ФИЛОСОФИЯ
Введение. В статье рассматривается молчание как граница между публичным и приватным, пересечение которой может трактоваться как нарушение, но и как создание нового образа публичности. При множественном пересечении, если опираться на выводы Ханны Арендт, создается не просто образ публичности, но особое место политического со своими границами. Образ становится образом действия, возмущенное или укоряющее молчание делается политическим актом, выход за пределы привычной речи и становится выступлением, выступанием вперед.
Методология и источники. В статье анализируются с опорой на феноменологический метод и дискурсивную критику различные проявления vita activa деятельной жизни, связанные с молчанием: заявление о себе в молчаливом жесте, объявление как появление, предшествующее слову, сближение. При этом метод и критика вписываются в топологическую структуру города, с его пространствами возможного. Ключевым здесь становится образ мембраны, введенный Ж. Симондоном и развитый в перформативной теории Д. Батлер.
Результаты и обсуждение. Мембрана и есть тот модус возможности, в котором городская топика взаимодействий превращается в топологию молчания как действия, гневного, настойчивого, уверенного. Город сам по себе не производит никакой уверенности, но мембрана оживления города, когда и его архитектура, и его повседневность становятся живыми, производит уверенность совместного действия. Это уже не договоренность, открытая или молчаливая, но то молчание, которое само себя выворачивает наизнанку и предвосхищает новые конструктивные договоренности горожан, способствуя созданию гражданского общества.
Заключение. Полученные результаты позволяют уточнить понятия публичного пространства, перформативности речи и обращения к Другому, как и вообще установить границы образа Другого, не редуцируя его к отдельным когнитивным или практическим ситуациям. Молчание может пониматься уже не как часть фигур речи, но часть топологии речи и топологии города одновременно, внутри динамического посредничества между различными социальными позициями.
Введение. Религиозное откровение исследуется как фактор, запускающий трансформационные процессы в существующей религиозной, а в последствии и светской культуре. Автор задался целью проанализировать семиотическую структуру такого откровения и выявить, существует ли семиотический механизм, запускающий трансформационные процессы. Если он существует, то каковы его специфические характеристики? Трансформация по определению связана с генезисом смыслов, которые, в свою очередь, определяются иерархией ценностей. Когда речь идет о религии, зачастую ученому бывает сложно остаться в стороне от субъективного оценочного суждения. Новизна этой работы, на наш взгляд, состоит в подробном описании «механики» трансформационных процессов, что позволяет избежать отношения к содержанию того или иного религиозного откровения. Результаты нашего исследования актуальны тем, что предлагают, во-первых, использовать семиотический срез для анализа феномена трансформации и, во-вторых, вооружают системным инструментарием.
Методология и источники. Методологической базой данного исследования служит семиотическая методология. Религиозное откровение рассматривается в категориях означающего, означаемого, интерпретантов (треугольник Огдена-Ричардса), а также в категориях знака, семиотического кода, семиотических уровней (синтагматики, семантики, прагматики). Большое влияние на автора оказала концепция Л. Ф. Чертова о семиотике как средстве конструирования и трансляции смыслов. В качестве источников для анализа религиозного откровения использовались священные книги иудаизма (Тора, Танах) и христианства (Новый Завет).
Результаты и обсуждение. Основными результатами исследования являются: описание парадоксального характера религиозного откровения; выявление семиотической природы трансформационного механизма; выявление структурного уровня, на котором он запускается; выявление природы его пассионарности; выявление трансформационной последовательности (изменение синтагматического порядка – изменение ценностей и смыслов – изменение культурной практики).
Заключение. Главным выводом, по мнению автора, является детерминация религиозного откровения как фактора ценностной, смысловой и культурной трансформации. В самой своей структуре откровение по необходимости несет трансформационный потенциал. Его механизм становится видным благодаря семиотическому подходу и методологии.
Введение. В статье рассматривается экзистенциальное отчуждение как вневременной феномен, затрагивающий каждого человека, поскольку наше бытие связано с дихотомиями человеческого существования: жизнь и смерть, ограниченность бытия и одиночество. Экзистенциальное отчуждение выходит за пределы исторических и социальных контекстов, касаясь мировоззренческих поисков смысла жизни и этических идеалов.
