Preview

Дискурс

Расширенный поиск

Интегральный подход к изучению дискурса (на материале голосовых сообщений)

https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-129-138

Аннотация

Введение. Рассматривается возможность применения интегрального подхода к изучению голосового сообщения (ГС) – новой формы дискурса, которая обладает своими социальными и коммуникативными особенностями. Тема представляет особый интерес для лингвистов и ученых в других гуманитарных науках, так как остается актуальным вопрос эффективного междисциплинарного подхода к исследованию любого объекта. Природа голосового сообщения находится на стыке интересов социологии, когнитивистики, аксиологии и лингвистики, поэтому применение именно интегрального подхода позволяет всецело изучить этот дискурсивный феномен. Научная новизна статьи заключается в малоизученности применения интегрального подхода в дискурсе, а также отсутствии исчерпывающего описания специфики голосовых сообщений.

Методология и источники. Для анализа ГС в русле интегрального подхода в работе применяется метод лингвистического моделирования (при создании интегральной модели, которая основывается на модели К. Уилбера AQAL (all quadrants all levels). Используются дискурсивный анализ и метод социологического опроса для описания природы голосового сообщения. С помощью категориального метода «формальнологическое определение понятия» дается определение голосовому сообщению.

Результаты и обсуждение. Применение интегрального подхода позволило создать интегральную модель голосового сообщения, состоящую из четырех секторов: социального, когнитивного, культурологического и лингвистического. Каждый сектор предоставляет ряд качественных выводов, которые помогают определить место и роль этого коммуникативного феномена в современной парадигме.

Заключение. Социальный сектор представляет ГС как популярную форму коммуникации среди людей разного возраста, пола и рода деятельности, которая восполняет недостатки современного живого общения, возникающие вследствие динамичности жизни. С точки зрения культурологии общение ГС говорит о том, что современный русский человек относится ко времени как к исчерпаемому ценному ресурсу; русскоязычная культура становится индивидуалистической и фокусируется на говорящем; общество ценит духовность и возможность рефлексировать. Повседневное общение ГС состоит из жанрового репертуара, обладающего большой степенью эмоциональности: объяснение, рассказ, разговор по душам, выражение сопереживания, просьба, извинение и благодарность. Когнитивный сектор дал знания о самых распространенных эмоциях в ГС – это радость, печаль и удивление.

Об авторе

А. В. Каминская
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Каминская Альбина Владимировна – ассистент кафедры иностранных языков в сфере менеджмента

Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, 199034



Список литературы

1. Порус В. Н. «Междисциплинарность» как тема философии науки // Эпистемиология и философия науки. 2013. Т. 38, № 4. С. 5–13.

2. Хомутова Т. Н. Научный текст: интегральный подход. Челябинск: ЮУрГУ, 2010.

3. Wilber K. Introduction to Integral Theory and Practice: IOS Basic and the AQAL Map // J. of Integral Theory and Practice. 2006. Vol. 1, № 1. P. 1–38.

4. Wilber K. The Integral Vision: A Very Short Introduction to the Revolutionary Integral Approach to Life, God, the Universe, and Everything, 2007. URL: https://archive.org/details/integralvisionve00kenw/page/n3/mode/2up (дата обращения: 20.01.2023).

5. Кожина М. Н. Речевéдение: функциональная стилистика и дискурсный анализ // Стил. 2004. № 3. С. 12–24.

6. Кубрякова Е. С. Понятие «парадигма» в лингвистике: введение // Парадигмы научного знания в современной лингвистике: сб. науч. тр. / Ин-т науч. информации по общественным наукам РАН. М., 2008. С. 4–14.

7. Парулина И. Ю. Университетский дискурс: интегральная модель (на материале новостных статей университетских сайтов): дис. … канд. филол. наук / ЧелГУ. Челябинск, 2020.

8. Хомутова Т. Н., Парулина И. Ю. Тематическая структура новостного университетского дискурса // Вестн. Южно-Урал. гос. ун-та. Сер.: Лингвистика. 2017. T. 14, № 4. С. 32–39. DOI: 10.14529/ling170405.

9. Силкина О. М. Структура научной аннотации: интегральная модель (на материале английского, немецкого и русского языков): дис. … канд. филол. наук / ЧелГУ. Челябинск, 2021.

10. Шаховский В. И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987.

11. Plutchik R. The Nature of Emotions: Human emotions have deep evolutionary roots, a fact that may explain their complexity and provide tools for clinical practice // American Scientist. 2001. Vol. 89, no. 4. P. 344–350. DOI: 10.1511/2001.28.344.


Рецензия

Для цитирования:


Каминская А.В. Интегральный подход к изучению дискурса (на материале голосовых сообщений). Дискурс. 2023;9(5):129-138. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-129-138

For citation:


Kaminskaya A.V. Integral Approach in Discourse Studies (Voice Messaging Study). Discourse. 2023;9(5):129-138. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-129-138

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2412-8562 (Print)
ISSN 2658-7777 (Online)