«Текст культуры» как категория философии культуры: от семиотической теории к исследовательской практике
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-33-43
Аннотация
Введение. Культура являет себя в текстах, человек «читает» их, общается с ними. Это общение осуществляется с различной степенью компетентности, высокая ее степень – необходимое требование к «чтению» «текста культуры» в исследовательской практике. В статье осуществляется метатеоретическое построение на основе анализа семиотической теории «текста культуры» тартуско-московской школы, целью которого выступает разработка культурфилософской исследовательской практики. Автор решает следующие задачи: обоснование необходимости метатеоретических построений вокруг семиотики культуры Ю. М. Лотмана; категоризация «текста культуры»; характеристика семиозиса «текста культуры» как необходимого порождения метатекста; изложение принципов исследовательского «чтения» «текста культуры». Статья носит теоретико-методологический характер.
Методология и источники. Методологической базой исследования избраны традиции отечественной семиотики культуры, тартуско-московской семиотической школы. Основные параметры отбора научных публикаций: степень семиотической проблематизации «текста культуры», возможность экспликации искомых понятий, перспектива метатеоретических построений.
Результаты и обсуждение. Предпринятое исследование позволяет сформулировать теоретико-методологические выводы: 1) необходимость развития семиотики культуры тартуско-московской школы обосновывается усложнением современной культуры как открытой динамичной системы, нереализованным методологическим целеполаганием институции; 2) «текст культуры» – важнейшее понятие культурфилософского исследования, его необходимая категоризация открывает перспективы разработки процедур семиотического анализа артефакта как «текста культуры», интерпретации его семиозиса с учетом механизмов функционирования имманентных структур; 3) важнейшим направлением культурфилософского анализа «текста культуры» выступает его семиозис, трактуемый как знаковое функционирование артефакта-текста в границах открытой системы – культуры как «единого».
Заключение. Принципиальные аспекты предложенной культурфилософской практики: 1) категориальная система семиотики культуры включает позицию «текста культуры», фиксирующую генетическое родство текста и культуры; 2) семиозис артефакта как «текста культуры» закономерно порождает метатекстуальное пространство культуры как следствия открытости систем в границах культуры – «единого».
Об авторе
Е. Н. ШатоваРоссия
Шатова Елена Николаевна – кандидат философских наук (2007), доцент (2017), доцент кафедры философии
Петербургское ш., д. 10 лит. А, Санкт-Петербург, г. Пушкин, 196605
Список литературы
1. Редколлегия. От редакции // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам. Т. 1: Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике. Вып. 1: Введение, теория стиха. Тарту: Тартуский гос. ун-т, 1964. С. 3–4.
2. Почепцов Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года. М.: Лабиринт, 1998.
3. Почепцов Г. Г. Русская семиотика: идеи и методы, персоналии, история. М.: Рефл-бук, 2001.
4. Шатова Е. Н. Семиотика как методология философско-культурологического знания: тартуско-московская школа // Философия и религиоведение в Ленинградском государственном университете имени А. С. Пушкина / отв. ред. М. Ю. Смирнов. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. С. 90–111.
5. Золян С. Т. Юрий Лотман: о смысле, тексте, истории. Темы и вариации. 2-е изд. М.: ИД ЯСК, 2020.
6. Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа / сост. А. Д. Кошелев. М.: Гнозис, 1994.
7. Неклюдов С. Ю. Московско-тартуская семиотическая школа. История, воспоминания, размышления. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998.
8. Университет, учитель, НТР (беседа с Ю. М. Лотманом) // Вестн. Высш. школы. 1986. № 7. С. 69–73.
9. Беседы с профессором Лотманом // Дайджест «Ленинградский университет». 1991. 12 апреля. С. 8–9.
10. Ицкович Д. «Говоря о современности, я скажу вот что…». О месте культуры в современном мире: беседа с проф. Тарт. гос. ун-та Ю. М. Лотманом // Независимая газета. 1991. 16 июля. С. 7.
11. Лотман Ю. М. Город и время // Метафизика Петербурга. СПб.: Эйдос, 1993. С. 84–92.
12. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994.
13. Полный курс «Бесед о русской культуре…» Юрия Лотмана // Livejournal. URL: https://philologist.livejournal.com/8253720.html (дата обращения: 07.02.2023).
14. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство-СПБ, 2005.
15. Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам. Т. 12: Структура и семиотика художественного текста. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1981. С. 3–7.
16. Лотман Ю. М. Текст в тексте // Ученые записки Тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам. Т. 14: Текст в тексте. Тарту: Изд-во Тартуского гос. ун-та, 1981. С. 3–18.
17. Шатова Е. Н. Философия культурного текста: практика семиотической интерпретации: учеб.-метод. пособие. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016.
18. Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. О. Лосского. М.: Наука, 1999.
Рецензия
Для цитирования:
Шатова Е.Н. «Текст культуры» как категория философии культуры: от семиотической теории к исследовательской практике. Дискурс. 2023;9(5):33-43. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-33-43
For citation:
Shatova E.N. “Text of Culture” as a Category of Cultural Philosophy: from Semiotic Theory to Research Practice. Discourse. 2023;9(5):33-43. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-5-33-43