Методология и источники. Автор применяет методы анализа философских концепций, синтеза, феноменологический и религиозно-философский подходы. Выполненный анализ опирается на работы экзистенциальных мыслителей, а также философов-персоналистов, таких как С. Кьеркегор, М. Хайдеггер, А. Камю, Э. Мунье, Ж. Лакруа и других с акцентом на диалектику отчуждения и вовлечения.
Результаты и обсуждение. Исходным постулатом является понимание человека не только как социального существа, но и духовного, обладающего свободой и способностью выбора. Рассматривая экзистенциальное отчуждение через призму философии С. Кьеркегора, А. Камю и М. Хайдеггера, мы выявляем, что отчуждение возникает в процессе осознания несоответствия между внутренними экзистенциальными поисками и социальной инерцией. Камю описывает отчуждение как абсурд, вызванный несоответствием ожиданий и реальности, а М. Хайдеггер подчeркивает важность осознания собственного присутствия в мире. В противоположность этому вовлечение, как обозначено философами-персоналистами, связано с активной коммуникацией с другими людьми и стремлением к преодолению отчуждения через открытость и подлинную взаимосвязь, которые также обозначаются через термин «присутствие». Э. Мунье подчеркивает, что вовлеченность не является просто теоретической концепцией, а представляет собой творческий процесс, который способствует глубинному пониманию самого себя и мира.
Заключение. Экзистенциальное отчуждение остается актуальной проблемой, связанной с внутренними конфликтами и поиском смысла жизни. Вовлеченность, как противоположность отчуждению, требует честности, смелости и открытости. Этот процесс позволяет смягчить экзистенциальное отчуждение, способствует более глубокому пониманию себя и стремлению к внутренней целостности.
Введение. Растущее число билингвов в мире связано с активными процессами глобализации, интенсификации межкультурных контактов и миграционных процессов, вызванных различными причинами. Культурфилософский анализ билингвизма позволит определить его влияние на культуру, идентичность и межкультурную коммуникацию, а также использовать эмпирические данные для исследования взаимосвязи языка, культуры, социальных структур и мышления.
Методология и источники. Исследование направлено на экспликацию понятия билингвизма в контексте философии культуры. Для этого были проанализированы исследования билингвизма в лингвистике, философии и культурологии с использованием контент-анализа, метаанализа и нарративного подхода. Методологической базой послужили принципы экзистенциального анализа, герменевтики и критической теории.
Результаты и обсуждение. Анализ разработанности проблемы в лингвистике показал отсутствие единой теории билингвизма, которое выражается в отсутствии консенсуса по базовым определениям ключевых понятий – билингвизма, переключения кодов, смешения кодов и др. Показано, что существующие классификации билингвизма целесообразнее рассматривать как типологизации, в связи с тем, что выявленные виды билингвизма имеют совпадения друг с другом и не являются строго дихотомичными. Изучение билингвизма традиционно ограничивается рамками лингвистики и психологии, фокусируясь на когнитивных процессах, усвоении языка и социолингвистических аспектах. Культурфилософский подход позволяет выйти за эти рамки и рассматривать билингвизм как феномен, затрагивающий фундаментальные вопросы онтологии, эпистемологии и аксиологии культуры.
Заключение. Концепции «Другого» Э. Левинаса, «Чужака» Г. Зиммеля и гибридности Хоми К. Бхабхи предоставляют ценные инструменты для анализа феномена билингвизма как сложного и динамичного социокультурного процесса, связанного с формированием индивидуальной и коллективной культурной идентичности. Признание диалогической природы билингвизма и учет экзистенциального опыта билингвов открывают перспективы для исследования когнитивных и социокультурных стратегий бикультурных индивидов.
СОЦИОЛОГИЯ
Введение. На основе проведенного в 2023 г. поискового эмпирического исследования, в котором приняло участие более 10 тыс. школьников 9–11-х классов Ленинградской обл., автор приводит черты героев нашего времени, а также типологию героев, выработанную посредством типологического анализа. Использование метода неоконченных предложений позволило получить спонтанные, нерефлексируемые ответы респондентов, которые отражают их представления о социальном феномене «герой нашего времени».
Методология и источники. В статье систематизированы научные подходы к изучению феномена героев и героизма, представлено теоретическое исследование по проблематизации понятия «герой». Анализируются работы социологов и психологов: Б. Гизена, Т. Шлехтримена, С. Хука, С. Эллисон, Дж. Готелс, З. Е. Франко, К. Блау, Ф. Зимбардо, Е. Л. Кинселлы, Т. Д. Ричи, Е. Р. Игоу, Е. Джаявикреме, Р. Ди Стефано и О. Гольца, выделены категории, через которые исследуется герой/представления о героях.
