Цифровая турбулентность в высшем образовании: ИИ как вызов академической идентичности
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-61-75
Аннотация
Введение. Статья посвящена анализу трансформации высшего образования в условиях активного внедрения генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Цель исследования – раскрыть, как генеративный ИИ трансформирует академическую идентичность студентов, переопределяет нормы легитимности знаний и воспроизводит социальное неравенство через алгоритмическую грамотность.
Методология и источники. Исследование опирается на данные репрезентативного анкетного опроса студентов нескольких российских вузов различного профиля. Применены методы стратифицированного выборочного анализа, корреляционного и факторного анализа. Статистическая надежность результатов обеспечивается соответствием нормальным распределениям и устойчивостью к выбросам.
Результаты и обсуждение. Установлено доминирование генеративных ИИ-инструментов (в частности, ChatGPT) в образовательной среде. Зафиксирована их высокая субъективная эффективность, в том числе в контексте академической успеваемости и формирования профессиональных компетенций. Обнаружен нормативный разрыв между распространенной практикой использования ИИ и этическими оценками его допустимости в обучении. Обсуждаются эффекты технологической асимметрии и редукционизма.
Заключение. Полученные данные подтверждают становление новой образовательной парадигмы, характеризующейся сдвигом от традиционного преподавания к технологически опосредованному обучению. Статья акцентирует внимание на необходимости нормативной и дидактической адаптации вузов к условиям цифровой среды.
Об авторах
В. Е. ДрачРоссия
Драч Владимир Евгеньевич – кандидат технических наук (2005), доцент (2006), доцент кафедры информационных технологий и математики
ул. Пластунская, д. 94, г. Сочи, 354000.
Автор более 100 научных публикаций.
Сфера научных интересов: радиоэлектроника, информационные технологии, педагогика.
Ю. В. Торкунова
Россия
Торкунова Юлия Владимировна – доктор педагогических наук (2015), профессор кафедры информационных технологий и интеллектуальных систем
ул. Красносельская, д. 51, г. Казань, 420066.
Автор более 180 научных публикаций.
Сфера научных интересов: информационные технологии в образовании и экономике
Список литературы
1. Глухих В. А., Елисеев С. М., Кирсанова Н. П. Искусственный интеллект как проблема современной социологии // Дискурс. 2022. Т. 8, № 1. С. 82–93. DOI: https://doi.org/10.32603/2412-8562-2022-8-1-82-93.
2. Ильичев В. Ю., Драч В. Е., Чукаев К. Е. Морально-нравственные проблемы всеобщего применения нейронных сетей // Рефлексия. 2023. № 5. С. 8–13.
3. Цифровая экономика и системная цифровая трансформация / А. С. Копырин, Е. В. Видищева, В. В. Коваленко и др. / под общ. ред. А. С. Копырина. Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2023.
4. Generative artificial intelligence // Wikipedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Generative_artificial_intelligence (дата обращения: 20.08.2024).
5. Драч В. Е., Торкунова Ю. В. Использование генеративного искусственного интеллекта для социологических исследований // ДИСКУРС. 2025. Т. 11, № 1. С. 52–70. DOI: 10.32603/2412-8562-2025-11-1-52-70.
6. Drach.pro. URL: https://drach.pro (дата обращения: 21.01.2025).
7. Soft skills development in ICT students: an evaluation of teaching methods by university educators / A. L. Garcia, E. Trullols, A. Pérez-Poch, N. Petrović // Cogent Education. 2025. Vol. 12, no. 1: 2437906. DOI: 10.1080/2331186X.2024.2437906.
8. Bourdieu P. Distinction: A Social Critique of the Judgement of Taste / Transl. by R. Nice. Cambridge: Harvard Univ. Press, 1984.
9. Selwyn N. The future of AI in education: Some cautionary notes // European J. of Education. 2022. Vol. 57, iss. 4. Р. 620–631. DOI: https://doi.org/10.1111/ejed.12532.
10. ‘”Where’s the line? It’s an absurd line”: towards a framework for acceptable uses of AI in assessment / T. Corbin, P. Dawson, K. Nicola-Richmond, H. Partridge // Assessment & Evaluation in Higher Education. 2025. DOI: 10.1080/02602938.2025.2456207.
11. Flew T. Mediated Trust and Artificial Intelligence // Emerging Media. 2023. Vol. 1, iss. 1. P. 22-29. DOI: 10.1177/27523543231188793.
Рецензия
Для цитирования:
Драч В.Е., Торкунова Ю.В. Цифровая турбулентность в высшем образовании: ИИ как вызов академической идентичности. Дискурс. 2025;11(4):61-75. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-61-75
For citation:
Drach V.E., Torkunova Yu.V. Digital Turbulence in Higher education: AI as a Challenge to Academic identity. Discourse. 2025;11(4):61-75. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2025-11-4-61-75