Презентация пространства в рассказах ужасов Э. А. По
https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-125-136
Аннотация
Введение. Статья посвящена рассмотрению категории пространства в прозе Э. А. По. На примере рассказов ужасов определяется роль художественного пространства в языковой картине мира автора и выявляются его ключевые структурно-семантические характеристики. Актуальность проводимого исследования связана с возрастающим интересом к способам и средствам концептуализации действительности в художественном тексте, к проблемам художественного жанра и специфике авторского идиостиля.
Методология и источники. Основными методами исследования выступают семантический анализ, заключающийся в определении ключевых бинарных пространственных оппозиций, и функционально-стилистический анализ, ориентированный на выявление способов и средств репрезентации художественного пространства в творчестве Э. А. По. Эмпирической базой исследования послужили рассказы, написанные в жанре литературы ужасов: «The Masque of the Red Death», «The Pit and the Pendulum», «William Wilson», «The Fall of the House of Usher», «Berenice», «The Cask of Amontillado», «The Oval Portrait».
Результаты и обсуждение. В ходе анализа установлено, что в рассказах Э. А. По представление пространства основано на неразрывной взаимосвязи его объективного описания автором с его субъективным восприятием героем/рассказчиком и характеризуется обилием эмоционально-оценочной и перцептивной лексики, вербализующей большой спектр тревожных состояний. К значимым приемам пространственного моделирования в рассказах Э. А. По следует отнести поляризацию пространства, реализуемую в текстах через смысловые бинарные оппозиции «открытое – закрытое», «внутри – снаружи», «верх – низ», а также его деформацию и гиперболизацию.
Заключение. Пространство выступает в рассказах Э. А. По важнейшим параметром концептуализации действительности. Окружающий мир в литературе ужасов этого автора неотделим от образов готической литературы, что выражается не только в использовании хронотопа «замок», в ряде текстов трансформируемого в хронотоп «нехороший дом», но и в реализации его мотивного комплекса.
Об авторах
Ю. Г. ТимралиеваРоссия
Тимралиева Юлия Геннадьевна – доктор филологических наук (2017), доцент (2005), заведующая кафедрой романо-германской филологии и перевода
наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А, Санкт-Петербург, 191023
Н. С. Татаринцев
Россия
Татаринцев Никита Сергеевич – аспирант кафедры романо-германской филологии и перевода
наб. канала Грибоедова, д. 30-32, литер А, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234–407.
2. Топоров В. Н. Пространство и текст // Из работ московского семиотического круга. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 455–515.
3. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя // О русской литературе. СПб.: Искусство-СПб, 1997. С. 621–658.
4. Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 13–285.
5. Жилина Т. С. Семантика художественного пространства в романе Дж. Джойса «Портрет художника в юности»: автореф. дис. … канд. филол. наук / Росс. гос. ун-т им. Иммануила Канта. Калининград, 2008.
6. Poe E. A., Whiting M. A. The poetical works of Edgar Allan Poe: together with his essay on the philosophy of composition’. Boston: Educational Publishing Company, 1906 // HathiTrust Digital Library. URL: http://dp.la/item/b9310d403dfecda3edda7fc96bde699c (дата обращения: 24.02.2022).
7. Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии. СПб.: Филологический факультет СП6ГУ, 2004.
8. Hoffmann G. Space and Symbol in the Tales of Edgar Allan Poe / Transl. by E. G. Lord // Poe Studies. 1979. Vol. XII, no. 1. P. 1–14.
9. Каширина С. В. Роль художественного пространства в постижении литературного текста // Вестн. ОГУ. 2006. № 9. Ч. 1. С. 180–185.
10. Башляр Г. Избранное: поэтика пространства / пер. с франц. Н. В. Кисловой, Г. В. Волковой, М. Ю. Михеева. М.: РОССПЭН, 2004.
11. Поршнева А. С. Изучение художественного пространства: стратегии и алгоритмы // Иноязычный дискурс: проблемы интерпретаций и изучения: сб. науч. трудов. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. Вып. 2. С. 96–115.
12. Сергеева Ю. М., Голубева С. А. Лингво-прагматические особенности формирования перцептуального пространства в эгоцентричном художественном тексте // Верхневолжский филологический вестн. 2020. № 2 (21). С. 179-186. DOI: 10.20323/2499-9679-2020-2-21-179-186.
13. Тарасова Е. В. Традиции готического романа в прозе США XIX - первой трети ХХ веков (Э. А. По, А. Бирс, Г. Ф. Лавкрафт): автореф. дис. … канд. филол. наук /Белорус. гос. ун-т. Минск, 2019.
14. Васильева Э. В. Особенности хронотопа в новоанглийской готике: «Дом о семи фронтонах» Н. Готорна и «Призрак дома на холме» Ш. Джексон // Вестн. Костром. гос. ун-тa. 2020. T. 26, № 1. С. 87–92. DOI: 10.34216/1998-0817-2020-26-1-87-92.
15. Kane M. Edgar Allan Poe and Architecture // The Sewanee Review. 1932. Vol. 40, no. 2. P. 149–160.
Рецензия
Для цитирования:
Тимралиева Ю.Г., Татаринцев Н.С. Презентация пространства в рассказах ужасов Э. А. По. Дискурс. 2023;9(2):125-136. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-125-136
For citation:
Timralieva J.G., Tatarincev N.S. Presentation of Space in E.A. Poe's Horror Stories. Discourse. 2023;9(2):125-136. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-125-136