Результаты и обсуждение. Показана дескриптивная модель «герой нашего времени», разработанная на основе проведенного исследования посредством укрупнения и обобщения полученных ответов. Модель включает в себя ценностный, когнитивный и поведенческий аспекты, характерные для героя нашего времени. Приведены типы героев, выделенные на основе результатов исследования.
Заключение. Приведены наиболее распространенные типы героев в представлениях школьников: «герой-альтруист», «обыкновенный герой», «герой достигающий», «герой-патриот» и «герой-лидер». Показан прикладной аспект разработанной дескриптивной модели.
Введение. Статья посвящена анализу трансформации высшего образования в условиях активного внедрения генеративного искусственного интеллекта (ИИ). Цель исследования – раскрыть, как генеративный ИИ трансформирует академическую идентичность студентов, переопределяет нормы легитимности знаний и воспроизводит социальное неравенство через алгоритмическую грамотность.
Методология и источники. Исследование опирается на данные репрезентативного анкетного опроса студентов нескольких российских вузов различного профиля. Применены методы стратифицированного выборочного анализа, корреляционного и факторного анализа. Статистическая надежность результатов обеспечивается соответствием нормальным распределениям и устойчивостью к выбросам.
Результаты и обсуждение. Установлено доминирование генеративных ИИ-инструментов (в частности, ChatGPT) в образовательной среде. Зафиксирована их высокая субъективная эффективность, в том числе в контексте академической успеваемости и формирования профессиональных компетенций. Обнаружен нормативный разрыв между распространенной практикой использования ИИ и этическими оценками его допустимости в обучении. Обсуждаются эффекты технологической асимметрии и редукционизма.
Заключение. Полученные данные подтверждают становление новой образовательной парадигмы, характеризующейся сдвигом от традиционного преподавания к технологически опосредованному обучению. Статья акцентирует внимание на необходимости нормативной и дидактической адаптации вузов к условиям цифровой среды.
Введение. В статье обсуждаются особенности современных методов создания и распространения музыки, а также их влияние на формирование музыкальных вкусов и предпочтений у молодежной аудитории. Особое внимание уделено стриминговым сервисам на основе предположения, что их распространенность коренным образом изменяет процесс создания, дистрибуции и потребления музыки.
Методология и источники. В качестве источников используются работы современных зарубежных и отечественных специалистов в области социологии музыки, культорологии и масс-медиа. Также анализируются мнения экспертов, занимающихся распространением музыкальных произведений, и музыкальных журналистов. Эмпирическую часть статьи составило анкетирование российской молодежи в возрасте от 17 лет до 21 года. Выбор данной аудитории обусловлен двумя причинами: особая привязанность к музыке обычно фиксируется у молодых людей в силу особенностей их психического и социального развития; прирост аудитории стриминговых сервисов происходит в основном за счет молодой аудитории. Используется теория социальных представлений С. Московичи в том смысле, что оценка представлений респондентов о музыке может рассматриваться как характеристика поколения зуммеров.
Результаты и обсуждение. Эксперты отмечают, что в эпоху стриминговых платформ значительные изменения происходят не только в технологиях распространения музыкальных произведений, но и в записи музыки и восприятии ее слушателями. Музыкальные предпочтения формируются искусственным интеллектом, что, с одной стороны, расширяет кругозор слушателя, с другой стороны, ограничивает его в узнавании радикально нового. Теряется связь между слушателем и личностью исполнителя, возникает феномен фейковых артистов, отношение к музыке становится более потребительским, музыкальные произведения подстраиваются под специфику стриминговых платформ. Эти и другие тенденции рассматриваются в зеркале восприятия молодых слушателей.
Заключение. Исследование позволило сделать следующие выводы: стриминговые платформы задают основу управления музыкальными вкусами, но пока не формируют их полностью; популярная музыка становится в последнее время менее интересной; популяризация современных музыкальных произведений связана в меньшей степени с изысканностью их звучания или музыкальной составляющей, и в большей – с модными трендами, витриной которых являются социальные сети, предлагающие короткие вертикальные видео.
Введение. В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного изучению взаимоотношений христианских конфессий и научного сообщества в современной России. Актуальность темы обусловлена противоречием между расширением дискуссии о диалоге религии и науки в среде теологов и неприятием этой идеи среди обычных христиан. При этом эмпирические исследования отношения российских христиан к научному сообществу практически отсутствуют.
