1–29.


Рецензия

Для цитирования:


Блынская Т.А., Малинина К.О. Структура сферы культурного потребления на примере г. Архангельска и ее социальное значение. Дискурс. 2025;11(5):126-143. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-126-143

For citation:


Blynskaia T.A., Malinina K.O. Structure of the Sphere of Cultural Consumption on the Example of Arkhangelsk and Its Social Significance. Discourse. 2025;11(5):126-143. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-5-126-143

Просмотров: 8


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)