Методология и источники. Методологической моделью исследования стал подход к изучению соотношения науки и религии с точки зрения этоса научного и религиозного сообщества. В основу методологии была также положена типология, выделяющая такие виды взаимоотношений религии и науки, как противостояние и конфликт, независимость, диалог, сближение и синтез. Участниками исследования, проведенного в 2023–2024 гг., стали священнослужители Русской православной церкви и основных протестантских деноминаций, таких как баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня и т. п. В выборку были включены как обычные прихожане, настоятели храмов, пасторы, так и священнослужители, являющиеся преподавателями христианских образовательных учреждений. В ходе исследования использовались такие методы, как стандартизированное интервью и опрос.
Результаты и обсуждение. Анализ полученных результатов показал, что большинство опрошенных респондентов считают, что между христианством и наукой сегодня идет диалог. Однако ясное понимание того, что именно христианство и наука могут обсуждать в этом диалоге характерно лишь для небольшого числа христианских священнослужителей и пасторов, которые, помимо теологического, имеют естественнонаучное образование. Обычные священники и прихожане христианских церквей продолжают оценивать взаимоотношения христианства и науки как противостояние или независимость и относятся к науке как к виду знания, принципиально противоположному и чуждому христианству.
Заключение. Таким образом, исследование показало, что особенности системы ценностей, характерной для большинства христианского сообщества, в действительности препятствуют их реальному взаимодействию с учеными.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Введение. Целью статьи является анализ социокультурной значимости валлонского языка и степени его встроенности в естественное и цифровое пространства Бельгии, а также описание становления его литературной традиции. Научная новизна работы объясняется оригинальными подходами к определению этапов развития и становления литературных жанров на валлонском языке, а также к выявлению различных стратегий, направленных на его поддержку посредством социокультурных инициатив как простых граждан, так и ряда ассоциаций и организаций. Поскольку особенности языковой ситуации в Бельгии – государстве, объединяющем романские и германские языки, неизменно привлекают лингвистов, заявленная тема представляется весьма актуальной, а обращение к социолингвистике, литературоведению, языковой политике и истории придают исследованию междисциплинарный характер.
Методология и источники. Исследование выполнено на основе различных лингвистических и исторических источников, а также литературных произведений и медиаресурсов, созданных на валлонском языке на территориях современного Королевства Бельгия. Методами, примененными в настоящем исследовании, являются описательный и сопоставительный методы, а также метод классификации.
Результаты и обсуждение. Валлония – родина многих известных и талантливых мастеров художественного слова, где письменная и устная речь имеют солидную основу для своего функционирования. Литературные жанры на валлонском языке разнообразны, а сферы его использования варьируются от театров и интернет-сайтов до бытового общения и языковых клубов. Однако современный валлонский язык все еще сталкивается с проблемой языковой нормы: разница диалектов ощутима не только в оригинальных произведениях, но и в переводной литературе.
Заключение. Валлонский язык находится под угрозой исчезновения вследствие малого количества носителей среди молодежи, но необходимо отметить, что бельгийские органы власти и филологи-активисты активно поддерживают малые языки страны. К сожалению, приверженцы валлонского языка имеют официальную возможность сохранять и распространять его лишь в качестве регионального.
Введение. Целью статьи является изучение возможности интеграции семиотических подходов и методов машинного обучения для автоматизированного анализа тональности текстов (Sentiment-анализа). Sentiment-анализ текста является популярным направлением лингвистики на стыке с компьютерными науками и анализом данных. Новизна работы заключается в попытке интерпретации результатов машинного обучения с опорой на содержание текстов отзывов как знаковых систем, выявляя их лексические, синтаксические и прагматические характеристики.
Методология и источники. Исследование опирается как на фундаментальные основы семантики, синтактики и прагматики, так и на современные подходы к автоматизации обработки текстовой информации и применению математических методов для обоснования речевых явлений. Материалом исследования послужил свободно распространяемый набор данных отзывов на кинофильмы с платформы IMDB. В качестве инструмента автоматизации применяется система KNIME для анализа данных в парадигме «No-coding» (без кодирования). В статье представлен рабочий поток, включающий этапы предобработки данных, построения моделей классификации, а также оценки их эффективности, предложена лингвистическая интерпретация ошибок автоматической классификации отзывов.
Результаты и обсуждение. Результаты демонстрируют высокую точность классификации (до 92,0 %) и способность алгоритмов выявлять ключевые лексические и синтаксические маркеры, формирующие эмоциональную окраску текста. Исследование расширяет границы традиционной семиотики, интегрируя методы машинного обучения и анализа больших данных, а также подчеркивает практическую ценность использования KNIME в задачах обработки естественного языка.
Заключение. В статье дается детализированное описание алгоритма автоматизации Sentiment-анализа отзывов на кинофильмы с учетом преимуществ и потенциальных сложностей такого подхода для интерпретации текста. Перспективы дальнейших исследований включают применение предложенных методов к многоязычным корпусам и анализу мультимодальных данных, что открывает новые возможности для изучения знаковых систем в условиях цифровой коммуникации. Предложенная методика может найти применение в коммерческой сфере для выявления настроений пользователей товаров, услуг, приложений, книг, фильмов и т.д., что повышает интерес к лингвистической науке, а именно к автоматическому анализу тональности или Sentiment-анализу.
Введение. В статье анализируется роман перуанского писателя Марио Варгаса Льосы «Говорун» при помощи современных стилеметрических инструментов. Роман характеризуется двумя стилистически различными параллельными частями. Цель исследования: выявить разницу между этими частями при помощи одного из наиболее надежных стилеметрических инструментов (Delta Берроуза), а также проверить, может ли этот инструмент вычислять разницу не между текстами принципиально разных авторов, а между главами, написанными одним человеком.
Методология и источники. Ключевым выступает метод Delta Берроуза, позволяющий сравнивать тексты между собой на основании распределения наиболее частотной лексики. Также используется мера Zeta, служащая средством выявления дифференцирующей лексики в главах романа «Говорун».
Результаты и обсуждение. Проведено три серии экспериментов. В рамках первой серии параллельные части романа «Говорун» помещены в корпус к остальным романам Варгаса Льосы. В результате «европейская» часть (главы I, II, IV, VI, VIII) отнесена алгоритмом к классу документальных текстов, а «перуанская» (III, V, VII) характеризуется близостью с тотальными романами, написанными в 1960-е гг. В рамках второй серии экспериментов проверяется, выявит ли алгоритм различия между конкретными главами, составляющими две части романа. В итоге главы отнесены к разным ветвям, алгоритм подтвердил надежность. Третья серия экспериментов посвящена выявлению дифференцирующей лексики при помощи меры Zeta. Выделены несколько классов, позволяющих отличить «европейскую» часть от «перуанской».
Заключение. Посредством алгоритма Delta Берроуза подтверждено стилистическое двухголосие романа Марио Варгаса Льосы «Говорун», более того, показано, что непосредственно алгоритм является достаточно чувствительным инструментом не только для фиксации авторских сигналов априори различных писателей, но и для характеристики вариативности стиля одного автора.
Введение. История русских переводов «Декамерона», наряду с разбором их достоинств и недостатков, исследуется многочисленными авторами уже давно. Как правило, объектом исследований является изучение и сопоставительный анализ переводов, выполненных А. Н. Веселовским и Н. М. Любимовым, изданных в 1891–1892 и 1970 гг. соответственно, а также переводов, сделанных К. Н. Батюшковым и появлявшихся, начиная с 1817 г., отдельных новелл из «Декамерона». В настоящей статье представлен анализ современных исследований, посвященных переводам оригинала этого произведения с итальянского языка на русский. Автор предполагает, что их наличие свидетельствует о неугасающем интересе со стороны русскоязычных исследователей и издателей к произведению, имеющему основополагающую роль в зарождении современного романа, и даже может привести к рассмотрению вопроса о создании нового русского перевода, учитывающего выводы современных анализов.
Методология и источники. Основной метод исследования, использованный при анализе литературы, – сопоставительный анализ текстов оригинала «Декамерона» и его русских переводов. Предпочтение отдавалось исследованиям, проведенным с лингвистической и стилистической точек зрения.
Результаты и обсуждение. Созданные в совершенно разные эпохи главные русские переводы «Декамерона» сильно отличаются и по стилю. На основе обзора существующей литературы можно заметить, что как буквалистский перевод Веселовского, так и художественные переводы Батюшкова и Любимова, при всем их высоком качестве, не всегда в полной мере передают богатый текстовый и смысловой фон оригинала.
Заключение. В заключение анализа утверждается, что будущие исследования, предполагающие гипотетический новый перевод «Декамерона», должны среди прочего сосредоточиться на возможности передать очень важную черту оригинала, а именно метрическую структуру, характерную для риторики Средневековья.
Введение. Обзорная статья (Review) является распространенным видом научных публикаций, однако ее жанровый статус, равно как и дискурсивные характеристики ее разновидностей, остаются не вполне изученными. Анализ дискурсивных практик научного обзора в англоязычном сегменте академического медицинского дискурса позволяет восполнить этот пробел, поэтому целью исследования стала систематизация жанровых разновидностей англоязычного медицинского обзора на основе их естественного функционирования в академическом дискурсе.
Методология и источники. Исследовательский корпус был собран из оригинальных обзорных статей ведущих медицинских журналов The New England Journal of Medicine (NEJM), The British Medical Journal (BMJ), The Lancet; с использованием метода семантического анализа, а также анализа дефиниций были исследованы требования для авторов, которые затем соотносились с жанровой принадлежностью статьи. Сопоставительный анализ жанровых характеристик применялся для систематизации традиционных видов обзорной статьи, а также для выявления относительно новых и специфичных для медицинского академического дискурса жанровые разновидностей.
Результаты и обсуждение. Универсальным жанром обзорной научной статьи в англоязычном медицинском дискурсе остается Review (the Lancet), Clinical Review (BMJ), Clinical Practice Review (NEJM). Systematic Review и Meta-Analysis в медицинском дискурсе фокусируются на всестороннем анализе библиографических источников, баз данных и научной литературы и участвуют в распространении подходов доказательной медицины. Были выявлены и проанализированы специфические жанровые разновидности обзорной статьи, а именно Live Systematic Review, Hypotheses, Seminar, Series, Viewpoint, Therapeutics.
Заключение. Функционально-дискурсивный подход к систематизации жанровых разновидностей Review в англоязычном сегменте медицинского академического дискурса продемонстрировал свою эффективность и потенциальную возможность применения в других жанрах, типах дискурса и языковых культурах.
Введение. В статье описаны тенденции изменения коммуникативых характеристик президентского видеоролика как жанра американской предвыборной коммуникации. Актуальность работы обусловлена интересом современной лингвистики к изучению дискурса в динамическом аспекте. Научная новизна исследования заключается в установлении стратегий и тактик, свойственных дискурсу американского предвыборного видеоролика в разные периоды существования жанра, а также выявлении исторической вариативности его эмоционально-стилевого формата.
Методология и источники. Исследование выполнено в русле исторической дискурсологии. Анализ эмпирического материала, которым послужили тексты 499 предвыборных президентских видеороликов общим объемом 61497 слов, выполнялся с использованием методов корпусной лингвистики и интерпретативного метода анализа дискурса. Тексты видеороликов разделены на три подкорпуса в соответствии с периодами развития жанра, обусловленными социально-политическими факторами (19521972 гг., 1976–2000 гг., 2004–2024 гг.).
Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ ключевых слов подкорпусов позволил описать изменения в функциональном фокусе высказываний основных субкатегориальных типов адресанта дискурса видеоролика. Выявлена трансформация ведущей функции сторонника кандидата как говорящего субъекта: от формирования положительного образа кандидата в первом периоде до дискредитации оппонента во втором периоде, усиление значимости которой приводит к возникновению в третьем периоде самостоятельной категории адресанта – противника оппонента. Меняются ключевые тактики позитивной самопрезентации: от апелляции к общественному мнению в первом периоде к апелляции к субъективному опыту говорящего в третьем периоде. Усиление роли стратегий эмоционального воздействия и дискредитации в дискурсе видеоролика приводит к изменению эмоционально-стилевого формата жанра: отмечается ведущая роль дидактической тональности в первом периоде, информативной тональности во втором периоде и фамильярной тональности в третьем.
Заключение. Коммуникативная динамика жанра американского президентского видеоролика проявляется в повышении агональности предвыборной рекламной коммуникации и ее демократизации. Выявленные тенденции коррелируют с кризисом доверия к официальным источникам информации, распространением соцсетей, цифровизацией медиа, динамизацией и фрагментизацией информации. Перспективным представляется дальнейшее изучение динамики жанров предвыборной коммуникации под влиянием указанных процессов.
ISSN 2658-7777 (Online)